За пределами черт личности?
Могут ли различные теории черт личности одновременно быть валидными? Если личность представить в виде большого круглого торта, то каждая из теорий режет его по-своему, но, в конечном счете, может быть сформирована общая структура. Это вполне вероятно, если измерения черт личности будут согласованы с биологическими функциями, таких, как выделение гормонов и свойства нервной системы. Однако можно предположить, что существует идентичный торт, иными словами, что структура того, что мы называем личностью, действительно универсальна. \...\
Рассмотрим некоторые иные виды критики, которым было подвергнуто понятие черт личности.
Если индивидуальное поведение можно описать как функцию стабильных черт, то будущее поведение человека следует прогнозировать, исходя из оценок этих черт. Эмпирические исследования показали, по преимуществу, неутешительные результаты для теоретиков в этой области. Мишель критиковал подход характерных черт личности из-за низкой валидности прогнозов. Он доказывал, что поведение в значительной степени определялось скорее той ситуацией, в которой оказывались люди, чем внутренними психологическими склонностями, которые у разных людей различны. Между ситуативными подходами и подходами черт личности находится теория интеракционизма, в которой рассмотрено взаимодействие человека и ситуации (некоторые люди ведут себя в соответствии с ситуацией). При дальнейшем отступлении от более ранних подходов, черты личности рассматривались как прототипы, то есть нормативные когнитивные схемы для организации информации. Прототип функционирует как когнитивный стандарт. Мы сами формируем понятие о том, каков доминирующий или коммуникабельный человек. Новая информация позже усваивается для того, чтобы создавать впечатление, которое согласуется с уже существующим прототипом.
Представление о том, что черты не отражают устойчивых предрасположенностей, а просто являются удобными ярлыками, чтобы свести информацию о других лицах до приемлемых размеров, находит поддержку в исследовании, где было указано, что мы приписываем устойчивые черты, главным образом, другим людям, в то время как собственное поведение обычно относим больше к ситуативным детерминантам или к нашим намерениям. Короче говоря, черты личности, подобно стереотипам о национальных характеристиках, следует рассматривать как происходящие скорее от мнений наблюдателя, чем от устойчивых паттернов поведения людей.
Влияние окружающей среды
В заключение следует отметить, что существуют подходы, в которых личность рассматривается скорее как отражение того, как люди опытным путем познают свою собственную окружающую среду, особенно ее экологические аспекты. Один из концептов,— это качество жизни, потому что в основном оно связано со здоровьем человека. Другой концепт — субъективное благополучие, которое относится к широкой категории оценок удовлетворенности жизнью в целом, и в таких конкретных областях, как работа, семья, здоровье, и т. д. СБ устойчиво прогнозируется по факторам личности, включая предрасположенность по темпераменту. На индивидуальном уровне проявляется ограниченное влияние таких факторов, как доход и образование. Было обнаружено, что национальное богатство в различных странах сильно коррелирует с СБ, а также с индивидуализмом, правами человека и социальным равенством. Авторы пришли к выводу, что эффективность с точки зрения того, как мы относимся к своим потребностям, и способность преследовать свои цели могут стать важными факторами при достижении СБ. В этом исследовании индивидуализм прогнозировал СБ даже тогда, когда влияние экономического благосостояния регулировалось. Это заставляет предположить, что чувство автономности может быть универсально значимым.
Существует богатая традиция кросс-культурных исследований локуса контроля,который разработал Роттер (1954, 1966). Концепция основана на теории социального научения, где подкрепление навыка занимает центральное место. Считается, что история индивидуального научения может привести к обобщенным ожиданиям о подкреплении. Мы можем рассматривать вознаграждение или наказание как то, что зависит от собственного поведения человека, или как нечто непредвиденное, что находится вне его контроля. Другими словами, локус контроля может восприниматься как нечто внутреннее или внешнее по отношению к человеку. Успех, а также неудача в жизни могут произойти благодаря «навыку» или «удаче». Многие события, которые происходят в жизни людей, могут восприниматься ими как те, за которые они несут ответственность, или как те, что находятся вне их контроля. Наиболее важным инструментом является шкала интернальности-экстернальности Роттера. Она состоит из двадцати трех вопросов, которые предлагают выбор между внутренними и внешними показателями. На основе факторного анализа Роттер пришел к выводу, что шкала представляет собой единственный параметр. Следовательно, можно выразить локус контроля единственной оценкой, которая указывает на равновесие между экстернальностью и интернальностью личности.
Проблема заключается в следующем, можно ли локус контроля обобщать для различных областей поведения, или должны проводиться различия между областями подкрепления. В случае специфичности областей поведения их необходимо будет оценивать отдельно, а единственная оценка каждого человека будет неадекватной. При кросс-культурных сравнениях это подразумевало бы, что единственный параметр может иметь результатом довольно неадекватное представление различий между культурными группами. Вторая проблема: можно ли внешние причины рассматривать совместно или необходимо проводить различие между, например, судьбой или счастьем (удачей) и другими людьми, которые могут осуществлять контроль личности (могущественные «другие», «они»). Эти и другие проблемы, которые представляют интерес для анализа кросс-культурных различий, были проанализированы Дайелом.
В США, где проводили намного больше кросс-культурных исследований, часто обнаруживали, что афроамериканцы скорее «экстернальны», в отличие от американцев европейского происхождения. Низкий социально-экономический статус обычно сопровождается внешним контролем, но различие между черными и белыми остается и тогда, когда регулируются социально-экономические отличия. \...\
Различия между европейскими странами и между Европой и США невелики. Напротив, есть явные различия между американцами и восточными азиатами. Так японцы демонстрируют достаточно высокие показатели по «экстернальности» и низкие — по «интернальности». В регионе Сахеля в Африке экстремальное разрушение окружающей среды, против которого местные жители вряд ли смогут принять меры, как оказалось, ассоциируется преимущественно с внешним локусом контроля.
\...\
Я» В СОЦИАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ
Понятие личности, как то, что задает структуру индивидуальности, — центральное в психологии. Действительно, описание и понимание единственного в своем роде индивида является ядром психологии личности. Несмотря на это установившееся положение, возможность того, что личность и самость представляют собой культурные конструкции и, следовательно, кросс-культурно варьируют, стало темой теоретических и эмпирических исследований лишь недавно. Один из центральных вопросов сформулировал Шведер и Боурн: «Изменяется ли понятие личности в кросс-культурном смысле?» Ответ на него можно найти в материалах исследования индийцев в штате Орисса и состоит он в следующем. Как полагают, личность изменяется благодаря социальным отношениям, в которые она вступает, и ее следует описывать не столько с точки зрения устойчивых черт, сколько с точки зрения этих социальных взаимоотношений. Связи между этой концепцией человека и измерением индивидуализма и коллективизма весьма очевидны.
Об интенсивном изучении этой проблемы сообщалось в работах Марселла, Де Во и Сю, как для западных, так и для азиатских культур. При исследовании личности, которое было основано на антропологическом изучении человека и междисциплинарном рассмотрении личности, была сделана попытка соединить психологию личности и социальную психологию. Триандис (1989) проанализировал три аспекта личности (индивидуальный, публичный и коллективный), как они представлены по трем измерениям разных культур (коллективизм—индивидуализм, стесненность—свобода и культурная сложность). Изучив большое количество литературы, он пришел к выводу, что, чем более индивидуалистичный характер имеет культура, тем чаще происходит «выбор» индивидуальных «Я», и тем реже происходит выбор коллективного «Я». (Под «выбором» Триандис подразумевает учет информации, важной для личности). Социальная «стесненность» связана с высоким уровнем выбора коллективного «Я», хотя чем сложнее культура, тем чаще осуществлялся выбор индивидуального и публичного «Я». Для объяснения этих паттернов предлагалось детское воспитание, экологические и культурные факторы, однако они продолжают оставаться в значительной степени неопределенными.
Кагицибаси (1990, 1996) провела различие между взаимодействующим «Я» и автономным «Я». Взаимодействующее «Я» развивается в обществах с «семейной моделью эмоциональной и материальной взаимозависимости». Это общество, как правило, с традиционной сельскохозяйственной экономикой и коллективистским стилем жизни; члены семьи должны полагаться друг на друга в случае болезни и заботиться о пожилых людях. Автономные «Я» можно найти в индивидуалистических западных урбанистических средах с «семейной моделью независимости», где члены семьи могут жить отдельно друг от друга без серьезных последствий для их благополучия. Кагицибаси выделила третью категорию «Я», которая развивается в «семейной модели эмоциональной взаимозависимости». Этот тип личности называется автономно-взаимодействующим «Я», который можно найти, в частности, в урбанизированных областях коллективистских стран. Несмотря на рост материальной независимости и социализацию в сторону большей автономии, эмоциональная взаимозависимость членов семьи сохраняется. Кагицибаси убеждена, что главное направление развития в мире — к этой третьей модели, которая позволяет проявлять как родственные отношения, так и автономность при взаимодействии человека с обществом в целом.
Двойное различие между независимым «Я»и взаимозависимым «Я»получило поддержку в работах Маркуса и Китаямы. Они утверждают, что люди в разных культурах имеют поразительно различные модели личности. Эти модели влияют на восприятие себя и других, на познание, эмоции и мотивации. В общем, западная концепция личности — это концепция человека автономного и атомизированного, составленного из набора дискретных черт, способностей, ценностей и мотивов, который стремится к самостоятельности и независимости от других. Напротив, в восточных культурах тяготеют к родственности, связанности и взаимозависимости, что основано на концепции «Я» не как дискретной сущности, а как сущности, которая неразрывно связана с другими сущностями. Человек становится «целым» лишь тогда, когда располагается на своем месте в социальной ячейке. Независимая же модель личности подразумевает, что люди считают себя уникальными, преследуют свои собственные цели и стремятся к самовыражению. Люди с взаимозависимой моделью «Я» стараются принадлежать и соответствовать целому и преследовать цели других, а также занимать свое исконное место. В более поздних публикациях это же различие было исследовано как теоретически, так и эмпирически.
\...\ При чтении статьи Маркуса и Китаямы (1991) поражают различия, которые проводят между психологической деятельностью индивидов в разных обществах, особенно в Японии и США. Статью неоднократно и обычно с одобрением цитировали. Однако часть представленных в ней доказательств состоит из описаний случаев, произошедших в одном обществе, из-за чего трудно установить, действительно ли они отсутствуют в другом обществе, или нет. Более того, можно подвергнуть критике интерпретацию различий. Одно из исследований, на которые ссылались Маркус и Китаяма, описал Казенс. Он представил тест из двадцати утверждении, в котором респондентам предлагали двадцать раз ответить на вопрос: «Кто я такой?» Американские студенты включали в свои ответы больше описаний черт личности, а японские — больше типов специфического поведения. Была также представлена модифицированная версия, в которой студентов попросили описать себя в специфических ситуациях. В этих условиях японские студенты дали такие описания, которые имели больше черт личности. Маркус и Китаяма принимают интерпретацию Казенса о том, что данный паттерн отражает независимость американцев. Шкалу, разработанную Китаямой для оценки независимости и взаимозависимости, использовал Ван ден Хейвел (Van den Heuvel) и Пуртинга (1999) для выборок греческих студентов сельского и городского происхождения и голландских студентов. Голландские студенты, которых обычно классифицируют как независимых, получили значительно более низкие результаты для взаимозависимой модели «Я». Как нам кажется, это согласуется с аргументами Маркуса и Китаямы. Однако части шкалы были представлены и в разном формате: респондентов не просили оценить «Я» как таковое, а лишь их отношение к определенным социальным категориям, таким, как родители, дети, друзья, и т. д. В этом случае паттерн результатов оказался практически обратным: выборка греческих студентов сельского происхождения продемонстрировала более высокие средние баллы по независимости, а выборка голландцев — по взаимозависимости. Сочетая эти результаты с результатами Казенса, можно было бы доказать, что западные испытуемые (голландцы), несомненно, по утверждению, более независимые, но действовали бы более зависимо дома или в школе, а также по отношению к родителям, друзьям и т. д. Таким образом, следует поставить вопрос, что же именно независимость и взаимозависимость «Я» означают на практике.
В критическом исследовании Мацумото (1999) подвергает сомнению главную предпосылку, которая лежит в основе анализа Маркуса и Китаямы, а именно, что Япония более коллективистское, а США более индивидуалистическое общество. Среди восемнадцати исследований, в которых формально изучались различия между Японией и США по параметру индивидуализм—коллективизм, только одно дало подтверждение этому положению, а семнадцать — слабое подтверждение или отсутствие подтверждения общераспространенному мнению о том, что японцы обладают преимущественно коллективистскими ценностями. В аналогичном обзоре пятнадцати исследований Такано и Осака пришли к такому же выводу. Более того, согласно Мацумото, исследования различий в моделях «Я» на выборках японцев и американцев часто не обнаруживали ожидаемых результатов. Таким образом, ни предполагаемая взаимосвязь между параметром И—К и моделью «Я», ни кросс-культурные различия моделей «Я» не были в точности установлены.
Несмотря на эту критику, мы считаем, что некоторые из эмпирических исследований Маркуса, Китаямы и их коллег дали важные результаты, которые нуждаются в объяснении. Например, Китаяма (1997) попросил японских и американских студентов оценить влияние большого количества событий на их чувство собственного достоинства. Ситуативные описания были построены таким образом, что должны были стимулировать повышение
или понижение чувства собственного достоинства в отдельном исследовании с аналогичными выборками студентов. Американские респонденты полагали, что они испытают большее повышение чувства собственного достоинства в положительных ситуациях, чем понижение чувства собственного достоинства, переживая отрицательные ситуации. Этот эффект оказался сильнее для ситуативных описаний, выполненных в США, чем для описаний в Японии. С другой стороны, японские респонденты сообщили, что они испытают большее понижение чувства собственного достоинства в отрицательных ситуациях, чем повышение чувства собственного достоинства, переживая положительные ситуации. Тем самым, проявились весьма существенные различия в самокритичности и самовозвеличивании между этими двумя обществами. В свете критики, подобной подходам Мацумото, можно было бы оспаривать, что различия были лишь результатом выражения. Японцы знают, что они должны вести себя скромно в случае успеха и быть самокритичными. Другими словами, различия могут быть следствием желания произвести впечатление или результатом соблюдения правил поведения в обществе.
Китаяма (1997) принял эту альтернативную интерпретацию и продолжил во втором исследовании. Другие выборки японских и американских студентов попросили сделать те же оценки, но на этот раз не влияния на их чувство собственного достоинства, а влияния на чувство собственного достоинства типичного студента. «Мы предположили, что из-за того, что испытуемых попросили оценить истинные чувства (изменение чувства собственного достоинства) типичного студента, они не будут фильтровать свои ответы через какие-либо правила культуры общественного поведения, которые существуют». После таких инструкций были получены результаты, подобные результатам предыдущего исследования, что послужило основанием утверждать, что причиной ответов были не правила поведения, а фактический жизненный опыт личности. Конечно, существуют и другие объяснения этих результатов. Например, изменения в инструкциях могли сработать не так, как предполагали авторы. Возможно, мы плохо распознаем социальный обман других и, как правило, стремимся принимать видимое за истинное поведение, зачастую приписывая им психологическую деятельность в соответствии с социальными нормами.
Также был обнаружен, по крайней мере, один озадачивающий результат. В первом исследовании третья выборка состояла из японцев, которые временно обучались в университете в США. Они указали на то, что испытывают большее повышение чувства собственного достоинства в положительных ситуациях, чем его уменьшение в отрицательных ситуациях, для ситуаций, воспроизведенных в США. Но для ситуаций, сформированных в Японии, была обнаружена обратная тенденция, которая согласуется с результатом для выборки японцев, проживающих в Японии. На наш взгляд, подобное быстрое влияние аккультурации трудно согласовать с основными различиями «Я».
В итоге, теоретики в области черт личности так же, как и специалисты в области социального познания, видят в этом эмпирическую поддержку своих взглядов. Возвращаясь к прежней метафоре, заметим, что дело не в разном разрезании торта, вопрос состоит в том, сделан ли торт из одинаковых ингредиентов. Хотя дебаты о том, лучше ли определять душу как индивидуальный или как социальный феномен, лежат в основании многих противопоставлений, которые разделяют культурно-сравнительные и культурные подходы в современной кросс-культурной психологии. Многие исследователи рассматривают это разделение как бесплодное. \...\
КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ
Ученые привносят в психологические концепции и теории достижения многих культур. Те, что происходили из не-западных обществ, часто относили к индигенным концепциям личности.Но этот термин употребляется не совсем верно. Как мы убедились, можно доказать, что большинство теорий личности в психологии являются продуктом научной традиции, которая является индигенной для западных индустриально-городских культур. Многие исследования не-западных психологов также основаны на этой традиции. Однако существуют и теории личности, основанные на не-западных традициях осмысления человеческого существования. Отметим те из них, которые построены на основании трудов авторов о культуре, в которой они воспитывались. Несомненно, эти работы отмечены западными влияниями, но в них присутствует и аутентичное понимание, труднодоступное для постороннего человека.
Африканская личность
Описания африканской личности, сделанные западными психиатрами во времена колонизации, были в значительной степени отмечены предубеждениями и стереотипами. Рост числа работ африканских авторов в 1960-х и 1970-х гг., претендующих на отдельную идентичность для африканцев, может рассматриваться, по крайней мере, частично как реакция на широко распространенную отрицательную картину, которая преобладала во времена колонизации.
Напротив, в работе сенегальского психиатра Coy (1977, 1978) изложена пространная теория африканской личности и психопатологии. \...\ Внешний слой — тело, телесная оболочка личности. Затем идет принцип витальности, который действует как для человека, так и для животных. В большей или меньшей степени это можно приравнять к физиологическому функционированию. Третий слой представляет еще один принцип витальности, но он присущ только людям и символизирует человеческое психологическое существование, не присущее другим живым существам. Внутренний слой — это духовный принцип, который никогда не погибает. Он может оставлять тело во время сна и тогда, когда человек находится в состоянии транса, и покидает тело окончательно в случае смерти. Духовный принцип не наделяет тело жизнью, а существует сам по себе. Он принадлежит сфере предков и представляет эту сферу в каждом человеке.
Концентрические слои личности находятся в постоянных взаимоотношениях с ее окружением. Coy описывает три референтные оси, которые касаются
взаимоотношений человека с внешним миром. Первая ось связывает мир предков с духовным принципом, проходя через три другие слоя. Вторая — соединяет психологический принцип витальности с расширенной семьей человека, понимаемой как род, к которому он принадлежит. Третья — соединяет широкую общину с человеком, проходя через телесную оболочку к физиологическому принципу витальности. Эти оси представляют собой соотношения, которые обычно находятся в состоянии равновесия.
Согласно Coy, традиционные африканские интерпретации болезни и ментальных расстройств и их лечение можно осознать посредством этой индигенной теории личности. Расстройство происходит, когда равновесие нарушается по одной или другой оси. Диагноз заключается в определении того, какая из осей была нарушена, а терапия направлена на восстановление равновесия. Обратите внимание, что в африканской традиции болезни всегда имеют внешнюю причину; они относятся не к внутрипсихической личной истории человека, а к агрессивным вмешательствам извне.
Если нарушается равновесие по первой оси (которая связывает духовный принцип с миром предков), могут наблюдаться серьезные хронические состояния психозов, но это не приводит к смерти, так как духовный принцип не может разрушиться. Нарушения происходят из-за духов, которые передают послания от предков. Состояние транса как психотерапевтическая техника, во время которой человек одержим одним из этих духов, может служить для восстановления отношений с предками. Поэтому вхождение в состояние транса производит важный психотерапевтический эффект.
Нарушение равновесия по второй оси, которая объединяет принцип психологической витальности с родом, приводит к органическим болезням, состояниям повышенной тревожности, тяжелым
неврозам и изнурению. Вероятно, это серьезное заболевание, которое может привести к смерти через разрушение принципа витальности, обусловлено колдовством и может быть исцелено только колдовством. Нарушение равновесия с третьим полюсом (общины) приводит как к более мягким органическим и психосоматическим заболеваниям, так и к невротическим состояниям. Это обусловлено агрессией со стороны врагов и может быть исцелено с помощью фетишизма. Как правило, исцеление предполагает разрешение конфликта (с общиной, семьей или предками) и, соответственно, восстановление равновесия.
\...\ Важность символизма подчеркивают и другие авторы, которые писали об Африке, например, Джахода ссылается на самые сложные концепции личности бамбара в Мали. Они различают шестьдесят элементов в человеке, которые составляют пары. Каждая из них содержит один мужской и один женский элемент. Например: мышление и рефлексия, речь и власть, будущее и судьба, имя и фамилия. Джахода усматривает здесь не только некоторые подобия в психологии, известной на Западе, но также и важные различия. Психология бамбара образует часть их мировоззрения, в котором отношения между различными элементами установлены скорее с помощью символизма, а не с помощью аналитических процедур.
Нсаменанг также указывает, что современные взгляды в психологии на индивида как на автономную сущность отличаются от африканской концепции, в которой человек сосуществует с сообществом, миром духов и с экологической окружающей средой. В Африке признают существование неразрушимой жизненной силы, которая продолжает существовать в мире духов после смерти. Личность есть проявление этой жизненной силы через тело. Уважение к личности выражается, например, в значении, которое придается приветствиям. Потраченное на них время — не просто потеря времени и усилий; оно отражает высокую социальную ценность приветствия, которая подразумевает большое уважение к людям. Нсаменанг (1992) замечает далее, что в Африке «человек принадлежит не сам себе», а общине, в которой и для которой он существует. Важность общины отражается в поговорке «Делай пользу общине, и ты сделаешь добро себе; ищи добро только себе и ты найдешь себе погибель». По мнению Нсаменанга, приоритет родственных отношений будет оставаться верховенствующим, пока альтернативные системы социального обеспечения не смогут заменить обширные семейные связи.
Амаэ в Японии
Амаэ (атае), произносимое как ah-mah-eh, заняло видное место в работах психиатра Дои как суть концепции понимания японцев. Амаэ описывается как форма пассивной любви или зависимости, которая берет начало во взаимоотношениях младенца со своей матерью. Желание контактировать с матерью универсально для маленьких детей и играет важную роль в формировании новых взаимоотношений среди взрослых. Амаэ больше известно среди японцев, чем среди людей в других культурах. Дои считает существенным, что японский язык имеет слово для выражения амаэ, а также большое число терминов, относящихся к амаэ. По мнению Дои, культура и язык тесно взаимосвязаны.
Он приписывает многие и далеко идущие значения амаэ менталитету японцев. Стремление получить прощение со стороны другого человека, сопровождаемое пассивной любовью и зависимостью, приводит к стиранию резкого различия, которое обнаруживается на Западе, между человеком (как это выражается в концепции «Я») и социальной группой. Как таковое оно влияет на коллективистские склонности, якобы преобладающие в японском обществе. Проблемы психического здоровья, проявляющиеся в виде психосоматических симптомов, чувстве страха и опасения, могут иметь свое происхождение в скрываемом амаэ. Пациент находится в таком душевном состоянии, когда не может обманывать снисходительность других. У человека, страдающего манией преследования и величия, «амаэ редко действует как промежуточное средство, с помощью которого он мог бы испытывать сочувствие к другим. Он стремится эгоцентрично следовать за амаэ и сделать это, соединяясь с каким-либо объектом или с другим человеком, которых он сам выбрал». При анализе социальных переворотов в Японии, в особенности студенческих волнений конца 1960-х и начала 1970-х гг., Дои считает, что чем больше в современность проникает амаэ, тем больше всем присуща инфантильность. Связи между поколениями утеряны; амаэ стало общим элементом взрослого поведения детей и инфантильного поведения взрослых.
\...\
Индийские концепции
Согласно Паранджипе, концепция jiva (джива) подобна концепции личности. Jiva представляет собой все, что касается отдельного человека, включая весь его опыт и действия на протяжении всего его жизненного цикла. Он различает пять концентрических слоев. Внешний — тело. Следующий называется «дыхание жизни»; он относится к физиологическим процессам, например дыханию. Третий слой включает в себя ощущения и «разум», который координирует сенсорные функции. Здесь расположены эгоистические чувства, связанные с понятиями «Я» и «Мое». Четвертый слой представляет интеллект и когнитивные аспекты личности, включая «образ Я» и представление о себе. Пятый и наиболее глубинный слой jiva — месторасположение переживания блаженства.
Паранджипе (1984, 1998) усматривает в этой концепции много общего с западными теориями, такими, как концепция Джеймса и Эриксона, но обращает внимание на важную особенность. В отличие от jiva здесь существует «реальное я» или Атман (Atman), который является постоянной и неизменной основой жизни. Паранджипе цитирует по этому поводу древнеиндийского философа Шанкару (Sankara).
В нас есть что-то, что всегда является основой осознанного ощущения «Я»... Это внутреннее Я (antar-Atman) является вечным принципом, который всегда один и включает общий опыт блаженства... Атман можно осознать с помощью контролированного разума.
Иными словами, чтобы достичь состояния блаженства, нужно добиться определенного состояния сознания.
Мы подытожили описание Паранджипе с точки зрения только одной философской школы веданты, но и другие древнеиндийские ученые придерживаются мнения, что есть различные состояния сознания. К ним принадлежит Патанджали (Patanjahli), который описывает йогу, систему медитации, имеющую в настоящее время многих приверженцев за пределами Индии. Считается желательным достижение наивысшего состояния сознания. Это возможно только благодаря ограничению и контролю разума для того, чтобы направлять его к одной цели, отказу от наслаждений и претерпению лишений.
Достижение конечного состояния сознания, конечной реальности, которая пронизывает время и пространство, — это длительный и трудный процесс. Если человек достигает состояния полной отрешенности и внутреннего спокойствия, то его тело утрачивает свое значение (становится как рубашка), и он перестает испытывать страх, заботится о близких людях и стремится к самообладанию. Обычные люди слабо контролируют свои импульсы, поэтому они неспособны отказаться от постоянно существующих стимулов и превратностей жизни. Ясно, что люди, обученные самоотречению, будут гораздо менее подвержены стрессам и напряжению в жизни.
Исходя из этих размышлений, Найду принял анасакти, или неотрешенность, за основу программы исследования стресса. В противоположность западной психологии, где желателен контроль результатов действий, древние индуистские манускрипты оценивали отрешенность, исходя из последствий чьих-либо действий. Западные исследования непреднамеренно теряют контроль ситуации, и это может привести к беспомощности и депрессии. Отрешенность приравнивается к добровольному отказу от контроля и, как предполагается, положительно влияет на ментальное здоровье. Методы, используемые для определения и оценки понятия анасакти в основном те же, что используются в западной психометрии. Это делает данный подход одной из немногих попыток прямого перевода индигенного понятия философской и религиозной природы в личностный показатель, который можно изучить экспериментально.