Бессознательное: личное и коллективное
Бессознательное как целое представлено двумя частями: личным бессознательным и коллективным бессознательным.
Личное бессознательное (субъективная психика) - поверхностный слой психики содержит содержания, которые могут стать осознанными. Это – бывшие содержания сознания, подпогроговые впечатления, различные комбинации слабы и неясных представлений. Если эти содержания реализуются в сознании, они переживаются как принадлежащие «Я».
«Наши бессознательные желания подобно нашему телу, являются кладовой обломков и воспоминаний прошлого» К.Г.Юнг |
Коллективное бессознательное (объективная психика) складывается из «содержаний», которые не могут быть ассимилированы индивидуальным «Я». Такое содержание принадлежит всему человечеству, этносу, народу, группе. Коллективное (трансперсональное) бессознательное с ядром всего психического материала не проходит через личный опыт. Его составляющие и образы появляются, распределяясь между людьми всех временных периодов и всех культур. Некоторые психологи, например Б. Скиннер, безоговорочно приняли, что каждый человек рождается как «чистая доска», «tabula rasa»; следовательно, психическое развитие возможно только через их личный опыт. К.Г.Юнг постулирует, что психика новорожденного ребенка уже хранит структуру, определяющую и каналы всего дальнейшего развития, и способы взаимодействия со средой. Эта базовая структура является, по существу, одинаковой у всех детей. Согласно Юнгу, люди рождаются с психологическим наследством, так же как с биологическим. Хотя далее оно развивается по-разному и приобретает уникальность.
«Оно [коллективное бессознательное] больше похоже на атмосферу, в которой мы живем, чем на что-либо, найденное внутри нас. Это просто неизвестная величина» К.Г.Юнг |
«Как человеческое тело представляет целый музей органов, каждый с долгим эволюционным периодом, так и психика, по нашему предположению, организована подобным образом. Она может быть продуктом без историй не больше, чем тело, в котором она существует» К.Г.Юнг |
Архетип
Архетипы — это наследуемые склонности отвечать миру определенными способами. Они являются изначальными образами, воспоминаниями об инстинктивных энергиях коллективного бессознательного.
«Изначальный означает «первый» или «исходный»; следовательно, первый образ относится к самому раннему развитию психики. Человек наследует эти образы из прошлого своих предков, прошлого, которое включает всех человеческих предков, так же как и дочеловеческих, и животных» К.Г.Юнг |
К.Г. Юнг постулировал идею архетипа, изучив рассказы своих пациентов. Ряд пациентов Юнга описывали сны и фантазии, включавшие удивительные идеи и образы, содержание которых не могло быть прослежено из прошлого опыта. К.Г. Юнг предположил, что в коллективном бессознательном есть уровень образности. Он также открыл тесную связь между содержанием снов пациентов и мифическими и религиозными темами, найденными им в разных культурах. Согласно К.Г. Юнгу, архетипы являются структурно-формирующими элементами внутри бессознательного. Из этих элементов вырастают архетипические образы, которые доминируют и в существовании личных фантазий, и в мифологиях всей культуры. Архетипы обнажают «готовность продуцировать вновь и вновь одинаковые или сходные мифические идеи». Они имеют тенденцию появляться как основные паттерны — повторяющиеся ситуации и персонажи. Архетипические ситуации включают поиск, который осуществляет герой, путешествие по ночному морю и битву за освобождение от матери и пр. Архетипические фигуры — это божественный ребенок, двойник, старый мудрец и предвечная мать. Каждая из главных черт личности является архетипом. Эти структуры включают также эго, персону, тень, аниму (у мужчин), анимус (у женщин) и самость.
Персона
Посредник между «эго» и внешним миром. Это общественное лицо, принятое человеком по отношению к другим людям. Персона состоит из элементов, частично базирующихся на личных пристрастиях человека, и также на базе социальных ожиданий. Персона выступает, как своеобразная «кожа», оберегающая внутреннее «личное» от посторонних взглядов. Термин персона пришел из латыни, означая «маска», или «фальшивое лицо». Масканадевалась актерами в Древнем Риме. Чтобы социально функционировать, человек играет роль, используя приемы, свойственные этой роли. Даже тогда, когда он не может приспособиться к чему-либо, роли продолжают работать. Персона имеет негативные и позитивные аспекты. Негативный аспект состоит в том, что доминирующая персона может подавить человека. Те, кто идентифицируется с персоной, видят себя в основном в границах своих специфических социальных ролей. Юнг назвал персону «архетипом конформности». Как часть своей позитивной функции, она ограждает Эго и психику от различных социальных сил и аттитюдов, которые сталкиваются с ними. Персона является также ценным инструментом для общения. Персона может быть символически выражена через объекты, которые используются, чтобы закрыть свое тело (одежда или покрывало), и через инструменты (лопата или портфель). Таким образом, обычные предметы становятся символами идентификации человека. Термин символ статуса (машина, дом или диплом) выражает понимание обществом важности имиджа. Все эти символы могут быть найдены в сновидениях, как репрезентации персоны. Например, как отражение сильной персоной персонаж сновидения слишком нарядно одет или стеснен большим количеством одежды. Отражение слабой персоны – образ голого человека или в открытой одежде. Одним из возможных выражений неадекватной персоны может быть фигура, не имеющая кожи.
Понятие «Эго»
«Эго» – это знак личности, место пребывания индивидуальности и всех психических содержаний, которые осознаются. Бессознательное включает все психические элементы, которые выходят за пределы сознательного представления, и с «эго» не связаны. «Эго» – это комплекс, или чувственно окрашенная группа представлений о себе, имеющая сознательные и бессознательные аспекты, одновременно личная и коллективная структура. «Эго» – это то, как человек видит и понимает себя, наряду с сознательными и бессознательными чувствами, сопровождающими это видение и понимание. «Эго» – это с таким трудом завоеванное самосознание, которое «из человека делает человека». «Эго» – это комплекс, который имеет недавнюю историю, и потому он является достаточно хрупким. Сущность человека укорена в универсуме, который гораздо больше, чем мимолетный образ себя и сознательное представление о себе. Когда «эго» теряет контакт с самостью, то человек испытывает тревожное чувство отчуждения или психотическое настроение (депрессию, чувство одиночества и пр.) Когда эго слишком тесно связано с самостью, без всяких на то оснований, человек ведет себя помпезно, выступает как образец всемогущества.
Функции Эго: мышление, чувства, ощущения, интуиция
К.Г. Юнг идентифицировал четыре фундаментальные психологические функции: мышление, чувства, ощущения, интуицию.
Рисунок: Функции над горизонтальной линией лучше развиты, более осознанны, те, что ниже линии,— менее развиты, менее осознанны. В данном примере, ведущая функция – интуиция, вспомогательная функция – чувство, подчиненная функция – ощущения.
Мышление и чувства являются альтернативными способами формирования мнения, принятия решений и развития различных отношений. Это функции рациональные, поскольку мышление оценивает с позиций «истина-ложь», а чувства с – позиций «приемлемо- неприемлемо».
Ø Мышление – есть рациональная способность структурировать и синтезировать дискретные данные путем концептуального обобщения. Мышление отвечает на вопросы: «Что есть данная вещь?». Дает имя вещи и вводит понятие. Для него очень ценны содержание и общие принципы.
Ø Чувства – функция, определяющая ценность вещей, измеряющая и определяющая человеческие взаимоотношения. Ценность включает в себя измерения – «хорошо и плохо», «верно и неверно». Чувства отвечают на вопрос: «Насколько это ценно?» и часто противопоставлены логическим основаниям.
Ощущения и интуиция - способы сбора информации. Функции ощущения и интуиции считаются иррациональными – внешним и внутренним восприятием, не зависящим от каких либо оценок.
Ø Ощущения информирует о том, что нечто присутствует. В ощущении предметы воспринимаются так, как они существуют в действительности, сами по себе. Они опираются на чувственный опыт восприятия деталей и конкретных фактов: зрением, осязанием, обонянием. Ощущение задает вопрос: «Что я воспринимаю?». Интуиция – восприятие через бессознательное, этопостижение информации в терминах возможностей, прошлого опыта, будущих целей и бессознательных процессов. Интуиция задает вопрос: «Что могло бы случиться?». Люди с сильной интуицией очень быстро продуцируют смыслы и часто не могут отделить собственные интерпретации от необработанных сенсорных данных. Интуитивисты быстро интегрируют новую информацию, автоматически связывая с новую информацию с прошлым опытом.
У каждого человека имеются все четыре функции. Одна из них является обычно более развитой, чем остальные. Юнг назвал эту функцию ведущей. Еще одна функция ( как правило из другой пары) может быть достаточно развита, приближаясь по степени активности к ведущей, ее называют вспомогательная. Функция, которая развита меньше остальных, пребывает в бессознательном, и оказывается подчиненной.Она является менее осознанной, наиболее примитивной и недифференцированной. Для некоторых людей она может представлять что-то вроде демонического влияния, потому что они могут лишь в очень малой степени понять ее и совсем не могут контролировать. Например, выраженный интуитивный тип, который не соприкасается со своей функцией восприятия, может расценить опыт сексуальных импульсов как таинственный или даже опасный. Менее представленная в сознании низшая функция может служить проводником в бессознательное.
«Чтобы сориентироваться, мы должны иметь функцию, которая удостоверяет, что что-то находится здесь (восприятие); вторую функцию, которая устанавливает, что именно есть (мышление); третью, устанавливающую, подходит это нам или нет, хотим мы принять это или нет (чувство); и четвертую функцию, которая указывает, откуда это пришло и в каком направлении будет развиваться (интуиция)» (Юнг, 1942,). |
Любая из функций существует также в интровертной или экстравертной форме.
Интроверсия и экстраверсия
Интроверсия и экстраверсия – это эго ориентации. Интроверту комфортнее с внутренним миром мыслей и чувств, тогда как экстраверт чувствует себя «в своей тарелке» в мире объектов и других людей. Нет чистых интровертов или чистых экстравертов. Юнг сравнивал эти два способа поведения с сердцебиением: есть ритмическое чередование между циклами сокращения (интроверсия) и циклами расширения (экстраверсия). Тем не менее, каждый индивид предпочитает один или другой аттитюд и чаще действует в ключе предпочитаемого аттитюда. Эти же качества определяют баланс между сознанием и бессознательным:
«В случае экстраверта вы обнаружите, что его бессознательное имеет интровертные черты, потому что все экстравертные проявлены в его сознании, а интровертные оставлены в бессознательном» (К.Г.Юнг). |
В одних случаях более уместна интроверсия, в других — экстраверсия.
То и другое взаимно исключается; вы не можете в один и тот же момент вести себя и как интроверт, и как экстраверт. У каждого способа свои преимущества. Самое лучшее — быть гибким и использовать более подходящий к ситуации аттитюд, то есть действовать в ключе динамического баланса между ними и не развивать фиксированные, ригидные способы ответа миру. |
Интроверты интересуются в основном своими мыслями и чувствами и, находясь в своем внутреннем мире, могут потерять соприкосновение с миром внешним. Экстраверты активно включены в мир людей и вещей; они, как правило, более социальны и более осведомлены о том, что происходит в окружающем мире. Они нуждаются в том, чтобы защищать других, доминируя благодаря внешним обстоятельствам. Но от внутреннего мира они отчуждены. Жестко себя ведущие представители деловых кругов, не понимающие человеческих чувств и отношений, являются классическим примером несбалансированной экстраверсии. Интроверты видят мир в том ключе, в каком он влияет на них, тогда как экстраверты больше связаны со своим воздействием на мир.