Глоссарий санскритских терминов*.
abhi | (абхи) бесстрашный, смелый. |
abhiman | см. abhimana |
abhimana | (абхимана) гордость, самолюбие, особенно ущемленная гордость, высокомерие, заносчивость. |
abhyasa | (абхъяса) постоянная практика (какого-либо метода). |
adhar | (адхар) транспортное средство (сосуд, поддержка); то, в чем сейчас пребывает сознание, ум-жизнь-тело. |
adhara | см. adhar. |
adhikara | (адхикара) способность, что-то в способностях человеческой природы, что обусловливает его право на тот или иной путь йоги. Прочие значения: 1. главное правило. 2. контроль, надзор; органы управления. 3. раздел, глава. |
adhikari | (адхикари) тот, кто имеет способность (adhikara) ( к определенной йоге). |
Adwaita,advaita | (Адвайта) [не-дуальность], Единое Существование; Монизм; Монистическая Веданта. |
Agni | (Агни) божество огня; психологически: божественная воля, совершенно вдохновляемая божественной Мудростью и являющаяся, в действительности, единой с нею, активная и эффективная сила Сознания-Истины. 2. один из пяти элементов : формообразующий принцип усилия, представленный нашим чувствам в материи как жар, свет и огонь. |
ahankara | (аханкара) чувство-эго; эго-идея; разделяющий принцип эго-формации; обособленное эго-чувство, которое заставляет каждое существо воспринимать себя как независимую персональность. |
ajna cakra | (аджна-чакра) центр тонкого тела, расположенный в области межбровья, который управляет динамическим разумом, волей, видением, ментальной формацией. |
akala | (акала) вечное, безвременное. |
amrta | (амрита) 1. бессмертие, 2. нектар бессмертия, амброзия, пища или напиток богов; делающий бессмертным восторг божественного экстаза. |
amrita | см. amrta. |
ananda | (ананда) блаженство, восторг, духовный экстаз; эссенциальный принцип восторга; самовосторг, который является самой природой трансцендентального и бесконечного существования. |
anandamaya | (анандамайя)наполненный анандой, радостный, счастливый. |
anirvinnacetasa | с сознанием свободным от отчаянья. (Гита 6.23) |
anisa | (аниша) не-господин, зависимый, подчиненный. |
anubhava | (анубхава)опыт, переживание. |
apravrtti | (аправритти)инерция, противоположность pravrtti. |
Apsaras | (Апсара)небесная девушка, одна из божественных Гетер Рая. |
artha | (артха)[один из четырех человеческих интересов]: интерес; материальный, экономический и другие цели и нужды ума и тела. 2. объект, вещь. 3. значение, предназначение (мира). |
asana | (асана) [в хатхайоге]: фиксированная поза, жестко фиксированное положение тела. 2. место и фиксированное положение (где риши могли сидеть до тех пор, пока они не получали сиддхи. |
Asura | (асура) могучий Титан; враждебное существо ментализированного витала; в Веде и Авесте используется как дэва и для богов, только в нескольких гимнах используется для темных Титанов. |
Atma | см. Atman. |
atmabodha | (атмабодха) осознание Я. |
Atman | (Атман) Сам, Дух, источник и эссенциальная природа нашего существа; субъективный аспект Брахмана; наша собственная истинная и высшая Самость. |
bhava | (бхава)1. статус бытия. 2. становление. 3. субъективное состояние, одно из вторичных субъективных становлений Природы (статусы разума, привлекательности желания, движений чувств, ограниченной и дуальной игры рассудка, движений чувств и морали). 4. аффективная эмоциональная натура. 5. основное ощущение. 6. эмоция или эстетическое чувство. выраженное формой. 7. в поэзии: чувство, настроение, эмоция . |
brahmacarya | (Брахмачарья) полная сексуальная чистота |
Brahmacharya | см. brahmacarya |
Brahman | (Брахман) 1. Веда: священное или вдохновенное слово, выражение сердца или души; сердце; ведическое слово или мантра в своем глубочайшем аспекте как выражение интуиции, поднимающейся из глубин души или существа; Душа, которая поднимается из подсознания в Человеке и взбирается к суперсознанию, а также слово созидательной Силы, поднимающееся из души. 2. Веданта: Реальность, Вечный, Абсолютный, Дух, Всевышний; Один, кроме которого ничего не существует; по отношению ко вселенной Всевышний является брахманом, единственной Реальностью, которая является не только духовной, материальной и сознательной субстанцией всех идей, сил и форм вселенной, но и их источником, поддержкой и владельцем, космическим и супракосмическим Духом. |
Brahmarandhra | (Брахмарандра)[в йоге: отверстие на макушке черепа]. |
buddhi | (буддхи) интеллект-воля; понимание; интеллект; резон; мыслящий разум; распознающий принцип, одновременно ум и воля. |
chakra | см. cakra. |
cakra | (чакра) колесо; круг; тонкий центр в тонком теле; группа садхаков . |
dharma | (дхарма) Закон, закон существа, стандарт Истины, правило или закон деятельности; коллективная индийская концепция религиозного, социального и морального правила и поведения; этическое поведение и правильный закон индивидуальной и социальной жизни. |
dhyana | (дхияна)медитация, концентрация; ментальная концентрация либо на мысли, либо на образе, либо на знании. |
duhkha | (дукха) горе, неприятность, напасть, неприятный. |
duhkhavada | (дукхавада) евангелие печали. |
durgam pathastat | трудно продвигаться к цели этим путем. |
Guru | (Гуру) Учитель, духовный Учитель. |
Hiranyagarbha | (Хираньягарбха) Золотой Эмбрион; Дух в Состоянии Сна. |
japa | (джапа) [повторение мантры или имени Бога]. |
Jivatma | (Дживатма) индивидуальный сам; центральное существо; атман, дух или вечная самость живого существа; множественное Божество, проявленное здесь как индивидуализированная самость или дух сотворенного существа. |
jyoti, jyotih | см. jyotis. |
kama | (кама) желание; удовлетворение желаний всех сортов. |
kama-vasana | (кама-васана) [подсознательное ощущение (vasana) страсти или другого желания]. |
кarana | (карана) причина. |
Karana Jagat | (Карана Джагат) то же, что и Vijnana, гнозис, сверхразум. |
Karmayoga | (карма-йога) йога работ; выполнение божественных работ как средства для божественного рождения до его достижения и как его выражение после его достижения. |
kayamanovakyena | [с телом, умом и речью]. |
kevala | (кевала)сущностный, неопределимый, абсолютный, простой. |
krodha | (кродха) [гнев]. |
Kundalini | (Кундалини) свернутая кольцами и спящая змея Энергии внутри. |
laya | (лайя) растворение, исчезновение; аннулирование индивидуальной души в Бесконечном. |
lobha | (лобха) жадный, алчный, скупой. |
Mahakali | (Махакали) богиня всевышней силы, одна из четырех главных Сил и Персональностей Матери. |
Mahalakshmi | (Махалакшми) богиня всевышней любви и восторга, одна из четырех главных Сил и Персональностей Матери. |
Mahasarasvati | (Махасарасвати) богиня божественного мастерства и работ Духа; Материнская Сила Работы и ее дух совершенства и порядка; одна из четырех главных Сил и Персональностей Матери. |
mauna | (мауна)[молчание, неразговорчивость]. |
maunavrata | (маунаврата) [обет молчания] |
milana | (милана) контакт, единение. |
moksa (Moksha) | (мокша) освобождение; [один из четырех человеческих интересов]: духовное освобождение. |
moksha | см. moksa. |
mukta | (мукта) свободный. |
mukti | (мукти) освобождение. |
muladhara | (муладхара) "корень адхары" центр физического сознания у основания позвоночника. |
nidra | (нидра) [сон]. |
nihsva | (нихшва) [без владения, без собственность,без имущества]. |
Nirvana | (нирвана) затухание(не обязательно всего существа, но существа, как мы знаем его, затухание эго, желания и эгоистической деятельности и менталитета). |
Prajna | (Праджна) [всезнающий Интеллект]. |
prakasa | (пракаша) [свет]; просветление,чистое излучение; [проявление, манифестация]. |
prakrti | (пракрити) "вырабатывающая"; Природа; Сила Природы; Природа-Душа; исполнительная и вырабатывающая сила. |
Prakriti | см. prakrti. |
pravrtti | (правритти) движение вовне и вперед; импульсы, побуждения к действию и к работе; эволюция души в действии. |
pravritti | см. pravrtti. |
Purusa | (Пуруша) Персона, Сознательное Существо; эссенциальное существо, поддерживающее игру пракрити; Сознающий позади, который есть господин, свидетель, знающий, наслаждающийся, владелец и источник санкции на работы Природы. |
rajas | (раджас) [одна из трех гун]: склонность к действию, желанию и страсти; сила кинезиса (транслируется в такие качества как борьба, усилие, страсть и действие). |
Rakshasa | (Ракшаса) враждебное существо среднего витального плана, гигант, гигантская мощь тьмы. |
Rakshasi Maya | (ракшаси майя) иллюзия сил тьмы. |
rasa | Вкус, удовольствие, притворство чувств, эстетизм, отклик ума, витальное чувство и ощущение определенного"вкуса" вещи,которое зачастую имеет место быть, но это чувство не всегда является духовным; восемь rasa - восемь форм эмоционального эстетизма. |
Ravana | (Равана) персонаж Рамаяны, царь Ланки, глава ракшас, похитивший Ситу и убитый ее супругом, Рамой. |
Sachchidananda | (Сатчитананда) троица Существования сат, Сознания чит и Блаженства Ананды ; Божественное Бытие. |
sadhak | (садхак) тот, кто обретает или пытается обрести реализацию [йогин]; тот, кто ищет сиддхи практикой садханы. |
sadharmya | (садхармья) становиться единым в законе бытия и действия с Божественным. |
sadrsya | (садрисья)сходство, сродство (с Божественным). |
Sahasradal | (сахасрадал) тысячелепестковый лотос, тонкий центр на верхней части головы. |
salokya | (салокья)в едином статусе и периферии существа с Божественным; расположение души в Божественном. |
sama (shama) | (шама)Божественный мир,покой, отдых. |
samadhi | (самадхи) йогический транс (в котором разум отступает от своих ограниченных активностей бодрствующего состояния в более свободные и высокие состояния сознания); в Гите: спокойная ровная фиксированность буддхи в равновесии и самознании. |
samarpana | (самарпана) самоотдача. |
samata | (самата) ровное отношение ко всему. |
samkirtana | (самкиртана) скопление людей для пения славы Господу. |
samskara | (санскара) ассоциация, впечатление, фиксированное представление, привычная реакция, сформированная в прошлом. |
Sankhya | (санкхья) анализ; перечень и анализ принципов нашего бытия; абстрактная и аналитическая реализация истины; одна из шести даршан. |
samkhya | см. Sankhya. |
Sanskar | см. samskara. |
sattva | (саттва) одна из трех гун: деятельность света, равновесия и мира; сила равновесия (переводимая в качество как благо, гармония, счастье, свет). |
savasana | (шивасана) [в Хатхайоге, "поза трупа" в которой человек лежит на спине и полностью расслаблен]. |
savikalpa | (савикальпа) [ (транс) с формацией или движением сознания]. |
sayujya | (саюджья) полное единение божественного с человеческим духом. |
sakti | (шакти) Энергия, Сила, Воля; самосуществующая, самознающая, самоисполняющая Сила Господа, который выражает себя в работах Пракрити. |
Shakti | см. sakti. |
Shama | см. sama. |
Shiva | (Шива) благо; "благосклонный"; Блаженный; имя принадлежащей Вечному Персональности Силы и Господа тапаса; член тримурти, особо ассоциируется с работой разрушения. |
siddha | (сиддха) полный, совершенный. |
siddhi | (сиддхи) 1. совершенство, осуществление, достижение целей йогической самодисциплины. 2. экстраординарная или оккультная сила. |
soma | (сома) растение из которого вырабытывалось мистическое вино для Ведических жертвоприношений; само вино, которое представляло опьяняющую ананду; божественный восторг бытия; Soma: Господь этого вина восторга и бессмертия, представитель божества блаженства. |
soma-rasa | (сома-раса) нектар растения сома. |
sudha | (шудха) нектар или amrta; пища или питье богов. |
suksma sarira | (сукшма шарира) [тонкое тело] |
Sushupti | см. susupti. |
susupti | (сушупти) глубокий сон; Состояние Сна, сознание, соответствующее супраментальному плану, гнозису, которое находится за пределами нашего существования, потому что наше каузальное тело или оболочка знания еще не развито в нас и поэтому в том, что касается этого плана, мы находимся в состоянии сна без сновидений. |
svadharma | (свадхарма) свой собственный закон действия; истинное правило и способ бытия; истина своего собственного внутреннего движения. |
svapna | (свапна) состояние сна, сознание, соответствующее более тонкому плану жизни и плану разума. |
Swapna | см. svapna. |
Tantra | (Тантра) 1. йогическая система, являющаяся по своей природе синтетической, которая стартует от великого центрального принципа Природы, великой динамической силы Природы: в Ведических методах йоги - господь йоги - это Пуруша, Сознание-Душа, но в тантре это, скорее, Пракрити, Природа-Душа, Энергия, Воля в Силе, исполнительная во вселенной; именно изучением и применением секретов этой Воли в Силе, ее метода, ее тантры, тантрик преследовал цели своей дисциплины - власть над собой и своей природой, совершенство, свобода, красота; метод тантрической дисциплины должен поднять Природу в человеке в проявленную силу Духа. 2. тексты тантрической системы. |
tapas | (тапас) "жар"; энергизм любого рода, аскеза, аскетичность сознательной силы, воздействующей на себя или на объект; эссенциальный принцип энергии. |
tapasya | (тапасья) усилие, энергизм, аскеза персональной воли, аскетическая сила, аскеза; концентрация воли или энергии для контроля над разумом, виталом и физическим и для изменения их или принесения вниз более высокого сознания, или для любой другой йогической цели или высокого намерения. |
udasina | (удасина) сидящий вверху и безразличный. |
utsideyur ime lokah | этот мир рассыпался бы на части. |
vaira | (вайра)антагонизм, враждебность, ненависть. |
vairagya | (вайрагья) отвращение; неприязнь к миру; полное прекращение желания чего-то и привязанности. |
Vaishnava | (вайшнава)связанное или относящееся к Вишну; почитатели Вишну. |
vicara | (викара) испорченность, искажение, деформация; [в философии Санькъхя: производство или производная от пракрити (prakrti)]. |
Vijnana | (виджняна) свободный духовный или божественный ум; каузальная Идея; гнозис; суперразум; всеобъемлющий аспект истинного объединяющего знания; обширное объемлющее сознание, особо характерная черта супраментальной энергии, которая берет в себя всякую истину, идею и объект знания и видит их все сразу в их сути, тотальность и части, или аспекты. |
viraha | (вираха) [отделенность] отсутствие Божественного Возлюбленного. |
Virat | (Вират) вселенская Душа; Сам, который становится всеми этими формами; Дух существующей вселенной, провидец и творец грубых форм. |
Yajna | (яджна) подношение жертвы; деятельность, посвящаемая богам, работы; Мастер Работ. |
yoga | (йога) объединение, соединение; объединение души с бессмертным существом, сознанием и восторгом Божества; методическое усилие, предпринимаемое для самосовершенствования выражением потенциальных возможностей, латентно скрытых в существе, и объединения человеческого индивидуального существа с универсальным и трансцендентальным существованием. |
Yoga-Shakti | (Йога-Шакти) Сила Йоги, духовная сила. |
Yoga-siddhi | (Йога-Сиддхи) [Совершенство, приходящее силой Йоги]. |
yuddha | (йудха) [битва], борьба. |
abhi | (абхи) бесстрашный, смелый. |
abhiman | см. abhimana. |
abhimana | (абхимана) гордость, самолюбие, особенно ущемленная гордость, высокомерие, заносчивость. |
abhyasa | (абхъяса) постоянная практика (какого-либо метода). |
adhar | (адхар) транспортное средство (сосуд, поддержка); то, в чем сейчас пребывает сознание, ум-жизнь-тело. |
adhara | см. adhar. |
adhikara | (адхикара) способность, что-то в способностях человеческой природы, что обусловливает его право на тот или иной путь йоги. Прочие значения: 1. главное правило. 2. контроль, надзор; органы управления. 3. раздел, глава. |
adhikari | (адхикари) тот, кто имеет способность (adhikara) ( к определенной йоге). |
Adwaita,advaita | (Адвайта) [не-дуальность], Единое Существование; Монизм; Монистическая Веданта. |
Agni | (Агни) божество огня; психологически: божественная воля, совершенно вдохновляемая божественной Мудростью и являющаяся, в действительности, единой с нею, активная и эффективная сила Сознания-Истины. 2. один из пяти элементов : формообразующий принцип усилия, представленный нашим чувствам в материи как жар, свет и огонь. |
ahankara | (аханкара) чувство-эго; эго-идея; разделяющий принцип эго-формации; обособленное эго-чувство, которое заставляет каждое существо воспринимать себя как независимую персональность. |
ajna cakra | (аджна-чакра) Центр тонкого тела, расположенный в области межбровья, который управляет динамическим разумом, волей, видением, ментальной формацией. |
akala | (акала) вечное, безвременное. |
amrta | (амрита) 1. бессмертие, 2. нектар бессмертия, амброзия, пища или напиток богов; делающий бессмертным восторг божественного экстаза. |
amrita | см. amrta. |
*Примечание: Для простоты и удобства пользования санскритские термины даны в упрощенной латинской транслитерации.
[1] Написано в 1934г. для брошюры «Учение Шри Ауробиндо и Ашрам Шри Ауробиндо», «On himself», стр. 95-97
[2] Это и следующее письмо было написано относительно поэмы Шри Ауробиндо «Мысль и Заступник».
[3] «Зачем нужна трансформация физического, если вольно (если достигают сознания бессмертия) или невольно (в других случаях) тело должно быть остановлено?»
[4] «Материя, особенно клетки тела, постоянно подвержены изменениям, тогда какое значение имеет трансформация для тела?»
[5] Ашватхаман предположительно жил у реки Нарбада 36000 лет.
[6]«Из-за чистоты [возникает] омерзение к своему телу» - Йога-сутры Патанджали, гл.II, 40
[7] Возможно, вороны это делают иногда на вороньих собраниях!
[8] «В конце концов, мы же люди; мы еще не стали богами.»
[9] Есть постоянное возможное подтягивание Силы, - и это не то, что я имею в виду под дерганием: подтягивание Силы - очень широко распространено и полезно.
[10] Например, Русселианский страх пустоты, который является формой, которую предает ум Безмолвию. Однако, именно на том, что вы называете пустотой, на Безмолвии, основана вся моя йога и благодаря ему впоследствии приходят все неистощимые богатства великого Знания, Воли и Радости, все опыты большего ментала, психических и витальных областей, все уровни сверху вплоть до надразума и за его пределами. Часто чаша должна стать пустой прежде, чем она может быть наполнена вновь; йогин, садхак не должен бояться пустоты или безмолвия.
[11] «Я бы умер, если б должен был признать свои ошибки.»
[12] Пост приходит из ума; он бесполезен для этой цели. Полностью оставьте эту идею.
[13] «Если мы допускаем, чтобы ложь, какой бы маленькой она ни была, выражала себя в нашей речи или через наше перо, то как мы можем надеяться стать совершенными посланниками Истины? Совершенный служитель Истины должен воздерживаться даже от малейшей неточности, преувеличения или искажения».
Мать.
[14] «Вы должны заставить покой расти в вас, что рожден от уверенности в победе».
[15] Это письмо было написано 16.04.1923 г.
[16] «Не следует задерживаться на нижней природе и ее недостатках». Шри Ауробиндо
[17] Написано во время волнений в Бенгалии перед разделением Индии.
[18] Смотри Часть 3, стр. 1039-1046