Извлекать пользу из ошибок
Не ошибается, как известно, тот, кто ничего не делает. Верно и обратное: кто что-то делает, ошибается. По крайней мере, иногда.
-Приучайте ребенка анализировать причины неудачи - так вы научите его ясно понимать, что именно привело к ошибке, – советует возрастной психолог Андрей Подольский. - Уточняйте, что осталось непонятым, просите переделать дома упражнение, пересказать плохо усвоенный урок. Будьте готовы и сами заново объяснить суть недавно пройденного материала. Но никогда не делайте задание вместо него - делайте вместе с ребенком.
- Хорошо, когда совместное творчество касается сложных и творческих заданий, - уточняет школьный психолог Тамара Гордеева, - проекта по биологии, отзыва о книге или сочинения на свободную тему. Обсуждайте с ним новые идеи, вместе ищите литературу, информацию в интернете. Такой («деловой») опыт общения с родителями, новые навыки помогут ребенку стать увереннее в себе, пробовать, ошибаться и самому искать новые решения.
-Нет ничего более успокаивающего и восстанавливающего, чем моменты совместных занятий в кругу семьи, – добавляет Татьяна Бедник. - Вместе готовить, мастерить, устраивать игры, смотреть и комментировать передачу или фильм - столько невидимых, но фундаментальных способов обучения!
Обменяться мнениями, сравнить себя с другими, иногда выступить друг против друга - все это помогает развивать критический ум, который, в свою очередь, поможет взглянуть на ситуацию со стороны и держать стресс на расстоянии.
-Я думаю, основная задача родителя – создавать своему ребенку умеренно благоприятные условия. Потому что в абсолютно благоприятных человек деградирует - так же как и в абсолютно неблагоприятных, - комментирует психолог Андрей Кончаловский. - То есть не должно быть слишком холодно или жарко.
Нельзя иметь все. Нельзя, чтобы можно было ездить, куда угодно или есть все, что захочется. Нельзя, чтобы можно было все, – есть вещи, которые нельзя! И есть вещи, которые возможны, но их надо заработать. А есть вещи, которые необходимо делать, хотя не хочется.
Родитель не должен быть только другом. Жизнь состоит из бесконечного количества ограничений, потому что мы всегда хотим того, чего у нас нет. Вместо того чтобы любить то, что имеем, мы хотим иметь то, что мы любим. И возникает масса ненужных потребностей.
А жизнь не совпадает с тем, чего мы желаем. Нужно что-то заработать, а что-то осознать как то, чего мы никогда иметь не будем. И задача родителя - сделать так, чтобы ребенок усвоил эту идею. Это, конечно, борьба. Но без этого человек не станет человеком.
Планировать вместе
-В какое время лучше делать уроки; взяться сначала за самое легкое или самое сложное; как правильно организовать рабочее место - именно родители должны научить ребенка планировать свою ежедневную жизнь, – говорит школьный психолог Наталья Евсикова. – Это поможет ему легче принимать решения, стать спокойнее - он перестанет садиться за письменный стол в последнюю минуту перед сном.
Обсуждайте с ним его работу, объясняйте, что и для чего нужно, почему это стоит организовать именно так. Со временем ребенок научится самостоятельно планировать свое время и организовывать пространство. Но сначала родители должны показать, как это делается, и делать это вместе с ним.
Создавать мотивацию
Ребенку интересно, если он хорошо понимает, зачем он учится.
- Разговаривайте с ним обо всем, что его увлекает,– советует Тамара Гордеева. – Напоминайте: успех приходит, если мы любим то, чем занимаемся, получаем от этого удовольствие, видим в этом смысл. Это поможет ребенку разобраться в своих желаниях, лучше понять свои интересы. Не требуйте многого, если вам самим учиться, читать, узнавать новое не очень-то и интересно. И наоборот, активно демонстрируйте свое любопытство к новому, если вы учитесь всю жизнь.
- Можно обратить его внимание на те знания и умения, которые понадобятся ему для осуществления детской мечты, – уточняет Андрей Подольский. – Ты хочешь быть кинорежиссером или врачом? На режиссерском факультете изучают историю изобразительного искусства и литературы. А врачу надо обязательно знать биологию и химию… Когда есть перспектива, у ребенка возникает сильное желание поскорее добраться до своей мечты. Страх исчезает, и учиться становится интереснее.
Воспитывать, не подавляя
Не раздражаться из-за неудач и избегать чрезмерной опеки – так можно было бы сформулировать двойное правило педагогики. Наталья Евсикова предлагает метафору:
-Ребенок учится ездить на велосипеде. Когда он падает, разве мы сердимся? Конечно, нет. Мы успокаиваем и подбадриваем его. А потом бежим рядом, поддерживая велосипед, – и так до тех пор, пока он не поедет сам.
Так же стоит поступать и в отношении школьных дел наших детей: объяснять то, что непонятно, рассказывать о том, что интересно. Делать вместе с ними что-то увлекательное или трудное для них. И, почувствовав встречную активность ребенка, постепенно ослаблять собственную – так мы освободим ему пространство для самостоятельного развития.