Отражение, дающее образ среды, где действуют живые существа; 2 страница
1) в сфере познания, где притягательна граница между известным и неизвестным;
2) в сфере творчества — граница между возможным и невозможным;
3) в сфере риска — между благополучием и угрозой существованию;
4) в сфере игры — между воображаемым и реальным;
5) в сфере доверительных контактов — между открытостью людям и защищенностью от них, и пр.
Неадаптивность может выступать и как дезадаптивность — в случае постоянной неуспешности попыток реализовать цель, или же при наличии двух и более равно значимых целей; это может свидетельствовать о незрелости личности, невротических отклонениях, дисгармонии в сфере принятия решений; или же может быть следствием экстремальности ситуации.
АДАПТИРОВАННОСТЬ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ — применительно тестов означает соответствие заданий тестовых и оценок тестовых, по ним получаемых, особенностям культуры, сложившимся в обществе, где тест применяется. Включает в себя как изменение самих заданий тестовых, так и уточнение норм тестовых. Это требование важно при заимствовании теста из другой страны.
При применении теста в условиях, существенно отличных от тех, в коих он создан, тоже требуется адаптация теста к новым условиям. Особенно это касается тестов бланочных, заимствованных из иной страны и писанных на ином языке.
АДАПТОМЕТР — прибор для регистрации изменений чувствительности световой глаза (-> глаз: чувствительность световая) в ходе адаптации темновой. Построен на принципе измерения порога светового раздражения (-> порог восприятия) анализатора зрительного при предъявлении точно дозированного раздражителя светового.
АДДИТИВНОСТЬ — свойство величин, состоящее в том, что величина или свойство, соответственная целому объекту, всегда равна сумме величин или свойств, соответственных его частям, как бы ни был объект разделен на части.
АДРЕНАЛИН — гормон, вырабатываемый мозговым веществом надпочечников. Его активирующее действие на организм сравнимо с действием системы нервной симпатической.
АЖИТАЦИЯ — аффективная реакция (=> аффект), возникающая в ответ на угрозу жизни, аварийную ситуацию и прочие психогенные факторы. Проявляется в форме сильного беспокойства, тревоги, потери целенаправленности действий. Человек суетится и становится способен выполнять лишь простые автоматизированные действия. Возникает ощущение пустоты и отсутствия мыслей, нарушается возможность рассуждать, устанавливать сложные связи между явлениями. Это сопровождается явными вегетативными нарушениями: появляется бледность, учащенное дыхание, сердцебиение, дрожание рук и пр. Ажитация оценивается как препатологическое состояние в границах психологической нормы (-> психология экстремальная). В аварийных ситуациях среди летчиков, подводников и представителей других профессий, связанных с риском, она нередко воспринимается как растерянность.
АКАЛЬКУЛИЯ — нейропсихологический симптом, характерный нарушением счета и счетных операций вследствие поражения различных областей коры мозга головного (-> мозг головной: кора). Различается две ее формы. Акалькулия первичная — связана с нарушением понимания разрядного строения чисел, трудностями в самих счетных операциях, неразличением арифметических знаков и пр.; выступает как симптом, независимый от других расстройств функций психических высших; наблюдается при поражении теменно-затылочно-височных отделов коры полушария левого и являет собой нарушение понимания пространственных отношений; Акалькулия вторичная — входит в структуру некоего синдрома нейропсихологического, то есть может возникать при других расстройствах высших функций психических высших (афазии, агнозии, амнезии) или при общем нарушении целенаправленной интеллектуальной деятельности:
1) при поражении височных отделов коры больших полушарий — когда нарушается устный счет;
2) при поражении затылочных отделов — когда не различаются сходные по написанию цифры;
3) при поражении префронтальных отделов — когда нарушается целенаправленная деятельность, планирование счетных операций и контроль за их выполнением.
АККОМОДАЦИЯ — 1. Механизм, состоящий в изменении существующей схемы для приспособления ее к новому объекту или ситуации. В частности — изменение кривизны хрусталика глаза для точной фокусировки изображения на сетчатке. 2. Согласно Ж. Пиаже — изменение уже сложившихся знаний, умений и навыков соответственно появлению новых условий.
АКСЕЛЕРАЦИЯ (акцелерация) — отмечаемое за последние сотню-полторы лет ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков; проявляется в увеличении веса и размеров тела (в том числе у новорожденных), в ускоренном половом созревании. Статистически установлено, что за последнее столетие рост детей при рождении возрос в среднем на 0.5 — 1 см, а вес — на 100 — 300 г; у детей 5 — 7 лет рост каждые десять лет увеличивался в среднем на 1.5 см, а вес — на 0.5 кг; у детей возраста школьного рост увеличился на 10 — 15 см. Половое созревание стало наступать раньше в среднем на 1 — 2 года.
Все это, при сохранении традиционно сложившихся условий воспитания и норм поведения подростков, иногда становится источником психологических коллизий — появления барьеров психологических, конфликтов, аффективных форм поведения. Есть данные и об акселерации психологической — ускорении умственного развития детей; но надежных статистических выводов пока нет. Считается, что акселерация обусловлена влиянием как биологических, так и социальных факторов, в частности — более интенсивным информационным воздействием.
АКТ АППЕРЦЕПЦИИ — процесс организации единицы более высокого порядка: сознание способно почти беспредельно насыщаться некоим содержанием, если оно активно объединяется во все более крупные единицы. Способность к укрупнению единиц обнаруживается не только в простейших перцептивных процессах, но и в мышлении.
АКТ ИДЕОМОТОРНЫЙ — переход представления о движении мышц в реальное выполнение этого движения; иначе, появление нервных импульсов, обеспечивающих движение, как только возникает представление о нем. Эти акты непроизвольны, неосознаваемы и обычно имеют слабо выраженные пространственные характеристики. Принцип акта идеомоторного открыл в XVIII в. английский врач Д. Гартли и разработал английский психолог В. Карпентер. Дальнейшие исследования показали, что движения, сопровождающие процесс представления движений, не всегда непроизвольны и что мышечные сокращения, вызывающие их, могут осознаваться. Есть два взгляда на физиологический механизм акта идеомоторного:
1) основывается на представлениях И. П. Павлова: акт идеомоторный управляется эффекторными импульсами, поступающими от определенных клеток коры мозга головного (-> мозг головной: кора);
2) исходит из положения о кольцевой регуляции движений (Н. А. Бернштейн): акт идеомоторный управляется благодаря сигналам связи обратной, поступающим от органов движений. Чувствительность к незаметным для внешнего наблюдателя микродвижениям мышц при акте идеомоторном позволяет угадывать задуманное другим человеком и непроизвольно производимое им движение. Подобная чувствительность высока у домашних животных, особенно у «самых домашних» — кошек и собак.
АКТИВАЦИЯ — состояние системы нервной, характеризующее уровень ее возбуждения и реактивности. По своим психологическим механизмам разнородна. Определяется модулирующими влияниями, исходящими из части системы нервной, охватывающей систему лимбическую и структуры системы ретикулярной мозга головного. С изменением баланса этих влияний меняются интенсивность и качественное своеобразие активации, фиксируемые в вегетативных показателях — частоте сердцебиения, сопротивлении кожном, давлении артериальном, изменении дыхания и пр. Активация бывает длительной — тонической и короткой — фазической. Следует различать активацию системы нервной в целом как ее общую характеристику и активацию отдельных мозговых структур. Очень важно отличать понимание активации в психологии и психофизиологии — активации психологической и активации физиологической.
АКТИВАЦИЯ: УРОВЕНЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ — привычный для каждого человека уровень активации, на фоне коего преимущественно реализуется деятельность. Этот уровень — природная детерминанта индивидуальности.
АКТИВАЦИЯ: УРОВЕНЬ ОПТИМАЛЬНЫЙ — уровень максимального соответствия состояния системы нервной поведенческому акту, вследствие чего достигается высокая эффективность его исполнения.
АКТИВАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ — продолжение активации физиологической. Связана с расшифровкой внешних сигналов, зависимой от уровня бодрствования и от состояния сознания, а также от потребностей, вкусов, интересов и планов человека.
АКТИВАЦИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ — связана с функцией центров, находящихся у основания мозга головного. В этих центрах заключены механизмы пробуждения; именно на этом уровне собираются и классифицируются сигналы, идущие от мира внешнего и от самого организма, прежде чем они — при их достаточной важности — отправляются в кору мозга большого. Происходящая в результате этого активация высших центров позволяет организму бодрствовать и внимательно следить за сигналами от окружения, что обеспечивает ему сохранение физиологического и психического равновесия.
АКТИВИРОВАННОСТЬ — свойство системы нервной, определяющееся безусловно-рефлекторным балансом процессов нервных возбуждения и торможения и тесно связанное с уровнем неспецифической активации мозга головного. Трактуется как интегральное свойство системы нервной.
АКТИВНОСТЬ — понятие, выражающее способность живых существ производить движения произвольные и .изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей, — всеобщую характеристику живых существ, их собственную динамику как источник преобразования или поддержания жизненно значимых связей со средой. Жизнедеятельность организма — не уравновешение со средой, но активное преодоление среды, определяемое моделью будущего потребного. Активность строится согласно вероятностному прогнозированию развития событий в среде и положения в ней организма. В психологии выступает в соотнесении с деятельностью, обнаруживаясь как динамическое условие ее становления, выполнения и видоизменения, как свойство ее собственного движения. Ее характеризует:
1) в большой степени — обусловленность производимых действий спецификой внутренних состояний субъекта непосредственно в момент действия — в отличие от реактивности, когда действия обусловлены предшествующей ситуацией;
2) произвольность — обусловленность наличной целью субъекта — в отличие от поведения полевого (-> поленезависимость);
3) надситуативность — выход за пределы исходных целей — в отличие от приспособительности как ограничения действий узкими рамками заданного (=> активность надситуативная);
4) значительная устойчивость деятельности в отношении принятой цели — в отличие от пассивного уподобления предметам, с коими предстоит встретиться субъекту при осуществлении деятельности.
АКТИВНОСТЬ НАДСИТУАТИВНАЯ — способность подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с позиций исходной задачи. Ее посредством преодолеваются внешние и внутренние ограничения — барьеры деятельности (=> установка). Она выступает в явлениях творчества, активности познавательной, «бескорыстного» риска, активности сверхнормативной (=> группа: эффективность).
АКТИВНОСТЬ ОБЩАЯ — одна из сфер проявления темперамента. Определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека со средой — физической и социальной. По этому параметру можно быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным.
АКТИВНОСТЬ ОТЧУЖДЕННАЯ — согласно Э. Фромму — определенная нейтрализация человеческой активности, когда действие совершается над ним внешними или внутренними силами, отчего происходит отделение человека от результатов его деятельности. Пример — постгипнотическое поведение.
АКТИВНОСТЬ ПОИСКОВАЯ — поведение, направленное на изменение ситуации или отношения к ней при отсутствии определенного прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его эффективности. Обязательная компонента многих типов поведения. У животных сюда относятся все разновидности активно-оборонительного поведения, самостимуляции, а также поведение ориентировочное. У человека психические проявления активности поисковой — важная составная часть процессов планирования, фантазирования и пр.
АКТИВНОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ: БИОРИТМ (биоритмы психической активности человека) — периодическое чередование состояния напряжения и расслабления в психической деятельности человека. Различаются:
1) биоритмы внешние — их проявление связано с цикличностью солнечной активности (11.5 лет), сменой времен года, суток и пр.;
2) биоритмы внутренние — детерминирующие состояние активности и расслабления деятельности физической и психической. Особую значимость имеет суточный биоритм активности психической, влияющий на периоды наибольшей работоспособности и утомляемости:
1) максимальная активность утром (8 — 12 часов);
2) минимум — в середине дня (12 — 16 часов);
3) второй максимум — в вечернее время (16 — 2 часа);
4) особенно выраженный минимум — ночью (2 — 8 часов). Чередование максимума-минимума активности физической и деятельности психической в течение суток соответствует схеме: напряжение — расслабление — напряжение — расслабление. Это согласуется с суточным изменением внутренних биоритмов активности психической, проявляемых в активности системы симпатико-адреналовой (-> система нервная). Подъем активности утром и вечером соответствует увеличению выделения гормонов адреналина (А) и норадреналина (НА). Такая жесткая зависимость активных и инактивных компонент деятельности психической от внутренних биохимических процессов, происходящих в организме, требует четкого соответствия между внутренними биоритмами и внешней организацией жизнедеятельности. Если это соответствие нарушается, то частое следствие — различные заболевания системы нервной: нарушения сна, неврозы, заболевания сердечно-сосудистой системы. Поэтому психологическое обследование и психокоррекция должны обязательно учитывать структуру биоритмов активности психической.
АКТИВНОСТЬ СВЕРХНОРМАТИВНАЯ — одна их форм проявления активности надситуативной. Выражается в стремлении индивида или группы повысить официально предъявляемые обществом требования к некоему виду деятельности. Активность сверхнормативная — один из важнейших показателей высокой эффективности группы (-> группа: эффективность); характеризует группу как подлинный коллектив. Экспериментально фиксируется лишь в тех видах деятельности, где есть четкие официальные нормативы выполнения.
АКТОГРАФ — специальный прибор для регистрации двигательной активности во времени, в коих движение передается, например, на резиновые баллоны, а затем преобразуется в механические импульсы. Существуют механические и электрические, электронные актографы.
АКТОГРАФИЯ — метод регистрации двигательной активности во времени посредством специальных приборов — актографов.
АКТУАЛИЗАЦИЯ — действие, состоящее в извлечении усвоенного материала из памяти долговременной или кратковременной для последующего использования его при узнавании, припоминании, воспоминании или при непосредственном воспроизведении. Характеризуется различной степенью трудности или легкости — в зависимости от уровня сохранения или забывания извлекаемого материала (=> забывание; запоминание).
АКТУАЛИЗОВАТЬ (актуализировать) — Перевести из состояния потенциального в состояние реальное, актуальное.
АКТУАЛЬНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКАЯ — По Э. Эриксону — способность индивида к максимальному соучастию в социокультурных процессах при минимальном ущербе для собственной личности и деятельности ее механизмов защитных. Преодолевает и исключает примитивистские представления о некой всеобщей необходимости постоянной или эпизодической жертвенности людей и людьми во имя общественного прогресса.
АКУСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ — раздел психологии экспериментальной, посвященный исследованию ощущений в ответ на раздражители звуковые.
АКУСТИКА ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ — раздел физиологии органов чувств, основы коего заложены Г. Гельмгольцем. Посвящена изучению закономерностей процесса восприятия звуков и построения речи. Ее составными частями являются:
1) физика и биофизика восприятия простых и сложных тональных сигналов — исследуются: пороги слуховые — абсолютные и разностные; формирование ощущений громкости и высоты; восприятие звуков сложных, бинауральный эффект и пр.;
2) физиологию построения и восприятия речи — исследуются: физиологические аспекты построения речи и восприятия речевых и речеподобных сигналов (шумов); количественные показатели разборчивости речи и ее маскировки; условия распознания речевых сигналов; вопросы моделирования акта речевого;
3) нейродинамика слуха — исследуются: нейродинамические аспекты системы слуховой; восприятие звуковых последовательных стимулов — в зависимости от интервалов между ними, при учете интенсивностей, частот и длительностей.
АКЦЕНТИРОВАНИЕ — один из способов создания образов воображения. Выделяется некая деталь или часть целого и делается доминирующей, несущей основную нагрузку. Пример — карикатуры и шаржи.
АКЦЕНТУАЦИЯ — выделение, подчеркивание некоего свойства или признака на фоне прочих, его особенное развитие. В психологии — несколько преувеличенное, но в рамках психологической нормы развитие некоих психологических черт или особенностей субъекта (=> характер: акцентуация).
АКЦЕНТУАЦИЯ АСТЕНИЧЕСКАЯ — характерны быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям и ипохондрии.
АКЦЕНТУАЦИЯ ГИПЕРТИМНАЯ — характерны постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией разбрасываться, не доводить дело до конца.
АКЦЕНТУАЦИЯ ДЕМОНСТРАТИВНАЯ -> акцентуация истероидная.
АКЦЕНТУАЦИЯ ДИСТИМНАЯ — характерны преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни.
АКЦЕНТУАЦИЯ ЗАСТРЕВАЮЩАЯ -> акцентуация паранойяльная.
АКЦЕНТУАЦИЯ ИСТЕРОИДНАЯ (акцентуация демонстративная) — характерна выраженная тенденция к вытеснению неприятных для субъекта фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания; авантюристичность, тщеславие, «бегство в болезнь» (-> ипохондрия) при неудовлетворенной потребности в признании.
АКЦЕНТУАЦИЯ КОНФОРМНАЯ — характерны чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму (=> конформность).
АКЦЕНТУАЦИЯ ЛАБИЛЬНАЯ — характерны резкая смена настроения в зависимости от ситуации.
АКЦЕНТУАЦИЯ НЕУСТОЙЧИВАЯ — характерны склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний, умение легко устанавливать контакты поверхностного характера.
АКЦЕНТУАЦИЯ ПАРАНОЙЯЛЬНАЯ (акцентуация застревающая) — характерны повышенная подозрительность и болезненная обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие мнения других; как следствие — высокая конфликтность.
АКЦЕНТУАЦИЯ ПСИХАСТЕНИЧЕСКАЯ — характерны высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждательству, тенденция к образованию обсессий и ритуальных действий.
АКЦЕНТУАЦИЯ СЕНСИТИВНАЯ — характерны повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности.
АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА -> характер: акцентуация.
АКЦЕНТУАЦИЯ ЦИКЛОИДНАЯ — характерны чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом.
АКЦЕНТУАЦИЯ ШИЗОИДНАЯ — характерны отгороженность, замкнутость, интроверсия (-> экстраверсия и интроверсия), эмоциональная холодность, проявляемая в отсутствии сопереживания (-> эмпатия), в трудностях при установлении эмоциональных контактов; недостаток интуиции в процессе общения.
АКЦЕНТУАЦИЯ ЭПИЛЕПТОИДНАЯ — характерны склонность к злобно-тоскливому настроению (-> дисфория) с накапливающейся агрессией, проявляемой в виде приступов ярости и гнева (иногда с элементами жестокости); конфликтность, вязкость мышления, скрупулезная педантичность.
АКЦЕПТОР ДЕЙСТВИЯ (акцептор результатов действия) — гипотетический психофизиологический аппарат — психологический механизм предвидения и оценки результатов действия в системах функциональных. Обусловливает организацию двигательной активности организма в поведенческом акте и являет собой модель будущего результата действия — «информационный эквивалент результата», извлекаемый из памяти в ходе принятия решения, — его «отражение опережающее», с коим затем сличаются параметры реально выполненного действия:
1) при совпадении осуществленная функциональная схема распадается и организм может переходить к другому целенаправленному поведению;
2) при частичном несовпадении вводятся поправки в программу действия;
3) при полном несовпадении развивается поведение ориентировочно-исследовательское.
АЛАЛИЯ — нейропсихологический симптом, описанный в 1757 г. Характерен отсутствием или недоразвитием у детей речи при нормальном слухе и достаточном уровне интеллекта. Алалия обусловлена повреждениями речевых зон коры мозга головного при родах, заболеваниями или травмами мозга в доречевой период жизни. Различаются:
1) алалия моторная — когда ребенок вообще не может говорить, хотя понимает обращенную к нему речь;
2) алалия сенсорная — когда нет понимания обращенной к нему речи при своевременно появившейся речевой активности.
АЛГОРИТМ — предписание, задающее на базе системы правил последовательность операций, точное выполнение коих позволяет решать задачи определенного класса. Понятие, ключевое для математики и логики математической. В психологии применяется не в строгом математическом смысле — при изучении процессов управления и процедур выполнения предписаний в различных видах деятельности. Включает указание на необходимые для решения задачи исходные данные и критерий или правило, по коему процесс нахождения результата признается законченным. Умение решить задачу в общем виде — владение некими общими приемами решения задач определенного класса — означает владение некоим алгоритмом.
АЛЕКСИТИМИЯ — неспособность субъекта называть эмоции, переживаемые им самим или другими, то есть переводить их в вербальный план. Явление описано Р. Е. Сифнеосом в 1967 г. и рассматривалось им как предпосылка развития заболеваний психосоматических.
АЛЕКСИЯ — нарушение чтения, расстройство способности чтения — неумение прочесть текст, несмотря на грамотность; или неспособность овладеть процессом чтения. Возникают при поражении различных отделов коры полушария левого (у правшей). В зависимости от области поражения коры выделяются различные формы алексин.
АЛКОГОЛИЗМ — злоупотребление алкоголем. Принято выделять:
1) пьянство бытовое — ситуационно обусловленное злоупотребление алкоголем без появления признаков привыкания;
2) алкоголизм хронический;
3) психозы алкогольные. При систематическом приеме алкоголя возможно появление депрессии алкогольной с суицидальными попытками. Во всем мире наблюдается тревожная тенденция к «омоложению» этой болезни, появление ее симптомов в подростково-юношеском возрасте.
АЛКОГОЛИЗМ И НАРКОМАНИЯ: ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ (психологическая профилактика алкоголизма и наркомании) — методы психологические профилактики алкоголизма и наркомании — это:
1) в узком значении — совокупность психологических способов и приемов формирования отрицательного отношения к алкоголю и наркотикам;
2) в широком значении — методы формирования такого образа жизни и направленности личности, при коем сводится к минимуму возможность появления тяги к алкоголю и наркотикам. Различаются:
1) профилактика первичная — научно обоснованные психологические приемы антинаркотического воспитания;
2) профилактика вторичная — методы психологической помощи лицам, злоупотребляющим одурманивающими веществами;
3) профилактика третичная — организация психологической поддержки и самоподдержки выздоравливающих от алкоголизма и наркомании. Профилактика первичная содержит мероприятия, направленные на предупреждение причин алкоголизма и наркомании задолго до того, как они могут появиться. Оптимальный период для создания антинаркотических установок — младший и средний возраст. Учитывая психологические особенности этих возрастных групп, разъяснительная работа должна направляться на демифологизацию алкоголя и наркотиков как символов престижа, разрыв ассоциации потребления алкоголя с положительными качествами личности: мужественностью, храбростью, «современностью» и пр. В антинаркотической пропаганде для взрослых нужно в доступной форме сообщать о свойствах наркотизирующих веществ и возможных последствиях употребления, сформировать в общественном сознании альтернативу стилю жизни, включающему потребление алкоголя и наркотиков. На основании опыта установлено, что особенно эффективны не деструктивные методы профилактики, основанные на запугивании и устрашении, а конструктивные — направленные на формирование такой смысловой ориентации личности, для коей алкоголь и наркотики не являются ценностями. Кроме того, выявлена недостаточность сугубо вербальных методов помощи психологической и эффективность деятельностно опосредованных методов воздействия: ролевые игры и дискуссии, формирование внешкольной воспитывающей деятельности, создание клубов по интересам и пр. Профилактика вторичная имеет дело с лицами, употребляющими алкоголь и наркотики. Сюда входят: 1) ранняя диагностика; 2) раскрытие психологического неблагополучия личности, связанного с причинами наркотизации; 3) предложение широкой помощи психологической — беседа клиническая, кабинеты анонимной наркологической и социально-психологической помощи, группы общения, встречи с бывшими алкоголиками и наркоманами, работа с непосредственным окружением и семьей злоупотребляющего, и пр. Профилактика третичная касается помощи больным, выздоравливающим от алкоголизма и наркомании. Этой цели служит образование клубов трезвости, обществ типа «Анонимные алкоголики», организация консультаций психологических для выздоравливающих, и пр.
АЛКОГОЛИЗМ ВТОРИЧНЫЙ (алкоголизм симптоматический) — развитие алкоголизма на фоне иного заболевания психического — например шизофрении.
АЛКОГОЛИЗМ ХРОНИЧЕСКИЙ — к числу его признаков относятся: 1) снижение количественного контроля; 2) регулярность употребления возрастающих доз спиртного; 3) исчезновение рефлекса рвотного — в ответ на прием высоких доз алкоголя; постоянные мысли об алкоголе; 4) питье в одиночку — вне компании собутыльников; 5) изменение картины опьянения: удлинение стадии возбуждения, расслабление и глубокий сон к концу опьянения.
При систематическом приеме алкоголя возможно появление депрессии алкогольной с суицидальными попытками. При алкоголизме хроническом по мере привыкания к алкоголю усугубляются проявления абстиненции, возникает психическая и физическая зависимость от приема алкоголя (болезненная потребность в алкоголизации с целью избежать явлений психического и физического дискомфорта, возникающих при воздержании от алкоголя), постепенно появляются патологические изменения во внутренних органах, нарушения обмена веществ, поражения периферических нервов, функциональные органические изменения в системе нервной центральной. Параллельно нарастает деградация социальная и психическая, появляются эпилепсия алкогольная и психозы алкогольные.
АЛКОГОЛИКИ АНОНИМНЫЕ — общественная организация, объединяющая алкоголиков, выразивших готовность самостоятельно излечиться от алкоголизма и помочь в этом другим, и их родственников. Движение возникло в США в 1935 г. Оно не централизовано: каждая группа Алкоголиков анонимных действует самостоятельно. Не существует обязательных денежных взносов, от каждого участника требуется лишь желание бросить пить и посещать встречи группы. Алкоголизм рассматривается как трудноизлечимая, прогрессирующая болезнь, которую все же можно поставить под контроль. В практической работе групп реализуется ряд принципов:
1) необходимость осознания себя алкоголиком и устранения за счет этого защиты психологической;
2) анонимность членства в организации;
3) формулировка позитивных целей в реальном времени («Не пить ИМЕННО СЕГОДНЯ»);
4) стремление каждого члена организации помочь другим.
АЛЬБИНИЗМ — наследственная аномалия у человека и животных, характерная частичным или полным отсутствием пигментации кожи, радужной оболочки глаз и волос, перьев или шерсти. По-видимому, обусловлен отсутствием фермента тирозиназы, участвующего в синтезе пигмента меланина.