Очень важная вещь — горшок
Привыкаем
Как только малыш признал горшок, начинайте усаживать его на стульчак одетым, затем голой попой, не дожидаясь конечного результата.
Осознаём
Малыши часто подражают взрослым. Для него игра — это способ осознания своих будущих поступков.
Хотелось бы узнать
Наш ребенок предпочитает ходить под себя. Как приучить его к горшку?
• До двух с половиной лет довольствуйтесь тем, что он просто привыкнет к горшку как к некому предмету, вещи. Объясняйте ему, что это такое, не вызывая в малыше чувство вины. Летом, если такое возможно, позвольте ему ходить голышом, пускай даже он при этом испачкается. Потом, будучи в штанишках, ему будет легче понять, что он грязный. Так он проще осознает и свои естественные потребности, и откроет для себя назначение горшка.
Похоже, он боится собственных нечистот. Как помочь ему справиться с этим чувством?
• В сознании малыша его нечистоты могут ассоциироваться с частями его собственного тела, и ему страшно видеть, как они смываются в туалет потоком воды. Объясните ему, что это происходит со всеми людьми. Постарайтесь понять его забаву, когда он бросит в унитаз что-либо другое и попробует спустить затем воду. Он хочет убедиться в необоснованности своей тревоги.
У него запоры. Чем ему помочь?
• Не нужно рыдать по поводу редкого испражнения, скажем раз в день. Дополните его рацион овощами и увеличьте в нем количество жидкости. Если же запоры серьёзнее и беспокоят малыша (редко, кал тугой или жесткий, процедура болезненна, сопровождается кровотечением), нужна помощь педиатра. Никаких клизм или свечей, вы можете при этом усугубить недуг.
Когда мой ребенок перестанет ходить под себя по ночам?
• В общем случае соблюдение чистоты в дневное время наступает у детей к трем годам. Сначала это касается большой нужды, затем и малой. Однако, многие дети продолжают по ночам мочиться под себя. Не прекращайте укладывать его спать на ночь без подгузников до тех пор, пока он не выразит такого желания или вы сами не поймете, что он к этому готов. Не спешите при этом — помимо общего укрепления нужно, чтобы укрепился его мочеиспускательный аппарат, сфинктер достиг нужного тонуса и был способен сдерживать давление в течение всей ночи. Если случится, что после какого-то периода снова наступит ночное писанье, вернитесь к подгузникам и выждите — через некоторое время все нормализуется, и кроватка малыша останется утром сухой. Не снижайте количество жидкости, которое вы даете ребенку перед сном, и не будите его посреди ночи, чтобы сходить на горшок. Лучше подложите ему подгузник, а когда он останется утром сухим, поздравьте малыша с успехом. У него наступило хрупкое равновесие, которое можно легко нарушить малейшим конфликтом.
Речь
После долгого периода лепетания ребенок наконец-то начинает «говорить». От года до трех лет он делает в этом направлении колоссальные успехи. Он начинает с отдельных слов, затем комбинирует их, составляя в итоге первые фразы.
К году с небольшим ребенок начинает произносить настоящие слова, чаще всего к огромной радости родителей этими словами становятся «папа» и «мама». Они несут вполне понятную смысловую нагрузку, и ребенок учится их выговаривать довольно быстро. От четырех-пяти первых произнесенных слогов до «говорящего ребенка» все лишь шаг. Словарный запас малыша пополняется очень быстро, и у каждого ребенка по-своему. В этом возрасте понимание опережает способность к выражению, другими словами малыш понимает смысл большего числа слов, нежели может выговорить. У большинства детей способность к речи возникает около двух лет.
Первые слова
До полутора лет при общении ребенок чаще всего прибегает к помощи жестов, и понемногу использует некое подобие слов типа «у-у», если ему нужно обозначить понятие собаки. Значение, вкладываемое им в используемое слово, зачастую не соответствует тому его смыслу, которое в нем заложено нами. К примеру, слову «папа» малышом придается не только его прямое значение, но им он называет всех своих близких мужского рода. Упомянутое «у-у» может одновременно относиться и к собаке, и к кошке, и к лошади. Иногда же напротив он слову чрезвычайно конкретное значение, и тогда он называет куклой только одну из этих игрушек, любимую, никогда не называя так другие.
Помимо того, в возрасте от года до двух лет ребенок понимает смысл многих слов, которые пока не выговаривает. Иногда в его понимании одно слово имеет смысл целого предложения. Произнося слово «сумка» в присутствии матери, он имеет при этом в виду, что это «сумка его матери» или что «ему нужна сумка его матери». Для обозначения своего понятия у него всего лишь одно слово в запасе, но он желает общаться на более сложном и пока не достижимом для него уровне.
Хотя между детьми и существует достаточная разница в развитии, можно с уверенностью утверждать, что в возрасте от полутора до двух лет малыши, как правило, могут произносить от 50 до 75 слов, понимая при этом смысл порядка 300. От 2 до 3 лет они уже произносят 250–400 слов, а понимают от 500 до 900. (Базовый словарь взрослого состоит из 1500 слов, образованного человека из 3000, и из 5000 у эрудитов).
Первые фразы
Как правило, к двум годам ребенок начинает составлять вместе пару-тройку слов, чтобы уточнить какое-то действо: «папа сёл» вместо «папа ушел», не произнося до поры некоторых звуков. Это этап весьма важен при становлении речи, поскольку речь идет о развитии его способности выражать чего бы то ни было. Обогащается не только его словарный запас, но варианты их сочетания с целью уточнения того, чего же ему нужно. В начале фразы напоминают телеграммный стиль: «я хочу конфету». Отрицание может быть обозначено как однозначным отрицанием «нет», так и частицей «не» перед другим словом, как, например, «не я». Чтобы что-то спросить малыш пользуется и «кто», и «что», а порой прибегает к интонационным вариантам. Помалу он переходит от простого сочетания пары слов к точному их использованию по назначению. В два года малыш говорит «яя Васи», спустя немного времени уже «зая Васин», и наконец говорит «мой заяц».
Поняв к двум годам значение слова «меня», он переходит к пониманию слова «я» лишь в два с половиной года, и это опять же важный этап в его развитии. В этом же возрасте ему становится понятным различие между «тебя» и «ты». А вот понятия разницы в обозначении «она», «вы», «мы» приходит к ребенку позже. Что касается предлогов и наречий, приходится констатировать тот факт, что маленькие дети начинают с использования указывающих на чью-либо принадлежность — «моя», «твоя», затем начинают говорить с применением указывающих место расположения — «здесь», «там», а к относящимся ко времени — «до», «после», приходят в последнюю очередь.
Произношение
Хотя к двум с половиной годам ребенок и демонстрирует впечатляющие успехи в речи, он продолжает в этом возрасте произносить слова не вполне правильно. Он их коверкает, упрощая для себя произношение. При этом можно услышать вместо шипящего «ша» свистящее «са» — «сапка», или урезанные слова, а то и наоборот двойные слоги — «крокродил» вместо «крокодил», могут переставить в слове слоги. Все эти нарушения вполне нормальны, но не следует их поощрять, даже в том случае, когда они вам покажутся прелестными.
Успехи в обучении правильному произношению зависят от того, как он воспринимает услышанное, даже в том случае, когда обращаются не напрямую к нему. Если окружающие его взрослые в шутку повторяют его неуклюжие обороты речи или начинают имитировать его некорректные интонации, малыш не будет прогрессировать в нужном направлении. Так что постарайтесь говорить с ребенком правильным языком даже в том случае, если он вам кажется ещё совсем маленьким. Поправляйте всякий раз, не боясь повторить правильное произношение, которое в таком случае быстрее станет для него привычным.
Эмоции и взаимоотношения
Становление личности ребенка происходит во время многочисленных игр и забав, в которые его вовлекают. В поисках способов выражения самостоятельности он проходит через этап несогласия с родителями, находясь в нормальных отношениях с другими взрослыми и детьми.