Перечень вопросов к зачету по всему курсу

  1. Место и роль исследовательской деятельности в профессиональной компетентности учителя изобразительного искусства.
  2. История психолого-педагогических исследований детского творчества (К.Риччи, Г.Кершенштейнер, Е.И.Игнатьев, В.С.Мухина, Н.Н.Фомина, Ю.А.Полуянов, А.И.Савенков).
  3. Восприятие и его значение в художественно-творческой деятельности. Особенности развития восприятия у детей.
  4. Мышление и его значение в художественно-творческой деятельности. Особенности развития мышления у детей.
  5. Воображение и его значение в художественно-творческой деятельности. Особенности развития воображения у детей.
  6. Художественно-творческая одаренность детей и подростков в области изобразительного искусства
  7. Порядок экспертизы детского рисунка и учет возрастных особенностей в организации художественной деятельности детей.
  8. Художественный образ в детском рисунке.
  9. Композиционное построение детского рисунка (композиционный центр, закон контрастов, закон целостности, сюжетные связи)
  10. закономерности проявления творческих способностей учащихся.
  11. Формы и методы исследования детской художественной деятельности.
  12. Структура карты критериев оценки детской работы.
  13. Методики Роршаха, Люшера, Векслера, Бине-Симона.
  14. Методики определения дивергентного мышления детей и подростков (Н.А.Лепская, Ю.А.Полуянов, Е.Е.Туник, Торренс)
  15. Принципы разработки упражнений, направленных на активизацию познавательных процессов в художественном творчестве.

Рекомендуемые источники и литература

Основная

1.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб.:СОЮЗ, 1997.- 96 с.

2.Зеньковский В.В.Психология детства. – М.: Академия, 1996. – 347 с.

3.Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. – М.: Учпедгиз, 1961. – 224 с.

4.Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007. – 208 с.

5.Козырева А.Ю. Лекции по психологии и педагогике творчества. – Пенза, 1994. – 337 с

6.Кузин В.С. Психология. Учебник – М.: Высшая школа, 1974. – 280 с.

7.Кузин В.С. Психология живописи. Учебное пособие для вузов.- 4-е изд., испр. – М.:ОНИКС-21 век,2005. – 304 с.

8.Рогова Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.:ВЛАДОС, 1996. – 526 с.

9.Юсов Б.П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество: Очерки по истории, теории и психологии художественного воспитания детей. – Магнитогорск, МаГУ, 2002.

Дополнительная

1. Алехин А.Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1996.

2. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М.: Просвещение, 1964. – 304 с.

3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Прогресс, 1974. – 302 с.

4. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999.– № 9.

5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002 - 320 с.

6. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Педагогика, 1987. – 341 с.

7. Венгер Л.А. Программа «Одаренный ребенок». – М.: Новая школа, 1995

8. Ветлугина Н.А.Художественный образ и детское творчество//Художественное творчество и ребенок – М., 1972 – С.22-36

9. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся/ Под ред. И.С.Якиманской – М.: Педагогика, 1989. – 224 с.

10. Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001

11. Давыдова Г. А. Дорога в будущее. О современных теориях креативности и одаренности // Психологический журнал. – 1999.- № 3.

12. Голубева Э.А.Способности и индивидуальность. – М.: Просвещение, 1983. – 130 с.

13. Ермолаева-Томина Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей по материалам зарубежных исследований,.//Вопросы психологии.- 1975. - №5. – С.166 – 176.

14. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академический проект,2003 – 304 с.

15. Лепская Н.А. Диагностика художественного развития младших школьников. Методика «5 рисунков» - Москва, 1995.

16. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978. – 97 с.

17. Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы психологии – 1989.–№ 6

18. Матюшкин А.М. Талантливые дети глазами родителей и воспитателей // Детское творчество - с.4-7.

19. Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студентов пед. инст-тов. – М.: Просвещение, 1985. – 272 с.

20. Одаренные дети (пер. с англ.). /Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого – М.: Прогресс,1991.

21. Педагогическая диагностика по программе «Развитие» под редакцией А.И. Булычева (рекомендации и материалы для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста) – М.:ООО «Издательство Гном и Д», 2000

22. Полуянов Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. Пособие для школьных психологов. – Москва-рига, 2000. – 160 с.

23. Полуянов Ю.А. Перспективы реализации идей Л.С. Выготского о детском художественном творчестве// Вопросы психологии. – 1977. - №1.- С.98.-106.

24. Психологическая энциклопедия. 2-е изд./Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003.

25. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М.: Пед. общ-во России, 1999.

26. Словарь практического психолога/Сост. Головин С. Ю. – Минск: Харвест, – 1998.

27. Степанов В. Р. Психология одаренности детей и подростков // Вопросы психологии. – 2000.–№ 3.

28. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. – М., 1994.

29. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.

30. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности Учеб. пособие. – М.: Логос, 1996 – 256 с.

31. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности – М. Флинта,1997 – 224 с.

Наши рекомендации