Тема 13. Общение как взаимодействие.
Вариант 13.
1. Проанализируйте ведущие тактики поведения во взаимодействии.
2. Сущность интерактивной стороны общения.
3. Охарактеризуйте скрытые трансакции, как наиболее сложные для понимания. Ответ обоснуйте.
Методические рекомендации
При ответе на первый вопрос важно выделить и охарактеризовать ведущие тактики поведения во взаимодействии: сотрудничество, противоборство, компромиссное взаимодействие, уклонение от взаимодействия, контрастное взаимодействие, однонаправленное содействие.
Во втором вопросе необходимо рассмотреть теорию трансактного анализа Э. Берна, выделить типичные состояния сознания: «Я», «Ребенок», «Взрослый», «Родитель». Рассмотрите эти три состояния, охарактеризуйте три формы трансакции. Раскройте содержание трансактного анализа.
В третьем вопросе следует рассмотреть и сопоставить дополнительные, пересекающиеся и скрытые трансакции. Укажите, чем обусловлена сложность скрытых трансакций, учитывая осуществление взаимодействия на двух уровнях.
Тема 14. Деловые переговоры.
Вариант 14.
1. Стратегии и стадии деловых переговоров.
2.Тактические приемы в переговорах.
3. Проанализируйте отказ от переговоров как тактический прием. Ответ обоснуйте.
Методические рекомендации
В первом вопросе следует рассмотреть переговоры как форму социального взаимодействия. Рассмотрите основные стратегии ведения переговоров. Охарактеризуйте позиционный торг и конструктивные переговоры. Какова специфика этих стратегий. Охарактеризуйте три стадии переговоров. Укажите, к чему сводится итоговый анализ переговоров.
Во втором вопросе следует остановиться на тех приемах, которые используются при позиционном торге, которые демонстрируют отношение к оппоненту как к противнику. Укажите отличие приемов, ориентированных на партнерский подход. Рассмотрите приемы, носящие двойственный характер. Приведите примеры, иллюстрирующие приведенные теоретические положения.
При ответе на третий вопрос следует указать, что названный прием является разновидностью «ухода», проанализируйте конструктивные и деструктивные последствия этого приема. Приведите конкретную ситуацию из деловой практики, иллюстрирующие ваши положения.
Тема 15. Деловое общение и психодиагностика.
Вариант 15.
1. Психодиагностика: значение и понятие.
2. Классификация тестов.
3. Проанализируйте особенность проективных методик (тестов).
Методические рекомендации
В первом вопросе следует ответить на вопрос, каково значение психодиагностики, какова область ее применения. Укажите, как давно появились психодиагностические методы. Применялись ли психодиагностические методики в древности.
Во втором вопросе важно отметить, какие факторы необходимо учитывать при работе с тестами. Назовите области применения тестов и охарактеризуйте их виды. Укажите в чем смысл анализа делового общения средствами психодиагностики.
В третьем вопросе важно отметить, что названная методика основана на представлении о том, что в основе всех проявлений личности лежат явные и скрытые побуждения, предпочтения, желания и конфликты. Опишите ее специфические черты и назовите тесты, относящиеся к проективным.
Тема 16. Деловое общение в рабочей группе.
Вариант 16.
1. Социально-психологические особенности рабочей группы.
2. Охарактеризуйте понятие «социально-психологический климат» в коллективе.
3. Укажите, какие процессы включает в себя групповая динамика:
а) формирование взаимосвязей;
б) возникновение подгрупп на неформальной основе;
в) влияние одного члена группы на другого;
г) принятие решений;
д) лидерство.
Методические рекомендации
В первом вопросе важно охарактеризовать рабочую группу, перечислив присущие ей черты: разделение функций, наличие должностной иерархии, система позитивных и негативных санкций и т.д. Укажите, в чем заключается профессиональная зрелость рабочей группы. Перечислите существующие типы отношений в системе «руководитель – подчиненный».
Во втором вопросе следует раскрыть содержание понятия «социально-психологический климат», указав на то, что это состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности данной группы. Это сплав установок, настроений и чувств членов группы. Приведите пример из деловой практики, иллюстрирующий ваши положения.
В третьем вопросе важно обосновать ответ и проиллюстрировать его конкретным примером из деловой практики.