Факторы психотерапевтического воздействия в групповой арт-терапии 2 страница
В связи с этим было бы уместно процитировать Т. Слунеко, который в своей статье о различных направлениях современной психотерапии пишет: «Вплоть до настоящего времени немало говорится о существовании проблемы гетерогенности психотерапевтических школ, которая рассматривается лишь как негативное явление, как отражение того парадоксального состояния, которое необходимо преодолеть. Однако можно привести веские эпистемологические и социологические аргументы в пользу того, что гетерогенность и определенные разногласия между отдельными школами являются необходимым условием существования и развития психотерапии» (Slunecko, 1999, р. 133).
На современном этапе своего развития арт-терапия является одним из психотерапевтических направлений, оформившись в то же время в некоторых странах (США, Великобритания) в самостоятельную «парамедицинскую» специальность. Будучи органично связанной с разными течениями внутри самой психотерапии и с другими дисциплинами и сферами деятельности — в первую очередь с художественной практикой и арт-педагогикой, историей и теорией культуры и т. д., — арт-терапия представляет собой весьма сложное и внутренне противоречивое явление. Вместе с тем автор книги считает существование множества точек зрения на то, что представляет собой арт-терапия, вполне естественным и отвечающим плюралистическому контексту психотерапии, а в более широком смысле — и постмодернистскому контексту современного общества, который является основой для диалога и синтеза самых различных систем взглядов. Это вполне отвечает тем принципам, которые обозначены в СтрасбургскоЙ декларации, где психотерапия рассматривается в качестве научной дисциплины (глава 1 Декларации), включа-
Часть I. Основные понятия. Концепция системной ирт-терипии
ющсй в себя многообразие форм и методов, — глава 3 (European Association for Psychotherapy, 1999).
Многообразие точек зрения на арт-терапию и существование ее разнообразных форм и направлений сочетаются в то же время с наметившейся в последние годы тенденцией к выработке единой платформы арт-терапевтического образования и практики, о чем и свидетельствуют создание Европейского консорциума арт-те-рапевтического образования (ЕСАгТЕ) и деятельность национальных арт-тсрапев-тических ассоциаций. Как указано в справочнике ЕСАгТЕ (1999), эта организация является «средством развития и сохранения общих стандартов» в области арт-терапевтического образования для всех учебных заведений в рамках Европейского Сообщества, где существуют программы подготовки в области арт-терапии.
Выступая на одной из последних конференций ЕСАгТЕ, прошедшей в 1997 г. в Лондоне, ее председатель Лин Коссолапов подчеркнула, что «аккумуляция национальных, этнических и культурных ингредиентов является альтернативой конформизму и источником дивергентного мышления и поведения в сфере профессионалов... Каждая страна и каждый регион имеют свои собственные арт-тера-певтические традиции. Эти местные традиции являются основой европейской арт-терапии как целостного феномена» (Kossolapow, 1999).
Несмотря на разнообразие форм и сегментов внутри арт-терапевтического направления, на сегодняшний день оно представляет собой достаточно четко очерченную область деятельности, предполагающую использование комплекса профессиональных умений и определенной системы базисных теоретических представлений, без которых она превратилась бы в дилетантские забавы или, в лучшем случае, в одно из амплуа врача, психолога, художника или социального работника.
Нередко приходится сталкиваться с тем, что под вывеской «арт-терапевти-ческой деятельности» скрывается посещение инвалидами музеев или концертов, занятия больных рукоделием, лечебной гимнастикой, надомным рисованием или «художественной самодеятельностью». Все это может быть составной частью арт-терапевтической работы, однако ни один из этих видов деятельности или досуга пациентов сам по себе арт-терапией, конечно же, не является. Чтобы разобраться, какие условия необходимы для отнесения того или иного вида деятельности к арт-терапии, хотелось бы привести цитату из Информационной брошюры Британской ассоциации арт-терапевтов (ВААТ, 1994).
Что такое арт-терапия?
Арт-терапевты создают для клиента' безопасную среду, какояой могут являться кабинет или студия, и обеспечивают ее различными изобразительными материалами — красками, глиной и т. д., находясь рядом с ним в процессе его изобразительной работы. Клиенты могут использовать предоставленные им материалы по своему желанию, стремясь в присутствии арт-терапевта выразить в изобразительной работе свои мысли и чувства... Арт-терапевт побуждает клиента к взаимодействию с изобразительными материалами и продукцией, благодаря чему арт-терапевтичеекий прогресс представляет собой одну из форм диалога.
1 Слово «клиент» в данном случае обозначает любого участвующего в арт-терапии человека.
Глава 1. Определение арт-терапии 19
Несколько более развернутое и весьма точное определение арт-терапии содержится еще в одном документе Британской ассоциации арт-терапевтов, озаглавленном «Художник и арт-терапевт: краткое обсуждение их ролей в больницах, специальных школах и социальной сфере».
Арт-терапия связана с созданием визуальных образов, и этот процесс предполагает взаимодействие между автором художественной работы (пациентом), самой художественной работой и психотерапевтом. Хотя арт-терапия, так же как и любой иной вид психотерапии, связана с осознанием неосознаваемого психического материала, в арт-терапии этому способствует богатство художественных символов и метафор.
Арт-терапевты глубоко понимают особенности процесса изобразительного творчества, обладают профессиональными навыками невербальной, символической коммуникации и стремятся создавать для пациента такую среду для работы, в которой он мог бы чувствовать себя достаточно защищенным для того, чтобы выражать сильные переживания, Эстетические стандарты в контексте арт-терапии не имеют большого значения. Основой арт-терапевтического взаимодействии являются выражение и конденсация неосознаваемого психического материала посредством художественной экспрессии (ВААТ, 1989, цит. no: Waller, 1991).
Весьма точное изложение основ арт-терапевтического метода содержится в работе М. Бетенски (Bctensky, 1995); они, по ее мнению, заключаются в том, что в арт-терапии: 1) изобразительная деятельность является феноменом с определенной структурой; 2) клиент обучается видеть в своей изобразительной продукции некий смысл; 3) клиент обязательно дает своей изобразительной продукции точное вербальное описание; 4) он учится определенным образом связывать свою изобразительную продукцию со своим внутренним опытом.
Таким образом, приведенные выше определения арт-терапии свидетельствуют о том, что, несмотря на определенные и порой весьма существенные различия в трактовках этого понятия представителями ее разных школ и направлений, существуют некоторые наиболее общие признаки, позволяющие говорить о ней как о вполне определенной области психотерапевтической деятельности, а именно:
Арт-терапия связана с использованием клиентом разнообразных изобразительных материалов с целью выражения с их помощью содержаний своего внутреннего мира.
Изобразительная работа клиента с изобразительными материалами протекает в определенных условиях — в арт-терапевтическом кабинете, худoжественной студии, ином специально предназначенном для этого помещении, — помогающих создать ощущение безопасности и способствовать свободному выражению клиентом содержания собственного внутреннего мира.
Работа клиента с изобразительными материалами протекает в присутствии специалиста, обладающего знанием природы и возможностей художественного творчества и в то же время способного к оценке содержания изобразительной продукции и поведения клиента. Кроме того, он выступает как посредник в «диалоге» клиента с изобразительной продукцией.
Арт-терапия предполагает использование психотерапевтом определенных приемов, помогающих клиенту осознать отраженное в его изобразительной продукции содержание своего внутреннего мира.
При всем этом конкретные формы и методы арт-терапевтической работы могут значительно различаться по способам вовлечения клиента в изобразительную деятельность; ее структурированности и управляемости со стороны арт-терапевта; способам осуществления им функции «посредника» в диалоге клиента со своей изобразительной продукцией; степени использования им вербальных интерпретаций и иных форм психотерапевтических интервенций; значению, которое придается фигуративным, материальным и эстетическим особенностям изображения, и т. д.
Все эти различия между отдельными формами и методами арт-терапии определенным образом связаны с тем, какие из факторов психотерапевтического воздействия в ходе изобразительного творчества клиента специалист считает наиболее значимыми и какие способы теоретического обоснования происходящих изменений во внутреннем мире и поведении клиента он использует. Можно предложить, однако, что эти факторы разнообразны и что протекающие в ходе изобразительной деятельности клиента коммуникативные процессы между ним, психотерапевтом и изобразительными материалами или продукцией имеют комплексный характер.
Многообразие психотерапевтических факторов в арт-терапии, а также особенности их проявления на разных этапах арт-терапевтического процесса и связанные с этим задачи и функции арт-терапевта будут в деталях рассмотрены в последующих главах.
Заключение
История и современное состояние арт-терапии свидетельствуют о наличии в ней различных школ, зачастую совершенно по-разному трактующих понятие арт-терапии и связанные с ней факторы лечебного воздействия. Данные различия определяются не только характерными для той или иной страны социально-экономическими и культурными условиями, но и междисциплинарным характером самого арт-терапевтического метода, наличием внутри арт-терапевтического сообщества различных сегментов, представляющих те или иные направления психотерапии, а также плюралистическим, постструктуралистским контекстом современного общества.
Различие позиций представителей разных школ арт-терапии не только является вполне естественным и закономерным явлением, но и может рассматриваться в качестве одной из предпосылок ее развития.
В то же время существуют некоторые наиболее общие признаки, позволяющие говорить об арт-терапии как о вполне ясно очерченной области психотерапевтической деятельности. К ним можно отнести использование изобразительных материалов для выражения клиентом содержания своего внутреннего мира; создание для этого особых условий; присутствие психотерапевта рядом с клиентом в процессе его изобразительной деятельности и использование им тех или иных приемов, помогающих клиенту выражать свои чувства и мысли в художественной форме и осознавать связьизобразительной продукции с содержанием своего внутреннего мира.
Глава 2
История арт-терапии и арт-терапевтическое образование
В этой главе будут представлены краткие исторические сведения о становлении арт-терапии в качестве самостоятельного направления лечебно-коррекционной работы. Эти сведения дают представление об арт-терапии не только как об оригинальном методе психотерапии, но и позволяют увидеть историю профессионального движения арт-терпевтов, которое развивалось в форме социальной инициативы специалистов, объединенных определенной системой взглядов, установок и принципов профессиональной деятельности.
Очевидно, что становление и развитие арт-терапии, будучи органично связанным с социально-экономическим, культурным, политическим, правовым и институциональным контекстом, имеет в разных странах свою специфику. Существует немало государств, где арт-терапия еще не оформилась в самостоятельную область деятельности и представлена отдельными частными методиками. Чаще всего эти методики используются в качестве вспомогательных инструментов диагностики и лечения теми, кто не имеет всесторонней подготовки в области арт-терапии (клиническими психологами, инструкторами по терапии занятостью и т. д.). В то же время существуют страны, где арт-терапия признана в качестве самостоятельной специальности, интегрирована в системы здравоохранения, образования и социального обслуживания, где сложились программы профессионального обучения арт-терапевтов и существует развитая правовая база их деятельности. Знакомство с историей становления арт-терапии в этих странах и сравнение их опыта с опытом других государств может быть особенно ценным для понимания особенностей арт-терапевтической специальности, а также тех условий и предпосылок, которые способствуют ее развитию.
22 Часть I. Основные понятия. Концепция системной арт-терапии
Предшественники и пионеры арт-терапии
Как ни странно это может показаться, но современная научная арт-терапия, при всех ее связях с разнообразными культурными феноменами, более всего близка первобытному, доисторическому искусству. Последнее, как и арт-терапия, основано на спонтанном самовыражении и в известной мере игнорирует эстетические критерии и профессионализм автора. И для арт-терапии, и для первобытного искусства наиболее важен процесс творчества, искренность, полнота самовыражения. И в том и другом случае изобразительные материалы и продукция выступают прежде всего в качестве инструмента динамической внутриличностной и межличностной коммуникации.
Архаические формы искусства как прообраз современной арт-терапии дольше всего сохранились в народном творчестве. Присущие ему искренность, непосредственно-действенный характер в значительной мере определили то, что для многих людей народное творчество до сих пор является одним из факторов сохранения душевного здоровья. Закономерно, что одной из предпосылок развития арт-терапии явилось возникновение интереса к «примитивному» и доисторическому искусству, обозначившееся на рубеже XIX и XX вв.
Тем не менее было бы упрощением видеть первобытное искусство в качестве единственного или главного исторического аналога современной арт-терапии. Есть определенные основания говорить о связи современной арт-терапии с традициями классицизма и романтизма (Edwards 1989). Влияние классической традиции на арт-терапию, по мнению М. Эдвардса, проявляется в убеждении многих современных арт-терапевтов в том, что продукция и механизмы художественного творчества могут быть рационально истолкованы, а используемые в арт-терапии диагностические алгоритмы и психотерапевтические интервенции поддаются формализации и воспроизведению. Эдварде полагает, что влияние классической традиции наиболее ярко проявляется в психоаналическом подходе к арт-терапии с его тенденцией рассматривать изобразительную продукцию в соответствии с определенной системой внешних, формализованных критериев, используя те или иные приемы интерпретации символических образов.
Влияние же романтической традиции, по мнению Эдвардса, прослеживается в распространенном представлении об исцеляющем характере спонтанного художественного образа. Сюда же относится и убежденность в том, что спонтанное творчество не может быть формализовано и что любые попытки вторгнуться в творческий процесс, используя те или иные модели интерпретаций, будут отрицательно сказываться на его результатах. Данная позиция делает акцент на самостоятельном творчестве клиента, а в ее крайнем проявлении — на полном отказе психотерапевта от каких бы то ни было интервенций.
В определенной мере влияние классической и романтической традиций проявляется в наличии в современной арт-терапии ее сциентистского и поэтически-визионерского направлений. Несмотря на то что позиции представителей этих направлений имеют целый ряд принципиальных различий, они, по существу, дополняют друг друга.
Глава 2. История арт-терапии и арт -терапевтическое образование 23
Усилившийся в конце XIX в. интерес к первобытному искусству дал толчок интересным сравнительным искусствоведческим, антропологическим и психологическим исследованиям, в частности тем, которые рассматривали связь архаичного искусства с особенностями мышления первобытных народов (Фрейзер, Леви-Брюль).
Изучение архаичного искусства сопровождалось повышением интереса к детскому творчеству. Первыми работами, посвященными детскому творчеству, явились, в частности, статьи К. Риччи, в которых рисунки детей сравниваются с работами «дикарей» и теми, что создавались в средние века и в период расцвета искусства декаданса. Несколько позднее появляются первые попытки использования новых подходов к художественному образованию детей и использованию оригинальных техник художественной экспрессии, способствующих развитию спонтанности и творческого воображения. Традиция изучения детского искусства, начавшаяся в 80-е гг. ХГХ в. и продолжившаяся затем в перкой половине XX в., оказала заметное влияние на некоторых представителей психоанализа (А. Фрейд, М. Клейн и др.), а также на многих пионеров арт-терапевтического направления, работавших в русле нсиходинамического подхода (М. Наумбург, М. Ловенфельд и др.).
В начале XX в. американец Ф. Шоу начинает использовать в работе с детьми так называемую технику «пальчиковой живописи*, которая вскоре стала применяться в работе со взрослыми психиатрическими пациентами. М. Ричардсон — известная поборница детского искусства в Великобритании — примерно в то же самое время с целью побуждения детей к спонтанному самовыражению начала применять «технику закрытых глаз». Она полагала, что, рисуя с закрытыми глазами, дети могут лучше настроиться на свой внутренний мир.
Вместе с интересом к детскому и «первобытному» искусству с 80-х гг. XIX в. начинает уделяться все большее внимание творчеству душевнобольных. Предпринимаются первые попытки осмысления их творчества с эстетических и клинических позиций. В этом отношении большое значение имели работы Ч. Ломброзо, А. Тардье и М. Симона, а также получившая широкую известность книга Г. Принц-хорна (Prinzhorn, 1922). При этом, как отмечает В. Андреоли (Andreoli, 1999), «клинический и эстетический интерес в этой области проявился практически одновременно, но если клинический подход преобладал во Франции, то художественный — в Италии».
Ч. Ломброзо первым привлек внимание к изобразительному творчеству психически больных, увидев в нем отражение их естественных потребностей в самовыражении. Изучая жизнь и творчество выдающихся художников, он также отметил связь между психической патологией и гениальностью и высказал предположение, что психические расстройства могут способствовать творчеству, придавая художественному языку автора оригинальность и выразительность и способствуя активизации воображения.
Если анализ художественных работ душевнобольных с эстетических позиций был начат Ч. Ломброзо, то их изучение с клинических позиций началось с работ А. Тардье и М. Симона. Обратив внимание на особенности изобразительного стиля психически больных, Симон идентифицировал несколько стилей, связав их с
Часть I. Основные понятия. Концепция системной арт-терапии
разными видами психической патологии, чем положил начало диагностическому использованию анализа художественной продукции душевнобольных. В определенной степени Тардье и Симона можно считать основоположниками так называемой «нозографической традиции» в изучении продукции спонтанной творческой деятельности психически больных, которая также может рассматриваться в качестве одной из ветвей клинической психологии.
Немаловажным представляется наблюдение Симона, который одним из первых обратил внимание на то, что спонтанная художественная экспрессия психиатрических пациентов может обеспечивать лечебный эффект.
Большой вклад в развитие нозографического подхода к изучению продукции спонтанной изобразительной деятельности психически больных внесли в дальнейшем Г. Принцхорн и представители французской школы клинической психиатрии, такие как Ж. Винчон, Р. Вольма, Ж. Делей, К. Вьяр, Ж. Бобон (с деятельностью Р. Вольма, Ж. Делея, К. Вьяра и Ж. Бобона, а также А. Базера и Л. Навратила связано создание в 1959 г. Международного общества психопатологии экспрессии) и др. Работы этих исследователей можно считать примером структурно-психологического анализа, психопатологической экспрессии (Andreoli, 1999). Хотя их деятельность напрямую не связана с развитием арт-терапевтического подхода, она имела большое значение для развития исследований спонтанной изобразительной деятельности душевнобольных и связанных с ней лечебных эффектов. Имеет значение и то, что эти исследователи рассматривали художественную экспрессию больных как средство коммуникации и стремились к исследованию связей изобразительного творчества психически больных с работами примитивистов и представителей художественного авангарда, а также историей культуры в целом.
Работы Бобона, в частности, являются ярким примером структурного анализа психопатологической экспрессии. Бобон рассматривал ее в качестве особого языка и указывал на связь между вербальной и художественной коммуникацией в норме и при разных психических заболеваниях. Анализируя художественную продукцию душевнобольных в рамках клинического подхода, Ж. Бобон использовал понятия графических неоморфизмов и параморфизмов, считая эти феномены аналогами характерных для шизофрении неологизмов и паралогизмов. В известной степени идеи Ж. Бобона о коммуникативной природе художественного творчества душевнобольных перекликались с психоаналитическими представлениями о природе и функциях символической экспрессии.
Исследования вышеназванных представителей школы структурно-психологического анализа изобразительной продукции душевнобольных дополнялись теми исследованиями, которые были связаны с изучением влияния психоактивных препаратов и иных вмешательств на особенности восприятия при различных психических заболеваниях. В этом отношении показательны работы Э. Гутмана и У. Маклея. Исследуя эффекты воздействия мескалина на пациентов, исследователи прибегли к анализу их изобразительной продукции. Кроме того, эти же ученые провели специальное исследование, пытаясь изучить, какое влияние на творчество художников-профессионалов оказало их психическое заболевание. Используя технику «каракулей», через газету Evening Standard ouyi провели обследование
Глава 2. История арт-терапии и арт-терапевтическое обра-твание 25
более 9000 граждан. На основе анализа полученных рисунков они пришли к выводу об определенном лечебном эффекте этой техники, связав его с тем, что при создании «каракулей» имеет место снижение сознательного контроля нал процессом рисования и развивается состояние релаксации.
Весьма интересным исследованием можно также считать работу Рейтмана. Изучая последствия лейкотомии (операции по рассечению мозолистого тела мозга больных шизофренией), он отметил определенные изменения в характере изобразительной деятельности больных, перенесших эту операцию.
Помимо психиатров, занимавшихся изучением продукции спонтанного художественного творчества психически больных, в первые десятилетия XX в. рос интерес к их творчеству со стороны представителей художественного авангарда. Большое значение в привлечении внимания представителей мира искусства и широкой общественности к творчеству душевнобольных имели выставки собранной Принцхорном коллекции их работ и другие выставки, организованные в тот период (такие, например, как выставка в галерее Vavin Raspails Париже в 1926 г., где было представлено 196 работ психических больных).
Психопатологическое творчество рассматривалось представителями художественного авангарда в качестве яркого образца спонтанного, искреннего искусства, не сдерживаемого никакими внешними условностями и способствующего проявлению фантазии. Весьма показательно, например, что европейские сюрреалисты обращались к этому искусству как источнику оригинальных художественных идей и включали работы душевнобольных в организуемые ими экспозиции (например, в экспозицию «Сюрреализм», прошедшую в 1947 г. в галерее Maeght в Париже). Ярким свидетельством того значения, которое представители художественного авангарда придавали психопатологической экспрессии, является также опубликованный в 1948 г. Анри Бретоном манифест «L'Art desfous, la cle deschamps».
Примерно в то же время начинает свою деятельность по изучению образцов психопатологической экспрессии и художник Ж. Дебюффе. На него произвела большое впечатление книга Принцхорна «Художественное творчество душевнобольных», и через некоторое время он начинает собирать изобразительную продукцию пациентов психиатрических больниц, а также организует Compagnie de I'Art Brut, в которую вошли художники и врачи. Параллельно с этим Дебюффе пытается имитировать некоторые особенности художественной экспрессии больных в своем собственном творчестве, отождествляя себя с теми, кто находится вне общества, в оппозиции к его культурным ценностям.
Дебюффе собрал собственную коллекцию работ психически больных, экспонируемую в Европе и Америке и привлекшую к себе большой интерес представителей мира искусства. Его деятельность в определенной мере повлияла на взгляды многих художников того времени. Одни из них использовали изобразительную продукцию психически больных в качестве стимула в своей собственной творческой работе, другие устраивались на работу в психиатрические больницы, организуя там студии для душевнобольных. Для обозначения их художественной продукции Дебюффе начал использовать термин art brut, что в переводе с французского обозначает «сырое, необработанное искусство».
26 Часть I. Основные понятия. Концепция системной арт-терапии
Наряду с врачами-психиатрами и художниками, изучением психопатологической экспрессии начиная с первых десятилетий XX в. начали заниматься психоаналитики. В известной степени начало этому было положено культурологическими исследованиями самого Фрейда, хотя он никогда не пытался интерпретировать художественную продукцию своих клиентов. Наиболее продуктивной в плане изучения художественного творчества и использования его исцеляющих возможностей с психоаналитических позиций оказалась деятельность К. Юнга, Э. Криса, М. Клейн, А. Эренцвейга, М. Наумбург, И. Чампернои, Р. Пикфорда, М. Милнеридр. Некоторые из них имели художественное образование. Вовлекая своих клиентов в процесс художественного творчества и используя для анализа их продукции нсиходинамические понятия, они создали первые аналоги современной динамически-ориентированной арт-терапевтической практики.
М. Наумбург многие считают основательницей арт-терапевтического направления в США. Психолог по образованю, она стала затем психоаналитиком. Наумбург известна как автор динамически-ориентированной арт-терапии. В 1940-е гг. она начала использовать в своей психоаналитической работе с детьми рисуночные техники, рассматривая свободное выражение ребенком своих переживаний в изобразительной деятельности в качестве инструмента для исследования его бессознательных процессов. Результаты этой работы описаны ею в книге «Изучение свободной художественной экспрессии детей с нарушениями поведения в качестве средства диагностики и лечения* (Naumburg, 1947), где она обращает внимание на различия между свободными рисунками детей и той формой изобразительной работы, которая использовалась в качестве средства занятости пациентов. М. Наумбург отмечает, что свободная художественная экспрессия придает пациенту уверенность в своих силах и вызывает у него чувство удовлетворения. В то же время эта техника, как отмечает Наумбург, может использоваться психиатром в качестве проективного инструмента диагностики. Когда пациент в результате занятий преодолевает неуверенность и начинает свободно выражать свои страхи, потребности и фантазии, он вступает в соприкосновение со своим бессознательным и «разговариваете с ним, используя «язык* символических образов.
В своих последующих работах Наумбург начинает использовать термин «арт-терапия», получающий все больше распространение с конца 1940-х гг. При этом она рассматривает арт-терапию с точки зрения психоаналитического подхода, как технику, позволяющую человеку выражать свои внутрипсихические конфликты в визуальной форме и постепенно приходить к их осознанию и вербализации (Naumburg, 1958). В своих дальнейших публикациях (Naumburg, 1966) она развивает концепцию динамически-ориентированной арт-терапии и применяет понятие «пе-реносае, считая, что спонтанное самовыражение пациентами своих переживаний в образах ведет к укреплению психотерапевтических отношений. На деятельность и взгляды Наумбург большое влияние оказало движение за развитие детского творчества, набиравшее силу в США 1960-е гг. Для этого движения было характерно, в частности, признание творческого потенциала, заложенного в каждом ребенке и позволяющего ему выражать свои переживания в визуальных образах.