Признаки репрезентативных систем 2 страница
критикуем, тем самым нарушая естественный цикл изменения убеж-
дений. В то же время,если принять во внимание этот цикл и подстроиться под него, процесс изменения убеждений может пройти на удивление легко и просто.
Готовясь к различным этапам своей жизни или карьеры, мы сно ва и снова начинаем:
1) с желания поверить в то, что мы способны успешно и искусно справиться с новой ситуацией;
2) вступив в новый этап и получив необходимые для его преодо ления уроки, мы готовы поверить в то, что способны достичь успеха; 3) подтверждение способностей укрепляет наши убеждения в том, что мы удачливы, находчивы и делаем именно то, что нам нужно. Иногда новое убеждение вступает в конфликт с уже существую щими, ограничивающими убеждениями, противоречащими какому-
либо новому обобщению или суждению:
– 269 –
1) нередко в роли мешающих убеждений выступает обобщение, которое в прошлом служило нам опорой или защитой, поскольку определяло казавшиеся тогда необходимыми для выживания или безопасности ограничения и приоритеты;
2) в результате осознания того, что тот период в жизни или в работе остался позади, у нас возникает готовность усомниться в том, что связанные с ним ограничения и принятые решения все еще важ ны, приоритетны и справедливы;
3) став способными двигаться вперед, к новому этапу жизни или работы, мы можем оглянуться и увидеть что-то, что казалось важ ным и истинным, однако более таковым не является. Можно сохра нить полезные на нынешнем этапе убеждения и способности, но следует отдавать себе отчет в том, что наши ценности, приоритеты и убеждения уже изменились.
Наши убеждения могут формировать, изменять и даже определять уровень нашего здоровья и степень личностного счастья и жизненного успеха. Многие из наших убеждений были получены нами в детстве от наших родителей, учителей, социального окружения и средств мас совой информации еще до того, как мы могли осознать оказываемые ими влияния или сделать выбор по своему усмотрению.
Используя определенные техники, методы и методики НЛП, можно изменить и разучиться верить в свои старые ограничиваю щие убеждения и взять на вооружение другие, способные вывести нас за пределы старых ограничений, на новые орбиты, превосходя щие наши самые смелые предположения.
Работа над любыми ограничивающими убеждениями предпола гает перейти из настоящего состояния в желаемое. Первый и наибо-лее важный шаг —идентифицировать желаемое состояние.
Например, при работе с курильщиком психологу надо добить ся, чтобы курильщик осознал, как будет себя чувствовать и вести
в отношениях с людьми, на работе, отдыхе, если он больше не ку рит. Если человек осознал результат, то процесс изменений начал ся. Если кто-то осознал четко свою цель, его мозг организует под сознательное поведение, чтобы ее достичь. Автоматически в нем
– 270 –
появится самокорректирующаяся обратная связь, чтобы вести его по пути к цели.
После того, как человек идентифицировал, что он хочет, он может собирать информацию о своей текущей ситуации, своем настоящем состоянии. Путем противопоставления и сравнения своего настоя щего состояния с желаемым можно определить, какие способности и ресурсы нужны, чтобы достичь желаемого состояния.
Изменение —это процесс,происходящий на многих уровнях.Мы меняем наше окружение, наше поведение, наши возможности и образ жизни, посредством которых направляем и управляем нашим поведением, привносим изменения в окружающую среду; меняем наши убеждения и систему ценностей, что помогает нам ориентиро ваться в этом мире; меняем нашу суть, сообразно которой мы выби раем ценности и убеждения, по которым живем; меняем отношение
к тому, что больше нас, к тому, что многие люди называют духов ным. Мы обладаем мощным и одновременно деликатным подходом
к преодолению жизненных проблем.
Правила изменения гласят:
yyменяйтесь,если вы получили на то достаточно оснований;
yyне меняйтесь,если вы не получили на то достаточно оснований.
Для перехода из настоящего состояния в желаемое необходимо:
1) идентифицировать желаемое состояние; 2) четко представить, что случится, когда вы его достигнете.
Осознание результата есть начало процесса изменений. Если кто-то осознал свою цель, его мозг организует подсознательное по ведение, чтобы его достичь.
Формула изменения:
Настоящее состояние + ресурсы = желаемое состояние Иногда можно столкнуться с трудностями при прибавлении
средств к настоящему состоянию. Что-то в образе мышления чело века мешает. Это могут быть помехи внутри личности трех форм:
1. Когда какая-то часть человека не хочет изменений. Часто че ловек не осознает эту часть.
– 271 –
2. Когда человек не знает, как создать условия для изменений или как бы он себя вел, если бы действительно изменился.
3. Человеку надо дать себе шанс использовать то, чему он нау чился. Человеку часто нужно время и место, чтобы произошло из менение.
Можно породить изменения:
1) идентифицируя настоящее состояние;
2) идентифицируя желаемое состояние;
3) идентифицируя подходящее средство (внутреннее состояние, физиологию, умения), которое нужно, чтобы перейти от настоящего состояния к желаемому;
4) устраняя любые помехи с использованием этих средств.
Четыре дополнительных элемента, которые влияют на изме-нения:
1. Физиология. Правильная оценка состояния тела,с приведением физиологических процессов в нужную модальность (видеть, слышать, чувствовать), чтобы выполнить что-то определенное.
2. Стратегии. В НЛП это термин,который используется дляописания того, как люди располагают свои внутренние и внешние изображения, звуки, чувства, запахи и вкус, чтобы породить убеж дение, манеру поведения или модель мысли. Эффективная стратегия использует наиболее подходящие представления в наиболее подхо дящей последовательности, чтобы достичь цели.
3. Конгруэнтность проявляется тогда,когда вы принимаетеполные сознательные и неосознанные обязательства по отношению
к какому-либо результату или поведению. Неконгруэнтность часто является причиной того, почему так трудно порой поменять манеру поведения. Такие вопросы, как курение, злоупотребление алкоголем, похудение и т. д. являются проблематичными, потому что одна часть человека хочет изменений, а другая (часто неосознаваемая) извле кает какие-то преимущества из поведения, которое хочет поменять. Когда человек прилагает усилия и энергию для достижения цели, для его неконгруэнтной части, какая-то часть будет противостоять изменениям, удерживать от изменений. Внутренние конфликты (не
– 272 –
конгруэнтность) могут принимать разные формы. Может быть не совпадение между тем, что следует делать, и тем, что хотите делать, между тем, что можете делать и что не можете.
4. Убеждения и системы убеждений. Когда человек на самомделе в чем-то убежден, то он будет вести себя конгруэнтно с этим убеждением. Существует несколько типов убеждений, которые должны быть на месте, чтобы достичь желаемой цели: ожидание ре зультата (человек верит, что его цель достижима); беспомощность (нет ожидания собственной значимости); ожидание ответа — что произойдет с человеком либо в положительном, либо в отрицатель ном отношении в результате действий, которые он предпринимает в определенных ситуациях. Например, эффект плацебо.
Помехи к изменениям возникают:
yyкогда какая-то часть не хочет изменений;
yyкогда человек не знает,как создать условия для изменений;
yyчеловеку нужно дать шанс использовать то,чему он научился.Импринт —значительное событие из прошлого,из которогосформировалось убеждение или ряд убеждений. Настоящее пове дение часто создается или формируется прошлыми манерами по ведения и прошлыми событиями. Понятие импринтинга идет от К. Лоренца, который обнаружил, что утята запечатлевают фигуру своей матери в первый день своей жизни. Они делали это, реаги руя на движения. Т. Лири исследовал феномен импринта у людей и установил, что при определенных условиях то, что было запечатлено
в ранние переломные периоды, потом можно перепрограммировать или произвести ре-импринтинг.
Импринты могут быть важным «позитивным» опытом, который привел к полезным убеждениям, или могут травмировать, могут быть проблематичным опытом, который привел к ограничивающим убеждениям. Обычно, но не всегда, они играют подсознательную роль, моделируя другие, более важные.
Когда человек — ребенок, то у него тесные продолжающиеся от ношения с родителями. Он запечатлевает некоторые их убеждения и поведение и делает их частью себя. По мере того, как человек вы
– 273 –
растает и его тело меняется, ему обычно легче соответствовать по ведению взрослого человека.
Импринт не обязательно логичен. Иногда это что-то интуитив ное, и обычно происходит в критические периоды развития.
В детстве у многих из нас нет чувства собственной идентично сти, поэтому мы притворяемся кем-то другим и часто принимаем ролевую модель.
«Кто вы, как взрослый», во многом является сочетанием взрос лых моделей, на которых вы выросли. Модель взрослого обладает чертами прошлого «значимых других», чертами, которые пришли
с ранними убеждениями и поведением. Эти убеждения и поведе ние возникают, когда человек достигает определенного возраста и уже больше не ребенок. Поэтому в процессе ре-импринтинга важно иметь дело и с другими имеющими к этому отношение людьми.
Итоги процесса ре-импринтинга:
1. Идентифицируйте особые чувства (это могут быть также сло ва или образ), ассоциирующиеся с тупиковыми положениями. (По ставьте якорь). Многие люди хотят избежать этих чувств, потому что они неприятны. Но важно помнить, что избегание их не разрешит ограничение. Добейтесь, чтобы человек закрепил это чувство (дер жите ваш якорь) и вспомнил опыт чувства, ассоциирующийся с ту пиковым состоянием.
2. Отъедините человека от события. Пусть он посмотрит на со бытие, как будто видит себя в кино.
3. Найдите положительное намерение или второстепенное пре имущество чувства тупикового состояния. Если в память включены другие значимые лица, найдите положительные намерения их по ведения. Это можно сделать прямо спрашивая людей, которых вы видите в изображении.
4. Идентифицируйте и поставьте якорь на ресурсы или тот вы бор, в которых человек (и другие значимые лица) тогда нуждался, но не имел, а теперь имеет в своем распоряжении. Помните, что вам не нужно ограничиваться прежними возможностями человека или дру гих значимых лиц. Поскольку человек (а не другие значимые лица)
– 274 –
имеет эти ресурсы в своем распоряжении, вы можете использовать их, чтобы помочь изменить прежний опыт.
5. Заставьте человека проиграть сцену для каждого из других значимых лиц в опыте импринтинга, наблюдая, как опыт мог бы измениться, если бы необходимые ресурсы были бы доступны че ловеку. Делайте это каждый раз для каждого лица, убеждаясь, что идентифицированных ресурсов будет достаточно, чтобы изменить опыт. Если нет, вернитесь к ступеням 3 и 4 и идентифицируйте дру гие положительные намерения или ресурсы, которые вы могли про глядеть.
6. Применяя ресурс якоря в ступени 4, заставьте человека пере жить опыт импринта с точки зрения каждого участвующего другого значимого лица (каждый раз по одному). Заставьте его буквально войти в тело другого и увидеть событие глазами того человека. За ставьте, чтобы в конце человек встал на свое место, когда он был младше. Пройдите через опыт достаточное количество раз, чтобы он был так же стоек, как и оригинальный импринт.
7. Удерживая ресурсный якорь, используемый в течение про цесса, заставьте человека вернуться во времени с точки зрения ори гинального импринта в настоящее. Предположите, что когда он воз вращается во времени, он может думать о других случаях его жизни, когда эти средства, на которые теперь поставлен якорь, тоже были бы полезным дополнением в изменении других опытов.
В результате опытов импринта может возникнуть неконгруэнт ность. Импринты могут создавать и создают внутренний конфликт. Даже после того как человек удачно провел ре-импринтинг части своей личной истории, он все же может испытывать неконгруэнт ность при решении, какие убеждения теперь будут характеризовать его «новое Я» в будущем.
Неконгруэнтность может также возникать в результате модели-рования других важных лиц,конфликтов в иерархии критериев ипереходных периодов жизни:
yyВозможно,в какой-то период своей жизни человек был подвпечатлением чьего-то определенного убеждения, которое он смоде
– 275 –
лировал (например, «вы всегда должны думать сначала о других»),
а затем с ним что-нибудь произошло, и он уже был под влиянием кого-то еще с другими убеждениями («вначале то, что нужно мне»), кого он тоже смоделировал. Убеждения, которые он смоделировал и сделал своей частью, совершенно не совместимы друг с другом. В результате человек может чувствовать себя плохо, когда он думает о себе, или когда он сначала думает о других. Он находится в двой ственном положении.
yyВнутренние конфликты—это часто конфликты критериев.В отличие от конфликтных убеждений, систем убеждений или аспек тов идентичности, которые не связаны друг с другом, критерии рас-
положены по иерархии.
Переходные периоды в жизни тоже могут спровоцировать кон фликты. Переходные периоды — не просто детали изменения, они касаются того, кто вы есть и что вы есть.
Убеждения имеют огромное влияние на жизнедеятельность чело века. Они невидимы, не осознаваемы человеком до тех пор, пока тот не испытывает дискомфорта. Дискомфорт ведет к осознанию ограни чивающей функции убеждения, возникает идея о его разрушении.
Значимые люди (родители) влияют на формирование убеждений. В 5-12 лет ребенок принимает убеждения родителей или своих «ге роев» (учитель, друг) на веру, подражает им. С мамой он принимает убеждения мамы, с папой — убеждения папы. Конфликт возникает тогда, когда ребенок находится вместе с родителями, чьи убеждения противоречивы. («С одной стороны, я хочу сделать..., но, с другой стороны, нужно...»). В данном случае, убеждение «Мне нужно соот ветствовать убеждениям других людей» является ограничивающим, требующим пересмотра уже потому, что приводит к конфронтации частей личности.
Системы убеждений —это обширное обрамление любой работыпо изменениям, которую мы совершаем. Модальности и субмодаль ности четко представлены в формировании убеждений. Ослабление субмодальностей ограничевающего убеждения и актуализация суб модальностей значимого убеждения лежат в основе изменений.
– 276 –
Основные положения моделирования. Моделирование поведения включает в себя наблюдение и описание эффективных меха низмов, лежащих в основе выдающихся достижений любого рода.
В процессе моделирования сложное событие или серия событий разбиваются на меньшие части, позволяющие тем или иным спо собом воспроизвести исходный объект. Задача моделирования по ведения заключается в том, чтобы создать практическую карту или «модель» данного поведения, которую любой желающий мог бы использовать для подражания или воспроизведения какого-
либо аспекта этого поведения. Цель моделирования поведения — установить наиболее значимые элементы мышления и действий, не обходимые для того, чтобы достичь определенного результата или реакции. Модель того или иного поведения представляет описание действий, необходимых для достижения подобного результата.
Моделирование в НЛП подразумевает выявление психических стратегий («нейро») данного человека путем анализа его речевых паттернов («лингвистическое») и невербальных реакций. Из резуль татов подобного анализа складываются пошаговые стратегии и при емы («программирование»), которые могут быть использованы для передачи данного навыка другим людям, а также для применения его в других контекстах.
Основные задачи НЛП —моделировать специфические или исключительные способности для их последующего усвоения други ми людьми1.
Задача моделирования в НЛП заключается не в том,чтобы найти единственно «правильное» или «истинное» описание процесса мышления того или иного человека, но в том, чтобы составить ин струментальную карту, которая обеспечила бы практическое приме нение смоделированной стратегии. Инструментальной называется та карта, которая позволяет нам действовать наиболее эффективно. «Точность» или «реальность» карты уступают по значимости ее «по лезности».
1 Дилтс Р. Моделирование с помощью НЛП / пер. с англ. СПб., 2000.
– 277 –
Среди распространенных вариантов моделирования можно вы делить следующие:
1. Лучшее понимание какого-либо явления за счет углубления «метапознаний» о лежащих в его основе процессах, затем, напри мер, чтобы суметь научить этому другого человека или использовать новое знание в качестве вспомогательного средства.
2. Повторение или улучшение результатов выполнения тех или иных действий (например, в спорте или управлении) за счет опреде ления конкретных шагов, предпринимаемых опытными специали стами или связанных с достижением максимального успеха. В этом заключается суть одного из направлений деятельности организаций, названного «воссозданием рабочего процесса».
3. Достижение специфического результата (например, обучение грамоте или успешное лечение фобий или аллергии). В этих случаях нередко более эффективным оказывается не моделирование деятель ности отдельно взятого человека, а создание техник, основанных на моделировании целого ряда успешных примеров.
4. Выделение и/или формализация какого-либо механизма с це лью применить его к другому содержанию или контексту. Например, эффективную стратегию руководства спортивной командой можно применить в бизнесе, и наоборот. В каком-то смысле на процессах такого рода основано развитие научного метода, где стратегии на блюдения и анализа, разработанные для одной области исследова ния (например, для физики), применяются и в других областях (на пример, в биологии).
5. Использование моделируемых процессов в качестве источни ка вдохновения для создания чего-либо, основанного на них. Хоро ший пример этого явления — Шерлок Холмс, дедуктивный метод которого Артур Конан Дойл построил на диагностических методах своего преподавателя по медицине Дж. Белла.
Создание эффективной модели того или иного поведения или по ступка требует большего, чем имитация.
Моделирование может включать в себя исследование взаимо отношений между целым рядом различных уровней опыта, в том числе:
– 278 –
1. Окружение —среда,в которой работает человек и с которойон взаимодействует (аптека, окружающие люди: коллеги, поставщи ки, клиенты и др.). На этом уровне человек отвечает на вопросы: «Где?», «Когда?». Это логически наиболее «низкий» уровень, по скольку адресует внимание деятеля на непосредственно представ ленные события реальности.
2. Окружение определяет внешние возможности или ограниче ния, на которые человек вынужден реагировать. В него входят «где»
и «когда» того или иного навыка или способности.
3. Поведение —выполняемые человеком специфические действия при взаимодействии с окружающими. Человек отвечает на вопрос: «Что делать?». Этот уровень надстраивается (в методоло гическом понимании) над событийным рядом, конституируя актив ность человека по отношению к миру. Поведение представляет со бой определенные действия или реакции данного человека внутри окружения. В него входит «что» того или иного навыка или способ ности.
4. Способности, раскрывающиеся в общих стратегиях и навыках, которые человек использует в своей жизни для осуществления определенных действий. Данный уровень описывается через ответы на вопросы: «Как?», «Каким образом?», и является более высоким по отношению к предыдущему, поскольку ответственен за организа цию поведения в соответствии с возможностями и опытом человека. Способности направляют действия посредством ментальной карты, плана или стратегии. Для того или иного навыка или способности они отвечают на вопрос «как».
5. Убеждения и ценности —идеи,принципы,ценностныеориентиры, стандарты поведения, которые человек считает пра вильными и которые являются мотивирующими факторами для осуществления определенных действий. Человек отвечает на во просы: «Почему?», «Какие мотивы?», «Зачем?». Данный уровень определяет, какие именно стратегии, какие способы (отсюда и спо собность) будут привлечены человеком для решения своих жиз ненных задач. Убеждения и ценности обеспечивают подкрепление
– 279 –
(мотивацию и разрешение), которое поддерживает или подавляет способности. В них кроется «почему» того или иного навыка или способности.
6. Идентичность, или личностное своеобразие, —ощущениечеловеком самого себя, его основные ценности в жизни, собственное «Я» как целое. Человек отвечает на вопрос: «Кто я такой?». Данный уровень ответственен за то, что человек чувствует свою целостность, самоидентичность, а это обеспечивает условия для возникновения субъектности — готовности брать на себя решение своих жизнен ных задач. Идентификация связана с ролью человека, миссией и/или самосознанием. Она отвечает на вопрос «кто» для того или иного навыка или способности.
7. Духовность, или миссия, —система,доминирующая в личности, самый глубокий уровень сознания. Человек отвечает на вопро сы: «Каково мое предназначение?», «Каков смысл (цель) моей жиз ни?». Логически это самый высокий (личностно — самый глубокий) уровень, определяющий предельные ориентиры, которые человек сделал своими внутренними опорами. Духовность связана с более обширной системой, частью которой является данный человек. Она дает ответ на вопрос «кто еще» или «для кого» существует тот или иной навык или способность.
Вышележащий уровень придает смысл нижележащему, опреде ляет внутрисистемный контекст, задающий его назначение. Функция каждого вышележащего уровня состоит в том, чтобы организовывать информацию и активность на нижележащем уровне. Изменения, происходящие на более высоком уровне, вызывают изменения на нижележащем. Жизненная компетентность человека в значительной степени определяется тем, что возникающие проблемы и поставлен ные задачи решаются на релевантном для них уровне в соотношении
с уровнями более высокого порядка. Трудности в решении возника ют из-за того, что фокус приложения усилий человека находится не на релевантном для данной проблемы или задачи уровне либо выбор способов и принятие решений не соответствуют уровням более вы сокого порядка.
– 280 –
В общем виде предложенная Г. Бейтсоном схема напоминает уровни организации движений по Н. А. Бернштейну, но моделирует уровни организации жизни в целом — своего рода движение чело века в его собственном жизненном пространстве. Возможности об суждаемой модели многократно получали положительную оценку со стороны практических специалистов в области психотерапии и коммуникации.
Эту модель с успехом можно применять в области психологиче ского консультирования и терапии. Удобство ее состоит в том, что это не столько схема описания, сколько схема организации жизнен ного мира человека. Модель представляется как пирамида логиче ских уровней, корнями восходящая к работам Б. Рассела.
Обладая высоким описательным и объяснительным потенциа лом, данная модель одновременно способна выступить и средством организации разного рода деятельности. В известном смысле, она также может рассматриваться как организующая личностное и про фессиональное мировоззрение, причем не только в части приклад ных задач, но и как способ организации мышления.
Основываясь на вышеперечисленных принципах, практики в НЛП выявили несколько умений человека, способствующих форми рованию модели эффективного общения1:
1. Определение желаемых результатов. Результат—это то,чтовы хотите увидеть, услышать и почувствовать. В НЛП предлагают ся пять способов уточнения целей и превращения их в результат:
1) уточнение результата (точно определите желаемый результат);
2) формулировка результата в положительной форме, например: «Хочу быть богатым» — позитивная положительная форма; «Не хочу быть бедным», или «Не хочу выглядеть смешным» — это ре зультаты, сформулированные в отрицательной форме (и непродук тивный способ общения). Человеку нельзя стремиться к тому, чего он не хочет; 3) моделирование желаемого результата, вычленение сенсорных показателей результата. Для этого нужно ответить на во просы: «Что я увижу, когда достигну результата?», «Что я услышу?»;
1 Ситников А. П. НЛП. М., 1998.
– 281 –
4) определение времени достижения желаемого результата. Можно ответить на вопрос: «Когда я хочу получить желаемое?»; 5) согла сование результатов с партнером по общению: большинство людей поможет вам в достижении ваших результатов, если одновременно будет достигать и своих.
2. Сенсорная острота. У каждого человека есть сенсорное чутье, которое помогает ему видеть, слышать, чувствовать изменения в поведении партнера по общению. Некоторые сигналы в поведе нии собеседника могут подсказать, что сделан неправильный шаг. Сенсорная острота помогает заметить мельчайшие изменения в поведении собеседника: ведь внутренние мысли и эмоции челове ка проявляются через внешнее поведение (позы тела, покачивания, наклоны головы, движения плеч, жестикуляция рук). Есть и более тонкие изменения. Эти бессознательные видимые реакции в НЛП делят на четыре группы — изменения цвета кожи; изменения в ско рости, частоте дыхания; изменения (сиюминутное дрожание) ниж ней губы; моментальные изменения мускулов, мышечного тонуса. Бессознательные видимые реакции ценны, т. к. они не подвластны сознательному контролю человека и поэтому содержат истинную информацию.
Обучаясь сенсорной остроте, надо освоить три шага: