Организационно-кадровый аудит - оценка соответствия структурного (системы управления персоналом) и кадрового потенциала организации ее непосредственным целям и стратегии развития.
Главная цель организационно-кадрового аудита - оценка эффективности и производительности деятельности персонала как одного из важнейших факторов, обеспечивающих прибыльность и преуспевание предприятия.
Аудит персонала выполняется на основании главных для любой аудиторской проверки принципов, в том числе:
―профессионализм;
―независимость;
―достоверность;
―честность и объективность;
― сопоставимость с международным правом.
Организационно-кадровыйаудит персонала, особенно в условиях рыночной экономики, позволяет повысить прибыльность организации за счет выявления внутриорганизационных резервов повышения эффективности и производительности персонала организации.
Торговый салон "Евросеть-ритейл" г. Северо-Енисейска входит в состав Красноярского филиала ООО «Евросеть-ритейл», который осуществляет руководство салоном. Проанализируем организационную структуру Красноярского филиала ООО «Евросеть-ритейл»
Система управления Красноярского филиала ООО «Евросеть-ритейл» имеет линейно-функциональную структуру.
В связи с небольшой штатной численностью салона работа по управлению персоналом возложена на директора салона. Должность менеджера по персоналу в салоне отсутствует. В связи с большим объемом функциональных обязанностей директор осуществляет лишь основные мероприятия: поиск, прием и увольнение сотрудников, ведет кадровое делопроизводство. Также выполняет те мероприятия по управлению персоналом, которые централизованно спускаются с Красноярского офиса ООО «Евросеть-ритейл». В связи с этим в контрольной работе были проанализированы в целом степень удовлетворенности сотрудников торгового салона и система кадрового делопроизводства.
Общая картина показала, что работники предпочитают иметь долговременные отношения с работодателем, однако на уровне организации пока не достигнута взаимная увязка интересов работодателя и работника.
Вместе с тем, директору приходиться сталкиваться с целым рядом управленческих вопросов:
1) дефицит специалистов, которым руководитель доверяет и готов передать решение части важных управленческих задач;
2) сложность создания единой команды из высококлассных, но никогда ранее не работавших вместе профессионалов;
3) сложность "встраивания" в организацию новых функциональных работников, в особенности когда ряд работников проработал в организации достаточно долго (потенциальные конфликты "старых" и "новых" работников, потенциальная борьба за сферы принятия решений);
В такой ситуации предлагается рассмотреть некоторые предложения касающиеся решения кадровых проблем. Для того чтобы ускорить процессы принятия решений и для повышения эффективности деятельности команды нужно назначить одного из продавцов-консультантов старшим менеджером.
Также в целях проведения аудита кадрового делопроизводства была разработана схема аудита кадрового документооборота, цель которой определение эффективности кадрового документооборота торгового салона ООО «Евросеть-ритейл» г. Северо-Енисейска.
Список используемых источников
1. Аширов, Д.А. Управление персоналом: учеб. пособие для вузов по специальности "Управление персоналом" [Текст] / Д.А. Аширов. - М.: Проспект, 2014. – С. 432.
2. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом: Учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений [Текст] / Т.Ю. Базаров. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2015. – С. 224.
3. Базаров, Т. Ю. Управление персоналом. Словарь понятий [Текст] / Т. Ю. базаров. – М., 2012. – С. 314.
4. Бакай, Ю. А. Кадровый аудит в действии [Текст] / Ю. А. Бакай // Кадровик. – 2008. - № 12. – С. 23 – 41.
5. Калашникова, Л. Ю. Роль кадрового аудита в управлении персоналом / [Текст] // Служба кадров и персонал. – 2007. - № 6. – С. 8 – 25.
6. Кибанов, А.Я. Оценка и отбор персонала при найме и аттестации, высвобождении персонала: [Текст] учебно-практическое пособие / А.Я. Кибанов – М.: Проспект, 2012. – 80 с.
7. Кибанов, А.Я. Управление деловой карьерой, служебно-профессиональным продвижением и кадровым резервом [Текст] / А.Я. Кибанов - М.: Проспект, 2012. – 64 с.
8. Кибанов, А.Я. Служба управления персоналом [Текст] /А.Я. Кибанов – М.: Проспект, 2012. – 418 с.
9. Кибанов, А. Я. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации: учеб. пособие для вузов [Текст] / А. Я. Кибанов, И. Б. Дуракова. - М.: Кнорус, 2014. - 368 с.
10. Кибанов, А. Я. Управление персоналом: Энциклопедический словарь [Текст] / А. Я. Кибанов. – М. : ИНФРА - М, 2014. – С. 453.
11. Моргунов, Е. Б. Виды кадрового аудита [Текст] / Е. Б. Моргунов // Управление персоналом. – 2005. - № 3. – С. 213 - 224.
12. Огородников, В.И., Долинин, А.Ю. Организационно-штатная деятельность сотрудников кадровых служб в органах и учреждениях УИС [Текст]: монограф. Рязань : ПКЦ «Таваксай», 2015. С.63–77.
13. Симоненко, С. В. Инструменты кадрового аудита [Текст] // Управление персоналом. – 2014. - № 23. – С. 23 – 31.
14. Словарь терминов управления персоналом [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.trainings.ru, свободный. – Загл. с экрана.
15. Управление персоналом: словарь-справочник [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://psyfactor.org, свободный. – Загл. с экрана.
16. Шифрин, М.Б. Стратегический менеджмент [Текст] / М.Б. Шифрин - СПб.: Питер, 2014. – С. 240.
Приложение А
Анкета
1. Укажите Ваш пол
• женский
• мужской
2. Укажите Ваш возраст
• до 25 лет
• от 25 до 35 лет
• от 35 до 45 лет
• от 45 до 55 лет
• больше 55 лет
3. Укажите Ваш трудовой стаж
• общий
• по специальности
• в данной организации
• на данном рабочем месте
4. Какую должность Вы занимаете
• руководителя
• специалиста
• технического исполнителя
• рабочего
• прочее
5. Планируете ли Вы в ближайшее время сменить рабочее место
• скорее всего, да
• возможно, да
• не собираюсь
• затрудняюсь ответить
6. Укажите причину, по которой Вы могли бы сменить место работы:
• хорошие условия и организация труда на новом месте
• высокая зарплата на новом месте
• интересная работа по специальности
• хорошие отношения в коллективе
• хорошие отношения с администрацией
• лучшее социальное обеспечение
• желание открыть свое дело
• личные мотивы
• не ушел бы в любом случае
• опасения, что организация закроется
• другое
7.Как Вы думаете, работа, это прежде всего:
• основа смысла жизни, иногда требующая жертв
• вынужденная необходимость
• интерес, рождающийся в процессе ее выполнения
• долг любого человека перед обществом
• что-то иное
8. Если бы перед Вами встал бы сегодня вопрос выбора работы, то каким из перечисленных ниже факторов вы бы руководствовались:
• престижность организации
• возможность долговременных отношений с работодателем
• получение достойной заработной платы
• возможность получения социальных благ
• возможность сделать карьеру
• другое (укажите что)
9. Является ли заработная плата Вашим главным доходом
• да
• нет
10. В какой степени удовлетворяют Вас эти моменты работы:
да, вполне | не совсем | не удовлетворяют | затрудняюсь ответить | |
Содержание выполняемой работы | ||||
Морально-психологический климат | ||||
Перспективы служебной карьеры | ||||
Распределение прав и обязанностей | ||||
Уровень социальной защищенности | ||||
Уровень оплаты труда |
11. Видите ли Вы перспективу карьерного роста в этой организации
• да
• нет
• затрудняюсь ответить
12. В подразделении этой организации
• да
• нет
• затрудняюсь ответить
13. В других подобных по профилю организациях
• да
• нет
• затрудняюсь ответить
14. Как Вы думаете, в полной мере руководство использует Ваши профессиональные возможности и другие навыки
• да
• не в полной мере
• нет
• если нет, то почему
15. Стремитесь ли Вы к повышению уровня Вашей квалификации?
• да
• нет
• если нет, то почему
16. Каким образом Вы хотели бы повысить уровень Вашей квалификации
• с отрывом от основной деятельности
• без отрыва от основной деятельности
• самообразование
17. Располагает ли обстановка и взаимоотношения в коллективе к сотрудничеству
• да
• не в полной мере
• нет
• если нет или не в полной мере, напишите, пожалуйста, почему
18. Ваши способности и навыки и возложенные на вас полномочия:
• соответствуют друг другу
• навыки выше возложенных на вас полномочий
• навыки ниже возложенных на вас полномочий
19. По вашему мнению, мешает ли полной реализации Ваших должностных обязанностей на данном рабочем месте?
• отсутствие четкой постановки задач со стороны руководства
• недостаточно высокий уровень исполнительности и ответственности со стороны подчиненных
• субъективное (несправедливое) отношение между начальником и подчиненным, создающее нервозность в работе
• поступление поручений (разовых, постоянных) от руководства, которые не соответствуют прямым должностным обязанностям
• вопрос рационального распределения руководителями исполнения того или иного документа
• затрудняюсь ответить
• другое (укажите)
20. Что, по вашему мнению, необходимо для достойного положения в обществе
• наличие связей
• наличие первоначального капитала
• трудоспособность
• востребованная профессия
• знания и опыт
• затрудняюсь ответить
• другое (укажите)
21. Знаете ли Вы о видах моральных поощрений, существующих в Вашей организации
• нет
• если да, то, о каких
22. Нужны ли различные виды морального поощрения?
• нет
• да
• если да, то укажите какие: устная благодарность, почетное звание, прочее
23.Как Вы думаете, социальная защищенность работников Вашей организации выше по сравнению с работниками большинства других организаций
• значительно лучше
• в чем-то лучше, в чем-то хуже
• значительно хуже
• трудно сказать
24. Какую роль играют социальные программы и мероприятия, проводимые в организации
• помогают привлечь необходимые организации кадры
• это один из факторов стимулирования труда
• это один из факторов закрепления работников в организации
• трудно сказать
25. Работаете ли Вы сверхурочно
•да
• время от времени
• нет
Спасибо
[1] Базаров, Т.Ю. Управление персоналом: Учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений [Текст] / Т.Ю. Базаров. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2015. – С. 94.
[2] Базаров, Т.Ю. Управление персоналом: Учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений [Текст] / Т.Ю. Базаров. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2015. – С. 101.
[3] Кибанов, А.Я. Служба управления персоналом [Текст] /А.Я. Кибанов – М.: Проспект, 2012. – 118 с.
[4] Кибанов, А.Я. Управление деловой карьерой, служебно-профессиональным продвижением и кадровым резервом [Текст] / А.Я. Кибанов - М.: Проспект, 2012. – 44 с.
[5] Огородников, В.И., Долинин, А.Ю. Организационно-штатная деятельность сотрудников кадровых служб в органах и учреждениях УИС [Текст]: монограф. Рязань : ПКЦ «Таваксай», 2015. С.63.
[6] Базаров, Т.Ю. Управление персоналом: Учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений [Текст] / Т.Ю. Базаров. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2015. – С. 117.
[7] Аширов, Д.А. Управление персоналом: учеб. пособие для вузов по специальности "Управление персоналом" [Текст] / Д.А. Аширов. - М.: Проспект, 2014. – С. 232.
[8] Кибанов, А. Я. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации: учеб. пособие для вузов [Текст] / А. Я. Кибанов, И. Б. Дуракова. - М.: Кнорус, 2014. - 168 с.
[9] Кибанов, А. Я. Управление персоналом: Энциклопедический словарь [Текст] / А. Я. Кибанов. – М. : ИНФРА - М, 2014. – С. 153.
[10] Кибанов, А. Я. Управление персоналом: Энциклопедический словарь [Текст] / А. Я. Кибанов. – М. : ИНФРА - М, 2014. – С. 251.
[11] Кибанов, А.Я. Управление деловой карьерой, служебно-профессиональным продвижением и кадровым резервом [Текст] / А.Я. Кибанов - М.: Проспект, 2012. – 53 с.