Сихологическое воздействие.
При социальном взаимодействии происходит своеобразный процесс и результат изменения одним индивидом поведения, установок, намерений, представлений другого индивида. Влияние может быть направленным (ставится цель достижения определенного результата) и опосредованным (соответственно).
Психологическое воздействие – это применение в межличностном взаимодействии исключительно психологических средств с целью влияния на состояние, мысли, чувства, действия, другого человека.
К видампсихологического воздействия в первую очередь относятся - убеждение, заражение, внушение, подражание, мода, слухи.
Убеждение. Как способ психологического влияния, убеждение направлено на снятие своеобразных «фильтров» на пути информации до сознания и чувств человека. Его используют для преобразования информации, которая сообщается, на систему установок и принципов индивида.
Убеждение- метод сознательного и организованного воздействия на психику индивида через обращение к его критическому суждению.
Осуществляясь в процессе коммуникативного взаимодействия, убеждение обеспечивает восприятие и включение новых сведений в систему взглядов человека. Основано оно на сознательном отношении индивида к информации, ее анализе и оценке. Благоприятными условиями для убеждения является дискуссия, групповая полемика, спор, поскольку сформированное, во время их протекания, мнение гораздо глубже, чем то, которое возникло во время пассивного восприятия информации.
Заражение - самый массовый способ интеграции групповой деятельности возникает при значительном скоплении людей - на стадионах, в концертных залах, на карнавалах, митингах и т.д. Одним из его признаков является стихийность.
Заражение - психологическое воздействие на личность в процессе общения и взаимодействия, который передает определенные настроения, побуждения не через сознание и интеллект, а через эмоциональную сферу.
Психическое заражение осуществляется через передачу эмоционального состояния от одного лица к другому на бессознательном уровне. Сознание при таких условиях резко сужается, почти исчезает критичность к событию, информации, поступающей из разных источников. Психология толкует заражение как неосознаваемую, непроизвольную склонность человека к определенным психическим состояниям. Происходит заражение через передачу психического настроя, наделенного большим эмоциональным зарядом. Оно является одновременно продуктом влияния на других, на энергетику психического состояния индивида или группы, а также способностью человека к восприятию, сопереживания этого состояния, соучастию.
Внушение. В современных условиях применяется довольно часто, одновременно может быть одним из опасных инструментов манипуляции поведением человека, поскольку действует на сознание и подсознание.
Внушение, или суггестия - метод воздействия на психику человека, связанный с существенным снижением критичности к поступающей информации, отсутствием стремления проверить ее достоверность, неограниченным доверием к ее источникам.
Эффективным внушение будет лишь тогда, когда будет возникать эффект доверия. Источников внушения довольно много. Ими могут быть знакомые и незнакомые люди, средства массовой информации, реклама и др. Внушение направлено не к логике индивида, его способности мыслить, анализировать, оценивать, а к его готовности воспринять распоряжение, приказ, совет и в соответствии с них действовать. При этом большое значение имеют индивидуальные особенности человека, на которого направлено воздействие: способность критически мыслить, самостоятельно принимать решения, твердость убеждений, пол, возраст, эмоциональное состояние и т.д. Важным фактором, который предопределяет эффективность внушения, есть авторитет, умения и навыки, статус, волевые качества.В медицине сознательно применяют внушение в виде гипноза, психотерапии. В то же время внушения может иметь и отрицательное влияние, став инструментом безответственной манипуляции сознанием индивида, группы.
Формами внушения могут быть: гетеросугестия (влияние со стороны) и аутосугестия (самовнушение). Самовнушение принадлежит к сознательному саморегулированию - внушения себе определенных представлений, чувств, эмоций.
Подражание -самая распространенная форма поведения человека в межличностном взаимодействии. Это процесс ориентации на определенный пример, образец, повторения и воспроизведения одним человеком его характера и стиля жизни. Именно через подражание осуществляется процесс социализации личности, реализуясь через обучение и воспитание. Особое значение оно имеет в развитии ребенка. Поэтому большинство научно-прикладных исследований по этой проблематике осуществляется в детской, возрастной и педагогической психологии. У взрослого человека подражание является побочным способом усвоения окружающего мира, его психологические механизмы наследования значительно сложнее, чем у ребенка и подростка, поскольку срабатывает критичность личности. Подражание во взрослом возрасте является элементом обучения определенным видам профессиональной деятельности (спорт, искусство). Однако его нельзя рассматривать как однонаправленное движение информации, образцов поведения от индуктора (комуникатора) до реципиента. Всегда существует (иногда минимальный) обратный процесс - от реципиента к индуктору.
Мода - это форма стандартизированного массового поведения людей, что возникает стихийно под влиянием настроений, вкусов, увлечений, которые доминируют в обществе. Мода объединяет много противоречивых тенденций и механизмов социально-психологического общения: идентификацию и негативизм, унификацию и персонализацию, подражание и противопоставления. К ее особенностям относится то, что она проявляется во всех сферах общественной жизни, экономике, политике, искусстве, быту, спорте и т.д. Мода очень тесно связана со вкусами и нравами людей. С первыми ЕЕ сближают гибкость и подвижность со вторыми - повторяемость и устойчивость. Для моды характерна динамичность, постоянное стремление к скоротечности, новизны и в то же время она консервативна.Отрицая, отбрасывая старое, мода вместе с тем претендует на роль образца, эталона. Иначе говоря, мода - это частичное, внешнее изменение культурных форм поведения и предпочтений человека.
Слухи. Когда люди сталкиваются с чем -то непонятным, но, по их мнению, важным, они всегда пытаются найти соответствующую информацию, в которой было бы необходимое разъяснение. Слух - это сообщение, поступающий от одного или более лиц, о ничем не подтвержденные события. Как правило, они касаются важных для определенной социальной группы или человека явлений, затрагивают актуальные для них потребности и интересы. Ожидания получить удовольствие в информации является главным мотивом восприятия и воспроизведения услышанного (слухи).