Часть ii. детская практическая психология
ПРАКТИЧЕСКАЯ
ПСИХОАОГИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
Под редакцией И. В. Дубровиной
4-е издание, переработанное и дополненное
Допущено Министерством образования Российской Федерации
в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология»
300.piter.com Издательская программа
300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга
осуществляется при поддержке Министерства образования РФ
Москва • Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород • Воронеж
Ростов-на-Дону ■ Екатеринбург • Самара ■ Новосибирск
Киев ■ Харьков ■ Минск
ББК 88.84я7 УДК 37.015.3(075) П69
Рецензенты:
В. А. Иванников, докт. психол. наук, профессор В. Э. Чудновский, докт. психол. наук, профессор
Авторский коллектив:
И. В. Дубровина, докт. психол. наук, профессор: от редактора; ч. I, ч. Ill; заключение А. Д. Андреева, канд. психол. наук — ч. II разд. 1 Н. И. Гуткина, канд. психол. наук — ч. II, разд. 2 £. Е. Данилова, канд. психол. наук — ч. II, разд. 3 Д. В. Пубовский, канд. психол. наук — ч. II разд. 4, гл. 6 А. М. Прихожан, докт, психол. наук — ч. II разд. 4, гл. 1-5 Н. Н.Толстых, канд. психол. наук — ч. II разд. 5
П69 Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2004. — 592 с: ил.
ISBN 5-94723-870-5
Данное издание— первый в нашей стране учебник по курсу практической психологии образования, впервые опубликованный в 1997 году и ставший основным для преподавателей и студентов, обучающихся но специальности 031000 (педагогика и психология). На сегодняшний день это единственное издание, в котором дано систематическое изложение основных теоретических, методических и практических вопросов, входящих в содержание дисциплины предметной подготовки «Психологическая служба в образовании». Особое внимание в ней уделяется способам практической реализации научных знаний в работе с детьми. В основных разделах учебника представлены разнообразные программы и методы работы психолога с детьми дошкольного и школьного возраста.
Учебник предназначен для студентов психологических факультетов университетов и институтов, слушателей факультетов и курсов повышения квалификации. Он может быть также полезен педагогам, воспитателям, родителям — всем интересующимся проблемами развития и воспитания детей.
ББК 88.84я7 УДК 37.015.3(075)
ЛШ
Все права защищены Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ISBN 5-94723-870-5
©ВАО Издательский дом «Питер», 2004
Оглавление
От редактора........................................................................................................................10
Часть I. ВВЕДЕНИЕ В ПРАКТИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ ОБРАЗОВАНИЯ
Раздел I. Психологическая служба в системе образования........................... 16
Глава 1. История и современное состояние психологической службы
образования в нашей стране и за рубежом..............................................16
§ 1. Психологическая служба образования, или школьная
психология, за рубежом........................................................................... 16
§ 2. Практическая психология образования в России..........................25
Глава 2. Предмет и задачи психологической службы образования................30
§ 1. Определение психологической службы образования..................31
§ 2. Теоретические основания психологической службы
образования .................................................................................................33
§ 3. Цель психологической службы образования...................................43
§ 4. Задачи психологической службы образования..............................56
§ 5. Актуальное и перспективное направления в деятельности
психологической службы........................................................................56
§ 6. Структура службы ....................................................................................58
Резюме ...................................................................................................................................60
Темы для самостоятельной работы..............................................................................61
Литература.............................................................................................................................61
Раздел П. Деятельность практического психолога образования.................64
Глава 1. Практический психолог образования как профессионал..................64
§ 1. Профессиональное место психолога в образовательном
учреждении..................................................................................................64
§ 2. Кому подчиняется и с кем работает психолог ................................68
§ 3. Начало работы практического психолога в образовательном
учреждении..................................................................................................69
§ 4. Содержание работы психолога.............................................................70
§ 5. Специфика работы психолога в зависимости от типа детского учреждения..................................................................................................71
'лава 2. Основные виды деятельности практического психолога
образования.........................................................................................................74
§ 1. Психологическое просвещение.............................................................74
§ 2. Психологическая профилактика..........................................................80
Оглавление
§ 3. Психолого-псдагогический консилиум.............................................94
§ 4. Психологическая консультация...........................................................97
§ 5. Психологическая диагностика............................................................103
§ 6. Ориентировочные нормы продолжительности различных
видов работы практического психолога образования................144
(§ 7. Кабинет психолога в учреждении образования............................147
Глава 3. Принципы деятельности практического психолога
образования .......................................................................................................154
§ 1. Понимание индивидуальности человека как ценности.............154
§ 2. Профессиональное взаимодействие и сотрудничество
психолога с субъектами образовательного пространства.........160
Глава 4. Практический психолог как профессионал и как личность...........165
§ 1. Профессиональная позиция................................................................167
§ 2. Ум психолога.............................................................................................169
§ 3. Личностные особенности практического психолога.................. 171
§ 4. Права и обязанности психолога образования...............................172
Резюме .................................................................................................................................175
Темы для самостоятельной работы............................................................................175
Литература...........................................................................................................................176
Часть II. ДЕТСКАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Раздел I. Дошкольное детство...................................................................................180
Глава 1. Общая характеристика возраста................................................................180
§ 1. Особенности психического развития...............................................180
§ 2. Ценность дошкольного детства..........................................................187
Глава 2. Основные направления работы психолога с детьми
дошкольного возраста....................................................................................190
§ 1. Практические проблемы социализации дошкольников............190
§ 2. Проблема развития и обучения в практической работе
с дошкольниками.....................................................................................199
§ 3. Развивающая работа с детьми преддошкольного
возраста (2-3 года)..................................................................................203
§ 4. Развивающая работа с детьми младшего и среднего
дошкольного возраста (3-5 лет)........................................................208
§ 5. Развивающая работа с детьми старшего дошкольного
возраста.......................................................................................................212
Глава 3. Дошкольники «группы риска»...................................................................220
§ 1. Характеристика основных трудностей развития ребенка.........220
Оглавление_____________________________________________________________5
§ 2. Нарушения поведения...........................................................................223
§ 3. Отставание в психическом развитии................................................229
резюме .................................................................................................................................233
Темы для самостоятельной работы............................................................................233
Литература...........................................................................................................................234
Раздел Н. Поступление ребенка в школу..............................................................237
Глава 1. Психологическая готовность к школе.....................................................237
§ 1. Понятие «психологическая готовность к школе»........................237
§ 2. Анализ существующих методов определения готовности
к школе........................................................................................................242
Глава 2. Диагностическая программа но определению психологической
готовности детей 6-7 лет к школьному обучению.............................248
§ 1. Научные основания разработки диагностической
программы..................................................................................................248
§ 2. Составляющие диагностической программы................................249
§ 3. Процедура определения психологической готовности
к школе........................................................................................................260
Глава 3. Развивающая и коррекнионная работа...................................................264
§ 1. Коррекнионная работа...........................................................................264
§ 2. Развивающая работа...............................................................................265
Резюме .................................................................................................................................270
Темы для самостоятельной работы............................................................................270
Литература...........................................................................................................................270
Раздел III. Школьное детство, или младший школьный возраст...............274
Глава 1. Общая характеристика возраста................................................................274
§ 1. Особенности психического развития...............................................274
§ 2. Ценность младшего школьного возраста........................................278
Глава 2. Что значит «уметь учиться»........................................................................279
Глава 3. Работа по развитию познавательных процессов у младших
школьников........................................................................................................293
§ I. Развитие внимания.................................................................................293
§ 2. Развитие памяти.......................................................................................298
§ 3. Умственное развитие..............................................................................301
'-''ава 4. Работа по развитию моторики....................................................................308
рлава 5. Как помочь младшему школьнику овладеть
своим поведением............................................................................................311
6____________________________________________________________Оглавление
Глава 6. Взаимоотношения младших школьников со сверстниками
и взрослыми.......................................................................................................319
Глава 7. Младшие школьники «группы риска»....................................................327
§ 1. Неуспеваемость в начальных классах..............................................327
§ 2. Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные)........336
§ 3. Медлительные дети.................................................................................343
§ 4. Демонстративные дети..........................................................................349
§ 5. Тревожные дети........................................................................................353
§ 6. Леворукий ребенок в школе.................................................................358
Резюме .................................................................................................................................365
Темы для самостоятельной работы............................................................................365
Литература...........................................................................................................................366
Раздел IV. Отрочество..................................................................................................371
Глава 1. Общая характеристика возраста................................................................371
§ 1. Особенности психического развития...............................................371
§ 2. Проблема подросткового кризиса.....................................................375
§ 3. Ценность отрочества...............................................................................379
Глава 2. Основные направления работы психолога с детьми младшего
подросткового возраста.................................................................................380
§ 1. Задачи развития.......................................................................................380
§ 2. Начало обучения в средних классах школы...................................381
§ 3. Формирование умения учиться в средней школе........................385
§ 4. Психологическая помощь при трудностях в учении..................387
Глава 3. Основные направления работы психолога в среднем
подростковом возрасте..................................................................................393
§ 1. Задачи развития.......................................................................................393
§ 2. Развитие и укрепление чувства взрослости...................................394
§ 3. Формирование интереса к себе. Развитие самооценки,
чувства собственного достоинства....................................................404
§ 4. Развитие учебной мотивации и проблема дифференциации
образования ...............................................................................................412
§ 5. Развитие интересов.................................................................................415
Глава 4. Основные направления работы психолога в старшем
подростковом возрасте..................................................................................418
§ 1. Задачи развития.......................................................................................418
§ 2. Развитие общения со сверстниками.................................................419
§ 3. Развитие воли............................................................................................430
Оглавление_______|_____________________________________________________7
§ 4. Развитие мотивационной сферы. Овладение способами
регуляции эмоциональных состояний.............................................434
§ 5. Развитие воображения...........................................................................437
Глава 5. Психологические проблемы отрочества как пубертатного
периода развития.............................................................................................439
§ 1. Созревание организма............................................................................439
§ 2. Функциональные возможности и состояния. Развитие
моторной и речевой сфер......................................................................439
§ 3. Самооценка внешности, «физическое я»........................................443
§ 4. Сексуальное развитие............................................................................444
Глава 6. Подростки «группы риска».........................................................................448
§ 1. Проблема «группы риска» среди подростков................................448
§ 2. Дебюты психических заболеваний у подростков.........................451
§ 3. Подростки с акцептуациями характера и психопатиями..........453
§ 4. Невротическое развитие личности у подростков.........................457
§ 5. Употребление психоактивных веществ и химическая
зависимость у подростков.....................................................................458
§ 6. Подростки с цсрсбрастеническими явлениями............................463
§ 7. Суицидальное поведение подростков..............................................464
§ 8. Подростки из дисфункциональных семей......................................467
§ 9. Проблемы, связанные с сексуальным развитием.........................469
Резюме .................................................................................................................................472
Темы для самостоятельной работы..........................................................................472
Литература...........................................................................................................................472
Раздел V. Ранняя юность.............................................................................................478
Глава 1. Общая характеристика возраста................................................................479 )
§ 1. Особенности психического развития...............................................479 г
§ 2. Ценность ранней юности и задачи развития..................................484 \
Глава 2. Проблемы личностного развития на разных этапах раннего
юношеского возраста......................................................................................486
§ 1. Выбор формы обучения и образа жизни в юношеском
возрасте.......................................................................................................486
§ 2. Социально-психологическая адаптация в новой группе...........489
§ 3. Установка на продление моратория..................................................490
1 лава 3. Временная перспектива будущего и профессиональное
самоопределение..............................................................................................491
§ 1. Обращенность в будущее — аффективный центр жизни
в ранней юности.......................................................................................491
8____________________________________________________________Оглавление
§ 2. Жизненные цели и психологическое здоровье.............................493
§ 3. Временная перспектива будущего и профессиональное
самоопределение......................................................................................502
Глава 4. Юноши и девушки «группы риска».........................................................505
§ 1. Возможные вариации взросления.....................................................505
§ 2. Аддиктивное поведение.........................................................................506
§ 3. Юношеская сексуальность...................................................................511
§ 4. Асоциальное поведение.........................................................................518
Резюме .................................................................................................................................527
Темы для самостоятельной работы............................................................................528
Литература...........................................................................................................................528