Опрос шестой. Что надо делать я понял. А как?
Главным инструментом младшего, безусловно, является общение. Множество различных методов, тренингов и школ кричат о новейших методиках общения, но, к сожалению, надо признать, что верной и срабатывающей во всех случаях техники коммуникабельности, быстрого нахождения общего языка нет. Каждый формирует ее для себя, используя в дальнейшем свой опыт и пытаясь передать его другим. Но тем не менее существуют некоторые приемы, с помощью которых можно достигать более успешного понимания и внимания от собеседника. Несколько таких советов можно дать и младшему инструктору.
НЕМНОГО ОБ ОБЩЕНИИ.
· Все начинается с души.
Конечно же нет такой техники, которая сама по себе сделает вас из угрюмого и скрытного, не любящего своего собеседника, приятным и легко общающимся, любящим своего собеседника. Все начинается с вашей души, с вашего желания. Если вы захотели быть непринужденным и раскованным – вы наполовину стали им. Если вы захотели полюбить своего собеседника, то полюбили его уже наполовину. Я могу улыбаться ребенку по правилам, а могу, потому что я воспитал свою душу так, что дети мне нравятся. И каким вы бы не были искусным актером разницу между первым и вторым случаями вы почувствуете сразу по реакциям ребенка
· Немного из Дейла Карнеги
Хотя многие считают советы, даваемые им в его знаменитых книгах слишком очевидными, чтобы им следовать, несмотря на это множество из них мы не выполняем. А там есть действительно ценные вещи: НЕ ПЕРЕБИВАЙ, СЛУШАЙ, НЕ ВОЗРАЖАЙ, НАЙДИ И СКАЖИ ДОБРОЕ, ПРИЯТНОЕ… - Это так просто, но никто этого обычно почему-то не делает. А если делает – то не всегда. Попробуйте последить за собой и посмотреть насколько больше стали тянуться к вам люди, и насколько изменилось их мнение о вас.
· Самый главный человек на свете – тот, что перед вами
Если перед вами появился собеседник, то для вас во всем Космосе должны остаться два человека – ВЫ и ОН, в круге света. Согласитесь, не хочется общаться с продавщицей, которая не обращает на вас внимания, что-то вяло разглядывая на правой стене. Гораздо приятнее увидеть расположенную к вам и ловящую ваше слово женщину. Этими простыми правилами в совершенстве владеют многие продавщицы элитных салонов, официантки в дорогих ресторанах, потому что уважение и максимальное внимание к каждому собеседнику – это лицо фирмы. Вспомните, какое приятное ощущение это дает вам.
· Ищите то что вас сближает, подстраивайтесь.
Встречаясь с новым человеком старайтесь искать не разногласия, а наоборот. Чем больше у вас будет похожих черт – стиль, манера общения, тем лучше. Даже если у вас разные мнения, ценности, установки в жизни – не спорьте, не противоречьте. Пусть в центре внимания вашего разговора будет не то, что вас отличает, а то, что вас объединяет. Некоторые психологические школы даже провозглашают, что очень большое влияние в общении имеет темп речи, дыхания, тембр голоса и интонации. Считается, что для лучшего достижения внимания собеседника стоит говорить используя его интонации, мелодику речи и способы восприятия.
· Почувствуйте, что его волнует
Настройтесь на волну собеседника. Почувствуйте его проблемы, то, что его волнует, вы должны почувствовать и разделить его переживания. Даже если его чувства по каким-либо вопросам вам решительно не нравятся, все равно, разделите их, прочувствуйте вместе с ним, и только потом ПОДТОЛКНИТЕ ЕГО К НОВЫМ ЧУВСТВАМ. Он грустит зря и бессмысленно – погрустите вместе с ним, а потом посмешите, подтолкните к хорошему настроению. Он возмущен не по делу – повозмущайтесь вместе с ним, а потом сориентируйте на более терпимое отношение к делу.
· Избегайте категоричности
Стоит исключить из лексики такие слова как «Все», «Никто», «Всегда», «Никогда», «Везде», «Нигде», «Глупости», «Чушь», «Ерунда», «Бред», и т.д. Скорее всего, с помощью таких слов вы не сможете достичь понимания, потому что они, чаще всего, являются с одной стороны абсолютно неконкретными (Ну например: «Меня никто не понимает!» Никто из кого? Никто на свете?), а с другой стороны почти всегда нагнетают обстановку и подталкивают собеседника к возражениям в таком же категоричном духе, которые, конечно же не приведут ни к чему полезному. Лучше старайтесь говорить более точно. Кто, когда, с кем и т.д. Учите этому ребят в своем отряде, они, как правило, любят при обсуждении тех или иных дел ставить оценки вроде: «Что за бред?» Так нельзя. Не нравится – объясни почему.
· Юмор!
Без юмора жизнь скучна и одноцветна. Юмор – это как яркие краски, которые раскрашивают жизнь в более сочные цвета. Юмор безусловно нужен в общении, но пользоваться им нужно аккуратно. То, что вызвало смех у одного человека может больно задеть другого, и сделать вас на всю жизнь врагами с третьим. Поэтому будьте осторожны в шутках и остротах. Старайтесь использовать юмор «Я смешен» и «Мы смешны», вместо юмора «Он смешен», потому что когда вы приглашаете кого-то посмеяться над вами, или когда вы вместе с кем-то еще смеетесь над самими собой, то это обычно никого не задевает, потому что в первом случае вы сами добровольно предлагаете над собой смеяться – значит не видите в этом ничего обидного. Во втором же случае все в одинаковом положении – чего ж тут обижаться. А вот в третьем случае нередки обиды, потому что ребенок частенько боится показаться смешным, особенно, когда он не готов к этому.
· Не спорьте по мелочам
Прежде чем спорить, подумайте – зачем? Ведь обычно почти всегда, даже если вам в ходе жаркой полемики удалось наголову разгромить позицию вашего противника, то вашим сторонником после этого он вряд ли станет. Ну а если так, то стоило ли тратить силы, ведь вы все равно ничего не достигли. Спорьте лишь в том случае, когда спор помогает разобраться, найти верное, точное и устраивающее всех решение.
ИСКУССТВО ПОЛЕМИКИ
Есть случаи, когда спор, даже не спор, а полемика, необходимы. Таких случаев в жизни бывает немало и искусство вести полемический бой может сыграть младшему инструктору на руку. Единственное, о чем хочется предупредить, что полемика – вещь опасная, она может привести и к ссорам и к обидам и к разрывам. Поэтому, прежде чем начинать полемику, твердо уясните зачем она вам нужна и нужна ли.
Итак, вот способы, которые помогут вам выиграть полемику:
· Работайте на окружающих
Противника не переубедишь, но когда симпатии окружающих на вашей стороне, вам будет легче, поэтому старайтесь говорить как можно более внешне эффективно и веско.
· Захватывайте инициативу
Есть линия, которая поможет вам, есть та, которая вашему противнику. Проводите свою линию, не давая противнику проводить свою.
· Наступайте!
Никогда на оправдывайтесь, говорите веско, уверенно, аргументированно, ошеломляйте противника множеством вопросов и аргументов.
· Разбивайте позицию.
Разбивать легче чем доказывать, ломать – не строить. Поэтому иногда проще не отстаивать свою позицию, предоставив противнику нападать на нее, а сделать это самому.
· Бейте только наверняка
Лучше не бить, чем бить без толка. Не бейте по мелочам.
· Предупредите возможные выпады
Зная куда вас будут бить – предупредите заранее, ответив противнику на эти вопросы.
· Подготовьтесь.
Представьте возможные аргументы, вопросы, атаки вашего противника и постарайтесь найти на них ответ и защиту заранее. Это поможет вам и оградит от неожиданности
ИСКУССТВО ДИСКУССИИ.
Очень часто младшему инструктору требуется провести обсуждение какого-либо вопроса в отряде, решить какую-либо проблему или же помочь это сделать другим (отрядное время, свечка и т.д.) В связи с этим очень полезно младшему инструктору владеть искусством дискуссии, т.е. умением провести обсуждение вопроса, учтя при этом все мнения и пожелания, и сделать это с максимальной пользой и выгодой для каждого ребенка в отряде и для всего коллектива в целом. Вот моменты на которые стоит опираться или во всяком случае не упускать их из виду.
1 этап дискуссии: ОРИЕНТАЦИЯ
ЗАДАЧИ | СРЕДСТВА |
ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРОБЛЕМЕ | |
1. Сформулировать цель и тему дискуссии (Например: выбрать название и девиз отряда) | 1. Объяснить что обсуждается, зачем это нужно в данной ситуации. (Потому что для удобства в лагере принято называть отряды, чтобы отличить их друг от друга) |
2. Установить время дискуссии (Например 10 минут) | 2. Объявить ребятам о времени дискуссии. |
3. Заинтересовать ребят, создав необходимую мотивацию. | 3. Изложить проблему в виде некоторого противоречия. Указать в чем значимости проблемы. (Например можно попытаться подвинуть ребят на обретение собственного лица коллектива, необычного и интересного, чтобы выделяться) |
4. Добиться однозначного понимания проблемы всеми ребятами | 4. Попросить задать вопросы. Можно задать контрольные вопросы. |
5. Начать обмен мнениями (по возможности без оценок) | 5. Предоставить слово желающим или предложить высказаться конкретным ребятам. Младшему и старшему первым говорить не рекомендуется. |
ПО ОТНОШЕНИЮ К ГРУППЕ | |
1. Познакомить ребят, если они не знакомы. | 1. Попросит представиться, например по кругу. Можно сыграть в Снежный ком, Визитку. (см «Игры» |
2. Ориентировать на коллективное решение. | 2. Можно сообщить о преимуществах группового решения («Нам жить под этим именем всем вместе всю смену, значит должно нравиться всем!» |
3. Создать доброжелательную, деловую атмосферу, установить положительный эмоциональный фон. | 3. Доброжелательное отношение ко всем ребятам, обращения, жесты, улыбки и т.п. |
ПО ОТНОШЕНИЮ К КАЖДОМУ УЧАСТНИКУ | |
1. Добиться того, чтобы в дискуссии принимали участие все члены отряда. | 1. Можно установить порядок выступления по кругу, если возникают затруднения. |
2. Активизировать пассивных | 2. Например обратиться с вопросом. |
3. Оказывать помощь говорящим. | 3. Внимательно выслушивать, не перебивать, особенно новичков. |
2 этап дискуссии: ОЦЕНКА
ЗАДАЧИ | СРЕДСТВА |
ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРОБЛЕМЕ | |
1.Собрать максимум предложений. Постараться осветить все аспекты проблемы. | 1. Выслушать каждого. Младшему и старшему выступать только после того, как выслушаны все ребята. |
2.Провести анализ собранных мнений. | 2. Подводить частичные итоги, делать выводы. |
3.Держаться в русле проблемы, не отходя в стороны. | 3. Тактично останавливать отклонившихся от темы, напоминать им о цели и задачах дискуссии. |
ПО ОТНОШЕНИЮ К ГРУППЕ | |
1.Поддерживать высокий уровень активности группы. | 1. Всем поочередно предоставлять слово. Не допускать затянувшихся диалогов и монологов. |
2. Поддерживать деловую атмосферу. | 2. Требовать ясного изложения мыслей, уточнять неясные положения. Ведущему больше слушать, говорить меньше но по существу. |
3. Не допускать конфронтации участников. | 3. Устранять недоразумения между ребятами. Пресекать суждения направленные на личные качества оппонента. |
4. Поддерживать теплую, дружескую атмосферу. | 4. Использовать улыбку, фразы типа: «Хорошо, мы продвигаемся!» |
ПО ОТНОШЕНИЮ К КАЖДОМУ УЧАСТНИКУ | |
1.Уделять максимум внимания мнению каждого ребенка. | 1. Внимательно выслушивать каждого, не прерывать. |
2. Требовать ясной аргументации | 2. Уточняйте неясные положения, просите объяснить свою точку зрения. |
3. Активизировать пассивных | 3. Обратиться с вопросом, попросить высказать свою точку зрения. |
4. По возможности сохранять беспристрастность. | 4. Уделять равное внимание всем ребятам. |
3 этап дискуссии: КОНТРОЛЬ
ЗАДАЧИ | СРЕДСТВА |
ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРОБЛЕМЕ | |
1. Четкое и внятное подведение итогов. | 1. Формулировка вывода, решения. |
2. Сравнить итог с поставленной целью. | 2. Напомнить цель, сопоставить с ней результаты дискуссии. |
3. Если тема не исчерпана, стимулировать продолжение дискуссии. | 3. Предложить отряду продолжить обсуждение в следующий раз. |
ПО ОТНОШЕНИЮ К ГРУППЕ | |
1.Принятое решение должно быть групповым. | 1. При подведении итогов использовать мнения всех ребят отряда. Каждый должен высказать свое мнение по поводу группового решения. |
2. Помочь группе прийти к согласованному мнению | 2. Умелая постановка вопроса, обобщение полученных результатов. |
3.Сохранять доброжелательную атмосферу, несмотря на возможные конфротации. | 3. Подчеркнуть важность единообразия предложений. |
ПО ОТНОШЕНИЮ К КАЖДОМУ УЧАСТНИКУ | |
1. Добиться того, чтобы у каждого или по крайней мере у большинства осталось чувство удовлетворения от дискуссии.. | 1. Подчеркнуть вклад каждого в общий итог. Не жалеть заслуженных похвал. Поблагодарить всех за участие в дискуссии. |
ПСИХОЛОГИЯ РЕБЕНКА
Для детей 11-12 лет характерны следующие черты:
· Жизнерадостность
· Стремление к активной творческой деятельности
· Эмоции
· Дружелюбность, легко вступают в общение даже с незнакомыми детьми и взрослыми
· Важны оценки их поступков не взрослыми, а сверстниками
· Их увлекает совместная Коллективная Творческая Деятельность
· Хотят быть ответственными за что-то
ИХ ЗАТРУДНЯЕТ:
· Далекие перспективы
· Неконкретное поручение
· Беседы отвлеченного содержания
ИХ ЗАХВАТЫВАЮТ
· Героические подвиги
· Смелые поступки
· Любое проявление мужества
ИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЦЕНЯТ
· Физическую силу, ловкость
· Смелость
· Находчивость
· Верность другу
ЛЮБЯТ ИГРЫ, СОДЕРЖАЩИЕ
· Поиск
· Тайны
· Приключения
Очень расположены к эмоционально окрашенным событиям жизни (ритуалы и символы)
ПРИНИМАЮТ ОХОТНО
· Руководство старших
· Доверяют, откликаются на предложения и просьбы взрослых
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
1. Опираясь на коллектив вызывать у детей нравственные чувства
· Радость от совместной деятельности (Труда)
· Взаимопомощь
· Готовность защищать младших
2. Так организовать их деятельность, чтобы у них была возможность проявлять:
· Честность
· Справедливость
· Скромность
· Готовность к преодолению трудностей
3. Добиваться
· Организованности
· Исполнительности
· Коллективизм
4. Стимул к успешной учебе в процессе познавательных игр и в творческой деятельности
5. Заботиться о развитии физических качеств
ПОМНИТЬ:
1. Вся деятельность должна быть эмоционально насыщенной
· Ритуалы
· Символы
· Форма
· Песни
2. Мероприятия должны быть ограничены во времени и объеме, привлекать близостью результата
3. Соревнования: только среди малых коллективов (до 10 чел) равных по силе и количественному составу мальчиков и девочек
4. Распределение поручений менять достаточно часто и оценивать работу.
МОТИВЫ ПЛОХОГО ПОВЕДЕНИЯ
По утверждениям одного из классиков школьной психологии мотивов плохого поведения всего 4. Возможно, это не так, но тем не менее удобно рассматривать как модели именно эти четыре мотива, тем более, что для них даны как признаки, так и способы нейтрализации.
МОТИВ ПЕРВЫЙ: Привлечение внимания
Суть поведения: | Я в центре внимания. |
Социальное происхождение: | Недостаток внимания от родителей и окружающих |
Сильные стороны: | Заинтересованы в контакте с инструктором |
Импульсивная реакция инструктора: | Сделать замечание |
Ответная реакция ребенка: | Временно прекращает |
Способы нейтрализации: | Давать внимание только тем, кто хорошо себя ведет Учить просить внимание цивилизованными способами |
МОТИВ ВТОРОЙ: Власть
Суть поведения: | Ты мне ничего не сделаешь! |
Социальное происхождение: | Отсутствие конструкций подчинения. Мода на «крутых» |
Сильные стороны: | Независим в принятии решений |
Импульсивная реакция инструктора: | Немедленно прекратить |
Ответная реакция ребенка: | Продолжает нагнетать |
Способы нейтрализации: | Не давать манипулировать собой (далее подробно рассмотрено) |
МОТИВ ТРЕТИЙ: Месть
Суть поведения: | Обида. |
Социальное происхождение: | Рост жестокости |
Сильные стороны: | Жизнеспособность |
Импульсивная реакция инструктора: | Уйти от конфликта |
Ответная реакция ребенка: | Продолжает нагнетать |
Способы нейтрализации: | Отношение по типу заботы |
ВЛАСТЬ И МЕСТЬ
1. Глухие раскаты
2. Извержение лавы
3. Подсчет убытков
ИЩИТЕ ИЗЯЩНЫЙ ИСХОД
· Признайте власть
· Уберите зрителей
· Перенесите обсуждение вопроса
· Озадачивайте ребенка
· Соглашайтесь с ребенком
· Меняйте тему
ИСПОЛЬЗУЙТЕ УДАЛЕНИЕ
· Местное удаление (дать заняться другим отдельным делом)
· Удаление в другое помещение (Отдельное дело в другом месте)
· Удаление в специальное помещение (Пожалуйста, подожди меня в инструкторской)
ПО ПОВОДУ МАНИПУЛЯЦИИ
1. «Нет» сразу. Без «Я подумаю…» Не оправдываться, не объяснять почему
2. Соглашайтесь с аргументами, но все равно отказывайтесь
3. «Я больше не хочу говорить на эту тему»
4. Предложите компромисс
МОТИВ ЧЕТВЕРТЫЙ: Страх неудачи
Суть поведения: | Не буду пробовать, все равно не получится. |
Социальное происхождение: | Слишком высокая требовательность к себе |
Сильные стороны: | Нет |
Импульсивная реакция инструктора: | Жалость, желание помочь. |
Ответная реакция ребенка: | Когда как. |
Способы нейтрализации: | Применять метод «Полстакана» |
ДЕТСКОЕ СЧАСТЬЕ.
Многие знают что все люди делятся по жизни на пессимистов и оптимистов, и дети, в том числе. Так вот, мотив «Страх неудачи» приходит именно к детям-пессимистам. Общеизвестен анекдот, где пессимист говорит: «Как, всего только полстакана?», а оптимист: «Видишь, уже полстакана!». По аналогии с этим анекдотом метод работы с детьми «Страха неудачи» назван методом «Полстакана»
1. «Что случилось?
2. Что-то из за твоего поручения? (Не получается написать заметку, нарисовать газету и т.д.)
3. Так расстроился из-за этого?
4. Ничего удивительного – это очень трудное дело.
5. Можно я посмотрю, что ты уже сделал?
6. Ого! Ты сделал уже почти половину! Смотри, а вот здесь вообще здорово!
7. Ты хочешь, чтобы я тебе помог или кто-нибудь из ребят?