Тема 2. Психология личности в правоохранительной деятельности
Личностьвыступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-
психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.
Человек– с одной стороны существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны человек – существо общественное, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми. Личность – это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его стороны. Не
всякий человек является личностью.
Индивидуальность– это личность конкретного человека как неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей. Индивид – человек как единица общества.
Одни ученые считают, что психика человека биологически обусловлена, что все стороны личности являются врожденными. Например, характер, способности наследуются как цвет глаз, волос.
Другие ученые уверены, что каждый человек всегда находится в определенных отношениях с другими людьми. Эти общественные отношения и формируют человеческую личность, т.е. человек усваивает принятые в данном обществе правила поведения, обычаи, нравственные нормы.
Очевидно природные биологические особенности необходимы для психического развития человека: человеческий мозг и нервная система – основа формирования психических особенностей человека. Развиваясь же вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.
Большинство психологов полагает, что человек личностью не рождается, а становится. Однако в современной психологии нет единой теории формирования и развития личности. Рассмотрим кратко некоторые из них, например:
- биогенетический подход – (С. Холл, 3. Фрейд и др.) сторонники этой теории считают основой развития личности биологические процессы созревания организма;
- социогенетический подход – (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.) последователи теории основу развития личности видят в структуре общества, способах социализации, взаимоотношениях с окружающими и т.д.
- психогенетический подход – (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.) не отрицая ни биологических, ни социальных факторов, сторонники теории выдвигают на первый план развитие собственно психических явлений.
Отечественная общепсихологическая теория личности развивается под влиянием научных работ К.А Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Анциферовой, Л.С. Выготского, А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.С. Мерлина, В.Н. Мясищева, А.В. Петровского, К.К. Платонова, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна и др. Эта теория базируется на понимании психологии личности как единства деятельности, сознания личности и детерминирующих ее внешних условий, действующих через внутренние причины.
На земле нет двух одинаковых личностей, каждая личность имеет свою структуру. Однако есть много общего, что позволяет выделить структуру личности вообще, которая состоит из четырех составляющих:
1) блок психических явлений (мотивационный) – направленность (устойчивая система мотивов): влечения желания, стремления, интересы, идеалы, мировоззрение, убеждения, потребности);
2) опыт личности – обретение человеком общественного опыта (социализация). Этот опыт включает необходимые для его жизнедеятельности знания, умения, навыки:
знания – система научных понятий о закономерностях природы, общества, становления и развития человека и его сознания;
умения – способность человека на основе знаний и навыков продуктивно, качественно и своевременно выполнять работу в новых условиях;
навыки — автоматизированные компоненты целенаправленной сознательной деятельности;
3) блок регулирования поведения личности (система самоконтроля) включает формы психических познавательных процессов, в частности: индивидуальные особенности ощущений, восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, воображения, мышления, речи.
4) биологически обусловленные свойства и качества личности:
антропологические признаки – расовые, половые, возрастные и др.;
физические особенности – размеры тела и его структурно-механические свойства;
внешняя анатомия тела;
функционально-анатомические особенности;
биохимические особенности и патологии выделенных элементов;
свойства и типы темперамента.
Производными от этих основных составляющих структуры личности являются:
1) характер –совокупность основных, отличительных свойства человека, проявляющихся в особенностях его поведения и отношения к окружающей действительности; целостное образование личности, определяющее особенности его деятельности и поведения. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями;
2) темперамент – индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных, а также некоторые внешние особенности поведения человека – подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т.д. Еще древние философы (Гиппократ, Гален и др.) различали четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.
Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика – в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик – методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера. Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно, до известной степени, судить о некоторых свойствах темперамента;
3) способности – психическое свойство личности, являющееся условием успешного выполнения определенных видов деятельности;
4) активность личности – связь личности с деятельностью. Основной источник активности личности – это потребности. Все стороны личности проявляются в деятельности, и именно потребности заставляют действовать человека;
5) потребность – побуждение к деятельности, которая осознается и переживается человеком как нужда в чем-то или недостаток чего-либо.
Потребности бывают:
- естественные (природные) – обеспечивают существование человека (пища, одежда, отдых, жилище и т.д.). Это биологические потребности, но они отличаются от потребностей животных, Способ их удовлетворения у человека носит общественный характер;
- духовные, или социальные потребности (чисто человеческие). Это потребность в словесном общении с другими людьми, знаниях культуры (чтение книг, посещение театров, музыка и т.д.).
Огромное значение имеет потребность в труде. Уровень развития потребностей влияет на уровень развития личности. Нормальное состояние человека (если только он не спит) – активное, деятельное. Активность бывает внешней (движение, мышечные усилия) и внутренней (психическая активность), которая наблюдается даже у неподвижного человека, когда он размышляет, читает, что-то вспоминает и т.д.
6) деятельность – активность человека направленная на удовлетворение его собственных потребностей, а также требований к нему со стороны общества и государства. Без деятельности невозможна человеческая жизнь. В процессе деятельности человек познает мир, создает материальные (жилище, одежда, пища) и духовные (наука, литература, живопись, музыка) продукты. Своей деятельностью человек изменяет окружающий мир. Деятельность человека формирует и изменяет его самого. Для всякой деятельности необходимы психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, которые, в свою очередь, формируются и развиваются в деятельности. Такова взаимосвязь психических процессов и деятельности.
Различают три основных вида деятельности: учебную, трудовую, игровую. Они отличаются друг от друга по результатам, мотивам, организациям.
Труд –основной вид деятельности, результатом труда является создание общественно-полезного продукта (заводская и с/х продукция, написанная книга, музыка и т.д.).
Творческая деятельность – ее результатом является создание нового оригинального продукта высокой общественной ценности (техническое изобретение, создание нового музыкального или художественного произведения, выведение новых сортов и т.д.). Она требует наличия способностей, глубоких знаний, большого интереса к делу, но главным образом – напряженного труда, настойчивости и упорства в преодолении препятствий. Ошибочно мнение, что талантливому человеку все достается без труда. Наоборот, многие талантливые люди подчеркивали, что дело не столько в способностях, сколько в труде (Чайковский, Толстой, Репин и др.).
Учение – деятельность, направленная на приобретение знаний, умений, и навыков, необходимых для широкого образования и последующей трудовой деятельности.
С учением тесно связана игра. При обучении профессии учение дает полезный продукт лишь на производственной практике. Игра как деятельность не дает общественно значимого продукта. Различны и мотивы (мотивом труда является осознание общественной необходимости, игра мотивированна интересом) и организация этих видов деятельности. Труд и учение осуществляются в специально организованной форме, т.е. в определенное время и в определенном месте. Игра связана со свободной организацией, ребенок играет в отведенное для этого время как хочет и сколько хочет.
Человеку в любом возрасте свойственны все три вида деятельности, но в разные периоды жизни они имеют разное значение.
С точки зрения структуры различают цели и мотивы деятельности.
Цель – то, ради чего действует человек. Мотив – то, почему он так действует. Составную часть, или отдельный акт деятельности, называют действием.
Они состоят из движений: Деятельность → Действия → Движения.
Например: сшить пальто – деятельность, которая складывается из отдельных действий (снятие мерок, раскрой, сметывание, примерка и т.д.) все эти действия состоят из отдельных движений, которые диктуются сигналами из окружающего мира. Действия бывают вполне осознанными и не вполне осознанными, когда недостаточно осознана цель, последовательность движений и контроль. Такие мало осознанные действия производятся под влиянием сильных чувств и называют импульсивными. Различают практические и умственные действия. Они тесно связаны между собой.
Интерес – избирательное отношение личности к объекту в силу его эмоциональной привлекательности. Бывают разные виды интересов:
- материальный – стремление к жилищным условиям, удобствам, гастрономическим изделиям, одежде и т.д. Эти интересы могут перерастать в уродливые формы стяжательства (накопительства) (типичный, пример – Плюшкин);
- духовный – характеризует высокий уровень развития личности. Это, прежде всего, познавательный интерес;
- непосредственный – интерес к самому процессу деятельности: процессу познавания, труда, творчества;
- опосредованный – интерес к результатам деятельности. Например, к приобретению профессии, служебному и общественному положению или материальным результатам труда;
- пассивный – интерес созерцательный, когда человек ограничивается наблюдением интересующего объекта (футбол, хоккей по TV).
- активный – интерес действенный, когда человек действует, овладевая объектом интереса (играет в футбол, хоккей).
В зависимости от широты и глубины интереса, находится уровень развития личности.
К основным факторам формирования личности относятся:
1) среда – важнейший фактор социализации человека и его становления; окружение, условия, обстоятельства, в которых растет, живет и работает человек. Выделяют:
- микросреду – контактное, т.е. непосредственное окружение человека (родители, воспитатели, родственники, школа, «улица» и т.п.);
- социальную среду – конкретные общественные отношения, традиции, нравственные и правовые устои, при которых рождается и живет человек;
- естественную среду — определенные климатические, географические условия, формирующие этнопсихологические особенности личности;
2) наследственность — генетическая передача определенных качеств и свойств личности от поколения к поколению;
3) обучение, воспитание, образование;
4) степень адекватности включения человека в трудовую деятельность.
Можно, находиться в благоприятной среде, иметь хорошую наследственность, учиться у квалифицированных учителей, но оставаться при этом умной ненужностью. Только в процессе трудовой деятельности происходит становление и развитие личности.