Психология массовых движений

Французский социальный психолог П. Мокор писал: «Психология социальных дви­жений пытается установить, в какой степени индивидуальные убеждения и установ­ки, общественное мнение, спонтанно проявляющиеся или спровоцированные систе­мами убеждения, которые различным образом комбинируются в социальной жизни, влияют на становление общностей» (Maucorps, 1950).

Будем понимать под массовым движением устойчивую широкую общность
людей, осознающих социальную проблему, возникшую перед определенным обще­
ственным классом, группой, социальным слоем или обществом в целом, разделяющих
единые взгляды на характер и пути решения этой проблемы и вполне добровольно
объединяющихся для определенных действий ради внесения в жизнь общества соот­
ветствующих изменений1. Движения обычно оцениваются конкретно — прежде все­
го, в соответствии с ролью, которую они играют в данном обществе. Соответственно,
в расчет принимается социальная специфика движения: в каком именно сегменте об­
щества оно развивается, чьи интересы оно выражает или отражает (что не всегда озна­
чает одно и то же).
---------------

1 См.: Основы социальной психологии и пропаганды. М, 1984. С. 287.

г

Глава 3.6. Психология политических партий и массовых движений 331

С внешней точки зрения, любое движение характеризуется четырьмя основными моментами: 1) социальной базой; 2) целями движения и основной сферой приложе­ния усилий; 3) степенью организованности; 4) направленностью идеологии.

Социальная база — это та многочисленная группа (социальный слой, класс) или масса, на которую опирается данное движение. Она определяется разными призна­ками; кроме чисто социальных, существуют объединения на основе пола, возраста, национальности, профессии вероисповедания и т. д.

Цели и усилия движения могут быть не только политическими, но и чисто профес­сиональными, культурными, духовными, экологическими и т. д. Они могут быть даже половыми (типа движений за эмансипацию женщин, за права сексуальных мень­шинств), демографическими (движения пенсионеров, молодежи) или почти любыми иными. Однако в целом они всегда носят социальный характер, так как главной це­лью для них всегда является увеличение числа членов и расширение человеческой сферы приложения сил.

По степени организованности движение может быть спонтанным или создавае­мым. Новые члены могут вовлекаться в движение стихийно или отбираться целена­правленно. У движения могут присутствовать или отсутствовать организационные нормы и принципы построения, руководства и т. п. Таким образом, массовое движе­ние, как и любая масса, может быть либо естественным, либо же искусственным.

Под направленностью идеологии принято понимать определенный уровень как ра­циональных, теоретических представлений, так и эмоциональной увлеченности це­лями движения.

С внутренней точки зрения, практически любое движение также характеризует­ся: 1) идеологией; 2) организацией; 3) социальной психологией. При всей любопыт-ности прочих аспектов нас будет интересовать прежде всего социальная психология движения, поскольку именно она лежит в основе организации, а в опосредованном виде является основой и идеологии1.

Организация всегда отражает природу движения. Понятно, что в случае «есте­ственных» движений об организации можно говорить лишь достаточно условно: обычно они самоорганизуемы, причем самоорганизация таких движений носит го стихийный, мало управляемый характер. В случае «искусственных» движений уро­вень организации всегда выше, однако и здесь он не должен слишком превышать не­которые естественные пределы — иначе движение превратится в организацию. На­пример, излишне заорганизованное партизанское движение очень быстро перестает быть собственно движением, превращаясь в ополчение или даже в придаток армии, после чего утрачивает свои именно «движенческие» функции, отличия и преимуще­ства. Известен жесткий закон: уровень организации всегда обратно пропорционален степени массовости движения.

Идеология любого движения выражает социальную психологию эпохи или общ­ности, их потребности и проблемы. Социальные движения — это один из непосред­ственных механизмов реализации потребностей, разрешения проблем. Их идеологии всегда конкретны, обычно не слишком оформлены и недостаточно рационализирова­ны (в отличие, скажем, от партийных идеологий, всегда носящих программно-теоре­тический характер). В большинстве случаев они носят эмоциональный характер. Если

1 Об этом см.: Ольшанский Д. В. Основы политической психологии. М., 2001.

332 Часть 3. Массовые социально-психологические явления

в самом полном виде идеология включает нормы, ценности и образцы поведения, то массовые движения обычно ограничиваются двумя последними компонентами — массы не любят, когда их «нормируют».

Социальная психология движений — это эмпирическое отражение условий повсе­дневной жизни и основных проблем в психике, реально сплотившее людей в особую массу членов данного движения. Ее стержнем является эмоционально яркая, увлека­ющая основная проблема, под влиянием которой или для разрешения которой люди, подчас независимо от их воли, вовлекаются в движение. Проблема может выступать как в обобщенном виде («Так жить нельзя!» или «Сохраним планету зеленой!»), так и в конкретных формах («Свободу Юрию Деточкину!»). Вокруг такой центральной проблемы группируются соответствующие чувства и настроения людей, не носящие систематизированного характера. Социальная психология движения включает широ­кое разнообразие индивидуальных и групповых психологических условий, в которых зарождается движение, однако к моменту появления движения как такового все это разнообразие оказывается подчиненным основной, массообразующей, заражающей и увлекающей, эмоционально подчиняющей проблеме. Это та самая проблема, которая доставляет беспокойство значительному количеству людей.

Наши рекомендации