Использование репрезентативных систем 1 страница
Учебное пособие
Рекомендовано Редакционно-издательским Советом Российской Академии образования к использованию в качестве учебно-методического пособия
Ковалев С. В. - Нейропрограммирование успешной судьбы
Ковалев С. В. - Семь шагов от пропасти. НЛП-терапия наркотических зависимостей
Ковалев С.В. - Введение в нейротрансформинг или руководство по эффективности и счастливости
Ковалев С.В. - Введение в современное НЛП психотехнологии личностной эффективности
Ковалев С.В. – Мы родом из страшного детства или Как стать хозяином своего прошлого, настоящего и будущего
Ковалев С.В. – Нейротрансформинг. Команда нашего «Я»
Ковалев С.В. – Нейротрансформинг. Основы самоконсультирования
Ковалев С.В. – НЛП человеческого совершенства
Ковалев С.В. – НЛП-консалтинг: введение в человеческое благополучие
Ковалев С.В. – НЛП-Психокоррекция: психотехнологии благополучия, совершенства и удачливости (книга вторая)
МПСИ Москва—Воронеж 2001
ББК 88.4
К56
Главный редактор Д. И. Фельдштейн
Заместитель главного редактора С. К. Бондырева
Члены редакционной коллегии:
A.А. Бодалев
Г. А. Бордовский
B.П. Борисенков
C.В. Дармодехин
А.А. Деркач
Ю.И.Дик
А.И. Донцов
И. В. Дубровина
Л. П. Кезина
М. И. Кондаков
В. Г. Костомаров
О. Е. Кутафин
В. С. Леднев
В. И. Лубовский
Н. Н. Малафеев
Н. Д. Никандров
A.И. Подольский
B.А. Поляков
В.В. Рубцов Э.В. Сайко
В.А. Сластенин И.И.Халеева
В.М.Тиктинский- -Шкловский
Ковалев С. В.
К56 Основы нейролингвистического программирования: Учебное пособие.— М.: Московский психолого-социаль- ный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001.— 160 с. (Серия «Библиотека психолога»).
ISBN 5-89502-228-6 (МПСИ)
ISBN 5-89395-320-7 (НПО «МОДЭК»)
Книга известного специалиста в области нейролингвистического программирования выгодно отличается тем, что в ней не только фундаментально описаны принципы, методы и техники НЛП, но и приведена система упражнений, последовательное прохождение которых позволит обрести необходимые умения и навыки для их последующего применения в практической работе.
Книга заметно обогатит арсенал практического психолога дополнительными и весьма эффективными средствами психологической коррекции.
ББК 88.4
ISBN 5-89502-228-6 (МПСИ)
ISBN 5-89395-320-7 (НПО «МОДЭК»)
© Московский психолого-социальный институт, 2001 © Издательство НПО «МОДЭК». Оформление. 2000.
Содержание
Введение3
ЧастьI. Методология НЛП
Глава 1. Основные идеи и посылки8
История и истоки создания НЛП — Сущность и отличительные особенности нейролингвистического программирования — Определение НЛП — Подход нейролингвистического программирования к человеческой деятельности и возможностям мозга — Причины эффективности нейролингвистического программирования — Раппорт как условие индивидуальной результативности работы энэлпера — Калибровка и сенсорная чувствительность.
Глава 2. Использование репрезентативных систем. ... 25
О «картах» и «территории» — Репрезентативные системы как модели восприятия — Проявление репрезентативных систем в жизни людей — Репрезентативные системы и НЛП-коммуникации — Ключи доступа и репрезентативные системы — Положение глаз и динамика работы репрезентативных систем — Использование паттернов движений глаз.
Глава 3. Определение стратегии изменений44
Модели изменений в нейролингвистическом программировании — «Волшебный вопрос» — Семь шагов фрейма результата — Примеры использования данного фрейма — Создание образа желаемого будущего — Организация и согласование деятельности — Формирование подсознательной готовности к достижению цели.
Глава 4. Искусство речи60
«Раскрутки» «вверх», «вниз» и «в сторону» — О поверхностной и глубинной структуре — Конкретизаторы метамодели — Структура мета-модели — Основные вопросы метамодели — Преодоление комплексной эквивалентности — Переформулирование проблемы с помощью рефрейминга.
Часть II. Базовые техники НЛП
Глава I. Якорение84
Что такое якорение — Расширенное описание теории якорения — Техника постановки ресурсных якорей — Условия эффективного якорения — Установление автоматической связи «триггер—ресурс» — Создание цепочки якорей — Скрещивание (сталкивание) якорей — Многократное ресурсирование — Использование якорей для построения человеческого совершенства.
Глава 2. Метод взмаха102
Взмах как техника НЛП — Условия эффективных взмахов — Пошаговая запись техники взмаха — Полное описание этой техники — Упрощенные варианты «взмахо- вых» техник — Взмах с использованием кинестетического триггера — Внеконтекстный взмах — Улучшение состояния повторением взмахов — Построение цепочек взмахов — Создание Сильного Себя.
Глава 3. Субмодальностное редактирование120
Субмодальности как коды мозга — Эксперимент по использованию субмодальностей — Список основных субмодальностей — Использование критических субмодальностей — Механизм субмодальностного редактирования — Превращение замешательства в понимание — Использование субмодальностного редактирования для создания мотивации — Направления субмодальностного редактирования — Дискретная репрезентативная система и возможности работы с ней — Общая схема использования метода «Магические слова»
Глава 4. Работа с навязчивыми состояниями и фобиями . 141
Навязчивости и их репрезентация — Простые техники избавления от навязчивостей — Отделение контекста от поведения — Техника буквального рефрейминга — «Переписывание» неудач — Визуально-кинестетическая диссоциация — Техника быстрого лечения фобий.
Список рекомендуемой литературы156
Сведения об авторе.
Введение
Нейролингвистическое программирование (НЛП) в настоящее время является одним из наиболее популярных направлений прикладной психологии. Область применения НЛП чрезвычайно широка и включает в себя психотерапию, педагогику, медицину, бизнес, маркетинг, рекламу, а также управленческий и политический консалтинг. В отличие от многих других практически ориентированных психологических дисциплин, нейролингвистическое программирование обеспечивает быстрые изменения и решения проблем общества и человека, причем осуществляется все это в безусловном эффективном и экологичном режиме.
В то же время НЛП является одной из наиболее сложных систем психотехнологий, усвоение которой требует весьма значительных усилий. В отличие от «классических» психологических дисциплин, в некотором роде представляющих собой как бы квинтэссенцию здравого смысла, парадигмы, концепции, модели, фреймы и техники нейролитеистического программирования не выводятся непосредственно из человеческого опыта, что требует от изучающего НЛП серьезной переориентации характера своей умственной активности и отказа от многих стереотипов деятельности. Подчеркнутая атеоретичность нейролингвистического программирования, намеренный отказ от методологического осмысления накопленного этой наукой опыта препятствуют созданию логических схем, облегчающих усвоение любого материала. А колоссальный методический арсенал НЛП, включающий несколько сотен (!) техник психотерапевтических интервенций, предъявляет самые серьезные требования к памяти человека, желающего изучить нейролингвистическое программирование.
Вышеописанные причины, ощутимо препятствующие широкому распространению НЛП, усугубляются явным дефицитом учебной литературы. Па книжном рынке России в настоящее время предлагается множество книг по нейролингвистическому программированию. Однако большинство из них представляют собой стенограммы семинаров западных специалистов, и в силу своей «пряморечевой» специфики, насыщенности сложными и не всегда раскрываемыми понятиями и терминами, а также просто неточностей перевода (порой — вопиющих и уничтожающих весь смысл) способны только запутать неискушенного читателя.
В данном пособии нами сделана попытка создать простое, краткое, но достаточно систематизированное руководство по применению нейролингвистического программирования в основной его ипостаси: как средства психологического консультирования и психологической же коррекции (психотерапии, личностного редактирования, построения человеческого совершенства и т. п. — далее просто ПК). В связи с этим в пособце были включены только основные модели и методы НЛП — базовые теоретические и практические аспекты его применения.
В первую часть материала, посвященную методологии нейролингвистического программирования, вошли такие базовые и, если можно так сказать, «краеугольные» теоретические модели данной науки, как
-> основные идеи и посылки НЛП (включая раппорт и калибровку);
-> репрезентативные системы и их использование в ПК;
-> стратегия формулирования и достижения результата психологического консультирования или психокоррекции;
-> искусство речи и его использование в работе с проблемным пространством клиента.
Во вторую часть данного пособия включены четыре методических комплекса психотехнологий нейролингвистического программирования, а именно:
-> якорение;
-> методы взмаха;
-> субмодальностное редактирование;
-> методы работы с проблемными, навязчивыми и фобиче- скими состояниями.
Разумеется, всего этого крайне мало для того, чтобы понять и освоить НЛП. Однако вполне достаточно для того, чтобы заметно обогатить арсенал практического психолога дополнительными и весьма эффективными средствами ПК. Тем более, что структура материала в пособии как бы воспроизводит восемь последовательных шагов психокоррекции и консультирования «врежиме НЛП»:
-> объяснение сущности нейролингвистического програм мирования и создание устойчивого раппорта (психологического доверия между клиентом и консультантом, что является одним из важнейших условий любой эффективной психокоррекции);
-> организацию работы с клиентом с учетом его репрезен тативных систем (что дает возможность как бы го-
ворить на языке консультируемого и позволяет осуществлять действительно эффективные изменения);
-> определение стратегии изменений в ПК (стратегичность и нацеленность на результат являются своеобразным отличительным признаком всех действительно эффективных систем психотерапии);
-> выявление, структурирование, расширение и видоизменение предъявляемой клиентом проблемной области с помощью «раскруток», вопросов метамодели иреф- рейминга (предъявляемый для психокоррекции «материал» обычно является не более чем поверхностной структурой глубинных противоречий, каковые, будучи выявлены, могут быть переосмыслены в позитивном плане);
-> предоставление человеку дополнительных ресурсов, а также переключение и уничтожение его негативных состояний и реакций с помощью якорения (этот метод позволяет изменять последовательности предъявления и характер репрезентации обеспечивающих поведение неврологических процессов);
-> изменение микросценариев поведения клиента посредством методов взмаха («взмаховые» техники дают возможность преобразовать образ себя как запись программы поведения в соответствующей ситуации из неэффективного в эффективный);
-> субмодальностноередактирование психики человека (субмодальности являются элементарными кодами, с помощью которых и осуществляется фиксация любого субъективного опыта; соответственно изменения субмодальностей позволяют изменить оценку клиентом этого опыта, равно как и видоизменить сам этот опыт);
-> устранение проблемных навязчивых и фобических состояний (специальные методы нейролингвистического программирования позволяют осуществить это буквально за считанные минуты).
Давно и не автором этого пособия отмечено, что в области психических процессов, поведения и деятельности людей психологи могут почти все объяснить, но мало что изменить.
В этом отношении нейролингвистическое программирование, которое почти ничего не объясняет, но очень многое легко изменяет, может оказаться воистину бесценным даром для любого человека, профессионально работающего с людьми — универсальным инструментом или, если хотите, своеобразной «палочкой-выручалочкой» психокоррекции, личностного редактирования и построения человеческого совершенства. Однако освоение НЛП требует усвоения не столько теоретических знаний, сколько практических навыков — многочисленных, порой, весьма трудных, и обязательно как бы «пропущенных через себя». Именно поэтому данное пособие, помимо описания принципов, методов и техник нейролингвистического программирования, снабжено системой упражне ний, последовательное прохождение которых только лишь и может позволить обрести необходимые умения и навыки. Что же касается перехода от обучения НЛП к его применению, то здесь автору хотелось бы привести слова одного из его учителей — директора ВС NLP Neuro-lingvisticprogramming institute М. Аткинсон, — которая советовала любую технику нейролингвистического программирования осваивать следующим образом: десять раз сделать ее на себе, а по■ том еще десять раз — на друзьях и родственниках. И утверждала, что если техника «пойдет» на в упор не видящих в вас профессионала родных и близких, вы можете не сомневаться что она сработает на любом клиенте...
Часть I
Методология НЛП
Как уже отмечалось во введении в данное пособие, нейролингвистическое программирование является подчёркнуто атеоретической наукой. Поэтому говорить о какой-то завершенной методологии этой отрасли прикладного психологического знания было бы, мягко говоря, преждевременно. Однако есть в НЛП вполне конкретные теоретические постулаты и модели, без усвоения которых практическое применение нейролингвистического программирования оказывается просто невозможным. К таковым, безусловно, относятся:
-> основные идеи и посылки НЛП;
-> репрезентативные системы;
-> хорошо сформулированный результат, а также -> модели искусства речи.
Именно краткому анализу этих вопросов и будет посвящена первая часть данного пособия.
Глава 1
Основные идеи и посылки
Исходным и чрезвычайно важным условием осуществления любой системы психологического консультирования и психокоррекции выступает организация атмосферы доверия между клиентом и консультантом. В нейролингвистическом программировании данная проблема решается в основном за счет создания бессознательного раппорта, поскольку, как известно, первое впечатление от человека на 55% определяется языком тела и на 38% — голосовыми характеристиками (на долю самого содержания сообщения приходится только 7% эффекта). Однако в силу необычности НЛП-психокор- рекции и ее явного несоответствия «увещевающе-утешаю- щим» стереотипам психотерапии, наличиствующих в социуме, для осуществления эффективных ПК необходимо также и создание сознательного доверия клиента к консультанту. Это может быть достигнуто за счет краткого объяснения основных положений нейролингвистического программирования и отличий этой дисциплины от прочих систем прикладной психологии.
V История и истоки создания НЛП. Нейролингвистическое программирование было создано в середине семидесятых годов XX века Р. Бэндлером и Д. Гриндером, а также Л. Камерон-Бэндлер, Д. Делазье и Р. Дилтсом. Основой для создания этой прикладной психологической дисциплины явилось изучение и моделирование методов работы мастеров и мэтров психотерапии. В качестве таковых в основном выступали величайший гипнотизер и гипнотерапевт двадцатого столетия М. Эриксон, уникальный семейный психотерапевт В. Сэтир и «отец» гештальт-терапии Ф. Перлз. Иногда и на вполне законном основании в число предтеч НЛП включают антрополога Г. Бэйтсона, заложившего основы системного нейролингвистического программирования. Помимо этого в НЛП органично вошли новейшие достижения психологии, психолингвистики, нейрофизиологии и кибернетики.
Сущность и отличительные особенности нейролингвистического программирования. В сути своей НЛП представляет собой модель психологических процессов и поведения человека. Модель эта построена на вполне отчетливой компьютерной аналогии, согласно которой человеческий мозг может быть представлен в виде сверхмощного компьютера, а индивидуальная психика — как набор программ. Эффективность жизнедеятельности человека определяется качеством его «программного обеспечения» и может быть существенно повышена за счет перехода на более совершенные «программы» психической деятельности.
В аббревиатуре Н-Л-П часть «нейро» представляет весьма важную в контексте методологии нейролингвистического программирования идею о том, что любые поведение и деятельность имеют своим началом чисто неврологические процессы в голове и теле человека. «Лингвистическая» часть напоминает о том, что именно с помощью языка мы организуем и упорядочиваем наши мысли и действия, а также вступаем в общение и с другими людьми. Ну а часть «программирующая» указывает на способы (программы), с помощью которых человек организует свою психику (а психика, в свою очередь — человека), чтобы получить любые результаты.
Следует особо отметить, что в отличие от других психологических дисциплин, НЛП крайне редко интересуется содержанием человеческого опыта (что собственно и является основным предметом психологии). Нейролингвистическое программирование уделяет основное внимание организации этого опыта — тому, как человек строит свой опыт; какие процессы лежат в основе данного построения; и как всем этим можно управлять. Именно в связи с этим «классики» НЛП часто предлагают рассматривать использование этой науки как своеобразный образовательный процесс: переобучение мозга. Большинство реакций людей на внешние и внутренние раздражители являются стереотипными и автоматическими, но далеко не всегда полезными и эффективными. Путем замены старых «программ» на навое нейролингвистическое программирование создает более продуктивные формы поведения и реагирования на внешние и внутренние стимулы.
Определение НЛП. В теоретическом плане нейролингвистическое программирование определяется как многомерная модель структуры и функции человеческого опыта.
НЛП описывает на одном уровне динамическое взаимодействие нервной системы, физиологии, языка и поведенческого программирования, то есть тех основных компонентов, которые создают субъективный опыт. Будучи представленным как процесс, НЛП представляет собой стратегию ускоренного обучения и эффективного общения, причем бихевиориаль- ная технология является его побочным продуктом. Последняя включает набор фреймов, приемы и навыки развития системного познания, гибкости и компетенции. НЛП также представляет собой особое отношение, в основе которого лежит стройная система убеждений и предположений относительно масштабов человеческих возможностей, процессов, общения и изменений (по материалам семинаров Института Групповой и Семейной Психотерапии (ИГИСП) — автором определений, по-видимому, является Э. Энтус).
В практическом аспекте нейролингвистическое программирование — это искусство и наука о личном мастерстве. Это практическое руководство, позволяющее добиться тех результатов, к которым мы стремимся в этом мире. Это описание того, что создаетразличия между выдающимся и обычным, выдающимися и обычными людьми. И это система приемов, техник и технологий, позволяющая использовать колоссальные возможности человеческого Разума. (По Дж. О'Коннору и Дж. Сеймору: «Введение в НЛП»).
Смысл и предназначение НЛП можно выразить в виде простой метафоры. Если вы покупаете какую-нибудь сложную вещь — телевизор, компьютер и т. п., — то в обязательном порядке требуете инструкцию по пользованию этой самой вещью. Иначе вам просто не удастся воспользоваться всеми возможностями, которые заложены в любом сложном изделии. Но тогда как же жаль, что Мать- Природа, снабдив нас таким прекрасным инструментом, как мозг, то ли забыла, то ли не захотела приложить к этому изделию подробную инструкцию по пользованию. Соответственно, нейролингвистическое программирование и является наукой, которая как бы разрабатывает инструкции по использованию возможностей человеческого мозга. Инструкции по управлению мозгом — своим и чужим.
Подход нейролингвистического программирования к человеческой деятельности и возможностям мозга. В подходе к человеческой деятельности НЛП исходит из трех важнейших условий ее эффективности, которые хорошо переданы еще одной метафорой: трехминутного семинара. Согласно
ю
этой метафоре, для того, чтобы добиться успеха в жизни, необходимы три вещи.
Во-первых, знать то, чего вы хотите, иметь ясное представление о предполагаемом результате в любой ситуации. (РЕЗУЛЬТАТ).
Во-вторых, быть внимательным и держать свои чувства открытыми для того, чтобы заметить, что вы движетесь к результату. (ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ).
В-третьих, иметь достаточно гибкости, чтобы настойчиво изменять свои действия до тех пор, пока вы не получите то, чего хотите. (ГИБКОСТЬ).
В анализе возможностей человека нейролингвистическое программирование намеренно отказывается от теоретического анализа структуры психики и динамики психических процессов, также предпочитая аналогию.
С точки зрения НЛП, человеческий мозг можно уподобить уникальному биокомпьютеру совершенно фантастической мощности. Представьте, например, что вы стали обладателем компьютера «Pentium» с самым мощным процессором, только что представленным на выставке «Комтек-98». Тактовая частота этого суперпроцессора — 400 мегагерц, что соответствует быстродействию в 400 000 000 (четыреста миллионов) операций в секунду. А теперь вообразите, что вы на время решили отключить свой собственный мозг и подключить вместо него «Pentium-400». Знаете, что получится в результате? Вы просто-напросто умрете. Ибо для решения любой задачи, с которой ваш мозг справляется за одну минуту, «Pentium-400» понадобится сто лет!
Однако весь этот супер-супер-супер-...-супер биокомпьютер работает вхолостую. Как тот же «Pentium» у начинающего пользователя, который применяет его исключительно для того, чтобы играть в компьютерные игры. Энэлперы сильно расходятся в вопросе о том, насколько именно человек использует возможности своего мозга. Но даже самые оптимистичные из них утверждают, что не более чем на 10%! Однако, скорее всего, с десятипроцентным «коэффициентом полезного действия» работает только мозг гения. Обычный же человек не использует и 3% своих возможностей...
Весьма любопытно, что, говоря о возможностях мозга, специалисты по НЛП вовсе не имеют в виду только лишь «скоростные» его характеристики (быстродействие человеческого биокомпьютера). Речь идет еще и о колоссальном, дарованном любому человеку запасе информации, кото-
п
рый он практически не использует — как ребенок, обладающий энциклопедией, но упорно и глупо старающийся все узнать самостоятельно. По утверждению энэлперов, в 1998 году британские неврологи обнаружили, что мозг человека уже содержит весь объем сведений о Мироздании. Но это как бы негатив, который надо спроецировать на «фотобумагу» нашего сознания и должным образом проявить.
К сожалению (продолжим вышеприведенную аналогию), мы все представляем из себя бракованные фотографии. Кому-то не хватило выдержки в «засветке» позитива; кому-то — во время проявления отпечатка. А кто-то просто не удосужился как следует зафиксировать то, что уже начало проявляться...
Причины эффективности нейролингвистического программирования. В настоящее время НЛП считается (даже его оппонентами) одной из самых эффективных психотехнологий личностных изменений. В качестве основных причин этой эффективности специалисты по данной дисциплине обычно называют следующие три:
-> стратегичность нейролингвистического программирования, его нацеленность на результат;
-> опора НЛП на очень «экологичную» (то есть просто помогающую жить) систему убеждений относительно масштабов человеческих возможностей и многого прочего;
-> ориентация в работе на всю или, по крайней мере, большую часть потенциала человеческого мозга, заключенного в Бессознательном. И использование языка и кодов, доступных и понятных этому самому бессознательному.
Рассмотрим все это более подробно.
Итак, во-первых, нейролингвистическое программирование стратегично по самой своей сути. Безоговорочно нацелено на результат. И всегда идет не от негатива (плохого), а к позитиву (хорошему). Это только кажется, что разница между этими последними «от» и «к» не очень-то существенна. На самом деле она кардинальна. Избавиться от чего-то вовсе не значит к чему-то прийти. Если вы воскресным вечером после проведенного на природе уик-энда собираетесь вернуться домой, вам не удастся сделать это, просто идя от леса, в котором вы так хорошо провели свое время. Вам обязательно нужно идти к остановке автобуса, станции электрички или припрятанной неподалеку машине. Самолет, летящий от аэродрома и не знающий конечной точки своего маршрута — другого аэродрома, на котором он сможет приземлиться, — летит в никуда: к аварийной посадке где-нибудь в тайге. Да, человек — это, конечно же, не самолет. Но если он идет от чего-то, не зная, к чему он собирается прийти, вероятность успеха «путешествия» становится минимальной. Специалисты по нейролингвистическому программированию, моделируя эффективность и совершенство, давно уже установили, что единственно действенным является именно движение к, а не от; приближение к позитиву, а не удаление от негатива. Так, в условиях нынешнего базара, который мы ошибочно называем рыночной экономикой, миллионы людей занялись бизнесом. Примерно восемьдесят процентов из них — чтобы уйти от нищеты. И только двадцать — чтобы прийти к богатству. Как вы думаете, кто из них добился большего успеха и преуспел?
В качестве главной причины, по которой движение к позитиву куда эффективней удаления от негатива,* энэлпе-' ры обычно указывают на своеобразную, но почему-то малоизвестную многим особенность работы нашего мозга, который как бы не понимает частицы не и заложенного в ней момента отрицания. В результате употребляющие это отрицание люди сплошь и рядом программируют себя с точностью до наоборот. Например, сейчас, пожалуйста, не думайте о хромой белой обезьяне. Ни под каким видом! Никоим образом! И никак не меньше минуты! Получилось? Вряд ли. Потому что для того, чтобы не думать об этой самой мартышке или другой разновидности четвероруких, вы сначала должны были о ней подумать. Как-то представить ее, после чего — если вы, конечно же, были честны перед самим собой, — она накрепко засела в вашем сознании. А теперь, продолжая не думать о белой хромой обезьяне (она опять появилась?), подумайте о розовом медведе. Что, все? Обезьяна исчезла? Естественно. Но весь этот фокус нужен был только для того, чтобы подчеркнуть единственное, но колоссальной важности положение (идею). Что уходя от чего-то, вы, как это ни странно, именно к этому и приходите. Вы не хотите быть бедным? Как это понятно и естественно! Но только лишь уходя от бедности, вы периодически, непременно и непреложно думаете именно о ней — о том, от чего вы уходите. И по сути программируете свой мозг на поддержание и воспроизводство столь ненавистного вам состояния, близкого к нищете.
Во-вторых, эффективность НЛП закономерно вытекает из системы его базовых пресуппозиций (исходных предположений). Это очень интересная и стройная система убеждений и посылок относительно масштабов человеческих возможностей, процессов, общения и изменений. По мнению энэлперов, личное обаяние, овладевайте знаниями, отношения с другими людьми и творческий процесс зависят от базовых убеждений человека. А базовые предположения нейролингвистического программирования обеспечивают успешность существования в этом мире. Чтобы проверить эффективность пресуппозиций НЛП, специалисты в этой области обычно рекомендуют действовать, исходя из той предпосылки, что они верны, после чего определить получаемый эффект (для того, чтобы узнать, полезно ли то или иное, лучше всего попытаться использовать его).
Приведем — пока без расшифровки и комментариев — основные и дополнительные «убеждения» нейролингвистического программирования.
Основные пресуппозиции НЛП
/. Наши представления о мире этим миром не являются (карта — это не территория).
2. Модель мира другого человека может в корне отличаться от моей. Ия обязан уважать и учитывать эти различия.
3. Сознание и тело — это часть одной и той же кибернетической системы.
4. Весь наш жизненный опыт закодирован в нашей нервной системе.
5. Субъективный опыт состоит из визуальных образов, звуков, чувств, вкусовых ощущений и запахов.
6. Смысл моего общения заключается в той реакции, которую оно вызывает.
7. Не бывает поражений, существует только обратная связь.
8. Любое поведение представляет собой выбор самого лучшего варианта из имеющихся в настоящий момент.
9. Любое поведение имеет позитивную интенцию (исходное положительное намерение).
10. Любое поведение привязано (адаптируется) или было привязано к первоначальному окружению.
11. Каждый из нас располагает всеми ресурсами, которые необходимы для достижения своих целей.
12. Вселенная, в которой мы живем, представляет собой дружественную, изобилующую ресурсами, сферу.
Дополнительные пресуппозиции НЛП
1. Я тот, кто контролирует свой мозг и свои результаты.
2. Если это возможно в мире, это возможно и для меня.