Классификация типов темперамента
Методическая разработка
Для студентов к аудиторному занятию
по дисциплине «Медицинская психология»
Для студентов 3 курса I международного факультета специальности «Лечебное дело».
1. Тема: ЛИЧНОСТЬ И БОЛЕЗНЬ. ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА БОЛЕЗНИ (2 час.)
Место: учебный кабинет.
Цель: усвоить понятие «личность», «темперамент», «характер», «способности», «интеллект», в контексте болезни, усвоить понятия «внутренняя картина болезни», знать основные типы отношения к болезни, уметь их диагностировать и проводить психокоррекцию.
4. Базовый уровень знаний и умений:
№ | Дисциплина | Знать | Уметь |
1. | Анатомия | Анатомическое строение головного мозга | |
2. | Общая психология | Структуру личности, виды акцентуации личности |
5. План проведения практического занятия:
№ | Элементы практического занятия | Время (мин.) |
1. | Проверка присутствующих | |
2. | Входной контроль и его анализ | |
3. | Опрос студентов и разбор программных вопросов | |
4. | Дополнительные вопросы и ответы на них | |
5. | Исходный контроль знаний и его анализ | |
6. | Итоговая оценка знаний и умений студентов | |
Всего |
6. Список теоретических вопросов:
1. Психическая структура личности: темперамент, характер, интеллект, способности.
2. Классификация темпераментов, их роль в формировании характера. Влияние возрастных особенностей и хронических заболеваний на личность человека.
3. Определение акцентуаций личности. Типология акцентуаций, классификации акцентуаций личности по К. Леонгарду, А.Е. Личко.
4. Тактика поведения врача с пациентами, имеющими акцентуированные черты личности.
5. Внутренняя картина болезни – субъективное восприятие заболевания пациентом.
6. Основные сферы внутренней картины болезни: сенсорная, эмоциональная, волевая, рационально-информативная.
7. Роль особенностей клинических проявлений заболевания, тяжести течения и прогноза.
8. Обстоятельства жизни больного, при которых протекает болезнь.
9. Преморбидные особенности личности (возраст, темперамент, акцентуация характера, степень чувствительности к стрессу). Типы больных.
10. Классификация основных типов отношения к болезни (гармоничный, анозогнозический, ипохондрический, депрессивный, пренебрежительный, нозофобный, нозофильний, утилитарный и др.).
11. Диагностика основных типов отношения к болезни. Дополнительные психодиагностические методики, трактовая результатов исследования.
12. Влияние отношения к болезни на течение заболевания и прогноз. Аггравация, симуляция, диссимуляция, госпитализм.
13. Принципы психотерапевтической коррекции отношения к болезни, тактика врача по отношению к больным с патологическими типами реагирования на болезнь.
Личность -это совокупность различных сфер психики человека, которые отображают осознанное единство «Я», и сохраняются при всей изменчивости часовых и пространственных соотношений.
Индивид -это биосоциальное определение человека как представителя Homo sapiens. Индивидуальность - своеобразное, неповторимое сочетание психологической особенности характера, темперамента, психических процессов.
Под темпераментом следует понимать естественную особенность поведения, типичную для данного человека, которая проявляется в динамике, тонусе и уравновешенности реакции на жизненные события. Темперамент - психическое свойство, особенность которого зависит от условий жизни и деятельности конкретного человека.
Классификация типов темперамента
Особенность внешнего поведения | Особенность нервных процессов | Тип ВНД | Вид темперамента | ||
по силе | по подвижности | по уравновешенности | |||
излишне активный | сильные | быстрые | неуравновешенные | безудержный | ХОЛЕРИК |
активный | сильные | медленные | уравновешенные | сильный | САНГВИНИК |
вялый | сильные | медленные | уравновешенные | инертный | ФЛЕГМАТИК |
скованный | слабые | медленные | неуравновешенные | слабый | МЕЛАНХОЛИК |
Характер -это своеобразие состава психической деятельности, которая оказывается в особенности социального поведения личности и в первую очередь в отношениях к людям, делу, к самому себе. В содержательном плане характер рассматривается как система отношений человека к окружающему миру, деятельности, другим людям, к самому себе.
Понятие «акцентуация» в первый раз ввел немецкий психиатр и психолог Карл Леонгард. Им же разработана и описана классификация акцентуаций личности. Акцентуированные личности – это не больные люди, это здоровые индивиды со своей индивидуальной особенностью. Акцентуированные характеры зависят не от естественно биологических свойств, а от факторов внешней среды, которые накладывают отпечаток на образ жизни данного человека. Акцентуированные черты – это, в сущности, та же индивидуальная черта, но которая имеет тенденцию к переходу в патологическое состояние. При большей выразительности она накладывает отпечаток на личность, как таковую и, наконец, может приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.
Явная акцентуация –эта степень относится к крайним вариантам нормы. Однако выразительность черты определенного типа обычно не препятствует социальной адаптации. Занятое положение, как правило, отвечает способностям и возможностям. С возрастом особенности характера или остаются достаточно выраженными, но компенсируются и не мешают адаптации, или настолько сглаживаются, что явная акцентуация переходит в скрытую.
Скрытая акцентуация –эта степень относится не к крайним, а к обычным, вариантам нормы. В повседневных, привычных условиях черты не выражены или же они слабовыражены. Однако черты этого типа могут ярко проявиться под воздействием той ситуации, которая адресована к месту наименьшего сопротивления.
Немецкий ученый К. Леонгард выделил 12 типов акцентуаций характера. Его классификация базируется на оценке стиля общения человека с окружающими. Типы акцентуаций характера разделяются К. Леонгардом на две группы по принципу акцентуации черты характера или темперамента.
Классификация акцентуаций характера по К. Леонгарду: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый, гипертимный, дистимичный, тревожный, циклоидный, экзальтированный, эмотивный, экстравертированный и интравертированный типы.