МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Курсовая работа состоит из следующих подразделов: титульный лист, оглавление, введение, 2 главы, заключение
ПО ПСИХОЛОГИИ
Курсовая работа состоит из следующих подразделов: титульный лист, оглавление, введение, 2 главы, заключение, библиографический список.
Как правило, в оформленном виде имеет следующую структуру:
Титульный лист;
Оглавление (1 страница);
Введение (1-2 страницы);
Основная часть (25-30 страниц);
Заключение (1-2 страницы);
Библиографический список или литература (20 – 30 источников).
К оформлению курсовой работы предъявляются определённые требования. Работа должна быть отпечатана шрифтом 14 размера (желателен шрифт Times New Roman), через 1,5 интервала. Поля: левое, верхнее и нижнее – по 2 см, правое – 1,5 см. Страницы курсовой работы нумеруются (первой страницей считается титульный лист, номер на нём не ставится).
Все разделы курсовой работы – оглавление, введение, главы, выводы, заключение, литература, приложения – печатают с новой страницы. В тексте даётся название каждого раздела. Точка в конце названия раздела не ставится.
Во введении сохраняются следующие разделы: актуальность, цель, предмет, задачи и методы исследования. Это один из самых сложных и важных разделов курcовой работы, фактически его «лицо».
Введение начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Автор должен показать, что обращение к выбранной им теме, соотнесенной с научной проблемой, в рамках которой она исследуется, важно для настоящего времени. Важность может быть разноплановой - для науки, для практики, лично для автора.
Актуальность для современной психологической науки может заключаться в том, что:
- в ней нет ещё (или недостаточно) исследований по подобной тематике (мало публикаций в научных психологических журналах, практически нет монографий и пр.);
- существуют противоречивые научные факты, полученные разными исследователями;
- есть исследования, но не отражены именно те стороны, которые собирается рассмотреть автор курсовой работы;
- исследования есть, но изменилось время, получены новые научные факты, новые научные теории;
- стоит задача обобщения и сопоставления фактов, полученных в разных психологических отраслях;
- стоит задача эмпирической проверки каких-либо теоретических положений и т.д.
Актуальность для современной психологической практики может заключаться в том, что определенные проблемы встают перед психологами-практиками (в образовании, консультировании, бизнесе и т.д.), однако готовых (эффективных) решений, технологий, рекомендаций наукой ещё не получено.
Автор может написать и об актуальности выбранной темы именно для него.
Следующая часть введения пишется сжато, в ней формулируются: цель, предмет, задачи и методы исследования.
Цель - научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге проведения эмпирического исследования. Конечными результатами могут быть, например, изменения в межличностных отношениях, ускорение психологического или поведенческого развития детей, подготовка программы тренинга, коррекционной программы, диагностической методики, критический анализ существующих в науке представлений и пр.
Предмет изучения - это наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Как правило, предмет исследования и тема исследования созвучны. [Пример: «Объект: исследования - межличностные взаимоотношения. Предмет исследования - социометрический статус трудных подростков в малой группе»].
Определение задач - это выбор путей и средства для достижения цели исследования.
Задачи представляют собой все последовательные этапы организаций и проведения исследования с начала и до конца. Задач может быть сформулировано от трёх до достаточно большого числа: в зависимости от логики проводимого исследования. Возможные задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические и экспериментальные работы по теме исследования (в тексте называется конкретная тематика).
2. Провести экспериментальное исследование исследуемого феномена (указывается тематика исследования).
3. Разработать программу занятий по развитию (факультативно, в зависимости от темы работы).
4. Обработать и проанализировать эмпирические результаты эксперимента.
Задачи должны быть сформулированы определённо и чётко в терминах проводимого исследования. Их формулировки могут соответствовать названиям глав и отдельных параграфов в курсовой работе.
Методы исследования. Выбор методов исследования обусловлен особенностями объекта и предмета исследования и поставленными целями в курсовой работе.
Метод – способ выполнения чего-либо, упорядоченная работа с фактами и концепциями, принцип и способ сбора, обработки или анализа данных, а также принцип воздействия на объект.
Методика - форма реализации метода, совокупность приёмов и операций (их последовательность и взаимосвязь), процедура или набор процедур для достижения определённых целей.
В курсовой работе могут быть использованы следующие методы:
- Анализ литературы по проблеме исследования;
- Эмпирические методы: все диагностические методы и методики. Использованные методики должны быть названы правильно их стандартными названиями, которые можно уточнить в специальных справочниках.
- Индивидуальные и групповые беседы;
- Анализ письменных работ учащихся.
В теоретической части (Глава 1) раскрываются все содержащиеся в названии курсовой работы понятия. Необходимо также провести теоретический анализ зарубежных и отечественных исследований по теме курсовой работы. Этот раздел заканчивается выводами.
Курсовая работа отличается от дипломной квалификационной работы тем, что предполагает лишь проведение эмпирического исследования, а не эксперимента. В практической части (Глава 2) описывается выборка исследования, краткая характеристика каждой методики, полученные результаты и их интерпретация.
В заключении подводятся итоги сделанного в исследовании уже не по содержанию, а по форме. Здесь следует написать о том, что поставленные задачи выполнены, проведен анализ работ по избранной теме, подобраны методы исследования, проведено исследование и т.п. Подводятся итоги достижения цели исследования. Здесь же уместно указать, как могут быть использованы материалы курсовой работы, а также обозначить возможности дальнейшего проведения исследования.
О грамотности, научной культуре автора курсовой работы свидетельствует оформление библиографического списка и библиографических ссылок. Ссылки на цитируемую или упоминаемую литературу должны быть сделаны правильно. При дословном цитировании и упоминании автора в конце цитаты ставятся круглые скобки, в которых указывается год издания литературного источника и через запятую номер страницы, на которой расположен цитируемый текст [Пример. Г.М. Андреева определяет социальный статус личности как «совокупность объективно присущих человеку характеристик, которая определяет восприятие его другими членами группы, самовосприятие и, следовательно, его положение в системах групповых отношений» (1997, с.32)], Если же вы пересказываете мысль автора своими словами, то в ссылке страница не указывается. [Пример. Т. Шибутани относит социальный статус к позиции человека в обществе (2001)]. Если вы используете в своем тексте чью-то авторскую позицию, хотя и излагаете ее своими словами, то оформляется ссылка с указанием авторства. [Пример. (Г.М.Андреева, 1997)].
Оформление библиографического списка подчиняется определенным правилам:
- литература располагается в алфавитном порядке;
- вначале пишется фамилия автора (если он указан), затем его инициалы, название произведения, место издания, название издательства, год издания;
- если это не авторская, а коллективная работа, то сначала пишется название работы, затем под чьей редакцией она издана или перечисляются авторы разделов по алфавиту;
- если книга написана двумя, тремя или более авторами, в описание должны входить: фамилии и инициалы авторов (в том порядке, в котором они указаны в книге); полное название книги; название города, в котором издана книга; после двоеточия - название издательства (без кавычек), которое ее выпустило; после запятой – год издания;
- при использовании статьи (главы, раздела) из книги, сборника или периодического издания необходимо указать: фамилию, инициалы автора; название статьи (главы, раздела); после двух косых линий – название издания (без кавычек), где она помещена; год издания; номер издания и страницы («С» с большой буквы), на которых помещена данная статья.
Примеры бцблиографического описания:
Для книги:
Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Просвещение, 1997. – 385 c.
Для статьи в журнале:
Ковалев Г.Л. Диалог как форма психологического воздействия // Вопросы психологии. – 1987. – №6. – С. 61-62.
Образец титульного листа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ