Раздел третий. Трансформация Витального 3 страница
Где бы вы ни были, мы всегда будем рядом с вашим психическим существом и готовы помочь ему победить. При нынешнем состоянии вещей с вами, похоже, помощь будет лучше действовать на расстоянии, чем если бы вы были близко и в каждое мгновение отталкивали бы ее от себя своими неправильными внутренними движениями и реакциями, своей неправильной речью и действиями. Но, чтобы выгодно использовать нашу помощь, вы должны будете сделать то, чего вы еще никогда в действительности не делали, по крайне мере в вашем внешнем существе. Вы будете должны сами в вашей физической природе отвернуться от Асура и его путей и отказаться потакать ему под любым предлогом в любой мысли, чувстве, речи или действии, которые бы все еще помогали ему владеть вашими инструментами и определять или воздействовать на вашу позицию или ваши действия. Стать спокойным и с нашей помощью спокойно и просто поддерживать это настойчивое и терпеливое отвержение, без раджасичной борьбы, искренне и на самом деле, и в каждой детали, а не просто в желании или в идее - вот то, что вам нужно делать. Быть разделенным: устремляясь в одной части вашего существа и потакая, оправдывая и лелея неправильные движение в другой части - это не может привести ни к чему, кроме бесконечной борьбы и усталости. Только в результате такого обращения и изменения могут уйти усталость и борьба и прийти чистота.
* * *
Вот прошел месяц с тех пор как вы писали в своем письме, провозглашая новый благоприятный поворот в вашей садхане. У вас было время посмотреть был ли этот поворот решающим и как далеко он продвинулся в своей полноте и завершенности. Проверка заключалась в том, избавило ли это фундаментально от Асурической склонности в вашем внешнем существе. Все амбиции, гордость и тщеславие должны исчезнуть из мыслей и чувств. Там не должно быть ни сейчас, ни в будущем никаких поисков места, положения или престижа, никакого условия высокого положения среди избранных, никакой претензии на особую близость к Матери, никакого заявления или утверждения правоты, никакого усилия, чтобы поставить себя между ней и другими, никакого стремления вмешиваться в то, что она дает им или участвовать в этом, никакого навязывания себя ей или другим садхакам. Вся ложь должна быть выброшена из речи, мыслей и действия и все хвастовство, высокомерие и наглость. Простая, тихая и скромная устремленность к Истине и получение ее ради ее собственной цели, а не ради той выгоды, которую она может вам принести, прямое и искреннее принятие воли Матери, чем бы она не была, полное отбрасывание всех притязаний и притворства, готовность на полное и безоговорочное подчинение, готовность принять любую позицию и любую данную дисциплину как единственные условия, на которых может быть осуществлено божественное изменение в вас. Именно к этому вы должны стремиться.
С нашей стороны мы ожидаем определенной победы на материальном плане, которая еще не завершена, прежде чем мы разрешим вам вернуться. Как вы сами видели однажды, до тех пор, пока это не сделано, ваше пребывание здесь было бы не полезно для вас. Когда вы будете внутренне готовы и готовы вещи здесь, тогда Мать позовет вас.
* * *
Если вы хотите измениться, то вы должны, во-первых, решительно избавиться от дефектов витального существа, настойчиво упорствуя, как бы трудно это ни было или как бы долго это ни длилось, взывая всегда к божественной помощи и заставляя себя всегда быть полностью искренним.
Что касается пригодности и непригодности - никто полностью не подходит для этой йоги; нужно стать пригодным через стремление, абхъясу (abhyasa - постоянная практика метода), через искренность и самоотдачу. Если вы всегда искренне желаете духовной жизни, то этого желает именно ваша психическая часть, но ваш витал всегда приходит [к этому] на пути. Установите искреннюю волю в витале, не позволяйте личным желаниям и требованиям, эгоизму и лжи вмешиваться в вашу садхану; только тогда витал в вас станет подходить для садханы.
Если вы хотите преуспеть в своем усилии, оно должно становиться все чище и все более упорным и настойчивым. Если вы практикуете искренне, то вы будете получать необходимую помощь.
* * *
Очевидно, состояние, в которое вы впали, пришло из-за подъёма подавленных элементов в нижней витальной природе. Она была заставлена умом и высшей витальной частью в вас отдать свои маленькие «радости и удовольствия», к которым она была приучена, но она - или во всяком случая подсознательная ее часть, которая часто является самой мощной - делала это не имея полной убежденности и, вероятно, с «оговорками и предосторожностями» и в обмен за обещание компенсаций в виде других и более сильных радостей и удовольствий взамен всего того, что она теряла. Это очевидно из того, что вы пишите; ваше описание природы депрессии, возврат того, что вы называете нечистыми мыслями, которые являются просто указателями подсознательного комплекса желаний нижнего витала, сомнение, брошенное на великодушие Божественного, требование компенсации утраченного, нечто похожее на заключение сделки с Божественным, выгодное (a quid pro quo - лат.: что-то для чего-то) соглашение - все это является безошибочным подтверждением. Под конец, была комбинация обстоятельств, которые, скорее случайно, усилили потерю его прежних форм выходов; эта атака является его способом несотрудничества и протеста. Есть только один способ обращения с этим - отбросить все это прочь: депрессию, требования, сомнения, сексуальные мысли - весь этот нежелательный багаж и оставить на этом месте одно истинное движение - призыв к сознанию и Божественному присутствию.
Быть может за этим упорным требованием к удовлетворению нижнего витального было нечто неясное в затемненной части физического ума, в вашей ментальной позиции по отношению к йоге. Кажется, вы рассматриваете это требование по замене старых удовлетворений нижнего витала другими радостями и удовольствиями как нечто совершенно законное; но радости и удовольствия не являются объектом йоги и торг или требования по замене подобного рода не может быть легитимным или здоровым элементом в садхане. Если это присутствует там, то несомненно, это будет препятствием потоку духовного опыта. Ананда, да, но Ананда и духовное счастье, которое она предполагает (adhyatma-sukham), является чем-то совершенно отличным от радостей и удовольствий. И даже Ананду нельзя требовать и делать ее условием и целью садханы - она приходит как венец, как естественный исход и ее истинным условием является рост истинного сознания, покой, тишина, свет, сила, ровность, которые противостоят всем ударам и упорствуют через все успехи и неудачи. Именно эти вещи должны быть первыми целями садханы, а не какое-то гедонистическое переживание, даже самого высочайшего характера; ибо это должно прийти само как результат Божественного Присутствия.
Между тем, первое, что вы должны сделать - это отбросить эту опасную субстанцию отчаянья и её сопровождение, и вновь обрести спокойный и ясный баланс. Спокойный ум и спокойный витал являются первыми условиями для успеха в садхане.
* * *
Очевидно, что вы все еще лелеете некое непонимание относительно покоя, радости и Ананды. (Покой, кстати, это не радость, ибо покой может быть, даже когда радость успокоена). Это не факт, что не следует молить или стремиться к покою или духовной радости. Покой является сущностной основой любых сиддхи в йоге и почему же не молить или не стремиться заложить фундамент в йоге? Духовная радость или глубокое внутреннее счастье (необеспокоенное, даже когда приходит поверхностный шторм или смятение) - это постоянное сопутствующее обстоятельство контакта или единства с Божественным и почему следует запретить молить или стремиться к контакту с Божественным или к радости, которая сопровождает это? Что касается Ананды, то я уже объяснял, что я имею в виду под Анандой нечто большее, чем покой и радость, это нечто, как Истина и Свет, являющееся самой суть природы супраментального Божественного. Она может приходить частыми вторжениями или нисхождениями, частично или на время даже сейчас, но она не сможет остаться в системе до тех пор, пока она [система] не подготовлена для этого. Между тем, покой и радость постоянно могут быть там, но для этого постоянства нужно иметь постоянный контакт или постоянное присутствие Божественного и это, естественно, приходит не во внешний ум или в витал, но ко внутренней душе или к психическому существу. Следовательно, тот, кто хочет, чтобы его йога была путем покоя или радости, должен быть готов жить скорее в своей душе, чем в своей внешней ментальной и эмоциональной природе.
В прошлом письме я возражал не против стремления, но против требования делать покой, радость или Ананду условием для следования йоге. И это нежелательно потому, что, если вы так делаете, то витал, а не психическое берет руководство. Когда витал берет руководство, то всегда может прийти беспокойство, отчаяние или уныние, несчастье, поскольку эти вещи являются самой сутью витала - витал никогда не может оставаться в постоянной радости и покое, ибо ему нужны их противоположности для того, чтобы иметь чувство драмы жизни. И все же, когда приходят беспокойство и несчастье, витал сразу кричит: «Мне не отдали мой долг, какая же польза в делании йоги?». Или же он делает евангелие из своего несчастья и говорит, что путь к осуществлению должен быть трагичной дорогой через пустыню. И все же именно это преобладание витала в нас создает необходимость перехода через пустыню. Если бы психическое всегда было впереди, то пустыня не была бы больше пустыней, а пустошь расцвела бы розами.
* * *
Очевидно, вы описываете Ананду во внутреннем витале, когда он наполнен психическим влиянием и заполняет им так же и внешний витал. Это истинная Ананда и в ней нет ничего от старой витальной природы. Когда психическое использует таким образом витал, чтобы выразить себя, то сильный экстаз подобного рода - это та естественная форма, которую это [выражение] принимает. Эта интенсивность и старое витальное возбуждение - это две совершенно разные вещи и их не следует смешивать. Там, где есть интенсивность энергии с чистым и полным удовлетворением, довольством и благодарностью, не оставляющее места требованию, претензиям или депрессивной реакции - там есть истинное витальное движение.
* * *
Когда к витальному существу прикасается психическое, то простое витальное удовольствие больше не представляет никакого интереса и может даже ощущаться как беспокойство и дискомфорт из-за понижающего воздействия на сознание.
Боль может быть обращена в Ананду, но я не думаю, что для этого существует особая стадия.
* * *
Однажды витальное существо вышло вперед и показало свою трудность - нет никого, кто не имел бы той или иной ключевой трудности - с ней нужно встретиться и победить.
С ней должна иметь дело супраментальная сила, а не ум.
Не покой и знание в уме, но покой, вера, спокойная сила в витальном существе (и особенно в той его части, которая имеет дефект) - вот вещь, которая должна быть установлена. Откройтесь и разрешите, чтобы все это было принесено вниз в него - вот правильный путь.
Недостаток находится не в высшем уме и не в уме собственно; поэтому нет пользы отходить назад или устанавливать ментальный покой. Трудность находится в той части витального существа, которая недостаточна открыта и уверенна, недостаточно сильна и отважна и в физическом уме, который оказывает поддержку этим вещам. Спустить супраментальный свет, покой и силу сюда - вот то, что вам нужно.
Вы можете иметь все ментальные знания в мире и все же быть бессильны перед лицом витальных трудностей. Смелость, вера, искренность к Свету, отвержение противоположных внушений и враждебных голосов является здесь истинной помощью. Только тогда знание само по себе может быть эффективным.
Не ментальный контроль, но некое нисхождение контроля, который выше ума - вот сила, требуемая для реализации. Этот контроль, полученный в конце концов из сверхразума, является контролем Божественной Силы.
* * *
Если вы видите более ясно любые недостатки вашей витальной природы и необходимость трансформации, то это само по себе признак психического роста. Они не должны быть причиной для разочарования и подавленности, поскольку это общие дефекты человеческого витала, и в результате нарастающего психического открытия они будут терять свою власть и, в конце концов, исчезнут.
Что касается уменьшения ментального контроля над витальным движением, то это часто временно приходит в ходе йоги. Ментальный контроль должен быть заменен более сильным контролем сверху и тихим, чистым и сильным покоем самого витала, открытого Божественной Силе и ее руководством всей природой.
Не позволяйте себе быть обеспокоенным или удрученным любыми трудностями, но спокойно и просто откройте себя силе Матери и позвольте ей изменить вас.
* * *
Это вовсе неверно, что Мать убирает ментальный контроль - это один из многих глупых, неправильных выводов, которые определенные садхаки делают о садхане. Верно то - и это причина того, что вы чувствуете - что, когда вы стараетесь садханой полностью контролировать ваши привычные движения в витале, вместо частичного контроля и частичного потворства им, то они начинают оказывать яростное сопротивление и поэтому, кажется, что они усиливаются. Садхак должен стоять твердо и отказываться быть сломленным или подавленным этим неистовством. Обычно это является причиной того, почему во сне то, что было выброшено из пробужденного состояния, еще долгое время возвращается во сне, поскольку все эти вещи еще долгое время остаются в подсознании, а именно подсознание создает большую часть человеческих снов. Поэтому, если человек не имеет сексуальных желаний в пробужденном состоянии, он все еще может иметь сексуальнее сны и семяизвержения с большей или меньшей частотой повторений; он может по-прежнему встречать во снах людей, которых никогда не видел, не слышал или не думал в пробужденном состоянии и так далее. И уж тем более подобные сны, похоже, приходят, когда бодрствующий ум не свободен.
* * *
Это зависит от того, что называть неправильными или нежелательными движениями. Определенные вещи должны отпасть раньше, чем организация [высшего сознания] может быть завершенной. Другие, которые не нужны, должны быть отложены в сторону, если они несовместимы с полнотой садханы или с ростом внутреннего сознания, но могут быть и оставлены, если сознание так установлено, что для него нет разницы - делать это или не делать.
* * *
Фраза [неверное движение в садхане] включает в себя почти все, что вредит духовному развитию: ошибочные движения, бунт, эгоистичные желания или амбиции, сексуальное потворство - вот самые распространенные, но есть и много других.
* * *
Внешний бунт - это отказ от дисциплины и подчинения; внутренний бунт имеет много разновидностей, он может принимать много форм, то есть бунт витала против Матери, бунт ума против Истины, отвержение духовной жизни, требование возвести эго на престол, как Божественное, или служить чему-то, что льстит витальному эго и поддерживает его требования и называть это Божественным, отвечать на витальные внушения, сомнение, отчаянье, саморазрушение или уход и многое другого.
* * *
Горячность приходит из-за непреобразованного витального эго, которое как раз и является именно той вещью, которая больше всего препятствует на пути трансформации; другие вещи - относительно легкие препятствия в сравнении с этой частью существа. Гораздо лучше, что Мать отказала в разборе этой части в вас - это рассмотрение было бы гораздо более опасным испытанием для вас, чем отказ.
* * *
[«Витальное посвящение»:] Посвящение означает предложение и передачу всего Матери для того, чтобы вся витальная природа могла принадлежать ей, а не нижней природе.
* * *
Оно [витальное посвящение] должно предложить всю витальную природу и ее движения Божественному с тем, чтобы она могла быть очищена, и чтобы там могли быть только истинные движения, находящиеся в гармонии с Божественной Волей, а все эгоистичные желания и импульсы исчезли бы.
* * *
Иногда стремление чувствуется в пупке, но это часть большего витала. Нижний витал находится ниже. Нижний витал устремляется через предложение всех своих маленьких движений в огонь очищения, через призыв к свету и силе спуститься в него и избавить его от маленьких жадностей, ревностей, сопротивлений и через восстание против маленьких сущностей, раздражительности, тщеславия, сексуальности и т.д., чтобы заменить их правильными движениями, которые направляются преданностью, чистотой, повиновением импульсу Божественной Силы во всех вещах.
* * *
Очевидно, что нижний витал получил Божественное Сознание, если даже в маленьких движениях жизни есть стремление к Божественному, отсылка, как это было, к Божественному Свету для руководства или некое чувство жертвования Божественному, или Божественное руководство. Нижний витал распоряжается маленькими деталями эмоции, импульса, чувства, действия – это так, когда преобразован, он предлагает Божественному осуществлять контроль за трансформацией.
* * *
Это верно, что для внешнего витала необходима внешняя дисциплина для очищению, иначе он остаётся беспокойным, капризным и во власти своих собственных импульсов - так что там не может быть построена никакая основа для покоя и ожидающее верхнее сознание остаётся непоколебимым. Позиция, которую вы заняли в работе, конечно, наилучшая и, настойчиво занимая её, развитие, которое вы чувствовали, должно прийти и уверенно нарастать.
* * *
[Дисциплина:] Жить и действовать под контролем или согласно стандарту того, что есть правильно - это не позволять виталу или физическому делать то, что им нравится, не разрешать уму бегать туда сюда в зависимости от своих фантазий без истины или порядка. Также, подчиняться тем, кому должны починяться.
* * *
Непреодолимый импульс - это не обязательно вдохновение истинного руководства; следуя всегда таким импульсам человек, вероятно, станет существом случайных капризов. Неистощимая энергия - это превосходная вещь, но не энергия без дисциплины.
* * *
Воля должна иметь такое же господство над импульсами, как и над мыслями. Многие люди находят, что легче контролировать импульсы, чем допускать мысль.
* * *
Это [неспособность ничего завершить в жизни] обычно происходит из-за некоторой нестабильности в нижнем витале, который не даёт последовательной поддержки Воле, но беспокоен и колеблется от одного интереса к другому. Это не означает неспособности к успеху - обычно те, кто имеет это, могут преуспеть во многих направлениях, но колебание мешает длительному успеху в любом из них. Это дефект, который следует и можно преодолеть.
* * *
Первое - это витальная нерешительность, второе - это витальная нестабильность. Те, кто не могут выбрать, имеют витальную нерешительность, и она обычно бывает из-за слишком активного физического ума, видящего слишком много вещей или слишком много сторон одновременно. Второе - возникает из-за недостатка контроля и от слишком сильной импульсивности.
* * *
Некоторые в своём витале тверды и упорны, именно они могут быть устойчивы и непоколебимы, другие – более непостоянны и легко приводимы в движение под действием импульсов, они иногда полны энтузиазма, иногда падают в изнурении. Это зависит от темперамента. С другой стороны, подвижные люди часто способны на более быстрый энтузиазм, пыл, рвение, так что они, если захотят, могут быстро развиваться на свой собственный манер. В любом случае, лекарством для всех будет найти своё истинное я над умом и виталом и поэтому не ограниченное темпераментом.
* * *
Горечь, которую вы чувствуете, приходит из-за беспокойного и неудовлетворенного витала, который не получил того, чего желал, потому что он не может желать чего-либо сильно и настойчиво. В противном случае он мог бы иметь все витальные желания, - брак, друзей, положение и т.д. - но он не может долго упорствовать в чём-либо из-за некой нерешительной неугомонности.
В йоге он показал ту же беспокойную слабость, иначе, к этому времени он бы смог чего-то достичь, и, кроме того, в нём был сексуальный импульс, который он не мог ни удовлетворить, ни оставить. Вы должны знать того, чего вы хотите и хотеть этого всей своей волей - только так может быть положен конец этому беспокойству и несостоятельности.
* * *
Если он хочет со временем подготовить себя и стать пригодным для духовной жизни, то первая вещь, которую следует избегать - это витальное беспокойство. Работу нужно делать со спокойным умом, предлагая её Божественному и стараясь освободиться от эгоизма и витального желания - это самый лучший способ для того, чтобы подготовить себя.
* * *
Вам не следует потакать чувству горя - оставайтесь тихим, уверенным, обращённым к единой Воле во всех обстоятельствах; этот способ гарантирует, что каждый шаг будет сделан в правильном духе и создаст наилучшие возможные последствия. Впредь рассматривайте проблему Х и ваши отношения с Х как второстепенную и подчинённую вещь на внешней стороне вашей садханы. Если вы принимаете её как проблему первостепенной важности, то она станет такой и снова возникнет на вашем пути. Смотрите на неё как на вопрос прошлого, который решён раз и навсегда, поставьте его на своё место, и обратите к главной цели вашей садханы.
Что же касается прочего, вне этого обстоятельства, то вам ничего менять не нужно во внутренней цели и концентрация вашей воли и усилия на единственной вещи, которая должна быть сделана: на полной самоотдаче и самопосвящении вашего внутреннего и внешнего существа одному Божественному. Если вы сможете твёрдо занять правильную внутреннюю позицию, то так это будет даже легче, чем руководствоваться в основном внешним правилом.
* * *
Нужна одна вещь: прийти к постоянному и определённому выбору в уме, который один может всегда противостоять витальному беспокойству. Беспокойство всегда будет приходить в витал до тех пор, пока туда не спустится полный покой, но с твёрдой решимостью в уме, всегда сохраняющейся на переднем плане, острота беспокойства может исчезнуть и путь становится короче.
V
Это нижний (физический) витал действует подобным образом. Эта часть Природы не действует в соответствии с рассудком, у него нет понимания вещей. Он действует только в соответствии с желанием, импульсом и привычкой. Ум, сердце и высший витал понимают и сами стоят на стороне Покоя и Силы, которые действуют, чтобы изменить природу. Но эта [часть] всё ещё отвечает на старые силы, когда они касаются её. Это вопрос спуска Покоя, Силы и Света в эту часть с тем, чтобы, когда бы ни касались ее внешние силы нижней Природы, они встречали бы там эту силу, а не старый ответ. Это немного трудно из-за длительной прошлой привычки, но это будет приходить всё больше и больше, по мере того как Сила будет нисходить в тело и пропитывать его в своём нисхождении.
* * *
Противостояние витала всегда неразумно, даже когда он выдвигает вперёд разум. Он действует исходя из своей природы и привычки желания, а не на основе рассудка.
* * *
Есть, вероятно, нечто от всего этого - но эта часть витала не имеет чётких рассуждений для самоподдержки - она использует любое настроение неудовлетворённости, разочарования или сильное чувство трудности. Это фактор любой человеческой природы: беспокойство, желание, страсть, подавленность, нестабильность. Встаньте позади этого и не позволяйте ему руководить или двигать вами. Есть правильная часть витала, которая должна быть использована: пылкость, чувствительность к высшим вещам, способность к сильной любви и обожанию. Усильте её и поддерживайте её психическим, а также покоем и широтой, которые приходят сверху.
* * *
Это не вопрос ощущения печали или радости, или другой эмоции, все делают так, кто не преодолел обычную Природу. Это не сентиментально, но эмоционально. Сентиментализм входит, когда вы испытываете удовольствие либо от потакании, либо от демонстрации чувства, или когда вы имеете их беспричинно, или без достаточных оснований.
* * *
Нижний витал - это не та часть, которая слушает рассудок. Для его действия нет «почему»; он действует определённым образом потому, что он приучен действовать так, и он продолжает, даже если это делание приносит болезненную реакцию.
* * *
Сомнения садхаков чаще поднимаются из витала, чем из истинного ментала - когда витал сбивается с истинного пути или обеспокоен, или пребывает в депрессии, возникают сомнения и повторяют себя в той же самой форме и тем же самым языком, неважно насколько ум был убеждён либо явными доказательствами, либо интеллектуальными ответами. Я отмечал, что витал всегда иррационален (даже когда он использует рассудок для самооправдания), и он верит или не верит в соответствии со своим чувством, а не согласно рассудку.
* * *
Витал в своей эволюции начинал с подчинения импульсу, а не разуму - что до стратегии, то единственная стратегия, которую он понимает - это некая тактика, через которую он может удовлетворять свои желания. Он не любит голос знания и мудрости, но достаточно забавно то, что из-за необходимости объяснения действия разумом, которая возникла в человеке, витальный ум развил свою собственную стратегию, которая заключается в том, чтобы заполучить ум для поиска довода к обоснованию и оправданию своих чувств и импульсов. Когда ум слишком чистый, чтобы отдавать себя в эту игру, тогда витал падает назад в свою врождённую привычку затыкать уши и продолжать следовать своим курсом. В этих атаках есть план непригодности: «Поскольку тебе не нравятся мои импульсы, и я не могу изменить их, то это показывает, что я не пригоден, поэтому лучше я уйду», является рассчитанной стратегией, которую он принимает. Но даже если противостоят этому, то достаточно импульса самого по себе, приходя мощно, как он это делает, из универсальной Природы для того, чтобы за короткое время восстановить в витале его старый слепой, иррациональный инстинкт подчинения приходящему импульсу.
* * *
Витал, всегда предпочитает скрывать свои движения от Света.
* * *
Вы должны развить проницательность для того, чтобы виталу стало невозможно обманывать вас.
* * *
Будьте осторожны по отношению к витальным движениям и формациям - когда вы допускаете их, вы находитесь на опасном склоне.
* * *
Весь смысл ваших высказываний заключается в том, что вы, сделали все необходимые разборки, но вы не смогли осуществить их из-за того, что Сила отказалась поддерживать вас. Это обычный трюк витального ума, когда он хочет освободить себя от ответственности за трудности или недостатки развития садханы: «Я делал всё, что мог, но Сила не поддерживает меня». Бесполезно ваше цитирование других предложений, потому что сейчас вы пишите одно, потом - другое, изменяя свой мотив в зависимости от аргумента. Если логика поможет вам избавиться от этих трюков витального ума, то имеет смысл поизучать Логику.
* * *
По поводу того, что вы спрашиваете относительно чего-то ещё, находящегося позади того, что ваш ум осознаёт в своём поверхностном представлении: чаще есть, чем нет нечто позади, когда витал вмешивается в материю - и это является частью само-знания, дабы не быть введенным в заблуждение поверхностными движениями ума, но определить это нечто позади. Ибо привычкой витала является создание маски умственной аранжировки вокруг своих чувств и действий для того, чтобы скрыть, даже от само-рассмотрения исполнителя, тайные лежащие в основе мотивы или силы, позади речи, действия или чувства.
* * *
Ваше утреннее письмо пришло полностью из взволнованного и оскоблённого витала; вот почему я не торопился с ответом. Я не знаю, почему вы так готовы верить в то, что я или Мать действуем под влиянием обычных движений гнева, раздражения или недовольства; в том, что я писал, ничего такого не было. Вы постоянно падаете с достигнутого вами уровня высшего сознания и, несмотря на наши советы посмотреть что же толкало вас вниз, вашим единственным ответом было, что вы ничего не можете увидеть. Мы очень хорошо знаем, что это была часть вашего витала, которая не хочет изменяться и это нежелание меняться скрывало себя от ума, а сам ум, кажется, не очень то хотел увидеть, поэтому мы посчитали необходимым, когда вы дали нам возможность, написав, во-первых, об Х. и, во-вторых о мыслях прошлого, прямо и решительного указать природу препятствия: с одной стороны, ваше старое настроение, упорствующее в обратной форме гнева, негодования и оскорбленных чувств, с другой - витальная привычка к самооправданию, строгое осуждение других, чувство превосходства в садхане или в других отношениях, желание хорошо выглядеть перед другими, а также перед самим собой. Это особенно имеет ослепляющее влияние и препятствует ясному изучению себя и осознанию препятствий, которые мешают духовному развитию. Даже если ум стремится знать и изменить, такой привычки, действующей скрыто в витале, совершенно достаточно, чтобы встать на пути и мешать как знанию, так и изменению. Поэтому я был точен, говоря прямо о тщеславии и самоуверенности, с тем, чтобы эта часть витала не смогла постараться не увидеть. Мать говорит или пишет гораздо более остро и жестко тем, кого она хочет быстро вытолкнуть на путь потому, что они способны на него, и они не возмущаются и не страдают, но рады давлению, открытости и прямоте потому, что они знают на опыте, что это помогает им увидеть свои препятствия и измениться. Если вы хотите быстрого прогресса, вы должны избавиться от этой витальной реакции абхиманы (abhimana - гордость, высокомерие, заносчивость), страдания, оскорбленного чувства, ищущего аргумент к самооправданию, шумный протест против касания того, что планируется освободить – ибо до тех пор, пока в вас есть это, для нас трудно открыто и твердо иметь дело с препятствиями, созданными витальной природой.