Больной должен быть изолирован сроком на 7 дней, в домашних условиях – в отдельной комнате.
8. Предметы обихода, посуду, а также полы протирать дезинфицирующими средствами, обслуживание больного проводить в марлевой повязке в 4-6 слоев.
Консультация для родителей и воспитателей
«О ДОБРЫХ ДОШКОЛЬНИКАХ ИЛИ КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ДОБРЫМ»
Бывают дети, которым доброта дается, казалось бы, от рождения. Уже в 3-4 года они отличаются от своих сверстников тем, что умеют заботиться о других, считаться с их интересами. Эти дети могут не выделяться среди своих сверстников умом или сообразительностью, особыми способностями, и все же они обладают прекрасным талантом понимать другого. Этот талант заметен не сразу, и далеко не всегда взрослым удается увидеть его. Но все же бывают ситуации, в которых детская чуткость и доброта становятся очевидными. Вот одна из них, описанная Н. Б. Кедровой. Детям показывают картинку с изображением Деда Мороза, который держит два мешка с подарками: в первом только один подарок, а во втором много разных. Каждого ребенка спрашивают: какой мешок он попросит у Деда Мороза и что он будет делать с подарками? В этой ситуации дошкольники ведут себя по-разному. Одни не раздумывая, выбирают большой мешок, где много подарков, и конечно же оставляют его себе ведь им самим хочется иметь много игрушек, конфет, мандаринов. Никаких проблем о том, как и с кем поделиться, у этих детей не возникает. Другие дети понимают, что жадным быть плохо, что надо поделиться со сверстниками, но и себя обижать не хочется. Поэтому они выбирают мешок с одним подарком (только для себя), а тот, где много подарков, пусть берут остальные. Неважно, что кому достанется, главное, чтобы похвалили (так как я поделился) и в то же время взять свой (наверное, самый ценный) подарок.
И лишь очень немногие (но такие есть почти в каждой группе) совершенно искренне хотят сделать подарки другим детям. И не потому, что так правильно и за это похвалят, а потому, что другие дети будут рады подаркам. Маше нужно подарить куклу, а Васе машинку, а Сереже кубики. Каждый получит именно то, что любит. А то, что останется, можно взять себе.
Или еще одна ситуация. Один ребенок наблюдает за действиями другого, который, например, собирает картинки из кубиков, или осваивает ручную головоломку, или решает какую-либо другую задачу, где успехи и промахи совершенно очевидны. Как реагируют дети на удачи и неудачи сверстников? Опять же по-разному.
Одни вообще никак не реагируют. Им глубоко безразлично, что и как делают их сверстники. В самом деле, какое значение имеют действия другого? Правда, если у него в руках интересная игрушка и если понятно, что с ней надо делать, то эту игрушку нужно просто взять себе и поиграть самому. Такие дети обычно не замечают, что делают другие, и даже тех, кто играет с ними рядом. Спросишь ребенка, с кем он только что играл в кубики, а он не помнит. И не потому, что память плохая: просто не заметил, потому что это для него не важно. Ведь и мы не обращаем внимания на то, что нас не волнует и вообще не имеет к нам никакого отношения.
Другие дети, напротив, очень чутко реагируют на удачи и промахи партнера. Они внимательно наблюдают за его действиями и ясно, что это для них далеко не безразлично. Но их реакция имеет парадоксальный, на первый взгляд, характер: они искренне радуются, когда сверстник ошибается или испытывает трудности, и, наоборот, столь же искренне огорчаются, когда он успешно решает задачу. Эта реакция лишь кажется парадоксальной. На самом деле она совершенно понятна и встречается, увы, не так уж редко как у детей, так и у взрослых. Такое отношение к другим вытекает из простого человеческого желания самоутвердиться, ощутить и показать другим свое превосходство, свои достоинства. А как можно все это ощутить и показать? Только в сравнении с другими. Поэтому действия других, их удачи и неудачи чрезвычайно важны. Но важны «наоборот». Если партнер не может справиться с задачей, если у него не получается то, что у меня наверняка получится, значит, я лучше его и могу чувствовать себя спокойно и уверенно. Отсюда трудно скрываемые радость и облегчение. А вот если партнер успешно справляется с заданием, значит, он ничем не хуже, а может быть, и лучше меня. Перенести это трудно. Поэтому на лице ребенка (ведь дошкольники еще не умеют скрывать своих переживаний) написаны огорчение и разочарование.
Конечно, ребенок не рассуждает так про себя, а тем более вслух. Но его отношение к другому как к объекту сравнения с собой («чем хуже он, тем лучше я») бессознательно проявляется в его переживаниях и оценках действий другого. Такой ребенок прекрасно замечает все ошибки и промахи сверстников и обычно дает их действиям отрицательную оценку: «все неправильно», «не умеет», «делает не так». Оценивая себя, он, напротив, обращает внимание только на достижения: «Я все делал правильно»; «У меня все хорошо получилось», хотя эти оценки далеко не всегда отражают действительность.
И все же есть дети, которые уже в дошкольном возрасте умеют сопереживать неудачам и радоваться успехам других. Они с интересом наблюдают за действиями сверстников, и если у партнера все получается удачно, для такого ребенка это не меньшая радость, чем если бы удача была у него самого.
3а рассмотренными типами поведения стоят три совершенно разных позиции ребенка по отношению к другим людям и к себе самому. И хотя речь идет о дошкольниках, эти позиции можно считать вполне сложившимися.
Первую из них можно назвать эгоистической. Она заключается в том, что ребенку совершенно безразличны другие дети. Его интересы сосредоточены в основном на предметах на игрушках, картинках, сладостях. Такому ребенку нетрудно толкнуть сверстника, допустить грубость и агрессивность. Рыдания и протесты обиженного ничего не значат. Поэтому ребенок с эгоистической позицией обычно ничего не знает о других детях в группе детского сада он даже имена их не всегда помнит. Зато игрушки, которые они приносят, он замечает всегда.
Нет надобности говорить, что это очень опасная позиция, и прежде всего для других ведь такой ребенок может быть озлобленным, агрессивным, жестоким, особенно по отношению к тем, кто ему мешает. Но эгоистическая позиция вредит и самому ее обладателю. Это только кажется, что, думая лишь о себе и отнимая все блага у других, человек может быть счастливым. Ведь без признания, уважения и расположения других человек, даже самый эгоистичный, не может быть счастлив. А тот, кто не замечает. вокруг себя никого, никогда не завоюет это уважение и расположение. Эгоистичных детей сверстники не любят. Они не хотят с ними играть, а тем более дружить это неинтересно и опасно. Такие дети оказываются в стороне от общих дел и в одиночестве. Рано или поздно они начинают это понимать, переживать, обвинять других, но от этого становятся еще агрессивнее и враждебнее и, конечно же, вызывают еще большую неприязнь. Отчужденность от сверстников и эгоистичность ребенка нарастают как снежный ком. Наверное, в дошкольном возрасте его еще можно остановить. Но об этом поговорим позже.
А сейчас о другой позиции, которую можно назвать конкурентной. Ребенок с такой позицией прекрасно понимает, что самое главное в жизни это чтобы тебя ценили, уважали и хотели с тобой дружить. А для этого нужно быть хорошим все делать правильно, со всеми делиться, никого не обижать. И ребенок нередко действительно добивается признания и становится популярным в своей группе. Малыша любят и хвалят воспитатели. Но когда другие в чем-то превосходят его в успехах на занятиях, в популярности у сверстников или в признании взрослого, ему становится очень обидно, что он не первый. Поэтому ребенок напряженно следит за успехами сверстников и радуется любым их неудачам. Ведь другидети интересуют его лишь как средство для самоутверждения.
В сверстнике ребенок видит, прежде всего, конкурента, которого нужно хоть в чем-то превзойти. Получается, что в другом такой ребенок видит главным образом себя и постоянно оценивает его с точки зрения своих собственных достижений. А ведь это так скучно! Такая позиция тоже не может дать настоящей радости общения, потому что она держит ребенка (а потом и взрослого) в постоянном напряжении как бы кто его не опередил. И любые успехи других (а они неизбежны, к счастью, в любой деятельности и в любом коллективе) вызывают огорчение, обиду, зависть. А эти чувства никак нельзя назвать приятными. Да и радость по поводу неудач другого тоже не относится к числу благородных человеческих эмоций. Так что жить с такими переживаниями и с таким отношением к людям нелегко.
Конечно, стремление продемонстрировать свои достоинства, как и желание, обладать привлекательными игрушками, вполне естественно для дошкольников, особенно младших. Так или иначе, все дети в 3-5 лёт хвалятся друг перед другом и демонстрируют себя. Это одна из возрастных черт детского общения. Но когда эта черта остается главной до конца дошкольного возраста, когда 6-7-летний ребенок только и думает о том, как быть лучше всех, а в других детях видит только соперников и конкурентов это уже тревожный симптом. Есть большая вероятность того, что такое конкурентное отношение к другим останется и будет укрепляться. А оно в дальнейшем сильно осложнит жизнь уже взрослого человека, сделает ее конфликтной и напряженной.
Таких проблем никогда не будет у ребенка с гуманным отношением к сверстникам, потому что он относится к другому как к самоценной личности. Такой ребенок очень чувствителен к внутреннему состоянию другого к его желаниям, интересам, настроениям. Он хорошо знает окружающих его близких людей не только с внешней и поведенческой стороны (какого цвета волосы, во что одет, как ведет себя в группе и т. д.), но и со стороны внутреннего мира.
Поэтому он почти всегда положительно относится к остальным, считает всех хорошими, добрыми, умными. Ребенок по собственной инициативе охотно помогает другим, делится тем, что имеет сам. И делает это не потому, что так принято и за это похвалят, а потому, что сам получает от этого радость и удовлетворение.
Он умеет сопереживать другим, чувствовать то же, что
Этот редкий дар делает ребенка любимым и популярным среди сверстников. Ведь именно такого друга хочется иметь. Получается, что дети с гуманистическим отношением к другим оказываются самыми счастливыми, вовсе не добиваясь этого. Во-первых, они получают очень много радости от общения с окружающими, а во-вторых, им достается самое ценное, что только может быть у человека, привязанность, признание и симпатии других людей.
Наиболее выраженные, крайние формы поведения эгоистичного, конкурентного и гуманного ребенка, чтобы лучше оттенить их особенности и показать преимущества последнего. Естественно, в реальной жизни отношение к другим редко бывает таким «чистым» и последовательным. Чаще всего разные позиции перемешиваются и зависят от партнеров, характера общей деятельности и многих других условий: с одним сверстником ребенок бывает очень гуманным, с другим вступает в конкурентные отношения; в одних обстоятельствах он ведет себя эгоистично, в других проявляет доброту и оказывается способным на сочувствие. Это объясняется тем, что у большинства дошкольников отношение к другим только складывается, и каким оно будет, во многом зависит от опыта общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Те добрые дети, о которых мы говорили выше, стали добрыми и гуманными не потому, что родились такими, а потому, что их еще небольшой жизненный опыт (общение с родными, игры, сказки) позволил им открыть переживания других людей, сделать их ценными и значимыми. У остальных детей (а таких большинство) этого не случилось. Но дошкольный возраст это еще начало развития отношений с людьми. Пока еще возможно открыть ребенку другого человека не как соперника и конкурента; а как интересную личность. И сделать это могут только взрослые.
Известно, что все дети любят получать подарки. Они с нетерпением ждут своего дня рождения или новогоднего праздника, потому что в эти дни им дарят подарки. И вообще детям (да и многим взрослым) больше нравится что-то приобретать, чем отдавать. Самое трудное для маленького ребенка отдать то, что нравится ему самому. Многочисленные детские конфликты происходят как раз из-за того, что каждый хочет взять себе привлекательную игрушку и никто не хочет отдать ее другому. Эта игрушка затмевает все, и конечно же обиды и желания другого вовсе не видны за ней. Задача взрослого в такой конфликтной ситуации открыть ребенку эти переживания. Вот как это можно сделать.
Саша и Ваня дерутся из-за машинки, и каждый бурно доказывает свое право владеть ею. Наконец Саша отнимает машинку и, не обращая внимания на плач сверстника, начинает возить ее по комнате.
-Какая отличная машина, говорит воспитатель, тебе она очень нравится, правда? Ты так ловко водишь ее по комнате, будто ты настоящий шофер! Тебе нравится водить машину? (Мальчик охотно соглашается, а воспитатель продолжает нахваливать машину.)
А ты знаешь, что Ване тоже очень нравится эта машина и ему очень хочется играть с ней, спрашивает он. Ему даже больше хочется, чем тебе, потому что ты уже поиграл с машиной, а он еще нет. А знаешь, как он обрадуется, если ты дашь ему машину! Ему будет так хорошо! Он просто засияет от радости. А сейчас ему очень обидно. Ему кажется, что ты никогда не дашь ему машину. Представь себе, что у тебя кто-нибудь отнял эту замечательную машину. Ведь ты бы очень расстроился? Вот и он тоже. Давай попробуем исправить его настроение и сделаем его счастливым. Посмотрим, как он удивится и обрадуется. Договоримся так: ты еще три раза покатаешь машину по комнате, а потом даешь ее Ване.
Саша внимательно слушает "взрослого, переводя взгляд с машины на Ваню, и охотно соглашается с его предложением. Он возит машинку туда-сюда (всего один раз!), потом подходит к Ване и отдает ему игрушку. Ваня счастливо улыбается и говорит «спасибо». Удовлетворение выражается и на лице Саши.
Основной результат такого вмешательства взрослого даже не в том, что ликвидирован детский конфликт и мальчики больше не дерутся из-за машины. Главное в том, что они обратили внимание на переживания свои и чужие, что для Саши приоткрылся новый, пока еще неведомый ему мир чувства другого человека, и он испытал настоящее удовольствие от того, что сделал ему хорошо. Конечно, это совсем не значит, что Саша теперь всегда будет делиться игрушками и никогда не будет обижать других. Но все же первый опыт того, как приятно отдавать, он получил. Дальше все зависит от взрослых: поддержат ли они этот опыт, научат ли ребенка делать другим добро.
Но как же этому можно научить? Рассказывать, как важно быть добрым и отзывчивым и как плохо жадничать и обижать других? Или наказывать за дурные поступки и хвалить за хорошие? Или приводить в пример других детей? Скорее всего, все это окажется бесполезным. Такое обучение может привести лишь к формальному, чисто словесному усвоению моральных норм: «надо быть добрым», «жадничать и драться нельзя» и т. д. Но от такого словесного знания слишком далеко до действительно гуманного отношения к другим людям. Слишком часто наши дети (да и не только дети), зная, «что такое хорошо и что такое плохо» и требуя от других гуманных поступков по отношению к себе, оказываются не способными на них сами. Эти моральные нормы существуют как бы отдельно от реальных дел. А постоянные положительные примеры и наказания только укрепляют конкурентное отношение к другим детям ребенку начинает казаться, что все остальные лучше его, что его никто не любит. А с этим чувством своей неполноценности трудно любить других и совершать добрые дела. Ведь чтобы воспринимать другого человека как безусловную ценность, как уникальную личность необходимо, прежде всего воспринимать так самого себя, чтобы не было необходимости всякий раз доказывать другим, что ты хороший.
Обучение добру происходит, прежде всего, не на словах, а в реальной жизни ребенка, в его повседневном опыте. И здесь недостаточно постоянно подавать ребенку положительный пример, т. е. относиться к другим так, как вы бы хотели, чтобы относились к вам, хотя это безусловно необходимо. Чтобы этот положительный пример не прошел мимо сознания ребенка, важно, чтобы он сам участвовал в добрых делах, видел их результат и получало от этого радость. А для этого нужно организовывать жизнь ребенка так, чтобы он не только совершал хорошие поступки, но и получал от этого удовлетворение. Это можно сделать опять же в игре. Есть такая игра (ее разработала 3. М. Богуславская), которая учит детей делать другому приятное, отдавать то, что нравится самому. Она называется «Подарки друг другу». Игровая ситуация строится таким образом, что ребенок сам выбирает, кому он хочет сделать подарок и что именно он подарит. Такой выбор является своего рода нравственным поступком для дошкольников.
В качестве подарков можно использовать любые привлекательные для дошкольников предметы косынки, ленты, значки, флажки, и, конечно, игрушки. Важно только, чтобы число подарков соответствовало числу играющих. А играть в такую игру могут сразу от 5 до 20 детей. Подарки нужно положить в нарядную коробку.
Игра проводится следующим образом. Взрослый предлагает детям выбирать по очереди подарок и дарить его тому, кому он хочет. Вместе с ним дети рассматривают красивые подарки, а взрослый подчеркивает привлекательность каждого из них. Он объясняет, что каждый по очереди будет выбирать один подарок, который больше всего понравится не только ему самому, но и тому, кому он хочет его подарить.
Дети садятся на стульчики спиной к столу с подарками, и игра начинается. Вызвав одного из детей, например Петю, взрослый предлагает ему подумать, кому он хочет сделать подарок, передает ему коробку для подарка, и он отправляется к столу. Остальные с нетерпением ждут, что выберет Петя и кому он подарит свой подарок. Когда, наконец, Петя выбирает какой-нибудь предмет и подходит к детям с коробкой, происходит торжественное вручение подарка, в котором активно участвует и взрослый: он показывает всем детям подарок, подчеркивает его привлекательность, подсказывает, что надо поблагодарить, и радуется вместе с ребенком, получившим подарок. Словом, взрослый делает все возможное, чтобы дети испытали радость от преподнесенного ими сюрприза, от того, что они сделали приятное своему другу.
Потом эти двое (даривший и получивший подарок) садятся на места, а за подарком отправляется следующий ребенок, которому передается коробка. Так по очереди дети делают подарки друг другу. В этой игре есть только одно важное правило, ограничивающее выбор ребенка: подарок можно делать только тому, кому еще никто ничего не подарил. Это правило побуждает детей внимательно относиться к сверстникам, замечать их переживания и ожидания, сочувствовать тем, у кого еще нет подарка. Выбирая привлекательный предмет, ребенок должен обязательно подумать о том, кому он будет его дарить, а значит представить, что этот человек любит и что ему может понравиться.