Современный лингвистический функционализм
Функционализм. Язык – инструмент речевого взаимодействия людей. Теория поведенческого контекста. Интеракционистский подход.
Когнитивная лингвистика. Когниция – совокупность видов познавательной деятельности. Языковые когниции. Проблемы когнитивной лингвистики. Образные схемы (М.Джонсон). Концептуальная метафора (Дж.Лакофф). Когнитивная грамматика (Р.Лэнекер). Способы представления лингвистических данных: сценарий и фрейм.
Прагмалингвистика – изучение функционирования языковых знаков в речи. Теории речевых актов. Прагматическая теория значения. «Принцип кооперированности». «Максимы дискурса». Теоретические посылки концепции. Прагматические теории референции. Истоки концепции. Основные составляющие анализа. Понимание референции. Х. Гарфинкель – основатель «этнометодологии». Функциональная прагматика. Теория речевого поведения. Речевой поступок.
Интерпретационизм. Связь с проблемами значения, коммуникации и перевода.
Лингвистика текста. Правила построения связного текста и его смысловые категории. Понятие текста и пресуппозиции. Анализ дискурса. Категории дискурса. Модели анализа дискурса. Новые задачи анализа дискурса.
Психолингвистика. Эксперимент как основной метод исследования. Проблемы зарубежной психолингвистики. Проблемы отечественной психолиновистики. Этнопсихолингвистика.
Вопросы:
Когнитивная лингвистика (КЛ).
1. Назовите цели и проблемы КЛ. Перечислите основоположников КЛ.
2. Что такое «когниция» и каковы ее типы?
3. Дайте определение «образной схемы» М.Джонсона.
4. Дайте определение «концептуальной метафоры» Дж.Лакоффа.
5. Перечислите основные принципы «Когнитивной грамматики» Р.Лэнекера.
6. Каковы способы представления семантических данных?
Список терминов:
Когниция – совокупность всех видов познавательной деятельности.
Образные схемы – повторяющиеся динамические образцы процессов восприятия и моторных программ, придающие структуру и связность человеческому опыту.
Концептуальная метафора – способ думать об одной области через призму другой.
«Сценарий» - упорядоченная во времени последовательность стереотипных событий.
Фрейм – пакет информации, хранимый памятью или создаваемый по мере необходимости.
Темы рефератов (презентаций):
1. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода.
2. Начальные этапы становления когнитивизма.
3. Семантика в когнитивной лингвистике.
Прагмалингвистика (ПЛ).
1. Каковы методологические предпосылки ПЛ? Назовите основателей ПЛ.
2. Перечислите основные направления ПЛ.
3. Каковы принципы «Теории речевых актов»?
4. Раскройте проблемы, обсуждаемые в «Теории речевых актов».
5. Перечислите основные «максимы дискурса» в «Прагматической теории значения» П.Грайса.
6. Каковы принципы «Прагматической теории референции»?
7. Каковы цели и проблемы «Этнометодологии»?
8. Перечислите основные положения «Теории речевого поведения».
Список терминов:
Иллокутивные силы – явные и скрытые цели высказывания.
Перлокутивный эффект – воздействие высказывания на адресата.
Мáксимы – правилы, регулирующие взаимодействие людей и справедливые для рационального поведения вообще.
Референция – отнесенность актуализированных имен, именных выражений или их эквивалентов к объектам действительности.
Темы рефератов (презентаций):
1. Теория речевых актов Дж.Сёрла.
2. Прагматическая теория значения П.Грайса.
Лингвистика текста (ЛТ).
1. Перечислите основателей ЛТ.
2. Что понимается под текстом?
3. Каковы категории текста?
4.Какие проблемы обсуждаются в ЛТ?
5. Дайте определения «дискурса».
6. Каковы аспекты изучения дискурса?
Список терминов:
Пресуппозиция – коммуникативный фон высказывания, основывающийся на предварительном контексте или знаниях о мире.
Дискурс – связный текст в совокупности с экстралингвистическими факторами.
Темы рефератов (презентаций):
1. Основные направления Лингвистики текста.
2. Основные направления Теории дискурса.
Содержание отдельных занятий, имеющих непосредственно практико-ориентированную направленность.
Тема занятия | Форма проведения занятия |
Тема 4. Языкознание в Древней Греции и Риме. Проблема имени и вещи. Разыгрывание ролей. | Творческая лаборатория «ЛОГОС» Студенты делятся на две группы. Одна должна представлять точку зрения Кратила о естественной мотивированности слов, другая - позицию Гермогена об условной (произвольной) взаимосвязи звучания и значения слова. По аналогии с персонажами диалога «Кратил» они приводят свои аргументы, выбирая примеры из современного языка (русского, английского, французского, немецкого и т.д.). Преподаватель выступает в роли Сократа, т.е. арбитра, подводящего резюме спора. |
Тема 5. Языкознание Средних веков. Номинализм и реализм. Разыгрывание ролей. | Творческая лаборатория «ЛОГОС» Студенты делятся на три группы. Одна представляет точку зрения реализма (общие понятия существуют вне человека, а предметы и слова - это их вариативное материальное проявление), вторая - точку зрения номинализма (реально существуют материальные предметы и явления, а понятия создаются человеком в процессе познания их признаков и свойств), третья - промежуточную точку зрения (умеренный реализм). Преподаватель выступает в роли модератора спора. |
Тема 7. Сравнительно-историческое языкознание: основатели, принципы, метод. Практикум сравнительно-исторического метода | Студия лингвистического анализа «Метод» Студенты делятся на 4 группы. Каждая группа анализирует лексику выбранного языка: русского, английского, французского, немецкого. Студенты практикуют элементы внутренней и внешней реконструкции, пользуясь электронными словарями, знакомятся с этимологией слов определенных тематических групп, делают выводы о фонетических соответствиях, о степени генетической близости языков. Результаты исследования оформляются в презентацию, которая будет представлена для студентов 1 курса в теме «Генеалогическая классификация языков». |
Тема 8. Философия языка В. фон Гумбольдта. Идеоэтническая парадигма. Аналитическое чтение | Студия лингвистического анализа «Метод» Студенты знакомятся дома с русскими переводами извлечений из работ В. фон Гумбольдта «О различии строения человеческих языков» и «О влиянии различного характера языков на литературу и духовное развитие» (они представлены в сайте EDU.PGLU.RU) и готовят эссе, в котором излагают основные темы авторского повествования, свое мнение по поводу содержащихся положений, свою аргументацию или контраргументацию выдвинутых тезисов. Отдельное внимание уделяется речевому портрету В. фон Гумбольдта (доминирующие лингво-стилистические черты). В классе студенты по очереди зачитывают свои эссе и обсуждают с преподавателем сильные и слабые стороны очередного презентируемого анализа. При этом тексты первоисточника доступны всем в течение всего обсуждения (проекция на экране). В конце занятия подводится итог конкурса интерпретаций. |
Тема 11. Социологическая парадигма. Социальная психология и функционирование языка. Презентации, обсуждение. | Творческая лаборатория «ЛОГОС» Студенты заранее получают задание собрать коллекцию пословиц и поговорок по различным тематикам (напр., «Женщина», «Работа», «Счастье», «Друг», «Судьба» и т.д.) в русском, английском, французском, немецком, испанском (по возможности и в восточных) языках. На занятии проводится сравнительный когнио-семантический анализ корпусов пословиц и поговорок в разных лингвокультурах и делаются выводы о тех или иных универсальных и характерологических чертах социальной психологии лингвокультур. |
Тема 12. Принципы и методы структурализма. Кейс-стади (структурный анализ). | Студия лингвистического анализа «Метод» Студенты заранее получают задание сделать различные виды структурного анализа - фонетический, морфологический, синтаксический, компонентный - на базе предложенных языковых примеров русского, английского, немецкого, французского языков. На занятии каждый студент демонстрирует в виде презентации проделанный анализ. Преподаватель со студентами обсуждают результаты исследований. |
Тема 14. Современный лингвистический функционализм. Кейс-стади (прагмалингвистический анализ). | Творческая лаборатория «ЛОГОС» Студенты заранее получают от преподавателя копии видеозаписи одного из популярных ток-шоу (напр., «Поединок»), в которых представлены различные социальные группы и интересы. Задачей студентов является проанализировать речевые стратегии участников ток-шоу и выявить слабые и сильные стороны речевого поведения противников. |
Темы мини-проектов | |
Полисеманты-гиганты | 1. Выборка слов русского, английского, немецкого, французского языков, имеющих не менее 20-ти значений (полисеманты-гиганты). 2. Изучение семантических связей внутри каждого полисеманта. 3. Сопоставление семантических структур одноименных полисемантов в 4-х языках. 4. Составление таблиц, иллюстрирующих сходные и индивидуальные направления семантических переходов в выбранных полисемантах. |
Пословицы и поговорки как языковая картина мира народов | 1. Выборка пословиц и поговорок на определенную тему (напр., «Женщина», «Дружба», «Любовь», «Счастье», «Животные» и т.д. в различных языках). 2. Анализ оценочной семантики пословиц и поговорок в каждом языке. 3. Сопоставление доминантных оценочно-семантических тенденций в каждом языке. 4. Составление результирующих выводов, показывающих сходства и различия паремических моделей и их оценочной семантики в сравниваемых языках. |
Фоносемантика. Смыслообразующие свойства начальных фонестем. | 1. Выборка слов и значений с начальными фонестемами (br-, cr-, dr-, fr-, gr-, bl-, cl-, fl- и т.д. 2. Группирование лексики по семантическим полям. 3. Объяснение причастности тех или иных слов к установленным полям. 4. Распределение полученных семантических полей и их взаимосвязей. 5. Сравнительный качественно-количественный анализ семантической структуры выведенных семантических полей с одноименными фонестемами в исследуемых языках. |