Тнолингвистическое направление в науке и его возможности при изучении языка и культуры.
ЯКМ изучалась и изучается в разных аспектах и направлениях. При этом она определяется как субъективный образ объективного мира.
При выборе этнолингв аспекта для изучения ДЯКМ лингвисты исследуют прежде всего взаимоотношения языка и этноса, хар-р видения окр мира.
Исследование антропоцентрического направления привело к переключению внимания иссед-я на субъект познания, к более основательному анализу человеческого фактора в языке.
Антропоцентричность д.б. главной доминантой в описании яз: ЯКМ никак нельзя опустить информ-ю, которая значима для чела.
Этнолингвистич направленность современн исслед м.б. рассмотрена как часть антропоцентрического подхода к исследованию языкового материала.
В центре внимания ученых все чаще оказывается триада: диалект – К – этнос, в рамках которой центральным является вопрос об участии языка в созидании дух. К и участии дух. К в формировании яз.
Переход от структурно-системного описания яз к лингвистике антропоцентрической, появляются новые методы исследования, которые успешно применяются на всех языковых уровнях при описании культурно-национальной специфики языка и диалекта.
Языковые данные могут служить ключем к пониманию культурно значимых аспектов дейст-ти.
Контрастивные исслед-я явл-ся выявлением этнических особенностей социума.
Этнолингвистический аспект анализа м.б. осуществлен с помощью лингвистического анализа соответствующих языковых факторов с привлечением этнографических данных.
КМ – совокупность упорядоченных знаний дейст-ти, сформированных в групповом и индивидуальном сознании.
ЯКМ – способ репрезентации в языке концепт. КМ. Содержит как общечеловеческие концепты, так и концепты, принадлежащие только субэтносу, этносу.
Субэтнос – часть или части этноса живущие в особых условиях.
Этническая культура – компоненты материальной, духовной и соционормат. культуры, которые возникли в конкретном этносе, являются для него специфическими, отличающимися в той или иной степени от особенностей др этносов.
Происхождение ЭК обусловлено своеобразием природных условий, к которым конкретный этнос адаптируется на своем жизненном пути, а также др особенностями его развития, в том числе контактами с др этносами.
Этнос – сложившийся на опред территории языковой континуум, обладающий общими стабильными чертами, психологическим складом, сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.
Этнос отличается обычаями, обрядами, традициями, нормами поведения, привычками, которые передаются из поколения в поколение, создавая в итоге специфическую этническую культуру.
Этническая КМ – фрагмент концептуальной и языковой картины мира, включ этнические стереотипы и установки, этнич портреты и автопортреты, всевозможные ассоциации конкретного этноса, фоновые знания и культурные концепты, которые фиксируются как в ментальном, так и в языковом поле этноса.
Хотя все народы вовлечены в единый историч процесс, они ходят по разной земле, имеют разный опыт, различный темперамент.
Субэтническая культура – средство осознания субэтносом окружающего его мира, отражение его мироощущения и мировосприятия.
Одним из источников изучения культурной информации о диалектном социуме является диалектная лексика, отражающая страницы истории региона: образование его языковой среды (ур говоры явл вторичн), хар-р видения окр пространства, отражение его в лексико-семантической системе жителей конкретной территории, уклад их жизни, обычаи, традиции, ценностные ориентации, характер менталитета.
Свадебный обряд можно разделить на 3 части: досвадебный, собственно свадьба и послесвадебный. Каждая часть наряду с общими признаками имеет особенности.
Досвадебный обряд: сватовство, смотрины, рукобины, вытиё, девичник.
Сватовство состояло из нескольких частей. Если родители хотели отдать дочь, то просили сватов прийти на посватание.
Рукобитие: отец подавал сватам руку через одежду, мать и дружки разбивали руки.
Помолвка скреплялась подарками жениха и невесты. => запивка (угощение). Теперь невеста звалась просватанка.
В предсвадебный период большую роль играли сваты (близкие к жениху и его семье люди). На разны территориях имели свои наименования:
Сват, обманщик,
Сватовница,
Сватальщица
Сватовщик
Сватун
На одной уральской территории функцию сватов выполняли только мужчины, на др – только женщины, на третьей территории и те и те.
Обманщик – отриц хар-ка
После сватовства – знакомство жениха и его родственников с семьей невесты. Обряд зависит от особенностей его проведения.
Смотрины
Пучеглазник (рассматриваю пристально из любопытства)
Осмотр хозяйства жениха. Дом смотреть, пельмени есть.
Период от просватания до свадьбы длился до 3 дней. До девичника подруги-шитницы помогали шить приданое, а родители готовились к свадьбе. Каждое утро невеста оплакивала зорю, эту песню называли «зоря». В сумерках с подругами пела плачи (верея, подпорожные). Плачи символизировали прощание с девичеством. Это действие восходит к древнему обряду инициации.
Диалектная лексика свидетельствует о субэтнических особенностях.
Цыгане собирали на свадьбу продукты или деньги у родственников или соседей. (выбивать деньги, вырежать)
Молодежные гуляния (посиделки, гулянка)
3 этап девичник, который являлся одной из неотъемлемых частей свадебного обряда. В центре его - невеста.
Затем пир – вечеринка у родителей невесты, дружка вручает невесте подарки жениха (наследы).
Старший свадебный чин – тысяцкий. Повсеместно это дружка (колдун, наговорщик, вожатый, тысячник), способность уберечь свадьбу от порчи.
Праворучница сидела по правую руку от невесты. Чел, который вез приданное – глухарь, (мать или отец невесты). Друзья ж и н подпорочные, куть.
Иерархия свадебных чинов.
Через лексику можно изучить субъектные особенности обряда. Для ур традиций свадебного обряда хар-ны строгая структурность, которая выражается в наличае 3х частной композиции, а также разделение на лагерь невесты, лагерь жениха.