Раздел шестой. Трудности Пути 6 страница
* * *
То, что вы пишите, несомненно, правильно и необходимо видеть это, чтобы суметь понять и ухватить истинную позицию, необходимую для садханы. Но, как я говорил, не нужно страдать или падать духом, осознавая слабости, присущие человеческой природе, и трудность избавления от них. Трудности естественны, поскольку они были там на протяжении тысячей жизней и являются самой природой человеческого витального и ментального неведения. Не удивительно, что они должны иметь силу упорствовать и не торопятся исчезать. Но есть истинное существо и истинное сознание, которое находится в нас, скрытое поверхностными формациями природы, и которые оно может стряхивать сразу же, как только они возникают. Занимая внутри правильную позицию бескорыстного посвящения и упорствуя в ней, несмотря на беспокойные самоповторения поверхностной природы, человек может проявить это внутреннее существо и сознание и вместе с Силой Матери, работающей в нем, освободить существо от всякого возврата движений старой природы.
* * *
Позвольте покою и самоотдаче нарастать до тех пор, пока они также не овладеют частями, в которых есть несовершенство, и не избавятся от него. Что касается несовершенств, то это верно, что не надо волноваться из-за них - нужно только осознать их и иметь твердую и спокойную волю к тому, что они должны уйти.
* * *
Если вы остаетесь в полностью сознательном состоянии, то очищение природы не должно быть трудным - впоследствии может быть предпринята позитивная работа по трансформации ее в совершенный инструмент.
* * *
Конечно, сознание растет по мере нарастания открытости и один результат сознания должны быть способны увидеть в себе - но не смотрите только на слабости, смотрите на игру сил целиком. Только в правильном сознании не рассматривают слабости, даже очень личного характера, так, чтобы приходить в уныние. Нужно смотреть на них как на игру природы, ментальной природы, витальной природы, физической природы общей для всех человеческих существ - смотреть на них таким образом и оставаться тихим и отделённым, взывая к Силе Матери и Свету, чтобы преобразовать эту искаженную игру в истинную природу, не становясь нетерпеливым, если это не удаётся сделать сразу, но твердо продолжая и давая время для изменения. В действительности, полное изменение не придет до тех пор, пока все не будет готовым для нисхождения более великого, более спокойного, более обширного сознания сверху, а это возможно только когда обычное сознание полностью подготовлено для этого.
Интенсивная любовь и бхакти не приходят сразу. Они приходят по мере того, как в существе все больше и больше растет сила психического. Но стремиться к этому - это правильно и искреннее стремление гарантированно осуществится. Всегда стремитесь к развитию покоя, радости и доверия - это самая полезная позиция и отношение. Не слушайте противоположные внушения со стороны.
* * *
Хотя осознание Божественной Силы и настройку своей природы на нее нельзя сделать без осознания несовершенств этой природы, все же было бы неправильно придавать слишком большое значение им или тем трудностям, которые они создают, или сомневаться в Божественной работе из-за испытываемых трудностей, или слишком долго делать акцент на темной стороне вещей. Делать так означает увеличивать силу трудностей, давать больше права на продолжение несовершенств. Я не настаиваю на Coueistic ??? оптимизме - хотя чрезмерный оптимизм более полезен, чем чрезмерный пессимизм; это Coueism ведет к скрыванию трудностей и, кроме того, в вещах надо всегда сохранять меру. Но нет опасности в вашем скрывании их и самообмане из-за слишком радужной перспективы; совсем наоборот, вы всегда делали слишком большой акцент на теневых сторонах и, делая так, вы уплотняли их и преграждали свой выход к Свету. Вера, больше веры! Веры в свои возможности, веры в Силу, что работает позади вуали, веры в работу, которая должна быть сделана и в предложенное руководство.
Не может быть никакого высокого усилия, и, меньше всего, в духовной сфере, которое бы не поднимало или не сталкивало бы с тяжелыми препятствиями очень стойкого характера. Они бывают внешними и внутренними и, хотя в значительной степени они для всех фундаментально те же самые, но может существовать большое отличие в распределении их напора или же во внешней форме, которую они принимают. Но единственной реальной трудностью является подстройка природы к работе Божественного Света и Силы. Решите ее и другие [трудности] либо исчезнут, либо займут второстепенное место; и даже те трудности, которые имеют более всеобщий характер, более длительные, поскольку они свойственны в работе по трансформации, будут не так тяжелы, поскольку здесь будет ощущение поддерживающей Силы и более великой власти, которая сопровождает ее движение.
* * *
Да, это правильно. Самая большая трудность - это самосозданный узел Невежества; когда некое внутреннее осознание ослабляет этот узел, тогда прекращается наихудшая трудность.
* * *
Необходимо замечать и знать неправильные движения в вас; поскольку они являются источником вашего беспокойства и должны упорно отвергаться, если вы должны стать свободными.
Но не нужно постоянно думать о своих недостатках и неправильных движениях. Концентрируйтесь больше на том, чем вы должны быть, на идеале, с верой, которая, поскольку это цель, стоящая перед вами, должна прийти и придет.
Всегда рассматривать свои ошибки и неверные движения - приносит депрессию и ослабляет веру. Обращайте свой взор больше на приходящий свет и меньше на любую близлежащую тьму. Вера, жизнерадостность, уверенность в наивысшей победе - вот вещи, которые помогают - они делают развитие более легким и более быстрым.
Придавайте больше значения хорошим переживаниям, которые приходят к вам; одно такое переживание более важно, чем ошибки и падения. Когда они прекращаются, не ропщите или не позволяйте себе падать духом, но будьте спокойными внутри и стремитесь к их возобновлению в более сильной форме, ведущей к еще более глубокому и полному переживанию.
Стремитесь всегда, но с большим спокойствием, открывая себя Божественному просто и всецело.
* * *
Недостатки следует замечать и отбрасывать, но концентрироваться нужно на позитивном - на том, чем вы должны быть, т.е., скорее, на развитии нового сознания, чем на этой негативной стороне.
* * *
Вы должны осознавать неправильные движения, но не заниматься только ими.
* * *
Это [выброшенность из ума в витал] пришло из-за слишком сильной поглощенности, озабоченности трудностями природы. Всегда лучше задерживаться на хорошей стороне вещей внутри себя. Я не имею в виду эгоистическим способом, но с верой и радостной убежденностью, призывая вниз позитивный опыт, на который уже способна природа для того, чтобы постоянный позитивный рост смог помочь в отвержении всего того, что должно быть отвергнуто. Но в действительности, на ранних стадиях очень часто выбрасываются в витальные трудности и потом, вместо того, чтобы уходить из ума в психическое (через сердце), вынуждены проходить через растревоженный витал.
* * *
Это [прослеживание шагов из витала в психическое] может быть сделано, если вы откажетесь быть озабоченными идеей о ваших трудностях, и сконцентрируетесь на действительно полезных и позитивных вещах. Будьте жизнерадостны и уверенны. Сомнения, желания и вся эта компания, несомненно пребывают там, но и Божественное также пребывает там, внутри вас. Откройте свои глаза и смотрите, смотрите до тех пор, пока вуаль не разорвется и вы не увидите Его или Ее!
* * *
От трудностей и замешательств никогда нельзя избавиться через размышление над ними, пытаясь таким образом выбраться из них; эта привычка ума только заставляет их повторяться без разрешения и через размышление поддерживает упорный спутанный клубок. Решение может прийти именно из чего-то сверху и извне затруднений. Трудностью физического ума - не истинного размышляющего интеллекта - является то, что он не хочет верить в это более обширное сознание вне себя, поскольку он не осознает его, и он остается запертым в самом себе как в коробке, не допуская свет, который находится вокруг него, и который давит, чтобы войти. Это тонкий закон действия сознания, что если вы подчеркиваете трудности, - вы должны, конечно, рассматривать их, но не подчеркивать их, они сами будут в достаточное мере делать это - то трудности имеют тенденцию прилипать или даже усиливаться; наоборот, если вы весь акцент сделаете на веру и стремление и упорно концентрируетесь на том, к чему вы устремляетесь, то это рано или поздно будет вести к реализации. Именно это изменение акцента, изменение в позиции и отношении ума будет более полезным процессом.
Что касается деталей, то метод концентрации ума на деталях и усилии их исправить - это медленный и тихий процесс; он должен осуществляться, но как второстепенный, а не главный процесс. Если он вообще бывает когда-либо успешным, то это из-за того, что после некоторого периода борьбы и усилия высвобождается нечто и возникает открытие и более обширное сознание, о котором я говорю, проходит и производить некий общий результат. Но развитие происходит гораздо быстрее, если открытие могут сделать главным делом, а работать с деталями - как нечто, приходящее в результате, и второстепенное. Когда есть эта открытость, тогда может быть сделан некий сущностный (следовательно, общий) прогресс, который, как вы сами говорите: «выражает и переводит себя в детали». Ум же всегда пытается браться за детали и из них конструировать некий общий результат; но то, что находится выше ума и даже лучшие силы высших уровней ума имеют тенденцию скорее вызывать сущностное изменение и заставить его или позволить ему выразить себя, транслировать себя в необходимые детали.
Однако, я могу добавить, что можно почувствовать сущностное изменение и без его самовыражения в деталях, например, можно почувствовать широкий безмолвный покой или состояние свободы и радости, и почивать безмолвно и безопасно в нем без необходимости переводить его в различные детали для того, чтобы почувствовать сделанный прогресс.
Это не теория, но постоянный опыт, и очень осязаемый, когда он приходит, который заключается в том, что над нами, выше сознания в физическом теле, существует сильно поддерживающее его расширенное пространство покоя, света, силы, радости, как это было, и мы можем начать осознавать его и спустить его вниз в физическое сознание, поначалу на время, а в конце это может остаться навсегда и изменить всю основу нашего повседневного сознания. Даже до того, как мы осознаем его наверху, мы можем внезапно почувствовать его спуск вниз и вхождение в нас. Необходимо иметь стремление к нему, сделать ум спокойным для того, чтобы то, что мы называем открытием, стало возможным. Успокоенный ум (не обязательно неподвижный или безмолвный, хотя хорошо, если могут делать это по желанию) и настойчивое стремление в сердце - вот два главных ключа йоги. Активности ума - это гораздо более медленный процесс и сам по себе не ведет к этим решающим результатам. Есть разница между прямым путем и приближением постоянными кругами, спиралями или меандрами.
* * *
Негативные средства не вредны; они полезны для достижения своей цели, которая заключаются в уходе от жизни. Но с позитивной точки зрения они неблагоприятны, поскольку они лишают сил существования вместо того, чтобы обожествить их для трансформации жизни.
* * *
Под негативными я имею в виду просто подавление желаний, неправильных движений и эгоизма; под позитивными я имею в виду привнесение в эти части сверху света, покоя, чистоты. Я не имел в виду, что эти движения не должны отвергаться, но, что не вся энергия должна быть использована исключительно для отвержения. Она также должна быть направлена на позитивную замену их высшим сознанием. Чем больше это сознание входит, тем легче также будет и отвержение.
* * *
Это утверждение[16] общего характера и, как и все общие утверждения, нуждается в конкретизации сообразно обстоятельств. Здесь я имел в виду, что не советую, как это делают некоторые, подолгу задерживаться только на своих трудностях и недостатках, поскольку это заставляет их постоянно крутиться как белка в колесе в том же самом круге трудностей без малейшего прорыва света сквозь тучи. Утверждение было бы более корректным или общеприменимым, если бы оно было написано так: «задерживаться слишком много» или «задерживаться исключительно». Естественно, что без отвержения ничего нельзя сделать. И в тяжелые периоды, или моменты, концентрация на трудностях неизбежна. Также, на ранних стадиях часто нужно проделать большую работу по очищению, чтобы по пути вообще можно было идти.
* * *
Если есть несовершенство, то нужно видеть его. Нужно научиться жить во внутреннем я и из него видеть несовершенство и изменить его.
* * *
Не быть затронутым или обеспокоенным трудностями, чувствовать себя отделённым от них - это первый шаг к свободе.
* * *
В вашей работе с трудностями и неправильными движениями, которые атакуют вас, вы, вероятно, допускаете ошибку, слишком сильно идентифицируясь с ними и рассматривая их как часть вашей собственной природы. Вам следует лучше отступить назад от них, отделить и разотождествить себя с ними, смотреть на них как на движения универсальной нижней несовершенной и нечистой природы; как на силы, которые входят в вас и стараются сделать вас своим инструментом для собственного самовыражения. В результате такого отделения и разотождествления, для вас станет более возможным обнаружить и все больше и больше жить в той части себя, в своем внутреннем или в своем психическом существе, которые не атакуются или не взволнованы этими движениями, признать их чуждыми себе и автоматически отказываться соглашаться с ними и чувствовать себя всегда обращенными или в контакте с Божественной Силой и высшими планами сознания. Найдите эту часть своего существа и живите в ней; быть способным сделать так - это истинный фундамент для йоги.
В результате такого отхода назад для вас будет легче найти спокойное равновесие в самом себе позади поверхностной борьбы, из которого вы сможете более эффективно призывать помощь, чтобы освободить вас. Божественное присутствие, тишина, покой, чистота, сила, свет, радость, широта находятся наверху, ожидая, чтобы спуститься в вас. Найдите это спокойствие позади и ваш ум также будет становится спокойнее, и через спокойным ум вы сможете призвать нисхождение сначала чистоты и покоя, а затем Божественной Силы. Если вы сможете почувствовать этот покой и чистоту, нисходящую в вас, то затем вы можете снова и снова призывать их вниз до тех пор, пока они не начнут устанавливаться; вы также почувствуете Силу, работающую в вас, для того, чтобы изменить движения и трансформировать сознание. В этой работе вы будете осознавать присутствие и силу Матери. Когда это сделано, все остальное будет вопросом времени и развивающейся эволюции в вас вашей истинной и божественной природы.
* * *
Он может продолжать свое усилие и дайте нам знать, если будет какой-либо результат. Трудности, которые возникли у него, это совершенно нормальная и естественная реакция на то усилие, которое он прикладывает. Очень часто возникают такие противодействия, поскольку для того, чтобы с ними можно было иметь дело и отбросить, они должны проявить себя. Если он упорствует, то рано или поздно это должно было случиться. Но лучше всего не бороться с противодействиями, но встать позади них, смотреть, как свидетель, и отвергать эти движения, взывая к Божественной Силе, чтобы она изменила их. Сдача природы - это нелегкое дело и занимает долгое время; самоотдача я, если могут ее осуществить, - легче и когда это сделано, тогда природа придет к этому более или менее быстро. Но для этого необходимо отделить себя от деятельности Пракрити и видеть себя отдельно. Рассматривать движения как свидетель, не падая духом и не волнуясь - это наилучший способ, чтобы осуществить необходимое разделение и отделение. Это также будет помогать усиливать восприимчивость к любой помощи, которая может быть ему оказана, и к возвращению веры.
* * *
Что касается изменения природы, то первый шаг - это стать сознательным и отделённым от старой поверхностной природы. Ибо эта раджасичная витальная природа является поверхностным творением Пракрити, она не является истинным существом; какой бы упорной она ни казалась, - это лишь временная комбинация витальных движений. Позади есть истинное ментальное и витальное существо, поддерживаемое психическим. Истинное существо спокойно, широко, миролюбиво. В результате отхода назад и становясь обособленным создается возможность жить в покое этого внутреннего Пуруши и больше не отождествляясь с поверхностной Пракрити. Впоследствии станет гораздо легче изменить поверхностное существо силой психической проницательности, а также Покоем, Силой и Светом свыше.
* * *
Эти вещи возникают потому, что либо они находятся там в сознательной части существа как привычки природы, либо они пребывают там в скрытом состоянии и в любой момент способны подняться, либо они являются внешними внушениями из всеобщей, или универсальной, Природы, на которые индивидуальное существо дает отклик. В любом случае они поднимаются для того, чтобы их увидеть и отбросить, и в конце концов избавиться от них, чтобы они больше не могли беспокоить природу. Количество беспокойств, которые они дают, зависит от способа каким их встречают. Первым принципом является отделение себя от них, не идентифицироваться, не принимать их как часть своей реальной природы, но смотреть на них, как на вещи наложенные, которым можно сказать: «Это не я или не мое, эту вещь я полностью отвергаю». Начинают чувствовать часть существа внутри, которая не идентифицирована, которая остается твердой и говорит: «Это может дать волнение на поверхности, но это не затрагивает меня». Если это отделённое существо может быть прочувствовано, тогда закончится половина беспокойств – при условии, что там есть воля не только отделиться, но также и избавиться от несовершенства поверхностной природы.
* * *
Вы должны всегда оставаться осознающими свое я, и невежественная природа не должна ощущаться как я, но как инструмент, который должен быть сонастроен с я.
* * *
Эгоизм, желания, дефекты природы в каждом очень схожи. Но когда однажды начинают осознавать их и обладают волей освободиться от них, тогда нужно лишь сохранять эту волю и больше не будет реальной опасности. Поскольку, если начинают быть сознательным так, как это начали вы, и нечто изнутри поднимает вверх все, что скрыто, то это означает, что милость Матери возложена на вашу природу, и работает ее сила, и ваше внутреннее существо помогает силе Матери, чтобы избавиться от всех этих вещей. Поэтому вы не должны печалиться или падать духом, или страшиться чего-либо, но твердо смотреть на все, что выходит и иметь волю к тому, что это должно уйти полностью и навсегда. С работающей силой Матери и с психическим существом, поддерживающим её силу, все может быть сделано и все несомненно будет сделано. Это очищение как раз и делается для того, чтобы никакого беспокойства не могло возникнуть в будущем, как это происходило с некоторыми из-за того, что они были неочищенными - дабы высшее сознание смогло войти в очищенную природу и внутренняя трансформация происходила безопасно. Поэтому продолжайте с верой и смелостью, полагаясь на Мать.
* * *
Все, что вы здесь написали - совершенно правильно. Именно поэтому, вставая позади этих сил, не привлекаясь и не волнуясь из-за них, можно достичь свободы, понять их ложность или несовершенство и достичь способности подняться вверх и преодолеть их. Сознание, которое выходит вперед, может быть либо психическим, либо духовным умом, - вероятнее всего первое.
* * *
То, о чем говорила Мать - это не самоанализ и не исследование; они являются ментальными вещами, которые могут иметь дело с неодушевленным или умертвить жизнь - они не являются духовными методами. То, о чем говорила Мать, было не анализом, но видением себя и всего, как живущие движения существа и природы, четкое наблюдение персональностей и сил, которые выходят на сцену нашего существа, их мотивы, их импульсы, их потенциальности; наблюдение почти такое же интересное, как смотреть и понимать драму или роман, живое видение и восприятие того, как эти вещи делаются в нас, которое также приносит живое господство над этой внутренней вселенной. Подобные вещи становятся сухими только тогда, когда с ними имеет дело сухой и рациональный ум, а не когда с ними обходятся так зримо и интуитивно, как с движением жизни. Если бы вы имели такое наблюдение (с внутренней духовной, а не с внешней интеллектуальной и этической точки зрения), тогда было бы относительно легче для вас выйти из ваших трудностей, например, вы бы сразу обнаружили, куда уходят и откуда приходят эти иррациональные импульсы, и они бы не имели никакой власти над вами. Конечно, все это может быть сделано с наилучшим эффектом, когда вы встаете позади игры вашей природы и становитесь Свидетелем-Контролером или Зрителем-Актером-Руководителем. Но именно это происходит, когда вы принимаете подобного рода самонаблюдающую позицию.
Опасение, что это будет сухим и болезненным - это идея непонимающего интеллекта.
* * *
Вы привязаны к своей интеллектуально-этической версии внутреннего самовидения? Сухо? Полисмен? Преступник? Великий Боже! Если бы это было так, то это бы совсем перестало быть самовидением - ибо в истинном самовидении вовсе нет ни полицейских, ни криминалитетов. Все это принадлежит интеллектуально-этической добродетельно-греховной уловке, которая является только ментальной конструкцией с практической ценностью для внешней жизни, но не есть истина реальных внутренних ценностей. В истинном самовидении мы видим лишь гармонии и дисгармонии и устанавливаем правильно неправильные ноты и заменяем их истинными нотами. Но я говорю это только ради истины, а не для того, чтобы убедить вас начать усилие по самонаблюдению; ибо, если бы вы делали это с теми идеями, то вы бы неизбежно начали его на полицейском базисе и начали бы беспокоиться. Кроме того, очевидно, что вы в этой йоге предпочитаете быть роялем, а не пианистом, что хорошо, но включает в себя полную самоотдачу и вторжение высочайшего музыканта и оркестратора. Может это и так.
Каждый человек наполнен этими противоречиями, поскольку он, несомненно, является единой личностью, но сделанной из различных персональностей, - сейчас представление о множественной персональности становится хорошо известным среди психологов - которые обычно пребывают в разногласии друг с другом. До тех пор, пока не стремятся к единству в одном главном намерении, как например в поиске и самопосвящении Божественному, эти персональности как-то ладят друг с другом, примиряясь и ссорясь, или кое-как доводя дело до конца, или же принимая руководство и принуждая остальных занять второстепенную роль, но как только вы пытаетесь объединить их одной целью, тогда источник неприятностей и беспокойств становится очевиден.
VII
Вам не следует так зависеть от внешних вещей; именно это отношение заставляет вас придавать такую чрезмерную важность обстоятельствам. Я не говорю, что обстоятельства не могут помогать или мешать - но они лишь обстоятельства, а не фундаментальная вещь, которая находится в нас самих, и их помощь или их препятствие не должно быть первостепенной важностью. В йоге, так же как и в любом великом или серьёзном человеческом усилии, всегда должна быть масса враждебных вмешательств и неблагоприятных обстоятельств, которые должны быть преодолены. Придание им слишком большого значения увеличивает их важность, и их сила умножается, придаёт им, как это было, уверенность в себе и привычку возвращаться. Встречать их с ровностью, - если не могут управлять ими с радостным упорством доверчивой и решительной воли - наоборот, уменьшая их значение и воздействие, и в конце, хотя и не сразу, избавиться от их упорства и повторяемости. Поэтому принципом в йоге является осознание определяющей силы того, что находится внутри нас - ибо это более глубокая истина - выйти из заблуждения и противопоставить внутреннюю силу силе внешних обстоятельств. Сила находится там, даже в самом слабом человеке; нужно найти её, развуалировать и сохранять на переднем плане в течение всего путешествия и битвы.
* * *
Оборонительная структура означает принятие того, что существует гражданская война[17]. С точки зрения садхака не следует допускать возможность гражданской войны. Садхак должен всегда помнить, что всё зависит от внутреннего отношения; если у него есть совершенная вера в Божественную Милость, то он увидит, что Божественная Милость заставит его на каждом шагу делать правильную вещь. Например, его заставят выйти из дома, если в доме оставаться опасно, и он будет оставаться дома, если опасно будет находиться вне его. Милость будет побуждать его делать именно то, что позволит ему избежать опасности. Но, чтобы вещи происходили подобным образом, вы должны иметь глубокую укоренившуюся веру, охватывающую всё ваше существо, которой не противоречит никакое другое движение в вас. А это, естественно, трудно. Также вы можете иметь веру в самом себе, но вокруг вас есть ещё и другие, кто не разделяет вашу позицию. Будучи в их окружении, вы можете быть вынуждены принять внешние меры, вступить в члены оборонительной организации, как вы говорите. Даже в этом случае вы должны сохранять в уме, что только ваша внутренняя позиция и вера имеют значение. Все внешние средства ничего не значат, можно доказать, что они абсолютно бесполезны и ни к чему не ведут, и только Божественная Милость защищает вас.
* * *
Некрасиво убегать от трудностей - они побегут вслед, - или, вернее, человек понесёт их с собой, ибо трудности на самом деле находятся внутри, а не снаружи. Внешние обстоятельства лишь дают им возможность проявить себя, и до тех пор пока внутренняя трудность не побеждена, обстоятельства всегда будут возникать тем или иным образом.
* * *
В этом истинная причина всех тех вещей, которые происходят с Х. Когда есть нечто в природе, что должно быть преодолено, то это всегда тянет за собой инциденты, которые подвергают это испытанию до тех пор, пока садхак не преодолеет это и не станет свободным. По крайней мере, такое часто случается, особенно когда личность делает искреннее усилие, чтобы преодолеть это. Не всегда понятно, делают ли это враждебные силы, которые пытаются разрушить решимость либо подвергнуть её испытанию (поскольку они заявляют право делать это), либо же это, скажем, боги, которые делают это для того, чтобы подталкивать и ускорять развитие или настаивающие на гарантии и основательности изменения, к которому стремятся. Вероятно, больше помогает, когда могут принять это с последней позиции.
* * *
Вы совершенно правы - это тот способ, которым вы должны принимать это, поскольку здесь есть благоприятная возможность для вас по преодолению этого камня преткновения в вашей природе. Когда делают садхану, то постоянно видно как, до тех пор пока где-то в существе есть серьёзный дефект, обстоятельства складываются так, что возникает возможность для проявления этого дефекта до тех пор, пока он не выброшен из существа. Если могут прозорливо принимать приход этих обстоятельств как призыв и возможность для преодоления дефекта, тогда могут развиваться очень быстро.
С другой стороны, очень хорошо, что вы заняли правильную позицию и относитесь с уважением к критическим замечаниям других; но это также должно быть распространено и на их неправильные действия, если такие имеются. Поскольку, если их недостатки проистекают из их природы, обычной человеческой природы всех, то и их действия проистекают из того же самого источника, и это достаточно видеть и понимать - это же правило может быть применено к обоим этим вещам.
* * *
Трудность не может быть преодолена вашим бегством от неё. Всё это приходит из-за неправильной позиции, которую вы сами занимаете Вы сможете преодолеть её, не мучая себя угрызениями совести и беспокойными мыслями, а глядя прямо на самого себя, очень спокойно, с тихой и твёрдой решимостью и затем продолжать жизнерадостно и смело, с полным доверием и убеждённостью, веря в Милость, безмятежно и бдительно закреплять себя на психическом существе, призывая вниз всё больше и больше любви и Ананды, обращаясь всё более и более всецело к Матери. Вот истинный способ - и не существует другого.
* * *
Это также благоразумно, что вы примирились с местом и имеете ощущение силы, чтобы справиться с ситуацией там. Необходима определенная сила адаптации и гармонизации с окружением - у вас она очень сильна, и поэтому вы были успешны, где бы вы ни были. Отход от вашей предыдущей позиции сделал вас нервным и подавленным и испортил на время действие этой силы в вас. Сейчас, с вашим новым отношением, я надеюсь, она вернётся и принесёт решение всех ваших трудностей.
Мы отправляем вам свои благословения. Сохраняйте себя всегда открытыми к Силе свыше и к нашей помощи отсюда, оставайтесь твёрдыми и сильными перед лицом всех трудностей, которые ещё могут оставаться, как во внешней жизни, так и в садхане. На этих условиях победа гарантирована всегда.
* * *
Отчаяние - это абсурд, и разговор о самоубийстве совершенно неуместен. Сколько бы ни спотыкался человек, Божественная Милость будет с ним до тех пор, пока он устремляется к ней и, в конце концов, проведёт его сквозь все препятствия.
* * *
Самоубийство - это абсурдное решение; он совершенно ошибается, полагая, что это даст ему покой. Он лишь унесёт свои трудности с собой в более несчастное условие существования по ту сторону и принесёт их назад в следующую жизнь на земле. Единственным средством является избавиться от этих нездоровых мыслей и встречать жизнь с чистой волей, ибо некая определённая работа должна быть сделана, как цель жизни и со спокойной и активной смелостью.