Академическая перегруженность
Близко к проблеме оценок стоит проблема академической перегруженностиАкадемическая перегруженность — состояние, вызванное избытком предметов или их повышенной сложностью.
В сегодняшнем обществе, ориентированном на цели и вечно спешащим, чем больше ты сможешь сделать за короткий промежуток времени, тем лучше. В результате люди бегут по жизни и очень мало ощущают. Они достигают многого, но не могут насладиться путем, которым идут к своим целям.
Академическая перегруженность из той же области. Если бы мне давали доллар за каждого студента, который по окончании университета говорил бы: «Жаль, что я не смог прослушать больше понравившихся мне предметов» или «Жаль, что я так мало времени посвящал учебе» или «Лучше бы у нас было меньше предметов, но я смог бы изучить необходимые мне подробнее», то на сегодняшний день я был бы богачом. Стремясь закончить университет как можно за более короткое время, слишком многие перегружают себя и расплачиваются собственным здоровьем, психикой, утратой социальных контактов и успеваемостью тоже. Они могут заболеть, их эмоции грозят вырваться наружу, у них нет времени на друзей, и, посещая множество лекций, они усваивают мало знаний. В данном случае чем больше, тем меньше.
Дружба
Расставание со старыми друзьями и знакомство с новыми зачастую бывает источником стресса в студенческой жизни. Понравлюсь ли я людям? Найду ли я кого-нибудь со сходными интересами? Как насчет отношений с девушками или молодыми людьми? Назначат ли мне свидание? Все эти вопросы очень беспокоят студентов. Со старыми друзьями все и так ясно — давно понятно, сколько и что кому можно рассказать. Так как в процессе дружбы люди должны делиться своими переживаниями, то для новых друзей нужен проверочный период, чтобы выяснить, насколько можно раскрыться с этим человеком.
Заполните приведенный ниже опросник, касающийся дружбы и знакомств.
Дружба и знакомства
Представьте себе одного из ваших знакомых и одного из близких друзей. Вначале обведите номера гех пунктов, которые вы обсуждаете в частной беседе с другом. Затем обведите в кружочек те темы, которые вы обсуждаете со знакомым.
1. Ходил ли я когда-нибудь не в свою церковь (2,85).
2. Сколько детей у меня будет, когда я выйду замуж (женюсь) (5,91).
3. Как часто я хотел(а) бы заниматься сексом (10,02).
4. Хотела(а) бы я жить в квартире или в отдельном доме, когда женюсь(вый-ду замуж) (3,09).
5. Какими противозачаточными средствами я буду пользоваться в браке (9,31).
6. Что я делаю, чтобы привлечь понравившегося мне представителя противоположного пола (8,45).
7. Как часто я назначаю свидания (5,28).
8. Когда я вру своей девушке или своему молодому человеку (8,56).
9. Мои чувства при разговоре о сексе с друзьями (7,00). 10. Как бы я себя чувствовал(а) (или действительно чувствовал(а)), если бы
увидел(а), что отец бьет мать (9,50). И. Степень независимости от семейных правил при жизни в семье (5,39).
12. Как часто моя семья собирается вместе (2,89).
13. Кто из родственников (теть, дядь и так далее) мне нравится больше всего ипочему (5,83).
14. Что я думаю о старости (6,36).
15. Части тела, которых я стыжусь больше всего (8,88).
16. Что я чувствую, когда одалживаю деньги (4,75).
17. Реальная необходимость в деньгах (ужасные долги, необходимые или желательные большие покупки) (6,88).
18. Сколько я трачу на одежду (7,17).
19. Законы, которые хотелось бы видеть в действии (3,08).
20. Плакал(а) ли я когда-нибудь, будучи взрослым(ой), если мне было грустно (8,94).
21. Сильно ли меня злит, когда другие меня торопят (5,33).
22. Какие животные заставляют меня нервничать (3,44).
23. Легко ли задеть мои чувства (9,37).
24. Чего я больше всего боюсь (7,29).
25. Что я в действительности думаю о людях, с которыми или на которых работаю (7,29).
26. Делаю ли я что-то, чего не хочу показывать другим (8,85).
Степень откровенности отражается цифрами в скобочках напротив каждого утверждения. Интимность контакта можно вычислить, сложив эти цифры и разделить на количество обведенных в кружочек положений. Например, вы обвели в кружочек положения номер 1, 4, 12, 19 и 22 для знакомого. Всего их пять — это тот объем информации, которую вы готовы обнародовать, и 3,07 (2,85 + 3,09 + 2,89 + 3,08 + 3,44 = 15,35/5) — показатель интимности контакта, в данном случае не очень высокий.
Как вы можете увидеть по результатам опросника, самораскрытие является жизненным компонентом дружбы. Без значительного самораскрытия ваши отношения останутся на уровне знакомства. Хотя знакомые и помогают преодолеть одиночество, они не могут поддержать так, как друг, чье участие, как мы знаем, снижает стресс.
Любовь
Оставив семью и друзей дома, многие студенты начинают поиск новых любовных отношений. Однако эти отношения сами по себе могут стать источниками стресса. Новые отношения требуют новых правил и стандартов. Как часто мы будем видеться? Как часто мы будем созваниваться? Куда будем ходить? Кто будет платить? В чью компанию мы войдем?
К тому же нередко случается так, что отношения завязываются между двумя разными людьми. Для прояснения этого момента заполните опросник Джона Ли
«Цвета любви». Если сейчас у вас есть такие отношения, возможно, ваш люби-мый(ая) тоже захочет заполнить его.
Чтобы определить свой любовный тип, отвечайте на вопросы относительно вашего молодого человека, девушки, супруга, супруги и так далее:
В — всегда; О — обычно; Р — редко; Н — никогда.
1. У вас есть четкий образ желательного партнера.
2. У вас была сильная эмоциональная реакция, когда вы увидели его (ее) впервые.
3. Вы практически всегда думаете о ней (нем).
4. Вы жаждете видеть его или ее каждый день.
5. Вы обсуждаете планы на будущее, а также широкий круг того, что вас интересует и что вы ощущаете.
- Эй, крошка, теперь, когда мы поступили в колледж, как насчет любви и свиданий?
6. Тактильный, сенсорный контакт очень важен для отношений.
7. Интимные отношения начались вскоре после знакомства.
8. Для вас успех в любви значит больше, чем успех в других областях жизни.
9. Вы хотите любить для ощущения безопасности.
10. Вы пытаетесь проявлять больше чувства и понимания.
11. Бы считаете, что это первая любовь.
12. Вы страдаете от пренебрежения или грубости с ее или его стороны.
13. Вы произвольно меняете частоту ваших встреч.
14. Вы ограничиваете разговоры и проявление чувств с ним или с ней.
15. Если грядет разрыв, вы предпочитают бросить человека сами, нежели быть брошенным(ой).
16. Вы «сидите на нескольких стульях* — у вас всегда есть несколько влюбленных в вас людей.
17. Вас больше интересует удовольствие, а не эмоциональная близость.
18. Вы чувствуете потребность любить кого-то, к кому привыкли.
19. Вы уверены, что только время покажет, истинная эта любовь или нет.
20. Вы не верите, что истинная любовь приходит внезапно и резко.
Исследователи выделили четыре типа любви: эрос, людус, сторге и манию. Если вы ответили всегда или обычно на вопросы 1-8, вероятно, ваш тип любви. — эрос. Если вы ответили верно или обычно на вопросы 3-4 и 8-12, ваш тип любви похож на манию. Если вы ответили верно или обычно на 13-17 вопросы и редко или никогда — на все остальные, ваш тип любви — людус. И если вы ответили верно или обычно на вопросы 17-20, а на остальные — никогда или редко, ваш стиль любви — сторге.
Эротическая любовь (эрос) — страстная всеохватывающая любовь. Сердце бьется, чувствуется пульсация в области желудка, дыхание становится прерывистым, когда встречаются два эротических любовника. Людус — игривая, флирто-подобная любовь. Однако она непродолжительна и обычно является просто забавой. Как правило, ведется с несколькими партнерами сразу. Сторге — спокойная, дружеская любовь. Люди, склонные к данному типу любви, любят сильно, их цель — женитьба и создание семьи. Маниакальная любовь (мания) — это комбинация эроса и людуса. Потребность в страсти у таких людей не насыщаема. Они часто испытывают иррациональное удовольствие, потом резко скатываются к депрессии и тревоге и вспышкам жестокой ревности. Маниакальные привязанности редко перерастают в длительную любовь.
Представьте себе отношения между людическим и сторгическим партнерами. Один играет и не намеревается переходить к длительным личным отношениям, а другой думает о браке и детях. Любовные отношения в студенческих городках могут стать источником сильного стресса из-за несовпадения и отсутствия взаимопонимания между разными типами.
Каков ваш стиль? Если сейчас у вас есть любимый(ая), то совпадают ли ваши стили? Учитывая, что стили могут с течением времени меняться, как вы думаете, когда может измениться ваш нынешний стиль? Хотите ли вы этой перемены или нет? Как и в случае с другими аспектами жизни, вы можете контролировать тип
взаимоотношений и отделять те, которые вам подходят, от тех, которые будут для вас источником стресса. Почему бы не вам попросить предмет вашего романтического интереса заполнить этот опросник и не посмотреть, насколько вы подходите друг другу, пока дела не зашли слишком далеко?
Секс
Одно из заданий, которое я даю студентам, посещающим мои занятия по управлению стрессом, — это ведение журнала стрессоров, с которыми они сталкиваются. Как правило, несколько девушек и женщин говорят о том давлении, которому они подвергаются как от подруг, так и от своих молодых людей при вступлении в сексуальный контакт. Здесь речь идет об общежитии и о женском сообществе. Хотя ни один мужчина никогда не говорил о таких стрессорах, я уверен, что принуждение перейти к сексуальным отношениям так же актуально для мужчин, как и для женщин. Иначе почему молодые люди вынужденно преувеличивают свой сексуальный опыт или говорят о приятном, расслабляющем вечере как о римской оргии? Я уверен, что мужчины просто менее склонны признавать, что такое давление является для них стрессом.
Описывая этот стрессор, старшее поколение говорит о студентах как о неразборчивой, безответственной группе мошенников и просто терпят их, потому что они молоды и вскоре жизнь их всему научит. Однако в возрасте девятнадцати лет многие девушки так никогда и не вступали в сексуальный контакт, хотя они и склонны преувеличивать свой сексуальный опыт перед товарищами.
Чтобы проверить, что вы знаете о сексуальности и сексуальном поведении своих товарищей, а также сколько неверных убеждений у вас есть на этот счет и как они повышают уровень стресса, ответьте на нижеследующие вопросы.
Варианты ответов: да, нет.
1. К моменту поступления в колледж практически все студенты пробовали мастурбировать.
2. Практически все студенты колледжа уже несколько раз имели сексуальные контакты.
3. Мастурбация — это привычка молодых, она проходит с возрастом.
4. Любые сексуальные действия с согласия взрослых легальны.
5. «Безопасный секс» помогает избежать беременности и заболеваний.
6. Мастурбация может привести к болезни или психологическим проблемам.
7. Сексуальные фантазии — это желание вступить в сексуальный контакт.
8. Орально-генитальный секс — это извращение, это ненормально.
Все вышеперечисленные утверждения ложны. Давайте их подробнее рассмотрим.
1. Большинство исследователей обнаружили, что приблизительно 90% мужчин и 60% женщин иногда занимаются мастурбацией. Другими словами, приблизительно 10% мужчин и 40% женщин никогда не мастурбировали. В крупном исследовании сексуальной жизни в Америке Лауманни коллеги обнаружили, что и мужчины и женщины мастурбируют; 85% мужчин и 45% женщин начинают мастурбировать за год до поступления в колледж [9].
2. Сорок шесть процентов 15-19-летних подростков никогда не имели сексуальных контактов, и 11% 20-24-летних молодых людей также никогда не имели сексуальных отношений. 22% 20-24-летних молодых людей имели только одного сексуального партнера, 13% — только двух. Если все это сложить, то получится, что практически половина (46%) 20-24-летних людей в жизни имели двоих и менее сексуальных партнеров [10]. Таким образом, не все занимаются «этим», а если и занимаются, то не обязательно со всеми студентами в городке.
3. Мастурбация является частью жизни человека. Независимо от причин — отсутствие сексуального партнера, беременность, болезнь партнера или просто получение удовольствия, мастурбацией занимаются взрослые всех возрастов.
4. Существуют содомистские законы в некоторых штатах, касающиеся определенных видов сексуального поведения, применимые даже к тем, кто практикует подобные виды секса без свидетелей. Орально-генитальный секс, анальный секс и гомосексуальные контакты обычно являются запрещенными видами. Однако соитие двух людей, не состоящих в браке, в некоторых штатах также противозаконно.
5. Мы обсудим коротко болезни, передающиеся половым путем, и в частности СПИД. На данный момент вам необходимо знать, что безопасного секса не существует. Когда бы ни происходило соитие, всегда существует риск беременности (не существует стопроцентных способов контроля рождаемости) и передачи того или иного заболевания. Однако существуют способы «обезопасить* секс, то есть снизить риск заболевания или беременности, например используя презерватив.
6. Эксперты утверждают, что единственной опасностью, которую несет с собой мастурбация, являются психологические явления — вина, стыд или смущение, испытываемое по этому вопросу. Если бы люди знали, насколько распространена мастурбация, что она не мешает нормальным отношениям и не сказывается на сексуальной активности, а также то, что она встречается на протяжении всей жизни (снижается только частота), тогда, может, она не вызывала бы вину и другие негативные чувства и не приносила бы вреда вообще.
7. То, что вы фантазируете о чем-либо, не обязательно значит, что вы стремитесь реализовать эту фантазию. Например, если вы злитесь на профессора, вы можете помечтать о том, как проткнуть шины на его или ее машине. Однако большинство из нас не станут этого делать, зная, что мы будем пойманы (по крайней мере, надеюсь, что мои студенты, читая это, согласятся со мной). Точно так же сексуальные фантазии могут быть или не быть тем, что мы хотим испытать в реальности. Мы не должны чувствовать вину или смущение за свои сексуальные мысли; это будет лишь вредить нам. Однако мы должны нести ответственность за свое сексуальное поведение.
8. Многие мужчины и женщины занимаются оральным сексом. Результаты национального исследования, проведенного Майклом и его коллегами, показали, что 77% мужчин и 68% женщин занимались оральным сексом с партнером, а 79% мужчин и 73% женщин получали оральные ласки'от
партнера [11]. Если для кого-либо орально-генитальный секс является извращением, то это лишь вопрос индивидуальных ценностей. Однако учитывая его распространенность, вряд ли можно считать его ненормальным.
Удивила вас эта информация? Если да, то не волнуйтесь. Вероятно, у вас хорошее окружение, если большее количество ваших сокурсников разделяют эти мифы о сексе. Учитывая эти недопонимания, вы можете определить, насколько вы «могли бы стать» более сексуально активными, но при этом на вас возросло бы и давление. Это давление исходит и снаружи, и изнутри вас. Такое напряжение могло бы привести к стрессу, что отразилось бы на вашем здоровье, оценках и межличностных отношениях. К счастью, более реалистичное восприятие секса своих однокашников поможет вам не воспринимать себя как человека, имеющего отклонения в сексуальном поведении, что поможет вам справиться с давлением, мешающим сексуальной активности, независимо от вашего сексуального опыта. (Помните, что в любом случае вы находитесь в числе многих других студентов.)
СПИД
Существует проблема, распространенная как внутри, так и вне студенческих городков, и касается она заболеваний, передающихся при сексуальных контактах, и в частности синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИДа). В этом разделе описаны причины, лечение и способы предотвращения заболевания СПИДом, с надеждой, что эти знания помогут снизить уровень стресса, имеющего отношение к сексуальной жизни, а также предотвратить заражение СПИДом.
Синдром приобретенного иммунодефицита провоцируется вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). СПИД вызывает снижение эффективности деятельности иммунной системы, и поэтому любая случайная инфекция может привести к смерти. По данным Центра контроля заболеваний {Centers for Disease Control), в 1996 году более 375 000 американцев умерли от СПИДа. В 1998 году было зафиксировано еще 46 247 случаев заболевания СПИДом [12].
От СПИДа пока не существует лекарства, хотя некоторые средства способны замедлить действие вируса и продлить жизнь человека с этим заболеванием. Наиболее эффективным лекарством является ацитотимидин (АЦТ), используемый в комбинации с другими препаратами типа протеазных ингибиторов (это называется комбинированным лечением или «лекарственным коктейлем»).
ВИЧ передается через жидкости тела, такие как кровь и сперма. Группами повышенного риска являются гомосексуалисты, наркоманы, употребляющие наркотические вещества внутривенно, и дети, рожденные женщинами, в чьей крови есть этот вирус. Однако службы охраны здоровья скорее обратят внимание на поведение высокой степени риска, чем на группу риска, так как принадлежность к группе нематериальна — к заболеванию СПИДом приводит именно то, что вы делаете, а не группа, к которой вы принадлежите. Если у вас одна игла на всех (как бывает у инфицированных наркоманов), если вы занимаетесь оральным или ге-НИтальным сексом без презервативов или анальным сексом даже с использованием презерватива или если у вас много сексуальных партнеров, вы более подвержены заболеванию СПИДом, чем если бы вы не делали всего этого и не имели бы такого большого количества партнеров. Следует знать, что СПИД не распростра-
дается случайным образом, то есть он не передается через прикосновение к больному СПИДом, использование тех же столовых приборов, плавание в одном бассейне, обучение в одном классе, укусы комаров или поцелуи [13]. Вы также не можете заразиться СПИДом, сдавая кровь; с 1985 года снабжение крови налажено так, что передача СПИДа таким путем крайне маловероятна. Считается, что СПИД — это болезнь, передающаяся половым путем, тем не менее он может передаваться и другими способами (например, если у врача был случайный контакт с кровью, в которой есть ВИЧ).
Чтобы снизить дистресс, связанный со СПИДом, делайте все для снижения риска заболевания. Лучшим в данном случае способом будет воздержание от секса: орального, коитуса и анального. Если вам не подходит этот вариант, следующим вариантом могут быть моногамные отношения с тем, кто не болен СПИДом. Проблема заключается в том, как же определить, болен человек или нет. Тест на СПИД па самом деле выявляет наличие антител, которые появляются у вас при контакте с ВИЧ. Поскольку тест может не уловить наличие антител в течение шести или восьми месяцев после их появления, то даже при наличии отрицательного результата на определенный день есть вероятность, что у человека может быть вирус. То, что говорят эксперты, правда: если вы с кем-то спите, то вы спите с предыдущим сексуальным партнером и с предыдущим партнером партнера вашего партнера. В любом случае, занимаясь сексом, используйте презерватив из латекса, а не из кожи животных (например, кожи ягненка), поскольку в таких презервативах может быть слишком много пор.
К несчастью, многие студенты не пользуются презервативами или же пользуются ими изредка, даже если вступают в контакты, чреватые для них заражением ВИЧ. Изучая сексуальную жизнь американских мальчиков-подростков в возрасте 15-19 лет [14], было обнаружено, что две трети из них во время последнего полового контакта использовали презервативы. Хотя по сравнению с предыдущими годами это и прогресс, одна треть по-прежнему не пользуется презервативами. В другом исследовании сексуально активных женщин выяснилось, что презервативы используются по минимуму: как метод контроля рождаемости: презервативы использовали 24% 18-19-летних, 15% 20-24-летних и 14% 25-29-летних [15]. Кончено же, многие женщины, не пользующиеся презервативами, пользовались другими методами контрацепции. Однако они не могли защититься лучше от ВИЧ и других болезней, передающихся половым путем, чем с помощью презерватива. К тому же существует тревожащее количество молодых женщин, которые не пользуются ни одним методом контрацепции. Пиччино и Мошер обнаружили, что 7% 15-19-летних, 6% 20-24-летних и 5% 25-29-летних не пользуются методами контрацепции, хотя в последние три месяца вели активную сексуальную жизнь [16].
Приблизительно 16% случаев заражения СПИДом происходит в возрасте от 20 до 29 лет [17], и эксперты убеждены в том, что у людей в возрасте около 20 лет заражение произошло в подростковом возрасте или в период студенчества. Изучение инфекции ВИЧ в студенческих городках показало, что 5 человек на 1000 студентов заражены СПИДом [1,8]. В населении в целом СПИД на данный момент является девятой по распространенности причиной смерти американских женщин и мужчин в возрасте от 15 до 24 лет и пятой по распространенности среди тех, кому от 25 до 44 лет [19].
Другие заболевания, передающиеся половым путем (ЗППП)
Следует отметить, что СПИД — это лишь одна из болезней, передающихся поло-вымпутем (ЗППП), несущих угрозу здоровью. Сифилис, гонорея, хламидиоз, ге-нитальныеинфекции, генитальный герпес и воспаления таза также требуют'нашего внимания. Многие из обсуждавшихся уже способов контрацепции против СПИДа также эффективны для защиты от других ЗППП.
Предложенная информация может помочь вам защититься от СПИДа и других заболеваний, передающихся половым путем. Это один из примеров, когда внутренний локус контроля может спасти вашу жизнь! Помните об этом, и СПИД станет для вас меньшим стрессором.
Насилие
Если угроза столкновения с заболеванием, передающимся половым путем, например, со СПИДом, недостаточный стрессор для вас, то вообразите, какие чувства бушуют, если секс отвергается, а человек вынуждает к нему партнера. Именно это нередко происходит в студенческих городках. Зачастую парень склоняет к сексу девушку на свидании: «Она говорила "нет", но я-то знал, что она этого хотела. Это ведь почти не принуждение».
Однако это НАСИЛИЕ! Если кого-либо принуждают к сексуальным действиям, по закону это расценивается как насилие. Насилие знакомыми,то есть принуждение к сексу знакомым человеком (например, на свидании), наиболее часто встречается среди студентов, особенно среди новичков любой возрастной группы. Каждая четвертая женщина является жертвой насилия; 84% их противников были партнерами или просто знакомыми. Каждый четвертый мужчина признает сексуальную агрессию в адрес женщин. Женщины, ставшие жертвами сексуального насилия, чувствовали стыд, вину, предательство и страх. Психологические последствия могут быть ужасными и довольно длительными. Способ общения с другими мужчинами после подобного у женщин также меняется. Сексуальное насилие — серьезная вещь, иего необходимо предотвращать.
Ассоциация по охране здоровья в американских колледжах (American College Health Association) рекомендует следующие способы предотвращения насилия на свиданиях.
Думайте. Подумайте о том, как вы реагируете на социальное давление, и спросите себя:
• Какую роль играет секс в моей жизни?
• Какую роль я хотела бы, чтобы он играл?
• Как алкоголь влияет на принятие мной решений?
• Как я узнаю о чьих-то желаниях и ограничениях?
• Как я выражаю себя?
Бросьте вызов мифам и стереотипам. Побеседуйте с теми друзьями, которые подвергаются насилию и не понимают этого, кто принимает на себя сексуальные и половые роли, включающие в себя принуждение к сексу или спаиванию во избежание отказа. Поговорите с ними и дайте друг другу возможность быть ассер-тивными, уважаемыми, честными и заботливыми.
Общайтесь эффективно. Сказать «да» или «нет» может быть трудно, но это важно. Неуверенное или извиняющееся поведение несет смешанный посыл. Другой не узнает, что вы чувствуете, если вы об этом не скажете.
Доверьтесь своим инстинктам. Даже если вы не можете объяснить чего-либо, помните, что у вас есть право доверять собственным ощущениям и поступать так, чтобы их уважали. Скажите своему партнеру, что вы не хотите — если действительно не хотите — вступать в интимные отношения, и настаивайте на своем решении. Слушайте внимательно, что говорит другой, Вы получаете смешанные послания? Вы понимаете его или ее? Если нет, проясните ситуацию — задайте вопрос.
Спрашивайте, а не предполагайте. Поговорите со своим партнером о том, что вам нравится делать вместе.
Помните: эффективное и ассертивное общение не всегда работает. Иногда люди просто не слушают и не слышат вас. Однако НИКТО НЕ ЗАСЛУЖИВАЕТ НАСИЛИЯ! [20].
Кроме того, избегайте чрезмерного употребления алкоголя и других наркотических средств, которые могут повлиять на вашу способность принимать решения. Ассоциация здоровья американских колледжей напоминает, что для нормального сексуального контакта необходим трезвый разговор без внушений или угроз. Во
многих штатах есть законы, признающие, что человек в состоянии алкогольного опьянения неспособен к сексуальному взаимодействию.
В некоторых колледжах есть пособия, помогающие снизить риск насилия на свиданиях. Наиболее спорным из них является пособие Антиохского колледжа. В Антиохе от студентов требуется словесное разрешение на сексуальное взаимодействие. Они должны спрашивать позволения поцеловать партнера, прикоснуться к нему или к ней, спросить, могут ли они спать вместе и так далее. Разрешение должно быть явным. Без словесного разрешения студент(ка) подвергается угрозе насилия на свидании. Целью здесь является предотвращение недопониманий, то есть того, чтобы студент не понял «нет» как «да». Некоторые оппоненты отзываются об этом как о глупости в лучшем случае, а в худшем — как о нарушении права на личную жизнь. Что вы думаете о правилах в Антиохе? Хотели бы ввести такие же в своем учебном заведении?
Стеснительность
Поскольку поступление в колледж — это новые переживания, новые люди, то неудивительно, что многие чувствуют и ведут себя неуверенно. Стеснительность
Чтобы справиться со стрессорами, можно
получить помощь. Посоветуйтесь со своим
преподавателем или обратитесь в местный
центр здоровья
может быть огромным стрессором для отдельных студентов, но с ним можно эффективно бороться.
• Быть стеснительным — значит бояться людей, особенно тех, которые представляют собой эмоциональную угрозу, а именно: чужих, потому что это новые и неизвестные люди; авторитетов, так как они обладают властью; представителей противоположного пола, которые являются потенциальными претендентами на близкие отношения.
• Стеснительность может быть препятствием, причем таким же тяжелым, как любое физическое, и может приводить к серьезным последствиям.
• Из-за стеснительности трудно знакомиться с новыми людьми, заводить дружбу или просто наслаждаться жизнью.
• Она мешает вам отстаивать свои права, выражать собственное мнение и делиться своими мыслями.
• Стеснительность мешает другим оценить ваш потенциал.
• Она провоцирует чрезмерную активацию самоосознания и озабоченность
собственными реакциями.
• Стеснительность затрудняет процесс объективного мышления и эффективного общения.
• Такие негативные чувства, как депрессия, тревожность и одиночество —
типичные спутники стеснительности [21].
Студенты колледжа могут испытывать стресс по причине своей стеснительности перед профессорами, лидерами клубов или теми, с кем они хотели бы встречаться. Стеснительность неудобна и, как уже говорилось выше, имеет различные негативные последствия.
Ревность
Студентам приходится заводить новых друзей как своего, так и противоположного пола. Этот процесс представляет собой угрозу для это («Что, если они не захотят дружить со мной?»), требует риска, занимает время и отнимает много сил. После того как вы со всем этим справляетесь, трудности отходят на задний план. Мы знаем, с кем мы идем куда-либо, на кого можно положиться и кто нас будет любить. Понятно, что мы должны ценить дружбу и защищать ее от различных угроз. Даже если угроза воображаемая, а не реальная, может возникнуть ревность.
Ревность— эго страх потерять что-либо, будь то любимый человек, друг, статус или власть. В нее входят два компонента: 1) чувство ущемленной гордости и 2) ощущение, что на наши права покушаются [22]. Мы реагируем на ревность защитами эго, например споря с друзьями или даже конфликтуя с ними, или попытками улучшить отношения. Конечно же, второй вариант предпочтительнее,
Ревность — стрессор, воздействию которого подвергаются многие студенты. Она имеет стрессовый характер и тогда, когда ревнуем мы, и тогда, когда ревнуют нас.
Разрыв отношений
Порой ревность становится настолько сильной, что отношения рвутся. Иногда отношения рушатся из-за того, что партнеры слишком разные (ему нравится спорт, ей — театр), или потому, что от отношений они ожидают разного (он скло-
нен к флирту, она — к серьезным отношениям). Так как младшие студенты находятся на той стадии жизни, когда проводятся эксперименты с выбором разных типов отношений, неудивительно, что многие отношения не перерастают в постоянные. У юных студентов нередко случаются разрывы отношений в процессе обучения, и они могут быть очень тяжелыми.
Тяжелее всего переживают разрывы те. кто много вкладывал в них, а партнер разрушил отношения (то есть те, кого бросают), те, чьи партнеры заинтересованы в других отношениях и имеют возможность завести их, и те, кто больше всего боится быть оставленными [23]. Поскольку большинство разрывов происходят без взаимного согласия [24], а мы уже поняли, что контроль над стрессовой ситуацией снижает стресс, то понятно, почему разрыв отношений в основном сказывается на том, кого покинули.
I
Разрывы бывают тяжелыми, особенно
для тех, кто не хочет заканчивать
отношения