К дифференциально-диагностическому опроснику
Фамилия, имя, отчество ______________________________________
Школа _______________, класс __________, дата _______________
Человек-Природа | Человек- техника | Человек-человек | Человек-знаковая система | Человек-художественный образ |
1а | 2а | 3а | ||
4а | 5а | |||
6а | – | 6б | – | 7а |
– | 8а | – | ||
– | 9а | – | 9б | – |
10а | – | – | 10б | – |
11а | 11б | 12а | 12б | 13а |
13б | 14а | 14б | 15а | 15б |
16а | – | 16б | – | 17а |
– | 17б | 18а | – | 18б |
– | 19а | – | 19б | – |
20а | – | – | 20б | – |
Методика 2: Тест «Вступая в брачный союз»
Тем, кто ищет семейного счастья, пригодится этот тест. Он полезен и для тех, кто уже скрепил свой союз брачными узами, и для тех, кто только готовится к этому решительному шагу, а также для тех, кто и не строит ближайших планов на женитьбу. Одних он заставит над чем-то поразмыслить, других, возможно, предостережет от поспешных выводов, ну а третьих, как знать, спасет от опрометчивых поступков.
Но если этого и не случится, не беда, ведь тест – не теорема с вескими доказательствами, а всего лишь увлекательная игра. Правда, с достаточно серьезным намеком…
Инструкция испытуемому: «Внимательно прослушайте вопрос и выберите один их вариантов ответов, который Вам наиболее подходит».
Вопросы к тесту:
1) Чем обусловлен Ваш выбор будущей супруги (супруга)?
а) внешностью, умением говорить и держаться, быть «душой компании»?
б) чертами характера и поступками, внушающими доверие;
в) чувством, что пора пришла жениться (выходить замуж), а лучшей кандидатуры, кажется, не предвидится.
2) Какие «чары» Вы пускаете в ход, чтобы упрочить свои взаимоотношения?
а) раскованность, доступность в общении, уступчивость;
б) немного интриги, кокетства, чуточку лести и обожания;
в) образованность, интеллигентность, начитанность, скрытую заинтересованность;
3) Как бы Вы охарактеризовали чувства, которые охватывают Вас в ожидании предстоящей встречи?
а) тепло, нежность, волнение – где он (она), как он (она)?
б) удовлетворение тем, что именно тебя ждут, только о тебе и думают;
в) любопытство, тяга к разнообразию.
4) Упорны ли Вы и настойчивы в достижении поставленной цели?
а) не остановлюсь ни перед чем, чтобы добиться своего, хотя и не проявляю назойливости мухи, надоедающей на дню по сто раз;
б) знаю, что первое очарование может длиться недолго, и потому требую доказательств любви, клятвенных заверений и обещаний;
в) ценю молчаливость, сдержанность в проявлении эмоций, внимательность, предупредительность, романтичную окрашенность чувств, склонность к преклонению, пониманию;
5) При каких обстоятельствах созрело у Вас решение жениться (выйти замуж)?
а) вынуждены жениться, так как ожидаем ребенка, заставляют родители, по ряду других причин;
б) устали скитаться по подъездам, кинотеатрам и решили узаконить свои взаимоотношения;
в) поняли, что не можем жить друг без друга.
6) Какой цели Вы бы хотели достичь, вступая в брак?
а) взаимной любви, домашнего уюта, семейного тепла и прочности чувств?
б) решение квартирного вопроса, финансового благополучия – иными словами, в материальном отношении жить как за каменной стеной;
в) только одного – вырваться из одиночества.
7) Полагаете ли Вы, что надо взять большую часть семейных обязанностей на себя?
а) отнюдь не намерен (намерена) погрязнуть в семейных заботах;
б) полагаю, что нужно с самого начала четко разграничить семейные функции – по уборке, уходу за детьми, хождению в магазины, прачечную и так далее;
в) разумеется, считаю это своим супружеским долгом.
8) Планируете ли Вы в будущем заниматься кухонными делами?
а) непременно постараюсь овладеть искусством кулинарии;
б) считаю это для себя зазорным, не желаю делать из себя «раба желудка;
в) иногда можно и «побарствовать», хотя можно полагаться на общепит.
9) Стремитесь ли Вы иметь детей?
а) ни в коем случае, абсолютно не испытываю такой потребности;
б) непременно;
в) только при условии, если захочет вторая половина и тогда, вероятней всего, пойду навстречу и соглашусь на такую обузу.
10) Взыскательны ли Вы к самому себе?
а) чрезмерно;
б) иногда;
в) нет, хотя я бываю недоволен (недовольна) собой, но при этом не сужу себя слишком строго – и без меня хватает охотников это сделать.
11) Если Вы ссоритесь, готовы ли Вы уступить первым (первой)?
а) крайне редко вижу себя виноватой (виноватым)?
б) в большинстве случаев стремлюсь сгладить возникший конфликт;
в) чаще всего выясняем отношения, анализируем причины ссоры и пусть не сразу, но все же приходим к обоюдному согласию.
12) Что, с Вашей точки зрения, должно укреплять семью?
а) гармония чувств, взаимопонимание;
б) материальные блага;
в) интимная жизнь.
13) Есть ли у Вас сокровенные мысли и желания, которыми Вы не считаете нужным поделиться со «второй половиной»?
а) стараюсь всегда быть предельно откровенным (откровенной) до конца, не терплю даже малейшей фальши;
б) вся жизнь – игра, а тайны придают ей еще большую загадочность;
в) естественно, есть темы, о которых в интересах друг друга лучше не распространяться, хотя это вовсе не значит, что за ними непременно кроется что-то нехорошее.
14) Считаете ли Вы нормальным, что будущая супруга (супруг) до вступления в брак имела (имел) интимную связь?
а) пожалуй, это необходимо, так сказать, для обретения некоторого опыта;
б) по-моему, такое не прощается;
в) для меня это не имеет принципиального значения – в конце концов каждый волен поступать по своему усмотрению.
15) Как Вы относитесь к так называемому пробному, или фиктивному браку?
а) нужно трезво смотреть на вещи и извлекать выгоду из всего, что можно;
б) не допускаю и мысли о подобном;
в) почему бы и нет – иногда это неплохая возможность добиться хотя и неполного, но счастья или его подобия.
16) Ревнивы ли Вы?
а) знаю, надо больше доверять друг другу и не давать повода для подозрений;
б) иногда, когда есть веские к тому основания;
в) да. Знаю, что это большой недостаток, но ничего не могу с собой поделать.
17) Как Вы будете реагировать, заметив неверность?
а) это меня разочарует, но не покажу вида, постараюсь вновь переключить внимание на себя;
б) разумеется, устрою бурную сцену;
в) незамедлительно начну флиртовать.
Обработка полученных данных:
Вопросы | а | б | в | Вопросы | а | б | в |
1. | 10. | ||||||
2. | 11. | ||||||
3. | 12. | ||||||
4. | 13. | ||||||
5. | 14. | ||||||
6. | 15. | ||||||
7. | 16. | ||||||
8. | 17. | ||||||
9. |
Интерпретация результатов:
До 25 баллов:Кажется, придется огорчить и предостеречь относительно уверенности в любви. Вы – не Ромео, она не Джульетта. Хотя Вы друг другом и увлечены, но до прочного чувства Вам, похоже, далеко.
Для Вас ценен не внутренний мир, а его внешние данные и материальный достаток. Красота действует на Вас неотразимо, поскольку льстит тщеславию и позволяет похвастаться перед друзьями. Вам хочется кем-то обладать – точно так и иметь дорогую вещь, подчас даже не отдавая себе отчета, зачем она. Ваши пылкие клятвы в верности, упреки, бурные объяснения не таят в себе ничего серьезного. Это все слова, которые лишь с первого взгляда очаровывают, выглядят романтично. Только надолго ли хватить пороху?
Семейная жизнь – не очаровательная сказка, но и не базарный торг: не пришелся по вкусу один вариант, выбрал другой, потом сменил его на третий, а почему бы не на четвертый?
На ошибках учатся… Но Вы не волшебник и не принц, живущий в мире грез, а Ваша избранница – не всемогущая фея и не Золушка, а даже, скорее всего, наоборот: ей легче из принцессы превратиться в рабыню (только не Изауру), посудомойку, домработницу, няньку для детей, которых Вы не желается иметь. И в данном случае из-за собственного эгоизма, надеясь хотя бы относительной свободой обрести себе драгоценный «обломок счастья».
Иллюзии напрасны! Никаким – пусть сверхматериальным благополучием и обилием всевозможных благ не заполучить в руки Жар-птицу – истинное чувство.
Возможно, наступит время, и Вы измените свои взгляды. Сама жизнь заставить отнестись ко многому мудрее. Но пока Вы слишком себялюбивы, чтобы осчастливить другого. Обретайте взвешенность в поступках и умеренность в потребностях, почаще оглядывайтесь вокруг. Всерьез ищите, и только тогда поиск окажется не напрасным!
25 – 40 баллов: Вам кажется, что Вы уже достигли делаемого, что цель уже близка. Но, увы, это еще розовый туман, обман зрения. Вы делаете лишь первые робкие шаги к познанию друг друга. Между Вами сейчас мир и согласие – царит светлый, розовый праздник, не омраченный ни совместными заботами, ни тяжелым бытом, съедающим львиную долю времени, предназначенного для двоих. Разумеется, не стоит заранее сгущать краски, однако нельзя и забывать, что впереди отнюдь не идеалистическая жизнь.
Хватит ли у Вас обоих сил и готовности, чтобы преодолеть все трудности? Готовы ли Вы к тому, что совместная жизнь потребует изменения психологии, неизбежной корректировки прежде привычного поведения и, конечно, гораздо большей ответственности – и за себя, и за «вторую половину»? Здесь не выбрать короткой прямой, тропы к вершине слишком извилисты. Но при желании любая вершина покорима. Дорогу осилит идущий. Задатки у Вас есть, есть и стремление к лучшему – теперь остается запастись нужным терпением, помня только об одном: семейное счастье дается нелегко, оно не снизойдет с небес, его еще надо отвоевать. Так постигайте же это мудрое искусство жизни для двоих.
Более 40 баллов: Счастлив тот, кому Вы скажите «да», потому что Вы вдумчиво отнеслись к своему выбору и в дальнейшем, наверняка, постараетесь не допустить облаков над совместной жизнью. Ваша взвешенность, продуманность и мудрая компромисность – тому хороший залог. Это, однако, не значит, что Вы станете послушной игрушкой и, обожая супруга (супругу), будете выполнять все ее (его) прихоти. Такое безмолвие нравится только поначалу, а потом томит и утомляет – точно также как тяготит назойливая навязчивость, постоянные излияния в любви и ревность. Нет. У вас свои пристрастия, свои жизненная позиция. Вы достаточно разумны предоставить возможность не только себе, но и другому иметь собственные интересы, сохраняя известную независимость, которая отнюдь не помеха удачному драку. Ведь интимная жизнь – всегда двуцентрична: это две уравновешенные величины, равно далекие от эгоизма и от альтруизма. На Вас можно положиться, так как Вы обладаете тонким чутьем, полезной практичностью, а главное желанием иметь надежный домашний очаг, который согревают своим желанием дети. Только не переусердствуйте: крайняя серьезность может быть столь же пагубна, как и чрезмерная легкомысленность. А потому – ищите «золотую серединку»!
Задание на СРС:
Название темы | Содержание задания на СРС |
Тема 1-2. Введение в психологию развития. | Конспектировать: М.Я. Басов. Проблема развития человека. - В кн.: Хрестоматия по возрастной психологии /Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1996. – С. 8-17 |
Тема 3. Общие закономерности психического развития | Конспектировать: Запорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка. В кн.: Хрестоматия по возрастной психологии /Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1996. – С. 23-26. |
Тема 4. Психологический анализ возрастных кризисов. | Ответьте письменно: Назовите кризисные периоды развития человека, охарактеризуйте их особенности. |
Тема 5. Психодинамические теории психического развития. | Ответьте письменно: Охарактеризуйте психодинамические теории психического развития человека. Выделите общее, различия, особенности, специфику. |
Тема 6. Бихевиоральные теории психического развития. | Ответьте письменно: Охарактеризуйте бихевиоральные теории психического развития человека. Выделите общее, различия, особенности, специфику. |
Тема 7-8. Когнитивные теории психического развития | Конспектировать: 1. Стадии интеллектуального развития детей по Ж. Пиаже . - В кн.: Немов Р.С. Психология. Кн. 2. – С. 36-37. 2. Теория детского интеллекта по Дж. Брунеру. - В кн.: Немов Р.С. Психология. Кн. 2. – С. 39-40. |
Тема 9. Социальные теории психического развития | Конспектировать: Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. – В кн. Хрестоматия по возрастной психологии /Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1996. – С. 169-176. |
Тема 10. Психологические особенности развития личности в новорожденном и младенческом возрастах. | Выполнить доклад на одну из предложенных тем: 1. Роль положительных и отрицательных эмоций в развитии ребенка младшего возраста. 2. Конструктивные виды деятельность и их роль в развитии интеллектуальной и двигательной сферы ребенка. 3. Влияние эмоционального состояния матери на поведение младенца. |
Тема 11. Психологические особенности развития личности в раннем детстве | Конспектировать: Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978. (Возникновение игры в онтогенезе ребенка (от рождения до 3 лет), с. 151-168). |
ТЕМА 12. Развитие познавательных процессов и деятельности в дошкольном возрасте | Конспектировать: Мухина В.С. Детская психология. – М., 1985 (Условия развития личности дошкольника. – С. 156-171). |
ТЕМА 13. Формирование личности в младшем школьном возрасте. | Конспектировать: Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В. Петровского. – М., 1979 (Личность младшего школьника. – С. 96-100 |
Тема 14. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте. | Конспектировать: Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. – М., 1991 (Становление идентичности в отрочестве. – С. 133-157). |
Тема 15-16. Психология «трудного подростка» | Конспектировать: Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987 (Подростковый возраст. - С. 122-133). |
Тема 17. Психологические особенности развития в юношеском возрасте | Конспектировать: Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989 (Межличностные взаимоотношения в юношеском возрасте. – С. 128-166). |
Тема 18-19. Психологические особенности формирования и развития личности в поздней юности. | Конспектировать: Ильин Е.П. Мотивация учебной деятельности студентов // Мотивация и мотивы. – СПб., 2000. – С. 264 – 269 |
Тема 20. Психологические особенности личности в зрелом и пожилом возрасте | Выполнить реферат на одну из тем: 1. Ценностные ориентации в зрелом возрасте. 2. «Отцы и дети» - конфликт поколений. Психологические основы общения с людьми пожилого возраста |
Темы долговременных работ
1. Особенности различных сензитивных периодов развития в жизни ребенка.
2. Теории интеллектуального развития ребенка.
3. Концепция развития детей и мышления по Л.С. Выготскому.
4. Теория развития детского интеллекта по Ж. Пиаже.
5. Кризисы возрастного развития.
6. Основные направления в развитии поведения и психики ребенка.
7. Детство как социально-исторический феномен.
8. Причины возникновения детской психологии как науки.
9. Историческое изменение предмета детской (возрастной) психологии.
10. Понятие "развитие" и его критерии применительно к развитию психики ребенка.
11. Типы развития. Специфика психического развития ребенка.
12. Стратегии, методы и методики исследования психического развития ребенка
13. Наследственность и среда.
14. Хромосомные и генные аномалии.
15. Соотношение обучения и воспитания в возрастной психологии.
16. Влияние исторических, социально-экономических и культурных факторов на представление о развитии человека.
17. Развитие возрастной психологии в отечественной и зарубежной концепциях.
18. Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни.
19. Особенности развития речи в младенческом возрасте.
20. Врожденные формы психики и поведения младенцев.
21. Развитие двигательного активности в течение первого года жизни.
22. Этапы становления речи у младенцев.
23. Феномен «комплекса оживления».
24. Влияние игры на формирование эмоциональной сферы дошкольника
25. Влияние нравственно-психологических регуляторов внутрисемейных взаимоотношений на духовное развитие личности дошкольника
26. Влияние основных видов деятельности младших школьников на их интеллектуальное развитие
27. Детские страхи в младшем дошкольном возрасте
28. Диагностика и коррекция детских страхов в младшем школьном возрасте
29. Индивидуальные различия в психологической готовности детей к обучению в школе
30. Источники умственного развития детей младшего школьного возраста и причины их неуспеваемости
31. Мотивационная сфера личности и ее развитие в онтогенезе
32. Нравственно-психологические регуляторы внутрисемейных взаимоотношений и духовное развитие личности ребенка
33. Основные проблемы и новообразования в юношеском возрасте
34. Особенности общения подростков со сверстниками и взрослыми
35. Понятие одаренности и ее проявление у детей
36. Психологические особенности и варианты детской агрессивности
37. Потребность подростков в достойном положении в коллективе сверстников и в семье
38. Профессиональное самоопределение и профориентация у старшеклассников
39. Профилактика агрессивных проявлений подростков
40. Психологические особенности развития личности младших подростков
41. Психологический анализ читательских интересов школьников и формирование у них интереса к чтению
42. Развитие личности в дошкольном возрасте
43. Профилактика аддитивного поведения подростков
44. Психологические особенности становления личности в ранней юности
45. Развитие личности подростка в условиях компьютерного обучения
46. Развитие эстетических чувств у школьников
47. Согласованное развитие основных познавательных процессов ребенка в дошкольном детстве
48. Формирование самостоятельной познавательной деятельности младших школьников