Глава 4. подходы к разрешению типовых консультативных проблем 10 страница
– 215 –
родителями может привести их в состояние, известное по многим сказкам, например «Мальчик-с-пальчик» [с. 221-222].
yyСценарий родителей.Как правило,дети в своих семьях повторяют родительские сценарии. Лучше всего это видно на таком про стом примере, как количество и порядок рождения детей в семье. Рассмотрим сценарное фамильное дерево. У семьи Ивановых три сына — Саша, Алеша и Вася. Порядок их рождения: 0-4-6. Их отец был первенцем в семье с порядком: 0-4-5. Их мать была первой в семье с последовательностью 0-4-5. Сестры матери тоже имели по трое детей. Таким образом, важно выяснить у родителей пациента:
1) сколько братьев и сестер у каждого из них; 2) скольких детей они хотят; 3) сколько детей, по их мнению, у них будет [с. 223-225].
yyОбстоятельства рождения ребенка.По мнению Э.Берна,
существуют два родовых сценария: их можно назвать «Истинное происхождение» и «Подорванное здоровье». Обычный источник сценария «Истинное происхождение» — фантазии приемного или даже родного ребенка о «настоящих» родителях. Данный сценарий приводит, в конце концов, к некоему мифу о рождении героя. Источ ником сценария «Подорванное здоровье» могут служить слова мате ри о том, что ее здоровье ухудшилось после появления его на свет. Иногда ребенку сообщают: «Роды так изуродовали ее, что никогда уже она не будет прежней». Данный сценарий приводит к мифу о рождении злодея, над которым с детства висит грех матереубийства. Фраза «Мать умерла, когда рожала меня» слишком трагична и не переносима. Человек, который ее произносит, нуждается в помощи и участии [с. 225-226].
yyИмена и фамилии.Имена—полное,уменьшительное,ласкательное, какими одаривают младенца родители, часто отражают же лание видеть его в будущем тем или иным. Имена получают сценар ный смысл следующими способами:
а) преднамеренно. Имена могут нести на себе отпечаток специаль ности, например Гален («Наш ребенок станет врачом») [с. 227];
б) по недоразумению. Бывает так, что, выбрав ребенку краси вое имя, родители не задумываются о его будущем. Мальчик мо
– 216 –
жет получить имя Мармадюк, а девочка — Травиата или Аспазия [с. 227];
в) небрежность. Нежные имена, такие как Сис, Крошка, родите ли дают не на всю жизнь. Но часто такое имя прилипает к ребенку навсегда [с. 228];
г) вынужденно. Фамилию человек не выбирает, она передается от прародителей к детям [с. 228].
Когда ребенок рождается — он свободен, но это скоро проходит. Мать программирует основные мысли ребенка в первые два года. Эта программа образует начальный скелет сценария, «первичный протокол», определяющий, кем станет ребенок: «молотом» или «на ковальней». В тот момент, когда мать произносит: «Дай, я тебе помо гу!» или «Прекрати его уговаривать!», ребенок уже составил мнение
о себе самом и своем окружении, особенно о родителях. Это мне ние обычно не меняется всю жизнь. Его можно свести к следующим убеждениям: 1) «У меня все нормально» или «У меня не все нор мально»; 2) «У тебя все нормально» или «У тебя не все нормально». Отталкиваясь от этого, человек принимает некоторые решения, на пример: «Мир вокруг хорош, и я сделаю его еще лучше» или «Это ужасный мир, и, возможно, я убью кого-нибудь или себя» [с. 231, 233, 244].
В это время происходит выбор жизненной позиции из четырех возможных: Я «+» Ты «+»; Я «+» Ты «-»; Я «-» Ты «+»; Я «-» Ты «-».
Когда ребенок принимает одну из этих позиций, весь остальной сце нарий он подстраивает под нее. В этой связи Берн писал, что «любая игра, сценарий и судьба человека основана на одной из этих четырех основных позиций» [с. 233]. Ребенок, который выбрал позицию Я «+» Ты «+», скорее всего, выберет сценарий победителя.
Следующий этап в ходе сценария (с 2-х до 6 лет) —выбор сюжета с нужным развитием и ответа на вопрос: «Что бывает с такими, как я?» Придет время и ребенок узнает историю о ком-то «таком,
как я». Это может быть сказка матери, история, рассказанная ба-бушкой, или услышанный на улице рассказ о мальчике. Такая история
– 217 –
может превратиться в сценарий, который он будет пытаться осуще ствить всю жизнь [с. 242].
Но чаще всего жизненный сценарий ребенка программируется родительскими командами. Некоторые важные моменты выясняются очень просто при первой же беседе, когда задается вопрос: «Ког да вы были маленьким, что говорили вам родители?» Обычно ответ мало похож на указание, но с помощью «марсианского» мышления можно понять суть ситуации. Например, мать может произнести: «Зайдите взглянуть, какой славный малыш». Для ребенка это имеет смысл: «Покажи, какой ты славный!» [с. 244].
В основе возможности родительского программирования (ребе-нок воспринимает слова родителей, как истину в последней инстан-ции и следует им всю свою жизнь) лежит «потребность ребенка в родительской любви, кроме того, ребенок любит своих родителей и хочет сделать им приятное» [с. 246]. Именно поэтому он должен знать, что же от него хотят на самом деле. Из любого родитель-ского указания ребенок пытается получить его властное ядро, мар-сианскую сущность:
yyЖелания родителей воспринимаются ребенком как команда.
Ребенок все время хочет сделать все правильно, так, как хотят от него родители.
yyВнешняя родительская забота на поверку оказывается скры-
тым диктатом. Это утверждение Э.Берн иллюстрирует следующим примером: ...Ловкая официантка с подносом, уставленным тарелками в несколько этажей, умело проскальзывает между столи ками в полном народа ресторане. Ее ловкость вызывает восхищение начальства и посетителей. Однажды в ресторан приходят ее роди тели, которые тоже в восторге от ее ловкости. Когда она проходит мимо них со своим подносом, встревоженная мать предупреждает: «Осторожно!» — и... Любой угадает конец этой истории: тарелки оказываются на полу. Проще говоря, предупреждение «осторожно» значит: «Допусти ошибку, чтобы я сказала: «Я просила тебя быть осторожнее» [с. 247].
Таким образом, жизненный сценарий принимается ребенком на основе сценарных посланий о себе, других людях и жизни, исходящих
– 218 –
от родителей. В следующем подразделе рассмотрим природу сце-нарных посланий и способы их передачи.
Сценарные послания могут передаваться вербально, невербаль но или тем и другим способом одновременно.
Э. Берн выделяет следующие сценарные вербальные послания, исходящие от родителей:
yyКто-то из родителей раздраженно кричит ребенку: «Сгинь!»или «Чтоб ты сгинул!» Все это — установки на случай смерти. Ана логично: «Ты будешь таким же, как твой отец» (алкоголик) — вер дикт на всю жизнь [с. 252].
yyРодители высказывают пожелания негативного характера:«Не трогай меня!» или «Отвяжись», «Не ной». Это примеры сце нарного предписания, или «запрета», который устанавливает суро вый Родитель.
yyРебенка учат,чем заполнить время в ожидании действия.Предписания высказываются в виде моральных заповедей. «Работай, как следует!» можно понимать, как «Хорошо работай всю неделю, а в субботу можешь напиться»; «Береги копейку » можно понимать как «Береги копейку, а потом можешь спустить все за один раз». Все это примеры антисценарных лозунгов, которые исходят от Родителя-воспитателя.
yyУ детей есть желания,направленные против сценарного аппарата, созданного родителями, например: «Брось!», «Выкрутись!» (противовес «Трудись на совесть!»), «Потрать все разом!» (противо вес «Береги копейку!») [с. 253].
Авторы книги «Современный трансактный анализ» Я. Стюарт и В. Джойнс1 выделяют следующие виды сценарных посланий:
yyНевербальные послания.До того,как ребенок начнет говорить,он интерпретирует послания других людей в форме невербальных сигналов. Малыш тонко воспринимает интонацию словесных выска зываний, движения тела, запахи и звуки. Если мать нежно прижима ет к себе ребенка, то он воспринимает ее послание так: «Я принимаю
и люблю тебя!» Если же она не прижимает его крепко к себе, он мо
1 Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ. М., 1989.
– 219 –
жет прочитать ее послание иначе: «Я отвергаю тебя!» При этом мать может не осознавать, что держит ребенка на расстоянии. Позднее, когда ребенок начинает понимать язык, невербальные коммуника-ции остаются для него важным компонентом сценарных посланий. Например, ребенок вернулся из школы с новой книгой. Он начинает читать ее родителям и спотыкается на незнакомом слове. Отец го ворит: «Ты неправильно произносишь слово». При этом его слова могут сопровождаться самыми различными невербальными сигна лами, каждый из которых имеет свое значение для ребенка в терми нах возможных сценарных решений. Отец может говорить сердитым голосом, с недовольным выражением лица. Он может даже вырвать книгу из рук ребенка или ударить его. Для ребенка это послание мо жет означать: «Я не хочу, чтобы ты был здесь, и предпочел бы, чтоб ты умер». Отец мог бы сказать эти слова ровным голосом, не отры ваясь от газеты. По невербальным сигналам его сын интерпретирует это послание так: «Ты не представляешь для меня никакого интере са». В другом случае отец может говорить ровным, спокойным го лосом, сидя рядом с ним. Он дает сыну время подумать и еще раз посмотреть на слово. Это послание: «Думать — полезно» [с. 135].
yyПриказания.Сценарные послания могут передаваться в форме прямых указаний (приказов): «Не мешай мне ! Делай, что тебе говорят ! Сгинь! Быстрей! Не капризничай!» и др. Сила этих прика зов как сценарных посланий будет зависеть от того, как часто они повторяются и от сопровождающих их невербальных сигналов1 [с. 136].
yyОценки.В ситуации оценки ребенку говорят,кем он является:«Ты глупый!»; «Моя маленькая девочка!»; «Ты кончишь в тюрьме!»; «Ты ничего не добьешься!».
Я. Стюарт и В. Джойнс выделяют еще два вида сценарных по сланий, а именно копирование и травматическое событие и повто-рение. Однако с нашей точки зрения их более уместно рассматривать
в качестве механизмов формирования сценарного поведения (каким
1 Джонгвард Дж. Рожденные выигрывать. М., 1992.
– 220 –
образом вербальное послание становится действенным и начинает управлять поведением человека).
yyКопирование.Когда ребенок копирует поведение матери илиотца с целью удовлетворения своих потребностей и желаний. Ребе нок воспринимает те невербальные послания от матери (отца, ба бушки и др.), которые могут помочь ему добиться того, чего он хо чет. И найденный способ (скопированный с образца) закрепляется и становится одним из элементов сценарного поведения1.
yyТравматическое событие и повторения.Ребенок может принять главное сценарное решение при реагировании на одно един ственное событие, если оно является травматическим и восприни мается как особенно угрожающее. Например, маленькую девочку склонил к сожительству ее отец. Она может истолковать этот эпизод как сверхмощное сценарное послание и решить: «Больше я никогда не буду доверять мужчинам». Однако чаще всего решения прини маются по истечении какого-то времени при реагировании на по стоянно повторяющиеся сценарные послания. Например, ребенок тянется к матери, а она отворачивается от него, он тянется вновь,
и опять на него не реагируют. Лишь после того, как это повторится много раз, он может прийти к выводу: «Мать не хочет прижимать меня к себе»2.
Два условия перевода посланий в сценарные решения можно привести, опираясь на мнение Я. Стюарта и В. Джойнса:
yyСопровождение вербального послания невербальными сиг-налами, несущими негативный оттенок. Данный механизм можно обнаружить в приведенном авторами примере: «Выражение «Ты глупый!», сказанное резко и сопровождающееся шлепком, пере дает сценарное послание, отличное от того же выражения, произне сенного спокойным голосом, с улыбкой и похлопыванием по плечу»
[с. 136].
Далее мы находим такую фразу Я. Стюарта: «На самом деле при-
казания передаются ребенку в основном невербально» [с. 143].
1 Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ. М., 1989.
2 Там же.
– 221 –
yyПоглаживания.Те родительские послания(например,приказания) становятся сценарными (закрепляющими определенное поведе ние за ребенком), исполнение которых ребенком ведет к поглаживани ям. Я. Стюарт и В. Джойнс приводят следующий пример: «Родители высказывают такие мысли, как: «Ты похож на неудачника дядю Гар ри». В этом случае, чем больше ребенок напоминает своим поведени ем дядю Гарри, тем больше поглаживаний получает» [51, с. 145].
Далее подробно остановимся на одном из видов сценарных по сланий, а именно на приказаниях.
Я. Стюарт и В. Джойнс выделяют двенадцать видов родитель-ских приказаний:
1. Не живи (Сгинь, Умри). Например,вербальные посланияотца, обращенные к дочери: «Я убью тебя за это!» или «Чтоб ты сги нула!». Причиной такого сценарного послания может быть пережи вание отца (матери) того, что собственный ребенок мешает или угро жает ему. Возможно, у женщины уже есть несколько детей, и она больше не хочет их иметь. Совершенно случайно она все же рожает еще одного ребенка. В эго-состоянии ребенка она кричит: «Нет! Не хочу больше! Хочу, чтобы уделяли внимание моим желаниям!» Она, скорее всего, будет подавлять ярость своего ребенка, не признава ясь в этом даже самой себе, тем не менее, скрытыми способами она передает родившемуся ребенку свой отказ от него [с. 144].
2. Не будь самим собой. Это приказание может передаватьсяребенку родителями, у которых родился мальчик, а они хотели де вочку или наоборот. При этом их невербальное послание будет: «Не будь мальчиком (девочкой)». Это может выразиться в выборе име ни ребенку: девочку могут назвать мужским именем, а мальчика — женским. Девочку будут одевать «под мальчика», а мальчика — «под девочку» [с. 145].
«Не будь самим собой» может также обозначать: «Не будь самим собой, будь другим ребенком». Для иллюстрации этого варианта приказания авторы приводят следующий пример: «Мать постоянно сравнивает своего ребенка с другими детьми: «Маленький Джонни уже катается на двухколесном велосипеде — какой умница! А ведь он на год младше тебя» [с. 145].
– 222 –
Это может быть сравнение и с отрицательным образцом (анти героем), тогда родители высказывают такие мысли: «Ты похож на неудачника дядю Гарри».
3. Не будь ребенком. Это может выражаться в таких вербальныхпосланиях, как «Ты уже большой, чтобы...» или «Большие мальчики не плачут». Причина лежит в столкновении интересов, потребностей ребенка в родителе с его собственным ребенком. При этом конфликт решается в пользу ребенка в родителе, который заявляет: «Здесь есть место только для одного ребенка — и этот ребенок я». Тем не менее
я буду терпеть тебя, если ты будешь вести себя как взрослый, а не как ребенок.
4. Не расти (оставайся маленьким). Младший ребенок в семьечасто получает приказание: «Не расти». Для отправления данного по слания могут быть несколько оснований: 1) родители не хотят, чтобы дети взрослели, т. к. свою ценность видят в исполнении роли отца или матери; 2) родители, которые сами так и не стали взрослыми, хотят, чтобы ребенок остался их товарищем по играм; 3) страх одино чества (тогда такое послание будет звучать, как «Не покидай меня»).
5. Не делай успехов. Это приказание передает родитель,который в своей Ребенке ревниво относится к успехам и достижениям своего сына или дочери [с. 147].
6. Не делай (ничего не делай). Собирательное послание«Не делай» означает: «Ничего не делай, потому что все, что ты делаешь, настолько опасно, что лучше вообще ничего не делать». Родитель, испытывающий страх того, что ребенок наделает вреда без роди тельской заботы, может сказать: «Джонни, пойди, посмотри, что де лает твоя младшая сестра, и скажи ей, чтобы она этого не делала». Если кто-либо во взрослой жизни не знает, что ему нужно предпри нять, при этом постоянно ощущая бесполезность своих действий и никогда ничего не предпринимая, чтобы изменить положение, то он несет это сценарное послание [с. 148].
7. Не будь первым (не будь лидером, не высовывайся). Люди,
имеющие подобные послания, боятся играть ведущую роль. Подчи няясь приказанию: «Не будь лидером», такие люди могут успешно
– 223 –
работать в роли подчиненных, при этом они или не добиваются про движения по службе или отказываются от выгодных предложений [с. 148].
8. Не принадлежи. Человек,подчиняющийся приказанию: «Непринадлежи», чувствует себя среди людей чужаком, и поэтому его будут считать нелюдимым и замкнутым. Это послание может пере даваться родителями, которые постоянно твердят свои детям, что они отличаются от других детей, что они трудные, ленивые и т. д.
В другом случае родители могут культивировать это приказание из-за своего неумения общаться [с. 149].
9. Не будь близким. Это может быть запрет на физическую близость или эмоциональную. Ребенок может сам передать себе прика зание: «Не будь близким» в ответ на постоянный отказ родителя от физического контакта.
10. Одним из вариантов является послание «Не доверяй». По добное послание воспринимается ребенком, родитель которого или неожиданно исчезает или умирает. Не способный понять подлинные причины родительского исчезновения, ребенок может прийти к вы воду: «Больше я никогда не буду доверять окружающим людям, даже если буду в них нуждаться» [с. 149].
11. Не чувствуй себя хорошо (не будь здоровым). Например,ребенку родители уделяют мало времени в силу своей занятости. Когда же ребенок заболевает, мама остается с ним дома, его все жалеют и балуют. В своем проницательном маленьком профессоре ребенок записывает следующее решение: «Для того, чтобы получать внима ние, я должна болеть».
12. Не думай. Приказание«Не думай»может передаться родителем, который постоянно принижает способности ребенка мыс лить. Маленький Джеймс с гордым видом показывает отцу свое творение — первую попытку написать свое имя. Отец презрительно ухмыляется и говорит: «Ну ты и умник» [с. 150].
13. Не чувствуй. Такое послание может передаваться родителями, которые сами сдерживают свои чувства. В некоторых семьях су ществует запрет на любое проявление чувств. Гораздо чаще бывает
– 224 –
так, что одни чувства разрешаются, а другие запрещаются («Не вы ходи из себя», «Не испытывай страх», «Большие мальчики не пла чут», «Будь храбрым, как солдат») [с. 151].
С одной стороны, ребенок, получив какое-либо родительское послание, не сможет проигнорировать его и «возьмет» себе (в лю бом случае послание дойдет до адресата). С другой стороны, роди тельские приказания не могут заставить ребенка написать сценарий каким-то определенным образом, какое именно решение будет при нято на основе послания, зависит, прежде всего, от самого человека.
Один ребенок воспринимает приказание в том виде, в каком оно ему досталось, другой — умело преобразует, смягчая его пагуб ное влияние. Я. Стюарт и В. Джойнс приводят следующий пример: «Предположим, что маленький мальчик получил от матери прика зание «Не живи». Возможно, он воспримет данное приказание бук вально и покончит жизнь самоубийством. Причем самоубийство может быть явным или произойти «случайно», в результате несчаст ного случая. Ребенок может принять решение сместить влияние приказания «Не живи», убив другого человека, вместо того, чтобы покончить с собой. Это убеждение может принять и такую форму: «Если я стану сумасшедшим, то мне не надо будет умирать». Таким образом, сценарная расплата будет заключаться в необходимости «сойти с ума» [с. 153].
У ребенка также всегда есть возможность трансформировать приказание с целью получения позитивного, а не негативного ре зультата. Например, маленький мальчик, получивший приказание «Не будь мальчиком, будь девочкой», может стать человеком, обла дающим многими позитивными качествами, которые обычно счита ются «женскими» — чувствительностью, привлекательностью, от крытостью чувств [с. 153].
Анализ жизненного сценария выявил один интересный факт, заключающийся в том, что, по-видимому, существует лишь шесть основных паттернов сценарного процесса. Независимо от того,кто
я — китаец, африканец или американец — я буду проживать свой сценарий в соответствии с одним или несколькими из этих шести
– 225 –
паттернов, которые также справедливы для любого возраста, пола, образования и воспитания [51, с. 159].
yyСценарий«Пока не».Если я проживаю свой сценарий в соответствии с этим паттерном, лозунгом моей жизни является: «Я не могу радоваться, пока не закончу работу ». Существуют многочис ленные варианты этого сценария: «Жизнь начинается после сорока»; «Когда я выйду на пенсию, то смогу путешествовать»; «В другой жизни мне воздастся по заслугам». Этому сценарию соответствует миф о Геракле.
yyСценарий«После».Человек,выполняющий сценарий«После», следует девизам: «Я могу радоваться сегодня, однако завтра должен буду заплатить за это»; «Отличная вечеринка! Но завтра у меня будет болеть голова»; «После женитьбы жизнь состоит из од них обязательств».
yyСценарий«Никогда».Тема этого сценария заключается в следующем: «Я никогда не получаю того, что больше всего хочу». Судь ба мифического героя Тантала является примером сценария «Никог да». Он обречен на вечные муки от голода и жажды, потому что вода и ветвь с плодами все время проходят мимо его рта.
yyСценарий«Всегда».Человек,имеющий сценарий«Всегда»,задается вопросом: «Почему это всегда случается со мной?» Допу стим, Марта следует паттерну «Всегда». Она три раза выходила за муж и два раза разводилась. Первый раз она вышла замуж за тихого, спокойного и не очень общительного человека, которого она броси ла, сказав своим друзьям, что хочет жить с более энергичным чело веком. Однако, к удивлению друзей, она вскоре объявила о помолвке
с другим человеком, точной копией первого мужа. Их брак длился недолго. Третий муж Марты — человек тихий, спокойный, и она уже начинает жаловаться на него своим друзьям.
yyСценарий«Почти» (Э.Берн называет этот сценарий«Опятьи опять»). Подобно Сизифу,человек,имеющий сценарий«Почти»,говорит: «В этот раз я почти достиг своего». Фред берет у своего друга почитать книгу. Отдавая ее назад, он говорит: «Спасибо за книгу. Я ее прочитал всю, кроме последней главы». Когда Фред моет
– 226 –
машину, он это делает почти до конца, оставляя колеса грязными. Фред почти добился продвижения по службе. Хотя он и приблизился к креслу начальника, но не стал им.
yyСценарий с открытым концом(открытый сценарий).Этотпаттерн напоминает сценарии «Пока не» и «После» тем, что в нем присутствует точка раздела, после которой все меняется. Человеку
с открытым сценарием время после этого момента представляется пустотой, как будто часть театрального сценария была утеряна.
Э. Берн так определяет этот сценарий: «Это сценарий победите лей. Примером его являются Филемон и Бавкида. Согласно легенде это — любящая пара, радушные и добрые люди. Чтобы наградить их за добрые дела, боги превратили их в лавровые деревья. Согласно этому сценарию старики, которые всегда выполняли указания ро дителей, на закате жизни ведут «растительное» существование. Их жизнь похожа на тихий шелест листвы. Это судьба многих матерей, чьи дети выросли и уехали, и пенсионеров, которые проработали всю жизнь, никогда не нарушая режима и предписаний родителей»
[с. 332].
Существенную роль в преимущественном развитии какого-либо состояния играют трансакции, происходящие в прошлом. То, что со общается детским состоянием Эго-родителей, называется запрета ми. Как правило, запреты формируются под влиянием жизненных обстоятельств, они обычно начинаются со слов «не надо». Роберт и Мэри Гулдинг выявили, что наибольшей разрушительной силой обладают запреты, начинающиеся со слов «не надо быть...», потому что в них завуалирован призыв к самоубийству.
По мнению Берна, в основе сценариев лежат непосредственные иллюзии, которые могут сохраняться на протяжении всей жизни. Сценарии создаются на базе родительского программирования, а также решений, принятых в ответ на родительское программирова ние. Характер сценария зависит также от культурной среды, из кото рой происходит данный человек. Большая часть сценариев усваива ется до 6 лет. Сценарий содержится в эго-состоянии ребенок, плохо осознается, поэтому делает человека зависимым, несвободным. Вре мя от времени люди начинают сомневаться в правильности своих
– 227 –
сценариев, что может приводить к развитию личностных кризисов. Иногда людям удается выйти из них посредством удаления некото рых блокировок подлинной автономии и хорошо функционирующе го взрослого.
Когда ребенок занимает какую-либо жизненную позицию, он усваивает и способы ее защиты и стремится избежать влияний, ко торые могут ее поколебать. Социальные отношения взрослого че ловека соответствуют жизненной позиции, которую они выбрали в детском возрасте.
Матрица сценария —это диаграмма,облегчающая пониманиеразвития сценариев людей, также она помогает понимать механизм передачи сценариев. Концепцию матрицы сценария разработал Стайнер. Берн предположил, что обычно родитель противоположно го пола сообщает ребенку, что нужно делать, а родитель того же пола демонстрирует, как это следует делать. Стайнер добавил что именно ребенок в родителе дает ограничительные директивы, а взрослый в родителе предоставляет ребенку модель или программу поведения. Психологические позиции, исходя из которых люди играют в игры
и осуществляют жизненный сценарий, могут быть четырех видов (по Харрису): «я не о'кей — ты о'кей», «я о'кей — ты не о'кей», «я не о'кей — ты не о'кей», «я о'кей — ты о'кей».
Часто то, что люди упорствуют в разыгрывании сценариев и играют в игры вместо того, чтобы получать удовольствие от автоно мии и интимности, объясняется определенными выгодами или рас платами, с которыми связаны сценарии и игры.