Примерный перечень экзаменационных вопросов

МЕНЕДЖМЕНТ

Темы контрольных работ

и методические указания по их выполнению

для студентов заочной формы обучения специальностей

080301 «Коммерция (торговое дело)»

080401 «Товароведение и экспертиза товаров»

080109 "Бухгалтерский учет, анализ и аудит"

ОДОБРЕНО:

Учебно-методическим Советом

ПИ (ф) ГОУ ВПО РГТЭУ

Протокол №__________

От «___»__________2013 г.

Пермь - 2013

Методические указания составлены в соответствии с государственными образовательными стандартами второго поколения и программой ГОУ ВПО РГТЭУ.

Рассмотрено на заседании кафедры менеджмента и права

Протокол № __ от «_____» __________2013г.

Зав.кафедрой ____________

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И НАПИСАНИЯ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Данное методическое пособие предназначено для студентов заочной формы обучения, изучающих дисциплину «Менеджмент» в рамках следующих специальностей: 080301 – «Коммерция (торговое дело)», 080301 «Товароведение и экспертиза товаров» и 080109 "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". В соответствии с рабочими учебными планами студенты должны по данной дисциплине написать одну контрольную работу.

Цель контрольной работы – научить студентов самостоятельно применять полученные знания при анализе конкретных теоретических и практиче­ских проблем профессиональной деятельности, обобщать и систематизировать научную, учебную, публицистическую литературу и статистические данные; привить навыки и умения самостоятельного проведения научных исследований, грамотного и убедительного изложения материала, четкого и логичного форму­лирования выводов и практических рекомендаций.

Тематика контрольных работ разрабатывается преподавателем в соответствии с основным содержанием учебной дисциплины. Она отражает наиболее актуальные проблемы и имеет четкую практическую направленность.

Приступая к написанию контрольной работы, студент должен знать, какие требования к ней будут предъявлены. Важнейшими из них являются:

1. высокий научно-теоретический уровень: использование основных законов, категорий, оптимальное соотношение теоретического и фактического материала, связь теоретических положений с современной жизнью;

2. применение разнообразных методов научного исследования: анализа литературных источников, документов, наблюдения, беседы, опроса, тестирования и др.;

3. творческий подход к написанию работы: использование оригинальных ис­точников, материалов экспериментов, социологических, психологических исследований, нестандартное изложение содержания, самостоятельность выводов, конкретность практических рекомендаций и т.п.;

4. грамотное оформление работы: четкая структура, правильное оформление библиографических ссылок на документы, список литературы, аккуратность исполнения.

Контрольная работа выполняется студентами самостоятельно.

Контрольная работа оформляется на стандартных листах белой бумаги формата А4 (текст излагается на одной стороне листа). Листы работы должны иметь поля (размер 2-3 см. с каждой стороны) для замечаний рецензента. Работа представляется в брошюрованном виде (т.е. скрепленная с левой стороны: папкой, степлером или скоросшивателем).

Контрольная работа выполняется как в рукописном (почерк должен быть аккуратным и разборчивым), так и машинописным способом (размер 14, полу­торный междустрочный интервал). Нельзя использовать необщепринятые со­кращения.

На титульном листе должны быть указаны: наименование министерства; учреждения: кафедра; номер варианта и зачётной книжки; фамилия, имя и отчество студента; его курс.

На первой странице излагается план (содержание) работы. По тексту работы вопросы плана выделяются и озаглавливаются.

В нижней части страницы делаются сноски с указанием использованных источников литературы. Сноски могут быть со сквозной нумерацией и постра­ничной. Недопустимы нарушения авторского права. В частности, заимствова­ние отдельных фрагментов из использованных литературных источников, без ссылки на авторов. В конце работы приводится список использованной литера­туры, который составляется в следующей последовательности: законы и другие нормативные акты, монографии, учебные пособия, научные статьи и т.п. (Фа­милия и инициалы автора, название работы, место и год издания). Не допуска­ется указание в списке использованной литературы неиспользованных в тексте работы.

Все листы контрольной работы (за исключением титульного) должны быть пронумерованы. Работу необходимо подписать и указать дату выполне­ния.

Порядок выбора варианта контрольной работы.

Вариант контрольной работы соответствует порядковому номеру журнала учебной группы. .

Структура контрольной работы

Контрольная работа состоит из двух частей:

1. Теоретическое изложение темы.

2. Составить графическую схему или таблицу по заданной теме.

3. Составить тест с ответами по заданной теме контрольной работы (не менее 20 вопросов)

4. Объем контрольной работы должен определяться разумной необходимо­стью и не должен превышать 25-30 листов машинописного текста (20-24 стра­ницы ученической тетради).

Темы контрольных работ

(При подготовке к защите и во время защиты курсовых работ применяются проектор, ноутбук и интерактивная доска.)

1. Сущность, цель и задачи менеджмента торговой организации.

2. Система факторов прямого воздействия на деятельность торговых организаций.

3. Формы государственного регулирования деятельности предприятий торговли.

4.Анализ и оценка внутренней среды организации (на примере конкретного предприятия).

4. Способы управления конфликтной ситуацией и их применение на практике.

5. Оценка персонала предприятия торговли

6. Менеджмент в деятельности современных предприятий торговли.

7. Роль мотивации руководителя в эффективности принимаемых решений.

8. Внутрифирменный управленческий контроль, его функции и организационные формы.

9. Особенности менеджмента в малом бизнесе.

10. Организация маркетинговой деятельности на предприятии торговли.

11. Система маркетинговой информации, проблемы формирования

12. Разработка имиджа предприятия

13. Разработка рекламной компании.

14. Разработка стратегии фирмы.

15. Мотивация персонала в деятельности менеджера торговой организации.

16. Функции и механизм менеджмента торговой организации.

17. Принятие решений - основа деятельности менеджера.

18. Принятие решений в условиях неопределенности и риска.

19. Коммуникационная политика предприятия.

20. Психология менеджмента при стрессовых ситуациях.

21. Стратегии и конкурентное преимущество предприятия.

22. Руководство: власть и личное влияние.

23. Этика деятельности руководителя.

24. Документационное обеспечение управленческой деятельности торгового предприятия.

25. Конкурентоспособность розничной (оптовой) торговой.

26. Факторы конкурентоспособности торгового предприятия.

29.Сущность стратегии торгового предприятия и принципы ее разработки.

30.Стратегический анализ хозяйственной деятельности торгового предприятия и методы его осуществления.

31.Организация управления торгово–технологическими процессами в торговом предприятии.

32.Роль государства в формировании потребительского рынка.

33.Основные направления и механизмы государственного регулирования предпринимательской деятельности в торговле.

34.Влияние интерьера торгового предприятия на эффективность его функционирования.

35.Характеристика и условия применения основных методов продажи и торгового сервиса.

36.Управление организационной культурой торгового предприятия.

37.Бизнес-план торгового предприятия.

38.Бюджет торгового предприятия и принципы его планирования.

39.Управление торгово-закупочной деятельностью предприятия.

40.Управление рекламной деятельностью торгового предприятия.

41.Организационная структура управления торговым предприятием и пути ее совершенствования.

42. Кадровая политика на предприятиях торговли и пути ее совершенствования.

43.Факторы конкурентоспособности торгового предприятия.

Примерный перечень экзаменационных вопросов

  1. Исторические предпосылки появления менеджмента.
  2. Основные категории менеджмента.
  3. Достижения классической школы менеджмента и их актуальность в современных условиях
  4. Школа научного управления и ее роль в формировании менеджмента.
  5. школа количественных методов и ее роль в формировании менеджмента.
  6. Школа человеческих отношений. Хоторнский эксперимент.
  7. Основные современные направления в менеджменте
  8. Современный российский менеджмент и его особенности.
  9. Развитие менеджмента в России. Особенности управления в условиях общественной формы собственности.
  10. Формирование рыночного механизма управления в России
  11. Характеристика американской модели менеджмента
  12. Сущность японской модели менеджмента
  13. Западноевропейские модели менеджмента
  14. Понятие и структура организации.
  15. Виды организаций
  16. Формальные и неформальные группы в организации, их характеристика
  17. Процесс и функции управления
  18. Миссия и цели в менеджменте организации.
  19. Стратегическое управление организацией.
  20. Контроль как функция менеджмента
  21. Организация как открытая система. Характеристика внутренней и внешней среды предприятия.
  22. Организационные структуры управления (ОСУ): понятие, основные элементы, требования к ОСУ
  23. Организационно- распорядительные (административные) методы управления
  24. Экономические методы управления и их применение в современных условиях.
  25. Социально-психологические методы управления
  26. Управленческих решения: понятие и классификация
  27. Технология принятия управленческих решений
  28. Общая характеристика персонала организации
  29. Службы управления, их функции
  30. Мотивация как функция управления
  31. Власть и влияние менеджера: понятие, методы, виды, сущность.
  32. Основные теории лидерства
  33. Стили руководства
  34. Самоменеджмент руководителя: его основные составляющие
  35. Конфликты в производственных коллективах и управление ими.
  36. Процесс изменений в организации и управление им
  37. Экономическая и социальная эффективность менеджмента.
  38. Новые тенденции развития организаций
  39. Подбор и оценка кадров

ЛИТЕРАТУРА

1. Билл Гейтс. Бизнес со скоростью мысли / М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

2. Бланк И.А. Управление торговым предприятием. - М.: Ассоциация авторов и издателей. ТАНДЕМ. Изд-во ЭКМОС, 1998г. - 416 с.

3. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. - М.:ИНФРА-М, 1999. - 392 с.

4. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М.: Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, 1999. - 480 с.

5. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 1999. - 296 с.

6. Герчикова И.Н. Менеджмент; Учебник, - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. - 501 с.

7. Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент. Лидерам реорганизации и консультантам по управлению: Учеб. пособие.- М.: Дело, 1999.- 496 с.

8. Дафт Р.Л. Менеджмент. - СПб: Изд-во «Питер», 2000. - 832 с.

9. Кравченко А.И. История менеджмента -. Учеб. пособие дня студентов вузов. - М,: Изд-во «Академический Проект», 2000. - 352 с.

10. Кантер Р. Рубежи менеджмента (книга о современной культуре управления) / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1999. - 304 с.

11. Корниенко В.И. Основы менеджмента устойчивого развития: Курс лекций. - М.: «Ступени», 2002. - 256 с.

12. Литвинюк А. А. и др. Менеджмент. Т. 1. Введение в менеджмент: Учеб. пособие. - М.: МГУК, 1996. -162 с.

13. Литвинюк А. А. Организационное поведение: Учеб. пособие. М.:МГУК, 1998. - 100 с.

14. Льюис Ричард Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию / Пер. с англ. - 2-е изд. - М.: Дело,
2001.- 448 с.

15. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. - М.: Дело, 2000. - 704 с.

16. Мильнер Б.З. Теория организации. - М.: ИНФРА-М, 2001.

17. Организационная культура и лидерство / Пер, с англ. Под ред.
В.А. Спивака. - СПб.: Питер, 2002 г. - 336 с.

18. Русинов Ф.М., Никулин Л.Ф., Фаткин Л.В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 1996. - 352с.

19. Семенов А.К. , Набоков В.И.. Основы менеджмента: Учебник. – Екатеринбург: Изд-во «УМЦ УПИ», 2006 г. 302с.

20. Семенова И. И. История менеджмента: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. 1999. - 222 с.

21. Смирнова В.Г. и др. Организация и ее деловая среда: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 2. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 192 c.

22. Сотникова С.И. Управление карьерой - М.: ИЦФРА-М, 2001.

23. Теория системного менеджмента .«Учебник / Под. общ. ред. П.В. Журавлева и др. - М.: Изд-во «Экзамен», 2002. - 512 с.

24. Управление организацией: Учебник/Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 1999. -669 с.

25. Управление персоналом организации: Учебник /Под ред. А.Я. Кибанова. - 2-е изд., доп. и перераб. - М,: ИНФРА-М, 2001 - 638с.

26. Управление современной компанией: Учебник /Под ред. Б. Мильнера и Ф. Миса. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 586 с.

27. Фатхутдинов Р. А. Разработка управленческих решений: Учеб. пособие.- М.: Интел-Синтез, 1997.-208 с.

28. Филонович С. Р. Лидерство и практические навыки менеджера: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 2. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 288 с.

29. Шелдрейк Дж. Теория менеджмента от тейлоризма до японизацин / Пер. с англ. / Под ред. В.А. Спивака. - СПб.: Изд-во «Питер», 2001. - 352с.

Наши рекомендации