Этапы деятельности человека-оператора 2 страница

Таким образом, в процессе развития инженерной психологии осуществляется переход от относительно простых и частных вопросов к более сложным и об­щим, от изучения отдельных элементов деятельности к деятельности в целом с учетом влияния ее резуль­татов на показатели функционирования всей систе­мы «человек — машина», от рассмотрения человека-оператора как простого звена СЧМ к рассмотрению его как сложной высокоорганизованной системы. Первостепенное значение при этом имеет реализация системного подхода к анализу СЧМ. Все это вытекает как из логики развития инженерной психологии в качестве науки, так и из возрастающих требований практики.

1.3. Задачи инженерной психологии

Как следует из рассмотренного в предыдущих раз­делах материала, инженерная психология возникла на стыке технических и психологических наук. Поэтому характерными для нее являются черты обеих наук.

Как психологическая наука инженерная психоло­гия изучает психические и психофизиологические про­цессы и свойства человека, выясняя, какие требования к отдельным техническим устройствам и построению СЧМ в целом вытекают из особенностей человеческой деятельности, т. е. решает задачу приспособления тех­ники и условий труда к человеку.

Как техническая наука инженерная психология изучает принципы построения сложных систем, посты и пульты управления, кабины машин, технологические процессы для выяснения требований, предъявляемых к психологическим, психофизиологическим и другим свойствам человека-оператора.

В более конкретном плане проблематика инженер­ной психологии может быть разделена на ряд направ­лений, основными из которых являются: методологи­ческое, психофизиологическое, системотехническое, эксплуатационное (рис. 1.3). Такое разделение пробле­матики инженерной психологии определяет и струк­туру данного учебного пособия.

Этапы деятельности человека-оператора 2 страница - student2.ru

Рис. 1.3. Проблематика инженерной психологии.

Методологические проблемы в период активного развертывания инженерно-психологических исследо­ваний, характеризующихся переходом от собирания отдельных эмпирических фактов к их упорядочению и систематизации, помогают выделить предмет и объект исследований, определить методы их изучения, опре­делить принципы раскрытия закономерностей в ис­следуемой области явлений, установить место инже­нерной психологии в системе наук, ее значение для общественной практики. В конечном итоге методология инженерной психологии — это ее идейные позиции, определяющие назначение, направление и содержание всех ее исследований.

Психофизиологическое направление связано с изучением тех свойств человека, которые имеют наи­большее значение в процессах управления и обслужи­вания техники. Частными задачами здесь являются следующие.

1. Изучение психологических и психофизиологичес­ких характеристик человека-оператора. При этом изучаются закономерности приема и переработки информации человеком, характеристики процес­сов памяти и мышления при управлении и обслу­живании техники, особенности принятия решения человеком и осуществления им управляющих воз­действий.

2. Психологический анализ деятельности оператора в СЧМ. Здесь изучаются общие закономерности деятельности оператора, разрабатывается класси­фикация видов операторской деятельности, выяв­ляется роль различных психических процессов в деятельности оператора.

3. Оценка характеристик выполнения оператором отдельных действий. При решении данной задачи имеется в виду оценка быстродействия, точности, надежности, эффективности выполнения операто­ром отдельных действий при упрощенных формах взаимодействия оператора с техническими устрой­ствами: оператор — индикатор, оператор — орган управления и т. п. Полученные характеристики используются в дальнейшем в качестве исходных данных при оценке соответствующих показателей системы «человек — машина» в целом.

4. Изучение функциональных состояний оператора в процессе работы. Здесь разрабатываются принци­пы и методы изучения состояния человека, изучает­ся влияние различных состояний на работоспособ­ность человека, исследуется его поведение при действии различных факторов, исследуется динами­ка работоспособности оператора в процессе работы.

Системотехническое направление инженерной психологии связано с изучением инженерно-психологических вопросов построения СЧМ. Это направление включает четыре основные группы задач.

1. Разработка инженерно-психологических принци­пов построения технических элементов СЧМ. Сюда относится разработка требований, принци­пов построения и проектирования средств ото­бражения информации, органов и пультов управ­ления, рабочих мест, интерьеров операторских пунктов с учетом возможностей и ограничений человека.

2. Инженерно-психологическое проектирование и оценка СЧМ. Эта задача есть одна из важнейших в инженерной психологии. Ее составляющими яв­ляются: разработка принципов учета человеческого фактора при проектировании СЧМ; распределение инженерно-психологических задач по стадиям проектирования СЧМ; разработка принципов и методов проектирования деятельности человека (коллектива людей) на разных уровнях системы управления.

3. Разработка инженерно-психологических принци­пов построения и организации СЧМ. Важнейшим вопросом здесь является определение возможнос­тей и целесообразности автоматизации функций человека; разработка принципов, методов и крите­риев распределения функций между человеком и машинными звеньями управляющих, обеспечива­ющих и обслуживающих систем.

4. Разработка принципов, методов и критериев оцен­ки надежности и эффективности СЧМ.

Однако как бы ни была совершенна современная техника, как бы хорошо она ни была приспособлена к человеку, эффективная работа на ней требует всесто­роннего учета психологических свойств и способнос­тей человека. Большое число происшествий, аварий и отказов обусловлено эксплуатационными причинами. За ними часто кроются ошибки человека, совершен­ные из-за отсутствия должной организации его труда, недостаточной технической подготовки, незнания пра­вил эксплуатации техники и безопасного обращения с ней. Поэтому возникает задача инженерно-психоло­гического обеспечения эксплуатации СЧМ. Ее реше­нием занимаетсяэксплуатационное направление ин­женерной психологии. Частными задачами здесь яв­ляются следующие.

1. Профессиональная подготовка операторов для ра­боты в СЧМ. Сюда относятся вопросы, связанные с разработкой инженерно-психологических реко­мендаций по профессиональному отбору, обучению и тренировкам операторов, формированию опера­торских коллективов и организации взаимодей­ствия между ними.

2. Инженерно-психологическое обеспечение научной организации труда операторов. Здесь решаются задачи оптимизации режимов и технологических графиков работы операторов, разработки режимов труда и отдыха, учета психологических факторов для создания безопасных условий труда, разработ­ки инженерно-психологических рекомендаций по построению и использованию эксплуатационно-технической документации.

3. Организация групповой деятельности. При этом решаются задачи разработки психологических основ комплектования групп операторов, обеспе­чения их совместимости в группе, анализа эффек­тивности групповой деятельности и взаимодей­ствия операторов разного уровня управления.

4. Медико-биологические и психологические методы повышения эффективности деятельности операто­ров. Важным здесь является разработка методов по­вышения психологических характеристик опера­торов путем проведения специальных тренировок, разработка методов стимуляции деятельности и по­вышения работоспособности операторов, органи­зация контроля за состоянием и результатами ра­боты оператора.

Необходимо отметить, что рассмотренная класси­фикация задач инженерной психологии является в определенной мере условной. Однако она оказывает­ся удобной чисто в методическом отношении, нагляд­но показывает, по каким направлениям происходит решение стоящих перед инженерной психологией задач.

1.4. Методологические принципы и системный подход в инженерной психологии

Для успешного решения перечисленных задач в инженерной психологии разработан ряд методологичес­ких принципов. Выполнение их на практике способству­ет повышению результативности инженерно-психоло­гических исследований и разработок. Основными из этих принципов являются следующие.

Принцип гуманизации труда. При решении важ­нейших практических вопросов, в том числе и таких, как повышение производительности, качества и эффек­тивности труда, отечественная инженерная психоло­гия исходит прежде всего из требований, предъявляе­мых человеком к технике и организации труда, из его возможностей и особенностей деятельности. Принцип гуманизации подчеркивает также ведущую, творчес­кую роль человека в процессе труда. Противоположным ему является принцип симпфликации (упрощения), широко распространенный в зарубежной инженерной психологии. При реализации этого принципа стремят­ся к максимальному упрощению деятельности челове­ка, из нее выхолащиваются все творческие элементы, а сам человек низводится до придатка машины, оста­ваясь исполнителем лишь механических действий и движений.

Принцип активного оператора. В общем случае активность человека определена его человеческой при­родой, тем, что человек в процессе работы обязательно имеет в виду конечную цель своих взаимодействий с машиной; тем, что он не просто перерабатывает инфор­мацию, принимает решение, манипулирует органами управления, но обязательно действует, имеет свое лич­ное отношение к выполняемым действиям, активно стре­мится к цели. Поэтому согласно принципу активного оператора при определении роли человека в СЧМ очень важно, чтобы он не был просто придатком машины, а осуществлял активные функции. Это вызвано тем, что при пассивной позиции оператора его переход к актив­ным действиям требует значительной затраты сил, од­нако эффективность его работы при этом может ока­заться невысокой. При активной же позиции оператора эффективность его деятельности достигает более высо­кого значения, а его психофизиологические затраты оказываются меньшими. Необходимо уже на стадии проектирования СЧМ определить характер будущей деятельности, ее психологическую структуру, функции и уровень активности оператора. Из этого вытекает следующий принцип, который может быть определен как принцип проектирования деятельности.

Принцип проектирования деятельности. Вопрос о проектировании деятельности был поставлен в 1967 г. [92]. Проект деятельности должен выступать как осно­ва решения всех остальных задач построения СЧМ. Точно так же, как при разработке СЧМ проектируются технические устройства, необходимо спроектировать деятельность человека, который будет пользоваться этими устройствами. Более того, сами эти устройства, используемые в СЧМ (системы отображения инфор­мации, коммуникации, ввода информации в машину и т. п.), должны разрабатываться на основе и с учетом проекта будущей деятельности человека-оператора. Их нельзя рассматривать сами по себе, безотносительно к человеку. К техническим устройствам нужно подходить как к средствам сознательной деятельности человека.

Принцип последовательности. Согласно ему вы­полнение инженерно-психологических требований не должно представлять собой одноразовое мероприятие по созданию проекта деятельности оператора, а долж­но быть обеспечено на всех этапах существования СЧМ: проектирования, производства и эксплуатации. Иными словами, проект деятельности оператора дол­жен явиться не только основой построения СЧМ, но и основой для ее правильного применения по назначе­нию, включая такие вопросы, как обучение и трени­ровки операторов, организация их труда, контроль и оценка результатов их деятельности и т. п. Реализация на практике принципа последовательности позволяет разработать и внедрить единую систему инженерно-психологического обеспечения СЧМ на всех этапах ее существования.

Принцип комплексности. Реализация этого прин­ципа означает необходимость развития междисципли­нарных связей инженерной психологии, взаимодей­ствия ее с другими науками о человеке и технике. Этот принцип опирается на идеи Б.Г. Ананьева, В.М. Бехтерева и других о комплексном изучении человека и человеческого фактора [5]. Подчеркивая ведущее, пер­востепенное значение психологической проблематики, необходимо иметь в виду, что только ею не исчерпыва­ются все «человеческие» проблемы, возникающие при анализе, изучении и оптимизации СЧМ. В связи с этим возникает потребность тщательного изучения не толь­ко информационного взаимодействия, но и других ас­пектов функционирования систем «человек — маши­на», в частности антропометрических, гигиенических, физиологических и т. п.

Основой для практической реализации рассмот­ренных принципов является применение системного подхода. Сущность такого подхода для анализа различ­ных явлений в природе и обществе раскрыта в работе В.П. Кузьмина [84].

Весьма актуально применение системного подхода к изучению систем «человек — машина». Дело в том, что человек-оператор, будучи сам специфической сложной системой, функционирует в более сложной системе, состоящей из ряда подсистем со сложными взаимосвя­зями между ними. Основные черты системного подхо­да применительно к инженерно-психологическим яв­лениям и процессам сводятся к следующему [92].

Во-первых, с позиций системного подхода пси­хические явления следует рассматривать как много­мерную и многоуровневую систему. Многомерность проявляется в том, что при изучении психических про­цессов необходимо в совокупности рассматривать их различные характеристики: информационные, опера­ционные, мотивационные и т. п. Причем каждая из этих характеристик может быть рассмотрена на различных уровнях их изучения. Так, например, процесс приня­тия решения оператором может рассматриваться с разных сторон: и как нейрофизиологический акт, и как некоторое действие, и как сложный в психическом отношении творческий процесс, и как социально-пси­хологическое образование со своими параметрами. При этом структура и механизмы принятия решения будут различными на разных уровнях психической регуля­ции деятельности.

Во-вторых, при изучении психических свойств человека нужно учитывать множественность тех отно­шений, в которых он существует. Это обусловливает разнопорядковость его свойств. Поэтому важной зада­чей является определение того, какие свойства чело­века, в каких случаях и каким образом нужно учиты­вать при проектировании и эксплуатации СЧМ. Для этого нужна разработка многомерной классификации свойств человека. Природные свойства нервной сис­темы, способности, черты характера, мотивация и го­товность к деятельности — все это свойства разного порядка. И, очевидно, их следует учитывать по-разно­му при решении различных задач оптимизации систем «человек — машина».

Например, считается (и это в общем верно), что надежность человека в СЧМ в значительной мере оп­ределяется уровнем его тренированности. Однако В.Д. Небылицин [118], уделивший очень много внима­ния изучению свойств нервной системы и индивиду­альных различий между людьми, показал, что в слож­ных ситуациях, опасных для жизни, иногда берут верх природные свойства человека, определяемые свойства­ми его нервной системы. Как видим, в зависимости от обстоятельств, даже при решении одной и той же за­дачи (оценка надежности деятельности человека в СЧМ) приходится принимать во внимание различные свойства человека.

В-третьих, система психических свойств человека не является чем-то застывшим и неизменным. Систем­ный подход требует рассматривать психику человека в динамике, в развитии. Это положение имеет большое значение для инженерной психологии. Определяя, например, требования к системе отображения инфор­мации, конструктор может исходить из некоторой экс­периментально проверенной схемы, характеризующей структуру операции приема информации человеком. Но в ходе обучения, тренировки и приобретения про­фессионального опыта эта структура может измениться.* Поэтому то, что было сделано на основе первона­чальных рекомендаций, может оказаться впоследствии уже не самым лучшим вариантом.

* Хорошо, например, известно, что опытный оператор при оценке ситуации часто ограничивается показаниями лишь не­большого числа приборов.

Учет данного положения возможен путем создания адаптивных систем, причем таких, в которых адапта­ция (приспособление к новым, изменившимся услови­ям) осуществляется с помощью технических устройств. Некоторый опыт в этом направлении уже есть. К ним относятся системы со сменными [17] или развиваю­щимися мнемосхемами [196]; системы, в которых вы­числительная машина как бы прослеживает стратегию деятельности человека и в зависимости от этой стра­тегии осуществляет селекцию информации, передава­емой человеку [60]; системы с применением логичес­кого фильтра — преобразователя, включаемого между объектом управления и оператором, через который информация в преобразованной адекватной для вос­приятия форме поступает к оператору. Настройка фильтра — преобразователя осуществляется в зависи­мости от состояния человека-оператора [60].

Наконец, в-четвертых, из системного подхода вы­текает необходимость иного (по сравнению с часто встречающимся) понимания детерминизма (причинной обусловленности) психических процессов. Очень час­то при анализе психических явлений причины и след­ствия представляются в виде одномерной цепочки. Следовательно, понятие детерминизма в этом случае отождествляется с той его формой, в которой он суще­ствует в классической механике, где речь идет о де­терминизме линейного, «жесткого» типа. Такое пони­мание детерминизма мало пригодно для инженерной психологии. Как отмечал Л.С. Рубинштейн, то или иное воздействие на человека вызывает какой-либо эффект не прямо и непосредственно: этот эффект опосредству­ется внутренними условиями, всем психическим скла­дом человеческой личности [159]. В детерминистичес­ком анализе психических явлений важное значение имеет введенное П.К. Анохиным понятие «системообразующий фактор». Он выступает в роли фактора, организующего всю систему процессов, включенных в тот или иной акт. Так, в деятельности оператора та­ким системообразующим фактором является цель, орга­низующая всю систему психических процессов и со­стояний, включенных в эту деятельность.

Примером реализации рассмотренных принципов системного подхода является концепция включения, разработанная А.А. Крыловым [40, 81]. Теоретическим обоснованием и экспериментальным исследованием он показал, что новые сигналы не блокируются на «вхо­де» оператора, а ведут к гибкой перестройке инфор­мационного процесса в мозгу оператора. «Новый» процесс, включаясь в систему протекающих психоло­гических процессов, приводит к перестройке ее в но­вую систему. После перестройки изменяется характер протекания психических процессов. На основе концеп­ции включения предложена система частных принци­пов организации информационных процессов приме­нительно к деятельности оператора.

Реализация рассмотренных принципов позволяет решить основную задачу инженерной психологии, направленную на гуманизацию труда и оптимизацию деятельности человека-оператора. Однако решение этой задачи не является самоцелью, оно должно спо­собствовать решению основной народнохозяйственной задачи — повышению эффективности общественного производства. На основании этого могут быть сформу­лированы условия проведения инженерно-психологи­ческих разработок и внедрения их в жизнь. Суть их заключается в следующем.

1. Конечным, выходным результатом инженерно-пси­хологических разработок должно быть получение и оптимизация обобщенных показателей деятель­ности оператора и системы «человек — машина», и прежде всего таких, как эффективность, надеж­ность, точность, быстродействие и др. При этом следует иметь в виду, что стабильные и высокие значения этих показателей не могут быть обеспе­чены без создания оптимальных условий деятель­ности оператора.

2. Получение и оптимизация требуемых показателей деятельности оператора и СЧМ должны осуществ­ляться уже на этапе проектирования, поскольку возможности их оптимизации и корректировки в процессе эксплуатации крайне ограничены. Поэто­му по своему характеру инженерная психология должна быть прежде всего проективной.

3. В процессе разработки на основе проекта деятельно­сти человека должны быть обеспечены требуемые значения показателей функционирования СЧМ (так называемые потенциальные значения). Учет инженер­но-психологических требований в ходе эксплуатации СЧМ позволяет поддерживать ее реальные характе­ристики на уровне, близком к потенциальному.

Нетрудно видеть, что первое условие определяет конечный результат инженерно-психологических раз­работок, второе показывает, когда этот результат дол­жен быть обеспечен, а третье определяет способ его получения. Только при таком подходе к проведению инженерно-психологических исследований и разрабо­ток может быть обеспечено создание высокоэффектив­ных систем «человек — машина» за счет всесторонне­го учета человеческого фактора при их проектировании, производстве и эксплуатации.

1.5. Связь инженерной психологии с другими науками

Инженерная психология развивается в тесном контакте с другими науками. Точно так же результаты инженерно-психологических исследований и разрабо­ток используются на практике совместно с результа­тами, полученными в других науках.

Прежде всего развитие инженерной психологии происходит в тесной связи с развитием психологичес­кой науки в целом. И это не случайно, поскольку без такой связи развитие инженерной психологии невоз­можно. Причем эта связь взаимная. С одной стороны, инженерная психология широко использует данные, полученные в различных отраслях психологии. С дру­гой стороны, инженерно-психологические исследова­ния влияют по принципу обратной связи на многие отрасли психологической науки. Происходит критичес­кое переосмысливание многих вопросов, относящихся к проблемам психических процессов, функций и со­стояний с позиций системного подхода. Последний требует изучения и описания психических явлений исходя из конкретного психологического анализа дея­тельности человека-оператора. В результате этого вскрываются внутренние связи как между компонен­тами изучаемых психологических явлений, так и меж­ду ними и управляющими действиями с их количе­ственной оценкой.

Исследуя процессы информационного взаимодей­ствия человека и техники, инженерная психология опирается на методологические принципы, теорети­ческие концепции и схемы, разработанные в общей (теоретической) психологии. Она использует знания о закономерностях восприятия, внимания, памяти и мышления, посредством которых человек принимает и перерабатывает информацию, накопленную в экспе­риментальной психологии.

Большое значение для инженерной психологии имеют данные психофизиологии, раскрывающие фи­зиологическое обеспечение психических процессов, а также физиологические основы индивидуальных раз­личий между людьми.

Инженерная психология тесно связана с психоло­гией труда, исследующей строение и механизмы пси­хической регуляции трудовой деятельности человека, разрабатывающей на основе таких исследований мето­ды рациональной организации труда, профессиональ­ного обучения, ориентации и подбора специалистов.

Нужно отметить, что первоначально инженерная психология возникла как прикладная ветвь экспери­ментальной психологии и развивалась относительно независимо от психологии труда. Она и называлась прикладной экспериментальной психологией.

Однако в ходе развития инженерной психологии стало ясно, что она не может ограничиваться только изучением психических процессов, посредством кото­рых человек принимает и перерабатывает информа­цию, поступающую от технических устройств. Возник­ла необходимость изучения трудовой деятельности человека-оператора в целом. В этой связи многие про­блемы психологии труда (профессионального обуче­ния, отбора и др.) стали также и проблемами инженер­ной психологии. Однако инженерная психология рассматривает эти проблемы в специфическом плане: деятельности человека-оператора в СЧМ.

Поскольку современная техника обслуживается, как правило, коллективами людей, инженерная психо­логия обращается к проблемам социальной психологии, изучающей закономерности формирования коллективов, совместную деятельность, общение и взаимоотношение людей. Но опять-таки она берет социально-психологи­ческие проблемы в специфическом плане: взаимодей­ствия людей в СЧМ.

При решении многих задач профессионального от­бора, обучения и тренировок операторов инженерная психология использует достижения, полученные в педа­гогической психологии и педагогике. В последнее время наметились точки соприкосновения между такими, каза­лось бы далекими друг от друга отраслями психологии, как инженерная и юридическая. Речь идет в данном случае о психологическом анализе и установлении от­ветственности различных лиц за совершаемые операто­ром ошибочные действия (особенно приводящие к неже­лательным последствиям). Причем сказанное относится не только к оперативному персоналу, но и к создателям техники, и организаторам производства [179].

Сравнительно новым и довольно специфическим классом СЧМ являются системы «человек — ЭВМ». Инженерно-психологическое обоснование в таких си­стемах требуется при создании операторского интер­фейса, разработке и отладке программ, организации диалога между человеком и ЭВМ и др. Эти задачи инженерная психология решает с такими довольно новыми направлениями психологической науки, как психология компьютеризации и психология програм­мирования [211].

Являясь наукой, связанной с изучением трудовой деятельности оператора, инженерная психология не может решать свои задачи без связи с другими науками о труде. Так, разрабатывая критерии оценки тяжести и напряженности операторского труда, методы оценки функциональных состояний, решая проблемы утомле­ния и борьбы с монотонней, создания благоприятных условий труда инженерная психология использует дан­ные физиологии труда и гигиены труда. Большое значе­ние инженерная психология имеет при решении задач охраны и безопасности труда. Это обусловлено тем, что анализ причин производственного травматизма показы­вает, что его причинами зачастую являются психологи­ческие факторы. Причем во многих случаях их роль существенно выше, чем роль технических и организа­ционных факторов.

Инженерная психология тесно связана и с науч­ной организацией труда (НОТ). Наряду с данными других психологических наук при решении целого ряда задач НОТ (разработка норм труда, рационализация трудовых приемов, совершенствование условий труда и др.) широко используются и результаты инженерно-психологических исследований и разработок.

Одной из ярко выраженных тенденций развития современного научного знания является интеграция наук, изучающих различные аспекты сложных объек­тов, и комплексный подход к решению важнейших практических задач. Один из таких научно-практичес­ких комплексов, в которые включается инженерная психология, — это эргономика,* которая занимается изучением различных аспектов трудовых процессов с целью их оптимизации. Наряду с инженерной психо­логией в эргономический комплекс включаются также психология, физиология и гигиена труда, антропомет­рия, биомеханика, техническая эстетика и некоторые другие дисциплины. Круг дисциплин, входящих в этот комплекс, пока еще точно не определен, что создает на пути развития эргономики целый ряд трудностей ме­тодологического характера.

* Эргономика от греческого ergon —работа, nomos— закон.

Пока еще нет понятийного аппарата эргономики, нет методов изучения взаимосвязей между ее основ­ными компонентами, имеющими различный характер, нет иерархической системы множественных критери­ев и т. п. Поэтому некоторые авторы считают, что эр­гономика вряд ли пока может рассматриваться как самостоятельная наука [40]. Очевидно, все это затруд­няет также выявление взаимоотношений между инже­нерной психологией и эргономикой. Некоторые авто­ры считают, что инженерная психология является одной из составных частей эргономики [15,38]. Иногда эргономика рассматривается как несколько расширен­ная гигиеническими, антропометрическими и другими сведениями инженерная психология, т. е., по существу, происходит замена одного термина другим [102]. В ря­де случаев инженерная психология трактуется как одна из теоретических основ эргономики [24].

Интересный взгляд на этот вопрос высказывает Ю.Г. Фокин [186]. Он отмечает, что операторской деятельностью занимается и .инженерная психология, и эргономика. При этом инженерная психология главное внима­ние уделяет оптимизации информационных потоков, изучению процессов переработки информации челове­ком-оператором. Эргономика не вникает столь глубоко в существо психических процессов переработки инфор­мации человеком, уделяя большое внимание учету фак­торов среды, конструированию технических средств, определению результатов функционирования системы (рис. 1.4). Такой взгляд существенно снижает области исследования как в эргономике, так и инженерной пси­хологии. Так, в работах [55,56] отмечается, что эргономи­ческие исследования обязательно должны опираться на фундаментальные исследования психических процессов, свойств и состояний человека. В работах же [58, 59, 68] указывается, что задачами инженерной психологии яв­ляется и учет влияния факторов среды на состояние и работоспособность оператора, определение показателей работы оператора и влияние их на «выходные» характе­ристики СЧМ, большое внимание уделяется разработке инженерно-психологических требований к технике. При таком подходе области исследования эргономики и ин­женерной психологии существенно сближаются, что дает основание не делать между ними существенного различия. [38,77,112]. Близкий к этому взгляд отражает­ся в данном издании.

Наши рекомендации