Исследование эмоциональной отзывчивости
Цель исследования: определить уровень эмпати-ческих тенденций.
ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование эмпатических тенденций с помощью теста-опросника можно проводить в групповом варианте или предлагать ответить на него одному испытуемому.
Каждому участнику исследования раздается тест-опросник, представляющий собой 33 утверждения, отражающих те или иные ситуации, которые могут вызывать сочувствие, сопереживание при общении и взаимодействии с людьми, продуктами их деятельности, живой и неживой природой. Кроме того, каждый получает бланк ответов, представляющий собой нумерацию соответствующих опроснику утверждений и два варианта возможных ответов «Да» и «Нет*.
Инструкция испытуемому: «Тест содержит 33 утверждения. Прочитайте и по ходу чтения дайте ответ, вспоминая или предполагая, какие чувства в подобной ситуации возникали или могли возникнуть лично у Вас. Если Ваши переживания, мысли, реакции соответствуют тем, что предложены в утверждении, то в бланке ответов против соответствующего номера, совпадающего с номером утверждения, подчеркните ответ «Да*, а если они иные, то подчеркните ответ «Нет»
Если у Вас возникнут какие-либо вопросы, связая ные с заполнением бланка, задайте их исследователю прежде, чем начнете работу по тесту-опроснику.
Если все понятно, приступайте к ответам».
ТЕСТ-ОПРОСНИК
1. Меня огорчает, когда я вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди людей одиноко.
2. Люди преувеличивают способность животных по
нимать и переживать.
3. Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживать
ся и открыто проявляют свои чувства.
4. Меня раздражает в несчастных людях то, что они
сами себя жалеют.
5. Когда кто-либо рядом со мной нервничает, я тоже
начинаю нервничать.
6. Я считаю, что глупо плакать от счастья.
7. Я принимаю близко к сердцу проблемы моих друзей.
8. Порой песни о любви вызывают у меня сильные пе
реживания.
9. Я сильно волнуюсь, если приходится сообщать лю
дям неприятные для них известия.
10. На мое настроение сильно влияют окружающие ме
ня люди.
11. Я считаю иностранцев «холодными» и бесчувствен
ными.
12. Мне хотелось бы получить профессию, связанную с
общением с людьми.
13. Я не расстраиваюсь, когда мои друзья поступают
необдуманно.
14 Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки.
15. По моему мнению, одинокие пожилые люди недоб-
рожелателены.
16. Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама)
расстраиваюсь.
17. Слушая некоторые песни, я чувствую порой себя
счастливым человеком.
18. Когда я читаю книгу (роман, повесть и т. п.), то
так переживаю», как будто все, о чем читаю, про
исходит на самом деле.
19 Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то
всегда сержусь или переживаю, негодую.
20 Я могу не волноваться, даже если все вокруг волну
ются.
21 Если мой друг или подруга начинают обсуждать свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
22. Мне не приятно, если люди вздыхают и плачут,
когда смотрят кинофильм.
23. Чужой смех меня не заражает.
24. Когда я принимаю решение, чувства других людей
на меня, как правило, не влияют.
25. Я теряю душевное спокойствие, если окружающие
чем-то угнетены.
26 Я переживаю, если вижу людей, легко расстраива
ющихся из-за пустяка.
27 Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания жи
вотных.
28. Глупо переживать то, что происходит в кино или о
чем читаешь в книге.
29. Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных
старых людей.
30. Чужие слезы вызывают у меня раздражение, а не
сочувствие.
31 Я очень переживаю, когда смотрю фильм.
32 Я могу оставаться равнодушным (равнодушной) к
любому волнению вокруг.
33 Маленькие дети плачут без причин.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Цель обработки результатов: получение индекса эмпатийности (или эмпатических тенденций) испытуемого.
Чтобы получить индекс эмпатийности, нужно подсчитать количество ответов, совпадающих с «ключом».
Да |
1, 5, 7 9 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31
Нет |
2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33
Таким образом, индекс эмпатийности (Иэ) является суммой совпадений ответов по вопросам-утверждениям, предполагающим ответ «Да», и по вопросам-утверждениям, предполагающим ответ «Нет».
Для определения уровня эмпатических тенденций предлагается таблица интерпретации индекса Иэ с учетом возраста и пола респондентов.
Пол | Уровни эмпатических тенденций | ||
высокий | средний | низкий | |
Юноши | 33-25 | 24-17 | 16-8 |
Девушки | 33-29 | 28-22 | 21 -22 |
Если индекс эмпатичности оказался меньше предложенного для интерпретации в таблице, то испытуемого следует попросить еще раз ответить на вопросы теста, снова объяснив условия его выполнения. При повторном тестировании важно пронаблюдать за реакцией отвечающего, чтобы убедиться в адекватности тестовой диагностики. В случае повторения результата уровень эмпатических тенденций считают очень низким.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
Эмоциональная отзывчивость на переживания Других, называемая в психологии эмпатией, относится к высшим нравственным чувствам. Эмпатия в форме сочувствия или сопереживания, будь то сорадование или совпечатление, связана с умением человека «проникать» в чувственный мир других. В разнообразных ситуациях эмоциональный отклик зависит от адекватности восприятия переживаний людей и эмоций животных, а также от представления о вызвавших их причинах. Такая отзывчивость становится побудительной силой, направленной на оказание помощи. Поэтому при анализе результатов исследования нужно учитывать
88
влияние социокультурных традиций. Обычно юноши в какой-то мере скрывают свои переживания и не всегда склонны их рефлексировать, потому в таблице для интерпретации показателей Иэ уровни эмпатических тенденций у юношей и девушек различаются.
Развитие эмоциональной отзывчивости зависит от многих факторов, среди которых степень актуализации потребности в благополучии других людей, умение правильно «считывать» невербальную информацию о состоянии человека или животного по их позе, мимике, жестам, интонациям голоса и т. п, а также от жизненного опыта, характера воспитания в семье, школе и жизненных условий.
Следует обратить внимание на тех, кто имеет высокий уровень эмпатических тенденций, с коэффициентами 30-33, пронаблюдать за особенностями отношений с ними товарищей по учебе. Дело в том, что эмоционально отзывчивых людей могут эксплуатировать эгоистически воспитанные лица, которые пользуются их добротой для реализации собственных целей. Особенно часто это наблюдается в конкурентном взаимодействии. Для эмоционально отзывчивых важно умение отстоять себя в условиях столкновения с индивидуализмом, себялюбием, корыстолюбием других людей.
СОДЕРЖАНИЕ
Вместо предисловия....................................................................................... 3
Введение ........................................................................................................ 5
Основы конфликтологии........................................................................... 12
Типология конфликтов............................................................................... 15
Динамика конфликта ................................................................................ 23
Субъективные причины возникновения конфликтов.
Эмоции и развитие конфликта ............................................................ 27
Тактика поведения в конфликтных ситуациях..................................... 36
Типы поведения в конфликтной ситуации ................................. i....... 37
Профилактика конфликтов....................................................................... 46
Условия эффективного общения ....................................................... 48
Барьеры общения ................................................................................ 56
Страхование профессиональных рисков врачей-стоматологов....... 66
Библиографический список ........................................................................ 81
Приложение................................................................................................. 82
Тест описания поведения в конфликтной ситуации (К.Томаса) 82
Исследование эмоциональной отзывчивости .................................... 86
Гл. редактор — СЕ. Шорин
(e-mail: [email protected])
Техническое редактирование и верстка — ВЛ. Сысыкина
Подписано в печагь 24.04.2005. Формат 84x108 1/32.
Бумага офсетная № 1. Гарнитура Literaturnaya Печать офсетная. Печ. л. 2, 875. Тираж 1000 экз. Заказ 1197.
Международная издательская группа «Медицинская книга» 119049, Москва, Ленинский пр., 4, стр. 1А.
Отпечатано в Международной издательской группе «Медицинская книга», 119049, Москва, Ленинский пр , 4, стр. 1А