Организационно-кадровый аудит - оценка соответствия структурного (системы управления персоналом) и кадрового потенциала организации ее непосредственным целям и стратегии развития.

Главная цель организационно-кадрового аудита - оценка эффективности и производительности деятельности персонала как одного из важнейших факторов, обеспечивающих прибыльность и преуспевание предприятия.

Аудит персонала выполняется на основании главных для любой аудиторской проверки принципов, в том числе:

―профессионализм;

―независимость;

―достоверность;

―честность и объективность;

― сопоставимость с международным правом.

Организационно-кадровыйаудит персонала, особенно в условиях рыночной экономики, позволяет повысить прибыльность организации за счет выявления внутриорганизационных резервов повышения эффективности и производительности персонала организации.

Торговый салон "Евросеть-ритейл" г. Северо-Енисейска входит в состав Красноярского филиала ООО «Евросеть-ритейл», который осуществляет руководство салоном. Проанализируем организационную структуру Красноярского филиала ООО «Евросеть-ритейл»

Система управления Красноярского филиала ООО «Евросеть-ритейл» имеет линейно-функциональную структуру.

В связи с небольшой штатной численностью салона работа по управлению персоналом возложена на директора салона. Должность менеджера по персоналу в салоне отсутствует. В связи с большим объемом функциональных обязанностей директор осуществляет лишь основные мероприятия: поиск, прием и увольнение сотрудников, ведет кадровое делопроизводство. Также выполняет те мероприятия по управлению персоналом, которые централизованно спускаются с Красноярского офиса ООО «Евросеть-ритейл». В связи с этим в контрольной работе были проанализированы в целом степень удовлетворенности сотрудников торгового салона и система кадрового делопроизводства.

Общая картина показала, что работники предпочитают иметь долговременные отношения с работодателем, однако на уровне организации пока не достигнута взаимная увязка интересов работодателя и работника.

Вместе с тем, директору приходиться сталкиваться с целым рядом управленческих вопросов:

1) дефицит специалистов, которым руководитель доверяет и готов передать решение части важных управленческих задач;

2) сложность создания единой команды из высококлассных, но никогда ранее не работавших вместе профессионалов;

3) сложность "встраивания" в организацию новых функциональных работников, в особенности когда ряд работников проработал в организации достаточно долго (потенциальные конфликты "старых" и "новых" работников, потенциальная борьба за сферы принятия решений);

В такой ситуации предлагается рассмотреть некоторые предложения касающиеся решения кадровых проблем. Для того чтобы ускорить процессы принятия решений и для повышения эффективности деятельности команды нужно назначить одного из продавцов-консультантов старшим менеджером.

Также в целях проведения аудита кадрового делопроизводства была разработана схема аудита кадрового документооборота, цель которой определение эффективности кадрового документооборота торгового салона ООО «Евросеть-ритейл» г. Северо-Енисейска.

Список используемых источников

1. Аширов, Д.А. Управление персоналом: учеб. пособие для вузов по специальности "Управление персоналом" [Текст] / Д.А. Аширов. - М.: Проспект, 2014. – С. 432.

2. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом: Учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений [Текст] / Т.Ю. Базаров. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2015. – С. 224.

3. Базаров, Т. Ю. Управление персоналом. Словарь понятий [Текст] / Т. Ю. базаров. – М., 2012. – С. 314.

4. Бакай, Ю. А. Кадровый аудит в действии [Текст] / Ю. А. Бакай // Кадровик. – 2008. - № 12. – С. 23 – 41.

5. Калашникова, Л. Ю. Роль кадрового аудита в управлении персоналом / [Текст] // Служба кадров и персонал. – 2007. - № 6. – С. 8 – 25.

6. Кибанов, А.Я. Оценка и отбор персонала при найме и аттестации, высвобождении персонала: [Текст] учебно-практическое пособие / А.Я. Кибанов – М.: Проспект, 2012. – 80 с.

7. Кибанов, А.Я. Управление деловой карьерой, служебно-профессиональным продвижением и кадровым резервом [Текст] / А.Я. Кибанов - М.: Проспект, 2012. – 64 с.

8. Кибанов, А.Я. Служба управления персоналом [Текст] /А.Я. Кибанов – М.: Проспект, 2012. – 418 с.

9. Кибанов, А. Я. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации: учеб. пособие для вузов [Текст] / А. Я. Кибанов, И. Б. Дуракова. - М.: Кнорус, 2014. - 368 с.

10. Кибанов, А. Я. Управление персоналом: Энциклопедический словарь [Текст] / А. Я. Кибанов. – М. : ИНФРА - М, 2014. – С. 453.

11. Моргунов, Е. Б. Виды кадрового аудита [Текст] / Е. Б. Моргунов // Управление персоналом. – 2005. - № 3. – С. 213 - 224.

12. Огородников, В.И., Долинин, А.Ю. Организационно-штатная деятельность сотрудников кадровых служб в органах и учреждениях УИС [Текст]: монограф. Рязань : ПКЦ «Таваксай», 2015. С.63–77.

13. Симоненко, С. В. Инструменты кадрового аудита [Текст] // Управление персоналом. – 2014. - № 23. – С. 23 – 31.

14. Словарь терминов управления персоналом [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.trainings.ru, свободный. – Загл. с экрана.

15. Управление персоналом: словарь-справочник [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://psyfactor.org, свободный. – Загл. с экрана.

16. Шифрин, М.Б. Стратегический менеджмент [Текст] / М.Б. Шифрин - СПб.: Питер, 2014. – С. 240.

Приложение А

Анкета

1. Укажите Ваш пол

• женский

• мужской

2. Укажите Ваш возраст

• до 25 лет

• от 25 до 35 лет

• от 35 до 45 лет

• от 45 до 55 лет

• больше 55 лет

3. Укажите Ваш трудовой стаж

• общий

• по специальности

• в данной организации

• на данном рабочем месте

4. Какую должность Вы занимаете

• руководителя

• специалиста

• технического исполнителя

• рабочего

• прочее

5. Планируете ли Вы в ближайшее время сменить рабочее место

• скорее всего, да

• возможно, да

• не собираюсь

• затрудняюсь ответить

6. Укажите причину, по которой Вы могли бы сменить место работы:

• хорошие условия и организация труда на новом месте

• высокая зарплата на новом месте

• интересная работа по специальности

• хорошие отношения в коллективе

• хорошие отношения с администрацией

• лучшее социальное обеспечение

• желание открыть свое дело

• личные мотивы

• не ушел бы в любом случае

• опасения, что организация закроется

• другое

7.Как Вы думаете, работа, это прежде всего:

• основа смысла жизни, иногда требующая жертв

• вынужденная необходимость

• интерес, рождающийся в процессе ее выполнения

• долг любого человека перед обществом

• что-то иное

8. Если бы перед Вами встал бы сегодня вопрос выбора работы, то каким из перечисленных ниже факторов вы бы руководствовались:

• престижность организации

• возможность долговременных отношений с работодателем

• получение достойной заработной платы

• возможность получения социальных благ

• возможность сделать карьеру

• другое (укажите что)

9. Является ли заработная плата Вашим главным доходом

• да

• нет

10. В какой степени удовлетворяют Вас эти моменты работы:

  да, вполне не совсем не удовлетворяют затрудняюсь ответить
Содержание выполняемой работы        
Морально-психологический климат        
Перспективы служебной карьеры        
Распределение прав и обязанностей        
Уровень социальной защищенности        
Уровень оплаты труда        

11. Видите ли Вы перспективу карьерного роста в этой организации

• да

• нет

• затрудняюсь ответить

12. В подразделении этой организации

• да

• нет

• затрудняюсь ответить

13. В других подобных по профилю организациях

• да

• нет

• затрудняюсь ответить

14. Как Вы думаете, в полной мере руководство использует Ваши профессиональные возможности и другие навыки

• да

• не в полной мере

• нет

• если нет, то почему

15. Стремитесь ли Вы к повышению уровня Вашей квалификации?

• да

• нет

• если нет, то почему

16. Каким образом Вы хотели бы повысить уровень Вашей квалификации

• с отрывом от основной деятельности

• без отрыва от основной деятельности

• самообразование

17. Располагает ли обстановка и взаимоотношения в коллективе к сотрудничеству

• да

• не в полной мере

• нет

• если нет или не в полной мере, напишите, пожалуйста, почему

18. Ваши способности и навыки и возложенные на вас полномочия:

• соответствуют друг другу

• навыки выше возложенных на вас полномочий

• навыки ниже возложенных на вас полномочий

19. По вашему мнению, мешает ли полной реализации Ваших должностных обязанностей на данном рабочем месте?

• отсутствие четкой постановки задач со стороны руководства

• недостаточно высокий уровень исполнительности и ответственности со стороны подчиненных

• субъективное (несправедливое) отношение между начальником и подчиненным, создающее нервозность в работе

• поступление поручений (разовых, постоянных) от руководства, которые не соответствуют прямым должностным обязанностям

• вопрос рационального распределения руководителями исполнения того или иного документа

• затрудняюсь ответить

• другое (укажите)

20. Что, по вашему мнению, необходимо для достойного положения в обществе

• наличие связей

• наличие первоначального капитала

• трудоспособность

• востребованная профессия

• знания и опыт

• затрудняюсь ответить

• другое (укажите)

21. Знаете ли Вы о видах моральных поощрений, существующих в Вашей организации

• нет

• если да, то, о каких

22. Нужны ли различные виды морального поощрения?

• нет

• да

• если да, то укажите какие: устная благодарность, почетное звание, прочее

23.Как Вы думаете, социальная защищенность работников Вашей организации выше по сравнению с работниками большинства других организаций

• значительно лучше

• в чем-то лучше, в чем-то хуже

• значительно хуже

• трудно сказать

24. Какую роль играют социальные программы и мероприятия, проводимые в организации

• помогают привлечь необходимые организации кадры

• это один из факторов стимулирования труда

• это один из факторов закрепления работников в организации

• трудно сказать

25. Работаете ли Вы сверхурочно

•да

• время от времени

• нет

Спасибо

[1] Базаров, Т.Ю. Управление персоналом: Учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений [Текст] / Т.Ю. Базаров. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2015. – С. 94.

[2] Базаров, Т.Ю. Управление персоналом: Учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений [Текст] / Т.Ю. Базаров. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2015. – С. 101.

[3] Кибанов, А.Я. Служба управления персоналом [Текст] /А.Я. Кибанов – М.: Проспект, 2012. – 118 с.

[4] Кибанов, А.Я. Управление деловой карьерой, служебно-профессиональным продвижением и кадровым резервом [Текст] / А.Я. Кибанов - М.: Проспект, 2012. – 44 с.

[5] Огородников, В.И., Долинин, А.Ю. Организационно-штатная деятельность сотрудников кадровых служб в органах и учреждениях УИС [Текст]: монограф. Рязань : ПКЦ «Таваксай», 2015. С.63.

[6] Базаров, Т.Ю. Управление персоналом: Учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений [Текст] / Т.Ю. Базаров. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2015. – С. 117.

[7] Аширов, Д.А. Управление персоналом: учеб. пособие для вузов по специальности "Управление персоналом" [Текст] / Д.А. Аширов. - М.: Проспект, 2014. – С. 232.

[8] Кибанов, А. Я. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации: учеб. пособие для вузов [Текст] / А. Я. Кибанов, И. Б. Дуракова. - М.: Кнорус, 2014. - 168 с.

[9] Кибанов, А. Я. Управление персоналом: Энциклопедический словарь [Текст] / А. Я. Кибанов. – М. : ИНФРА - М, 2014. – С. 153.

[10] Кибанов, А. Я. Управление персоналом: Энциклопедический словарь [Текст] / А. Я. Кибанов. – М. : ИНФРА - М, 2014. – С. 251.

[11] Кибанов, А.Я. Управление деловой карьерой, служебно-профессиональным продвижением и кадровым резервом [Текст] / А.Я. Кибанов - М.: Проспект, 2012. – 53 с.

Наши рекомендации