Ключевой принцип «общинного» метода лечения — профилактика. В данном случае
Клиницисты идут навстречу людям, а не ждут, когда те обратятся за помощью. Исследования
Показывают, что профилактические усилия часто оказываются весьма успешными.
Работники, проводящие патронаж, могут прибегать к трем видам профилактики: первичной,
Вторичной и третичной. Первичная профилактика сводится к усилиям по совершенствованию
Общественных установок. Ее цель — предупредить психические расстройства в целом. Работники
Патронажа могут лоббировать в органах власти более качественные программы отдыха или ухода
за детьми, совещаться с местным школьным советом при разработке учебного плана или
Проводить с населением занятия по предупреждению стресса. Вторичная профилактика
Заключается в выявлении и лечении психических расстройств на ранних стадиях, до того как они
примут серьезный характер. Социальные работники могут работать со школьными педагогами,
Священниками или полицией, помогая им распознавать ранние признаки психологической
Дисфункции, и учить их тому, как помочь людям обратиться за помощью.
Социальные работники, занимающиеся третичной профилактикой, стараются помешать
Превращению умеренно тяжелых или тяжелых расстройств в долговременные проблемы путем
Обеспечения эффективного лечения, как только в нем возникает необходимость. Современные
Общинные учреждения успешно оказывают третичную помощь миллионам людей с
Психологическими проблемами умеренной тяжести, но часто неспособны предоставить услуги, в
Которых нуждаются сотни тысяч людей с тяжелыми нарушениями.
Почему же подход, ставящий целью поддержание психического здоровья сообщества, не
может помочь множеству людей с тяжелыми нарушениями? Одна из основных причин —
Недостаток средств.
Социокультурная модель многое добавила к пониманию и лечению аномального
функционирования. Сегодня большинство клиницистов принимают во внимание семейные,
социальные и общественные вопросы — факторы, которые не учитывались еще 30 лет назад.
Вдобавок, клиницисты узнали больше о влиянии клинических и общественных ярлыков. Наконец,
Как мы уже замечали, социокультурные методы лечения иногда приносит успех там, где
Традиционные подходы терпят неудачу.
В то же время, социокультурная модель, подобно все остальным, имеет свои недостатки.
Начать с того, что данные социокультурных исследований часто бывает трудно интерпретировать.
Исследования могут вскрыть связь между социокультурными факторами и определенным
Расстройством, однако по-прежнему неспособны доказать, что они являются его причиной.
Например, исследования показывают связь между семейным конфликтом и шизофренией, но это
Не означает, что семейная дисфункция обязательно приведет к шизофрении. В равной степени
Возможно, что функционирование семьи нарушается из-за напряжения и конфликта, создаваемого
Шизофреническим поведением одного из членов семьи.
Еще один недостаток модели — ее неспособность предсказать появление аномалии у
Конкретных индивидуумов. Если, скажем, такие общественные условия, как предрассудки и
Дискриминация, являются ключевыми причинами тревоги и депрессии, почему психологическими
Расстройствами страдают только некоторые люди, подвергающиеся воздействию подобных сил?
Необходимы ли для возникновения расстройств и другие факторы?
Учитывая эти недостатки, большинство клиницистов рассматривают социокультурные
Объяснения как идущие рука об руку с биологическими или психологическими интерпретациями.
Они соглашаются, что социокультурные факторы могут создавать атмосферу, благоприятную для
Развития определенных расстройств. Однако они полагают, что для того чтобы расстройства себя