Значение гипотезы деморализации для подготовки психотерапевтов 2 страница
Как правило, такая переменная получается на основе принудительной классиф. фиксированного набора пунктов или элементов, к-рыми могут быть утверждения, определения или глаголы. Выполняющего Q-с. субъекта инструктируют в отношении того, как реагировать на пункты, обычно напечатанные на карточках.
При большинстве Q-с., задаваемое распределение приблизительно соответствует нормальному. Субъект приписывает (числовое) значение своим выборам, раскладывая карточки по стопкам в соответствии с заданной частотой для каждой из них. Возникновение процедуры Q-с. датируется примерно 1935 г., когда она была практически одновременно и независимо предложена Г. Томсоном и Уильямом Стефенсоном.
См. также Методика вынужденного выбора
П. ДюБуа
Tabula rasa
Одно из осн. положений филос. и психол. позиции, называемой эмпиризмом, заключается в том, что источником всех знаний яв-ся чувственный опыт. Противоположную позицию занимают представители рационализма, утверждающие, что источником знаний — по крайней мере, частично — яв-ся врожденные идеи или врожденная потенциальная способность к их постижению. Термин Т. r. («чистая, неисписанная доска» — лат.)представляет собой метафору, используемую сторонниками эмпиризма для характеристики разума в момент появления ребенка на свет — т. е., разума как пустого состояния, без к.-л. врожденных идей. Представление этой концепции в трудах Локка оказало огромное влияние на развитие совр. психологии.
Концепция Т. r. признается далеко не всеми. Во времена Локка ее наиболее активным критиком был представитель немецкого рационализма Готфрид Вильгельм Лейбниц, утверждавший, что без врожденной способности к переработке известий из внешнего мира наш разум был бы не в состоянии получить даже малейших представлений о том, что нас окружает. Отстаиваемая Лейбницем позиция в наши дни обнаруживается в теориях когнитивного развития таких ученых, как Жан Пиаже и Ноам Хомский.
Сегодня немногие психологи согласились бы с характеристикой челов. разума как Т. r. в чистом виде. Даже Локк допускал существование врожденной склонности к приобретению и объединению знаний. Предметом дискуссии яв-ся не вопрос о существовании в чел. разуме врожденной структуры, а вопрос о ее природе и масштабах.
Р. Шоу
Z-оценка (Z-score)
Буквой Z обозначается стандартная оценка, основанная на нормальном распределении. Иначе говоря, Z-o. яв-ся мерой отклонения от среднего, выраженной в единицах стандартного отклонения.
Если х — нормально распределенная переменная со средним μ и стандартным отклонением σ, тогда
.
Говорят, что любое значение переменной, преобразованное в Z-o., яв-ся нормированным (т. е. переведенным в значения другой шкалы, основанной на единичном нормальном распределении со средним, равным 0, и стандартным отклонением, равным 1). Преимущество стандартизации (нормирования) несравнимых распределений заключается в том, что эти распределения приводятся к одному масштабу, что позволяет напрямую сравнивать ранее несопоставимые переменные.
Участок нормальной кривой, заключенный между Z = -1,96 и Z = +1,96, содержит 95% всех случаев, а участок между Z = -2,576 и Z = +2,576 включает 99% случаев, и потому одно из этих двух множеств Z-o. обычно используется при определении конечных точек критической области для принятия нулевой гипотезы в психол. исслед.
См. также Измерение, Стандартизация теста, Статистическая значимость
Г. Райх
Z-процесс (Z-process)
Z.-п. — это психотерапевтическая система, объединяющая в себе этологические принципы и принципы формирования привязанности, к-рая была разработана для преодоления сопротивления образованию связи между взрослым и ребенком, являющейся необходимым условием нормального роста последнего. Аутичный ребенок демонстрирует саморазрушительные формы агрессии и не способен направить агрессию на др. людей. Лечение аутистичных детей методом Z.-п. привело к заключению, что такая психопатология яв-ся следствием неспособности сформировать две цепочки привязывающего поведения, существенных для развития привязанности, стимулирующей эффективную жизнедеятельность: а) телесный контакт, необходимый для развития близости и базисного доверия, б) контакт глаз, необходимый для направления, интеграции и фокусирования сложного эмоционального и когнитивного взаимодействия ребенка и взрослого. Нарушение этих связей называют «комплексом медузы» (Medusa complex), коррекция к-рого осуществляется путем «выдерживания» ребенка «в состоянии протеста» при поддерживании контакта глаз. Нико Тинберген и его сотрудники сообщили о существенном успехе применения метода «выдерживания» в работе с аутичными детьми.
См. также Аутизм, Связь и привязанность
Р. Заслоу
Психология в именах.
Авенариус Рихард / Avenerius, Richard (1843—1896).Авенариус предположил существование системы «С», от которой зависит сознание. Важность этого понятия связана с его влиянием на Титченера.
Азума Хироши / Azuma Hiroshi (p. 1926).Работы Азумы посвящены вопросам когнитивного развития детей, понятию научения и методам обучения.
Айзенк Ганс Ю. / Eysenck, Hans J. (р. 1916).Проведенные Айзенком исследования охватывают такие области, как теория и измерения личности, интеллект, социальные установки и политика, генетика поведения и поведенческая терапия.
Айсдорфер Карл / Eisdorfer, Carl (p. 1930).Айсдорфер специализировался на исследованиях старения. Он стал редактором-учредителем Annual review of gerontology and geriatrics («Ежегодное обозрение геронтологии и гериатрии»).
Алмейда Эдуардо / Almeida, Eduardo (p. 1937).Алмейда известен как руководитель программы развития компетентности у учащихся школ г. Мехико, а также как разработчик одного из способов изучения общественного мнения.
Анастази Анна / Anastasi, Anna (p. 1908).Имя Анны Анастази теснейшим образом связано с созданием и развитием дифференциальной психологии. Основные темы ее исследований: факторный анализ, проблемы конструирования тестов и интерпретации тестовых показателей.
Ангьял Андраш / Angyal, Andras (1902—1960).Ангьял отстаивал точку зрения, согласно которой существует два основных паттерна мотивации: стремление к господству над средой и стремление к любви.
Анзье Дидьер / Anzieu, Didier (p. 1923).Важнейшие психологические понятия Анзье — «групповой бред», «наружное Я», «парадоксальный перенос» и «созидательная психологическая работа».
Ансбахер Хайнц / Ansbacher, Heinz L. (р. 1904).Ансбахер — главный толкователь психологии Альфреда Адлера. Наиболее существенным вкладом Ансбахера является прояснение введенных Адлером понятий «стиль жизни» и «социальный интерес».
Аш Соломон / Asch, Solomon (p. 1907).Аш наиболее известен своими экспериментальными исследованиями эффектов социального давления на индивида.
Байес Рамон / Bayes, Ramon (p. 1930).Байес — один из основателей целого ряда разнообразных научных начинаний в Испании, таких как внедрение модификации поведения. Он написал первую испанскую книгу по фармакологическим способам корректировки поведения.
Бакар Кристофер / Bakare, Christopher G. M. (p. 1935).Бакар разработал статистический метод идентификации («зерна истины») для межэтнических стереотипов, призванный помочь пониманию конфликтов, препятствующих развитию Африки.
Балтес Пауль / Baltes, Paul В. (р. 1939).Балтес, пионер в области психологического исследования развития на протяжении жизни человека, подчеркивает, что люди сохраняют способность к изменению в течение всей жизни.
Бандура Альберт / Bandura, Albert (p. 1925).Бандура отводит когнитивным замещающим процессам, а также процессам саморегулирования и саморефлексии, центральную роль в достижении человеком мастерства и приспособления к миру.
Баркер Роджер / Barker, Roger G. (1903—1990).Баркер содействовал созданию психологической полевой станции Среднего Запада — первого центра для проведения исследований в области психологии среды, изучающей связи и отношения между средой и поведением.
Бартлетт Фредерик / Bartlett, Frederic С. (1886-1979).Имя Бартлетта тесно связано с выдающимся достижениями в управляемом исследовании. Работа Бартлетта наилучшим образом представлена в его классической книге Remembering («Воспоминание»).
Басов Михаил Яковлевич / Basov, Mikhail Yakovlevich (1892— 1931).Басов был советским психологом, выступавшим против механистической точки зрения. Он считал, что в процессы роста и развития человека вносят вклад как наследственность, так и среда, причем их роль изменяется при переходе от одной фазы развития к другой.
Бауэр Гордон Ховард / Bower, Gordon Howard (p. 1932).Ранние исследования Бауэра связаны с оперантным обусловливанием у низших животных. Позднее его интересы сместились на проблемы научения у человека, включая математические модели научения.
Бейтсон Грегори / Bateson, Gregory (1904-1980).Г. Бейтсон проводил антропологические исследования среди байнинцев (the Baining)и сулка (the Sulka), племен п-ова Газели, и среди ятмулов (the Iatmul), племени из Новой Гвинеи. В последующем Бейтсон изучал нарушения адаптации к среде и психические расстройства.
Бейтсон Уильям / Bateson, William (1861-1926).У. Бейтсон известен своим вкладом в развитие и укрепление менделевского понятия наследственности. Бейтсон назвал новую науку о наследственности «генетикой» и направил свои усилия на исследование хромосом и генов.
Бекеши, Георг фон / Вekesy, Georg von (1899—1972).Бекеши более всего известен своими исследованиями слуха. Он изобрел множество новых инструментов для измерения степени потери слуха, например, аудиометр Бекеши.
Белл, Сэр Чарльз / Bell, Sir Charles (1774-1842).Белл приобрел известность благодаря сделанному им открытию, что чувствительные волокна смешанного нерва входят в спинной мозг через задний корешок, а двигательные волокна того же нерва выходят из спинного мозга через передний корешок.
Бенедикт Рут / Benedict, Ruth F. (1887-1948). Большая часть исследований Рут Бенедикт посвящена истокам культур американских индейцев. Она видела в каждой культуре организованную совокупность элементов из многих других культур.
Бехтерев Владимир Михайлович / Bekhterev, Vladimir Mikhailovich (1857-1927). Бехтерев приобрел наибольшую известность благодаря своей работе по сочетательным рефлексам (обычно соотносимых с предложенным Павловым термином «условные рефлексы»).
Биб-Ceнтер Джон / Beebe-Center, John G. (1897-1958).БибСентер известен как исследователь гедонических аспектов ощущений. В результате своих исследований вкусовых порогов и субъективного шкалирования интенсивности вкусовых ощущений, он разработал психологическую шкалу вкуса, названную «Шкалой приятного вкуса» (gust scale).
Бижу Сидней / Bijou, Sidney W. (р. 1908). Бижу был директором Либоратории исследований ребенка и Института исследований одаренных детей в Чэмпейн-Урбана, штат Иллинойс (Child Research Laboratory and the Institute of Research in Exceptional Children at Champaign-Urbana Illinois), а также редактором-учредителем Journal of experimental child psychology («Журнал экспериментальной детской психологии»).
Бингам Уолтер / Bingham, Walter V. (1880-1952).Во время Первой мировой войны Бингам работал в качестве исполнительного секретаря комитета по классификации персонала сухопутных войск США. Он был одним из членов небольшой группы специалистов, разрабатывавших тесты интеллекта для вооруженных сил США.
Бинсвангер Людвиг / Binswanger, Ludwig (1881—1966).Бинсвангер, как экзистенциалист, отвергал позитивизм, детерминизм и материализм. В его представлении, мы полностью ответственны за наше собственное существование и вольны решать, что мы можем делать и что не можем.
Бирс Клиффорд / Beers, Clifford W. (1876-1943).У Бирса развилось маниакально-депрессивное расстройство, и он 3 года провел в качестве пациента в различных больницах. После своего выздоровления он организовал в 1908 году первое Общество психической гигиены (Society for Mental Hygiene).
Бич Фрэнк / Beach, Frank A. (1911—1988).Известный своими исследованиями в области полового поведения животных и человека, Бич опубликовал полученные им результаты в книге Patterns of sexual behavior («Паттерны сексуального поведения»). В этой книге секс рассматривается в культурологической и эволюционной перспективах.
Блау Теодор / Blau, Theodore Н. (р. 1928).Блау выполнил исследование, посвященное природе и эффектам смешанной мозговой доминантности. Он предложил теорию шизофрении, объясняющую развитие этого заболевания действием нейропсихологических и социальных факторов.
Блейк Роберт / Blake, Robert R. (р. 1918).Блейк много сделал для проникновения в суть групповой и межгрупповой динамики, сосредоточив свои усилия главным образом на организационном столкновении групповых норм и разрешении межгруппового конфликта.
Блейлер Пауль / Bleuler, Paul E. (1857-1939).Блейлер внес решительное изменение в осмысление явления, известного теперь под названием «шизофрения». Он добавил в описательную терминологию шизофрении такие понятия, как «неологизм», «словесный винегрет» и «отрицательная речь», а также разработал концепции аутизма и амбивалентности.
Блонский Павел Петрович / Blonskii, Pavel (1884—1941).Блонский сознавал необходимость замены схоластических методов обучения, обусловленную реальностью индустриализации общества. Он предлагал сделать индустриальный труд краеугольным камнем нового образования.
Боас Франц / Boas, Franz (1858—1942).Боас стремился сделать антропологию строгой и точной наукой. Во многих своих исследованиях он отмечал сходные события в очень разных, далеких друг от друга областях.
Богатта Эдгар / Borgatta, Edgar F. (P. 1924).Ранние исследования Богатты были сосредоточены на методиках разыгрывания ролей и социометрическом анализе. Позднее, его исследования адресовались формальным характеристикам малых групп и структуре процессов взаимодействия, а также шкалированию и статистическому анализу.
Болдуин Джеймс Марк / Baldwin, James Mark (1861—1934).Известный как создатель психологии развития, Болдуин продолжал бескомпромиссную линию дарвиновской генетической психологии. Он придавал особое значение интенциональному действию как инструменту отбора в психическом развитии.
Боллс Роберт / Bolles, Robert С. (р. 1928).Исследования Боллса затрагивали различные области мотивации животных и со временем сосредоточились на поведении избегания. Он развил понятие видоспецифичных защитных реакций.
Боннэ Шарль / Bonnet, Charles (1720—1793).Боннэ и Кондильяк прибегли к аналогии человека с оживляемой статуей. Кондильяк избегал психологии, но Боннэ писал о нервных флюидах и возбуждении нервных волокон. Возможно, он приблизил появление учения о «специфических энергиях нервов».
Боринг Эдвин Гарриджи / Boring, Edwin Garrigues. (1886—1968).History of experimental psychology («История экспериментальной психологии») Боринга — классический труд, завоевавший широкое признание. Эта книга объединила творческую научную мысль и дух времени (Zeitgeist), сделав доступным понимание того, как их взаимодействие влияло на ход событий в психологии.
Босс Медард / Boss, Medard (p. 1903).Босс подчеркивал значение свободы человека, опровергая все выводы о причинной обусловленности. Его толкование «бытия-в-мире» относится к возможностям человека связывать все, с чем встречается в своей жизни, с собственным существованием.
Боудер Дэвид Пабло / Boder, David Pablo (1886-1961).После октябрьской революции 1917 года Боудер переехал в Мексику, где он руководил психологическими исследованиями в пенитенциарных учреждениях. Впоследствии он основал Психологический музей в Соединенных Штатах.
Боудич Генри Пикеринг / Bowditch, Henry Pickering (1840— 1911).Боудич первым продемонстрировал закон «все-или-ничего» при передаче нервного импульса по волокнам сердечной мышцы. Закон, согласно которому нервные волокна не испытывают утомления, известен как закон Боудича.
Боулби Эдвард Джон Мостин / Bowlby, John Mostyn (1907— 1990).Боулби известен своими исследованиями вредных воздействий материнской депривации на развитие личности. Он сформулировал теорию привязанности, предлагающую одно из объяснений формирования связи ребенка с матерью.
Брежниц Шломо / Breznitz, Shlomo (p. 1936).Брежниц открыл и документально подтвердил феномен «инкубации угрозы» (incubation of threat), в силу чего страх потенциальной опасности вырастает вместе с ожиданием.
Брей, У. Чарльз II / Bray, W. Charles II (1904-1982).Работы Брея были посвящены главным образом слуху, в частности, исследованиям кохлеарного потенциала и потенциалов действия в слуховом нерве в ответ на звуковые раздражители. Его работы положили начало такой области физиологии, как электрофизиология слуха.
Бренман-Гибсон Маргарет / Brenman-Gibson, Margaret (p. 1918).Более всего известная своими работами по измененным состояниям сознания и их использованию в психоаналитической психотерапии, Бренман-Гибсон расширила сферу своих интересов до изучения творческого состояния писателя.
Брентано Франц / Brentano, Franz (1838—1917).Брентано, в противовес взглядам Вильгельма Вундта, заявлял, что главным методом психологии является наблюдение, а не экспериментирование. Он различал акт видения цвета и сенсорное содержание цвета.
Бретт Георг / Brett, George S. (1879—1944).Бретт известен главным образом как автор монументального трехтомного труда — A history of psychology («История психологии»). Он проследил развитие психологии со времени ее зарождения в Древней Греции до XX столетия.
Бриджмен Перси / Bridgman, Percy W. (1882—1961).Стремясь прояснить природу физических понятий, Бриджмен ввел принцип операционального определения, согласно которому значение научных понятий должно определяться совокупностью экспериментальных операций (главным образом операций измерения).
Брэд Джеймс / Braid, James (приблизительно 1795—1860).Брэду обычно приписывают славу первооткрывателя гипноза, хотя это явление было известно до него, и гипноз уже практиковали Месмер, Эллиотсон и Эсдейл. Действительная заслуга Брэда состоит в том, что он вывел гипноз из сферы мистического объяснения.
Брэдли Френсис Герберт / Bradley Francis Herbert (1846—1924).Брэдли подчеркивал важность для каждого человека сначала обрести себя как единое целое и затем, через собственный опыт, найти свое место в мире полностью гармонизированных отношений с бесконечным, непротиворечивым Абсолютом.
Бэддли Алан / Baddeley, Alan (p. 1934).Бадделей доказал, что долговременная память имеет тенденцию опираться преимущественно на смысл, в противоположность кратковременной памяти, которая в большей степени опирается на звуковую сторону речи (систему речевого кодирования).
Бэйли Нэнси / Bayley, Nancy (p. 1899).К числу наиболее известных работ Бэйли относятся лонгитюдные исследования в перспективе времени жизни, разработка методик для измерения поведенческого, моторного и физического развития, оценка взаимосвязей между поведенческим и биологическим развитием.
Бэйрд Джон Уоллес / Baird, John Wallace (1873-1919).Бэйрд рассматривался как самый представительный последователь Титченера. Он сделал систематическую экспериментальную интроспекцию высших психических процессов главной темой исследований в университете Кларка.
Бэкон, Сэр Фрэнсис / Bacon, Sir Francis (1561—1636).Бэкон утверждал, что в науке есть два вида экспериментов: те, что проливают свет, и те, что приносят плоды. Он был первым, кто призвал покончить со средневековыми спекуляциями и суевериями.
Бэн Александр / Bain, Alexander (1818—1903).Бэн выделял два основных закона ассоциации: закон сходства и закон смежности. Согласно Бэну, ощущения и чувства объединяются в тесной последовательности и таким образом, что, при напоминании об одном из них, в памяти скорее всего всплывет и другое.
Вайтельс Моррис / Viteles, Morris S. (p. 1898).Вайтельс структурировал область промышленной психологии, придав ей вид, который она имеет в наши дни. Подчеркивание им необходимости создания прочной экспериментальной базы для промышленных приложений помогло избежать превращения промышленной психологии в промышленную психотехнологию.
Валлон Анри / Wallon, Henri (1879—1962).Валлон считал эмоцию психологическим явлением, несмотря на ее гуморальные и физиологические компоненты, выполняющим роль связующего звена между ощущениями и социальным миром.
Вебер Эрнст Генрих / Weber, Ernst Heinrich (1795-1878).Главные исследовательские интересы Вебера лежали в области физиологии органов чувств. Он установил, что точка едва заметного различия связана постоянным отношением с эталонным стимулом. Это отношение выражается формулой, выведенной Густавом Фехнером, который назвал ее законом Вебера.
Векслер Дэвид / Wechsler, David (1896—1981).Векслер направил всю свою творческую энергию на разработку и стандартизацию шкал интеллекта, которые носят его имя, и способствовал замене используемого в тестах Бинэ показателя «умственного возраста» на коэффициент отклонения (Deviation Quotient).
Вернер Хайнц / Werner, Heinz (1890—1964).Вернер придерживался взгляда на развитие как на продвижение от недифференцированного и неорганизованного состояния к дифференцированному и иерархически организованному.
Вернон Филип / Vernon, Philip E. (1905—1987).Вернон провел серию сравнительных исследований способностей людей, живущих в разных уголках земного шара, от Танзании до Арктики.
Верпланк Уильям / Verplanck, William S. (p. 1916).Верпланк показал, что последовательные психологические (оценочные) суждения не являются независимыми друг от друга, как это предписывала теория.
Вертгеймер Майкл / Wertheimer, Michael (p. 1927).Исследовательская карьера Майкла Вертгеймера началась с изучения сенсорных и перцептивных процессов, позднее область его интересов расширилась: познание, индивидуальные различия, психолингвистика, восприятие человека человеком и, наконец, история психологии.
Вертгеймер Макс / Wertheimer, Мах (1880—1943).Вертгеймер полагал, что целое принципиально отличается от суммы своих частей — не только тем, что оно больше своих частей, но и первично по отношению к ним.
Вивес Хуан Луис / Vives, Juan Luis (1492—1540).Вивес навсегда останется в истории как предтеча современной психологии. Он призывал собирать крупицы истины индуктивным, а не дедуктивным путем, избегая умозрительных построений.
Викенс Делос / Wickens, Delos D. (1909-1988).В своей научной деятельности Викенс уделял практически равное внимание проведению исследований на людях и на животных — распределение, отражающее склонность к изучению базовых психологических процессов наиболее перспективными способами.
Виткин Герман / Witkin, Herman A. (1916—1979).Самый значительный вклад Виткина в психологию связан с концептуализацией отношений между когнитивными стилями и личностью. Он полагал, что люди, продвигаясь к зрелости, обычно сменяют полезависимость на поленезависимость.
Вольпе Джозеф / Wolpe, Joseph (p. 1915).Исследования Вольпе были нацелены на экспериментальное изучение развития и излечения неврозов у животных. Неврозы вызывались в ситуации научения и с помощью методик научения животные могли быть возвращены к нормальному состоянию. На основе этих данных были разработаны методики лечения неврозов у людей.
Вольф, Христиан фон / Wolff, Christian von (1679—1754).Вольф подчеркивал спонтанную активность разума в противоположность представлениям Локка о разуме как совокупности простых элементов опыта. Разум состоит из способностей или функций, таких как познание, память, чувствование и желание.
Вонг Зонг-Мин / Wang, Zhong-Ming (p. 1949).Вонг ведет активную работу в таких областях, как проектирование систем вознаграждения, инновационные процессы в сфере высоких технологий, оценка и принятие решений, а также создание систем поддержки решений.
Вудвортс Роберт / Woodworth, Robert Sessions (1869-1962).С точки зрения Вудвортса, предмет психологии составляют поведение и сознание. Он считал, что такие бихевиористы, как Джон Уотсон, отказавшиеся от изучения сознания или разума, пренебрегли серьезным и вполне законным аспектом психологии.
Вундт Вильгельм / Wundt, Wilhelm (1832-1920).Деятельность Вундта способствовала созданию в Германии психологии как самостоятельной науки. Используя разработанный Вундтом метод интроспекции, его ученики и коллеги изучали содержание непосредственного опыта.
Выготский Лев Семенович / Vygotsky, Lev Semyonovich (1896— 1934).Выготский выступал против рефлексологии Бехтерева, доказывая, что изучение психической деятельности необходимо хотя бы потому, что она отличает людей от более низкоорганизованных животных. Однако, он отвергал интроспекцию как метод.
Газри Эдвин / Guthrie, Edwin R. (1886—1959).Газри — автор одной из теорий научения. Он утверждал, что научение — это просто образование S—R (стимул—реакция) ассоциации по смежности.
Гален / Galen (около 130—200).Гален систематизировал существовавшие в то время знания по медицине, анатомии и патологии личности в виде общей теории личности (гуморальной теории).
Галликсен Гарольд / Gulliksen, Harold О. (р. 1903).Галликсен занимался математической психологией. Как инспектор по социальным наукам, он входил в состав группы, разрабатывающей объективные тесты по университетским учебным курсам.
Галль Франц Иосиф / Gall, Franz Josef (1757—1828).Галля считают пионером в составлении карты головного мозга или мозговой локализации функций. Однако, исходная предпосылка френологии была признана несостоятельной, когда обнаружилось, что топография черепа и мозга не согласуются между собой.
Гальвани Луиджи / Galvani, Luigi (1737—1798).Гальвани исследовал электрические явления в живых организмах. Его работа стимулировала многие последующие открытия в понимании электрических явлений в живых организмах.
Гальтон Фрэнсис / Galton, Francis (1822—1911).Гальтон внес плодотворный вклад в целый ряд областей, включая классификацию отпечатков пальцев, генетику, статистику, антропометрию и психометрию. Он был первым ученым, четко сформулировавшим вопрос о роли природы и воспитания в развитии.
Гамильтон Уильям / Hamilton, Sir William (1788—1836).Выступая против английских ассоцианистов, Гамильтон считал первым принципом психологии единство и активность человеческого разума.
Ганье Роберт / Gagne, Robert M. (р. 1916).Ганье провел серию исследований, посвященных приобретению и дифференциации моторных и сенсорных навыков. Кроме того, он идентифицировал иерархии обучения, в частности иерархию обучения математике.
Гарсиа Гуиллермо Давила / Garcia, Guillermo Davila (1902— 1968).Основной интерес Гарсиа как исследователя и преподавателя лежал в области психопатологии. Он основал первую латиноамериканскую группу кросс-культурных исследований.
Гарсиа Джон / Garcia, John (1917—1986).Гарсиа известен своими исследованиями механизмов избирательного и адаптивного научения, а также работами по модификации хищнического поведения путем выработки условнорефлекторных реакций отвращения на вкусовые раздражители.
Гартли Дэвид / Hartley, David (1705—1757).Гартли считают основоположником английского ассоцианизма. Он был одним из самых первых физиологических психологов, пытавшимся связать ассоциации представлений с вибрациями мозгового вещества.
Гегель Георг Вильгельм Фридрих / Hegel, George Fridrich (1770— 1831).Гегель считал первоосновой всего разум (reason), а не опыт. Современные понятия самосознания, самоактуализации, роста сознания и обращения к себе — все это прямые следствия неогегельянского идеализма.