Внутренняя работа личности.
«На каждом повороте жизненного пути ему (человеку) нужно от чего-то освобождаться, что-то утверждать в себе». Человек является в определенной степени кристаллизацией биографии, но считать человека полностью результатом биографии нельзя, потому что при этом упускается главный психологический факт – «человек вступает в отношение к своему прошлому, которое по-разному входит в наличное для него — в память его личности». На уровне личности прошлые впечатления не выступают как покоящиеся пласты его опыта, в этом прошлом одно умирает, лишается своего смысла, другое открывается в новом смысле. Эти изменения происходят постоянно; прошлое может переоцениваться и человек «сбрасывает с себя груз своей биографии» Конечно, человек является в определенной степени кристаллизацией биографии, но неправильно считать человека полностью продуктом своей биографии. С одной стороны, личность формируется в процессе жизни, биографии, с другой стороны, она – не только результат того, что происходит, но и результат того, что человек делает из себя. «Как и прошлое, будущее составляет наличное в личности. Открывшаяся человеку жизненная перспектива есть … его достояние» .
Вопрос для самопроверки:
Согласно А.Н.Леонтьеву, может ли личность «сбросить с себя груз биографии»?
а) да
б) нет
Ответ: а) да. Неправильно считать человека полностью продуктом своей биографии. С одной стороны, личность формируется в процессе жизни, биографии, с другой стороны, она – не только результат того, что происходит, но и результат того, что человек делает из себя
Структура личности
Личность характеризуют:
Ø «богатство, многообразие действительных отношений субъекта, составляющих его жизнь. Это и есть основание, реальный базис личности». А.Н. Леонтьев, правда, делает оговорку: не всякая фактически осуществляющаяся деятельность человека есть часть его жизни. Отдельные деятельности могут отчуждаться от человека. Человек делаем целый ряд вещей, которые к его внутренней жизни могут не иметь никакого отношения, быть чем-то внешним для него.
Ø иерархизация связей, то есть «степень развития «вторичных», высших связей действий (мотивов) между собой. Это именно степень развития личности», ее генетическая характеристика. Вектор развития личности — это одновременно вектор ее иерархизации, упорядочивания. Эта идея перекликается с теориями личности таких авторов как Г.Олпорт, С.Л.Рубинштейн, К.Левин, К.Г.Юнг.
Ø тип строения личности: моновершинный, поливершинный и т.д., тот есть имеется в виду общий структурный профиль. Не всякий мотив или жизненная цель способна стать вершиной, вынести всю нагрузку вершины личности. Существует не пирамида с широким основанием внизу и сужающаяся кверху, к высшей жизненной цели, а скорее наоборот, перевернутая пирамида, стоящая на вершине — жизненная цель несет на себе всю ее нагрузку. И от того, какова главная жизненная цель, ведущий мотив, будет зависеть, выдержит ли он всю конструкцию на себе, или не выдержит. Ведущий мотив человека должен быть таким, чтобы держать на себе всю конструкцию.
Вопрос для самопроверки:
Что из перечисленного относится к параметрам структуры личности по А.Н.Леонтьеву?
а) широта связей с миром
б) иерархизация связей с миром
в) структура связей с миром
Ответ: а),б) и в) все перечисленные ответы.
Личностный смысл
Единицей анализа личности выступает личностный смысл как отражение в сознании человека отношения мотива к цели. Личностный смысл обычно соотносится с понятием значения. А.Н. Леонтьев утверждает, что значение не может быть использовано как единица анализа личности, поскольку действительность отражается в нем в независимой от личности форме.
А.Н. Леонтьев приводит пример того, как изменяется личностный смысл при изменении мотива деятельности. Например, чтение студентом научной литературы выступает для него как сознательная цель. Мотивом же может быть и стремление приготовить себя к будущей профессии, и желание формально сдать экзамен. Зная, что личностный смысл определяется отношением мотива к цели, мы в этих двух случаях по-разному проинтерпретируем смысловое содержание деятельности студента.
Вопрос для самопроверки:
Ученик приступает к чтению учебника, чтобы сдать экзамен по физике, но содержание настолько его увлекает, что он начинает серьезно интересоваться этим предметом. О каком явлении идет речь в этом примере?
Ответ: Речь идет о механизме «сдвига мотива на цель, описанным А.Н. Леонтьевым. Этот механизм объясняет расширение круга мотивов и изменения в мотивационной сфере личности. «Рождение новых высших мотивов и формирование соответствующих им новых специфических человеческих потребностей...— писал А. Н. Леонтьев,— происходит в форме сдвига мотивов на цели и их осознания». В Вундт описывал подобный феномен. Используя категорию «гетерогении целей». Он указывал на случаи, когда человек приступает к изучению иностранного языка для общения с местными жителями при поездке за рубеж и первоначально руководствуется сугубо утилитарными соображениями. Но в ходе занятий языком настолько увлекается, что это занятие перерастает в самостоятельное значимое дело, продолжающее существовать и развиваться уже вне зависимости от побудившей его первоначально цели. Сходные процессы были описаны и Г. Олпортом, он, в своей концепции функциональной автономии, отмечал, что при превращении «средств в цели» они могут приобретать силу самостоятельных мотивов.
Проблема исследования личностных смыслов была тем направлением, в русле которого идеи, сформулированные А.Н. Леонтьевым, продолжают развиваться его сотрудниками и последователями в разных направлениях психологии .
Характер
А.Н.Леонтьев четко разводит характер в широком и в узком смысле слова. Под характером в широком смысле он понимает практически все индивидуальные различия, все, что характеризует человека, не позволяет смешивать его с другим. Характер, личность, индивидуальность, - эти три слова выражают при таком понимании фактически одно и то же.
Характер в узком смысле слова А.Н.Леонтьев не определяет, но указывает, что «только такое употребление термина «характер» в психологии является оправданным» Трактовка характера не как синонима личности, а как ее частной подструктуры получила раскрытие в ряде работ в 1980—1990-е годы (А.Г.Асмолов, Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев и др.).