Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
- Предмет психологии. Структура психологической науки. Практическая психология и ее задачи. Роль психологии в системе наук о человеке.
- Зарождение психологии как науки. Основные этапы развития и критерии их выделения.
- Основные психологические школы: структурализм, бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, гуманистическая психология. Основные идеи.
- Бихевиоризм: представители, основное содержание направлений исследования.
- Гештальтпсихология: представители, основное содержание направлений исследования.
- Гуманистическая психология: представители, основное содержание направлений исследования.
- Психоанализ: представители, основное содержание направлений исследования.
- Психика человека как предмет системного исследования. Структура психики: функции, процессы, состояния и свойства; сознание и бессознательное.
- Развития психики в филогенезе. Этапы развития психики. Эволюция нервной системы как условие развития психики.
- Мозг и психика.
- Характеристика сознания. Теории происхождения сознания.
- Проблема человека в психологии. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.
- Различия между научной и житейской психологией.
- Уникальность психологической науки: человек как субъект и объект
- Классификация методов психологического исследования. Качественный и количественный анализ данных.
- Возникновение и развитие психики в процессе эволюции. Стадии развития психики.
- Виды ощущений. Сенсорная организация человека (по Б.Г. Ананьеву).
- Характеристики образа восприятия: предметность, целостность, константность, обобщенность.
- Сфера вторичных образов. Представления памяти и воображения. Эмпирические характеристики образа представления и их сравнение с характеристиками образа восприятия.
- Память : ее функции, виды и процессы.
- Основные характеристики памяти и методы их исследования.
- Внимание .Виды внимания: его характеристики и методы их диагностики.
- Мышление. Виды мышления. Фазы мыслительного процесса. Виды мыслительных операций.
- Формы мышления. Отношения мышления и речи. Роль внутренней речи в процессе мышления. Методы исследования внутренней речи.
- Язык и речь: виды речи и ее функции.
- Эмоции: их физиологические механизмы и психологические функции. Психологические теории эмоций.
- Классификация эмоций. Эмоции и чувства. Способы управления эмоциями.
- Психические состояния и их классификация.
- Воля как высший уровень психической регуляции. Основные теории воли.
- Нейродинамические, конституциональные и половозрастные и особенности человека.
- Темперамент: природа, свойства и типологии.
- Характер: свойства, детерминация, формирование.
- Теории типов и черт характера. Акцентуации характера. Патологии характера.
- Способности: природа, типология, формирование и развитие.
- Направленность личности. Потребности, мотивы, мотивация. Ценностные ориентации.
- Понятия «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность» в комплексном подходе Б.Г. Ананьева.
- Развитие сознания и самосознания в онтогенезе. Функции самосознания: самопознание, самоотношение и саморегуляция.
- «Я-концепция»: структура, этапы формирования, функции и механизмы защиты.
- Сознательное и бессознательное в личности: отечественный подход (школа установки Д.Н. Узнадзе, Ф.В. Бассин, А.Г. Асмолов) и зарубежный подход (психодинамические концепции).
- Жизненный путь личности: исследования и описания процессов социализации и индивидуализиации.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2002.
2. Братуся Б.С. - ред.Общая психология в 7 т. М.: 2008. Доп.МО РФ
3. Выготский Л. Психология. – М.: 2002
4. Леонтьев А. Лекции по общей психологии.- М.: 2000
5. Маклаков А. Г. Общая психология. Учебник для вузов. - ООО «Питер Пресс», 2008
6. Рубинштейн С. Основы общей психологии. Учебник. СПб.: 2002
б) дополнительная литература:
1. Аверин В.А. Психология личности. СПб.,1999.
2. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб.,1999.
3. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн.1-2. М.,1982.
4. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М. Мед., 1968.
5. Веккер Л.М. Психические процессы. Л.,1974, т.1, 2.
6. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.,1982.
7. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999.
8. Ильин Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения. Киев, 1998.
9. История зарубежной психологии. Тексты. М.,1986.
10. Ломов Б.Ф. Человек и техника. М.,1966.
11. Лурия А.Р. Язык и сознание. Р. н/Д., 1998.
12. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. М.-Воронеж,1996.
13. Небылицын В.Д. Избранные произведения. М.,1990.
14. Немов, Р. С. Общая психология : краткий курс / Р. С. Немов. – СПб. : Питер, 2007.
15. ПиажеЖ.. Избр. психол. труды. М.,1969.
16. Психология личности. Тексты. М.,1982.
17. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.,1982.
18. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М.,-Воронеж, 1998.
19. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.,1966.
20. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.1-2, М.,1986.
21. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.,1997.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
1.http://psychology.net.ru/
На страницах сайта представлены многочисленные материалы по популярной и научной психологии, большая коллекция тестов, методический материал для работы психолога, словарь психологических терминов и др.
2. http://psychology-online.net/
Сайт содержит тексты (статьи, обзоры, справочные материалы) по общей, педагогической и социальной психологии, методические разработки для студентов и преподавателей психологии, аннотации журналов по психологии.
3. http://www.voppsy.ru/tr.htm)
Сайт научного журналы с основополагающими статьями.
4. http://www.psycheya.ru/inf/info links.html
На сайте представлена библиотека текстов: от основоположников научных школ и теорий до актуальных статей современных авторов.
5. http://www.flogiston.ru/
Сайт содержит обширную психологическую библиотеку: книги, статьи, переводы, списки литературы по психологии, биографии психологов; актуальную информацию о последних исследованиях в психологии; анонсы текущих событий в мире психологии: конференций, тренингов, конкурсов, грантов.
6. http://www. psychology.ru/
На сайте представлена обширная виртуальная библиотека, в которой нашли отражение как классика психологии, так и современные исследования (книги, тексты, словари, анонсы, обзоры). Новости психологии, календарь, события, конференции.
7. http://psi.webzone.ru/index.htm
Электронная интернет-версия изданного на CD психологического справочника «Психология – идея, ученые, труды» в серии «Мультимедийная энциклопедия знаний» Центрального регионального отделения РАО. Психологический словарь содержит более 1500 статей из области психологии.
Подготовить реферат
Реферат пишется по однойиз предложенных тем. В реферате как можно более полно излагается содержание предложенных ниже тем, существующее в современной психологии и отраженное в монографической литературе. В реферате может быть изложена точка зрения одного или нескольких авторов.
Объем реферата должен быть не менее шести машинописных листов (в компьютерном варианте используется 14 шрифт Times New Roman с полуторным интервалом между строчками, параметры страницы верхнее поле 2,50 см; нижнее поле 2,50 см, левое поле 3,17 см; правое 1,50 см).
Реферат завершается указанием на собственное отношение к проблемам психологии человека.
Реферат завершается перечнем основных понятий, которые были усвоены в процессе его написания. Например: «сознание», «психика», «память»» и т.п.
Последняя страница реферата обязательно содержит указания на литературные источники, использованные при его написании. Библиографические сведения включают: 1.Автора источника. 2. Название источника. 3. Место издания. 4. Издательство (если существуют указания). 5. Год издания (Например: Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1977.)
Для написания реферата необходимо использовать монографии, учебные и методические пособия.
Не рекомендуется использовать учебники по психологии для педагогических вузов и средних специальных учебных заведений, например, педагогических, медицинских училищ, колледжей, популярную литературу.