Подготовка, разбор и исполнение процесса
Известно исследование меняющихся и движущихся объектов, процессов, которые осуществляются с участием человека, среди других процессов, развертывающихся в окружающем мире. Временные синтезы явно обнаруживаются при подготовке, исполнении деятельности и разборе.
1. Планирование - работа в настоящем по поводу будущего выполнения - это работа с моделью процесса. Опыт предполагает наличие у субъекта модели и приемов работы с ней. Работая с моделью в ходе подготовки, субъект строит или активизирует структуры опыта, организует их, создавая систему, готовую к применению. Отметим здесь трудность определения опыта как системы организованных действий, развертываемых теперь, в живом виде. В ходе подготовки субъект может создавать лишь некоторые скелеты таких систем (без двигательного или контекстно-смыслового наполнения) или их фрагменты. Опыт как целостная и полноценная система организованных движений, восприятий, мыслей и т.д. может обнаружиться только в реальном процессе, а не в модельной ситуации подготовки к трудовому процессу.
Работа по подготовке основана на временном знании самого временного объекта, которое уже есть у субъекта. У субъекта должно быть временное знание и другого рода: теперь идет подготовка к будущему процессу, который пока не начался. Это позволяет многократно проигрывать модель, повторяя отдельные элементы. При этом субъект знает о неизбежном приближении момента, когда нужно будет приступить к реальному исполнению, где уже нельзя ничего повторить, вернуть, исправить.
Можно было бы говорить, что в ходе подготовки субъект формирует орудия, которые будут ему служить в исполнении реального процесса. Однако сам термин «орудие» для нас остается смутным. После подготовки, проведенной по полной программе, где отработаны отдельные фрагменты и целая схема, реальное исполнение может оказаться неточным или вовсе провалиться. Это можно толковать так, что либо орудия так и не были сформированы, либо их не удалось применить. Мы отказываемся от логики «есть-нет», предпочитая логику частичного и степени частичного: возможно, что субъект слабо владеет приемами применения орудий. Проблема заключается в создании в ходе подготовки адекватных структур для исполнения в условиях реальной деятельности. Память связана со смысловыми структурами личности (Г. К.Середа), но она определяется длительностью промежутка до исполнения. Человек запоминает, готовясь к будущему применению запоминаемой информации, но память может подвести.
Здесь важно подчеркнуть, что человек способен думать о будущем процессе, представляя его как временной объект, в его развернутой длительности и последовательной упорядоченности. В ходе подготовки человек продумывает ход будущего процесса, продумывает свои действия и возможные обстоятельства будущей деятельности.
Предварительное продумывание возможно и по ходу осуществления самого процесса. Человек параллельно исполняет свои функции по управлению процессом и продумывает ближайшие действия. Это работа с двумя временными объектами сразу, субъект должен их различать. Такая работа основана на ожидании предстоящего и устремленности на него. Предстоящее имеет смысл для субъекта. Субъект надеется точнее исполнить свои задачи, надеется, что глубокое, всестороннее и тщательное продумывание действий поможет ему лучше исполнить свои задачи. Такая работа основана также и на отчетливом восприятии того, что происходит вокруг субъекта, и на умении отличить настоящее от предстоящего.
Заметим, что люди различаются по тщательности продумывания предстоящих действий. Кроме того, в некоторых видах деятельности детальное продумывание мешает так же, как и составление подробных планов для точного их исполнения. Тщательно построенный алгоритм может стать препятствием для исполнения в изменившихся обстоятельствах. Некоторых людей заученный алгоритм закрепощает, и, попав в новую ситуацию, они не могут быстро подобрать новый вариант действий.
2. Разбор исполненного - другая форма работы, создающая опыт. Эта работа также содержит временную составляющую. То, что продумывается, - прошло, ничего нельзя изменить. Настоящее, обстоятельства, в которых идет разбор, отличаются от разбираемого процесса. Субъект это хорошо понимает и, отстраиваясь от текущих событий, пытается понять, что же произошло тогда, как все происходило, и определить, как следовало бы действовать, чтобы то, что было, не произошло. Иллюстрацией может послужить разбор ошибки, совершенной опытным специалистом.
В самом разборе исполненного есть направленность и на будущее исполнение. Поэтому разбор - это форма подготовки к будущему исполнению процесса. В такой работе слиты настоящее, прошлое и будущее. Однако субъект в состоянии делать временные определения и различать, что относится к будущему, что к прошлому, что - к настоящему. Как правило, это происходит само собой, но такие определения и различения являются основой сознания и поэтому легко становятся предметом сознательного анализа.
Разбор осуществляется с помощью моделей, которые являются временными объектами - они основаны на способности воспроизводить развертывание объекта в его длительности и последовательности. Временной объект-модель прошлого развертывается в обыденных обстоятельствах кабинетного разбора, одновременно строится модель будущего исполнения, осуществления модели.
3. При осуществлении процесса антиципация и работа памяти могут идти без особой сознательной работы по выполнению временных определений. Но субъект ориентируется во времени временные соотнесения он производит при необходимости легко и точно. В затрудненных обстоятельствах, например при сдвигах поясного времени или при тяжелом переутомлении, временная работа сознания затрудняется. Бывают периоды, когда сознание поглощено текущей работой по поводу происходящего, временные определения и констатации выполняются автоматически либо откладываются.
В другие периоды сознание более свободно от текущих дел и у субъекта имеется возможность сознательно констатировать или предвидеть опережения или отставания. Это и есть соотносящая временная работа сознания, которая выполняется в ходе работы с временными объектами.
Работа сознания по темпоральным определениям - работа, которая выполняется сознанием периодически, но она совершенно необходима для выполнения трудовой задачи, поскольку в содержание задачи входят срок, ритм, скорость и требование точного выполнения. Временные рамки становятся условием и формой социального взаимодействия людей, участвующих в ходе выполнения трудовой деятельности. Поэтому обсуждение времени столь часто становится предметом рассмотрения при планировании заданий и их разборе, на переговорах и пр.
Временные синтезы заставляют разобраться в том, как связаны настоящее, прошлое и будущее, с тем чтобы понять, как они могут быть отделены друг от друга. В текущей деятельности субъект может принять прошлое или будущее за настоящее и допустить ошибку. Чтобы ее предупредить, необходимо знать законы формирования временных синтезов.
Представления о временных объектах, об операциях упорядочения и синхронизации, о временных синтезах и сфере настоящего необходимо связать с теорией деятельности А.Н.Леонтьева. Поместив человека в окружающий мир, будем рассматривать процессы в окружающем мире и соотнесем каждый из членов триады «деятельность-сознание-личность» со временем.
Деятельность должна включать временное упорядочение ее составляющих, ее подпроцессов, и синхронизацию временных объектов с событиями окружающего мира. Необходимо построить особую модель, содержащую ожидание, внимание, восприятие, сознание, память, движения, переживание и мышление, чтобы раскрыть деятельность с временными объектами.
Сознание - механизм временного упорядочения и синхронизации. Как писал А.Н.Леонтьев, «… сознание человека, как и сама его деятельность, не аддитивно. Это не плоскость, даже не емкость, заполненная образами и процессами.Это - и не связи отдельных его единиц, а внутреннее движение его образующих, включенное в общее движение деятельности, осуществляющей реальную жизнь индивида в обществе. Деятельность человека и составляет субстанцию его сознания». Сознание выступает как ясность и отчетливость настоящего в его отнесенности к прошедшему и предстоящему. Сознание - ясное и отчетливое восприятие происходящего, воспоминание прошлого, ожидание будущего. Сознание - обостренное переживание мимолетности настоящего. Сознание позволяет отделить процесс от субъекта. Сознание - это не только держание цели (будущего, из которого «временит время»), но и временная сфера. Сознание делает гибкой деятельность, обеспечивает личности возможность роста.
Субъект решает параллельно несколько задач. Субъект - динамическая структура, которая обеспечивает исполнение. Субъект влит в исполнительный процесс, является его частью. Субъект-профессионал является исполнителем организованной деятельности, носителем опыта. Субъект исполняет акты сознания. Будущее, настоящее или прошлое выделяются потому, что они имеют смысл для субъекта. Субъект есть время, время есть субъект (согласно М.Мерло-Понти).
Личность есть иерархия деятельностей - временных объектов. Определение приоритетов и акты синхронизации выполняются личностью в рамках всей иерархии. В условиях множественной мотивации субъект должен выбирать, какие из дел выполнять в первую очередь, а какие отложить на более поздний срок. Отложенное дело продолжает притягивать субъекта, заставляет его вновь выбирать и вновь откладывать выбранное. Принимая решение о последовательности дел, субъект исходит из прошлого опыта и из предстоящей перспективы.
Система деятельностей выполняется человеком среди процессов в окружающем мире и каждая из деятельностей должна быть воспринята субъектом вместе с другими процессами в мире только тогда может быть выполнена задача синхронизации. Понятие временного объекта позволяет иначе взглянуть на понятие образа мира, одним из измерений которого является время (по А.Н.Леонтьеву).
Для психологического описания задач синхронизации и временного упорядочения недостаточно понятий «действие» или «деятельность». Потребовались бы восприятие, движение, сознание, напряжение, опыт, память, направленность, ожидание, мышление, творчество, переживание и др. Более того, необходимо привести в движение всю формулу «деятельность-сознание-время-личность».
Любой акт сознания предполагает работу бессознательного. Его продукты догадки, неожиданные мысли, желания, фантазии, неопределенные суждения, забывания и пр. Бессознательное вносит вклад в реконструкции прежних событий и восприятие настоящих, в фантазии о событиях будущих.