Сравнение семейных и социальных взаимоотношений 7 страница
Три из восьми основных понятий теории Боуэна применимы к общим характеристикам семьи, *а остальные пять отражают конкретные детали.
Дифференциация Я. Это понятие является краеугольным камнем нашей теории, и если в дальнейшем в его истолковании встретятся некоторые повторы, автор приносит читателю свои извинения. Понятие «дифференциация» характеризует людей по степени слитности или раздельности эмоционального и интеллектуального функционирования. Эта характеристика является универсальной и с ее помощью можно описать всех людей в пределах определенного континуума. В нижней части этого континуума располагаются те, у которых эмоции и интеллект
слиты настолько, что их жизнь полностью управляется автоматизмами эмоциональной системы. Каким бы интеллектом они ни обладали, полностью над ними доминирует. Эти люди менее гибки, менее адаптивны, в большей степени эмоционально зависимы от окружающих. Стресс легко приводит к дисфункции, от которой потом нелегко избавиться. Они наследуют большую часть всех человеческих проблем. На другом конце континуума располагаются те, у кого интеллект и эмоции достаточно дифференцированы. Нельзя полностью отделить интеллектуальное функционирование от эмоционального, но люди, у которых интеллектуальное функционирование сохраняет относительную автономность в периоды стресса, более гибки, более адаптивны, более независимы от эмоционального настроя их окружения. Они лучше других справляются с житейскими стрессами, их жизненный путь более упорядочен и успешен, они достаточно независимы от жизненных проблем. Между этими двумя крайностями — бесконечное множество смешанных типов эмоционального и интеллектуального функционирования.
Это понятие устраняет понятие «нормы», которое так и не было четко определено в психиатрии. Невозможно определить «норму», когда измеряемая величина постоянно изменяется. В рабочем порядке психиатры называют «нормальными» людей с отсутствием симптомов эмоциональных дисфункций и поведенческих отклонений. Понятие «дифференциация» не имеет прямого отношения к наличию или отсутствию симптомов. Люди с высокой слитностью эмоционального и интеллектуального сталкиваются с наибольшим количеством проблем, и наоборот. Однако бывают люди, у которых эта слитность выражена достаточно сильно, и при этом они все же сохраняют свои отношения в равновесии, никогда не испытывают сильного стресса, не демонстрируют характерной симптоматики и выглядят вполне здоровыми. Тем не менее такое приспособление к жизни стоит им больших усилий, а если в стрессовой ситуации у них развивается дисфункция, она может стать хронической. Встречаются также люди с весьма хорошей дифферен-
циацией, у которых стресс вызывает дисфункцию, но они восстанавливаются достаточно быстро.
На том конце спектра, где доминирует слитность, интеллект настолько переполнен эмоциональностью, что весь ход жизни определяется эмоциональными процессами и переживаниями, а не убеждениями и мнениями. Интеллект существует как придаток к системе чувствования. Он может достаточно хорошо функционировать в математике или физике, или в отвлеченных областях, но когда его предметом являются личности, то функционирование передается эмоциям. Согласно нашей гипотезе, является частью инстинктивных сил, управляющих автоматическими функциями. Человек склонен подчеркивать свое отличие от низших форм жизни и отрицать свою прямую связь с природой. работает с предсказуемыми и хорошо известными стимулами, которые управляют инстинктивным поведением всех видов животных. Чем в большей степени жизнедеятельность организма управляется эмоциональной системой, тем больше она следует курсом любого инстинктивного поведения, несмотря на все глубокомысленные попытки доказать противоположное. При высоком уровне дифференциации функционирование эмоциональной и интеллектуальной систем различается более четко. Те же самые автоматические эмоциональные процессы продолжают определять инстинктивное поведение, но интеллект в достаточной степени независим при решении логических задач и принятии решений, основанных на разумном учете привходящих обстоятельств. В самом начале я описывал эмоциональное слияние внутри семьи как «недифференцированная эго-масса семьи». Хотя это определение и составлено из слов, употребляемых в общепринятой теории, и в силу этого не отвечает требованию строгого применения понятий, совместимых с понятиями биологии, оно достаточно точно описывает ситуацию эмоционального слияния. В течение нескольких лет я пользовался именно этим определением, поскольку в нем использованы понятные слова.
Когда я начал вводить в обиход понятие хорошо дифференцированной личности, имея в виду такого человека, интеллект которого может функционировать независимо
от эмоциональной системы, профессионалы в области психического здоровья обычно воспринимали термин «интеллектуальная система» как эквивалент интеллектуализации, которую психиатрические больные используют для защиты от повышенной эмоциональности. Наиболее распространенным замечанием профессионалов было то, что хорошо дифференцированная личность выглядит холодной, отстраненной, ригидной и не склонной к переживаниям. Для психиатра, который всю свою профессиональную жизнь пребывал в уверенности, что свободное выражение чувств представляет собой высокий уровень функционирования, а интеллектуализация нужна лишь как средство защиты от повышенной эмоциональности, ухватить суть понятия дифференциация оказывается очень трудным делом.
Плохо дифференцированная личность попадает в ловушку мира чувств. Ее попытки найти покой в эмоциональной закрытости могут лишь увеличить слияние, что в свою очередь усиливает отчужденность от окружающих. Попытки удержать эмоциональность хоть в каком-то равновесии длятся всю жизнь. Некоторые из этих попавших в ловушку эмоциональности людей начинают предпринимать беспорядочные, непоследовательные интеллектуализован-ные попытки вербализации, чтобы выразить вовне свое отчаянное положение.
Более дифференцированная личность может погрузиться в эмоциональную сферу без опасения слиться с другими. Такой человек свободно переключается на спокойные логические рассуждения, когда необходимо принять важные для его жизни решения. Логический интеллектуальный процесс совершенно отличается от той бессодержательной вербальной интеллектуализации, которая свойственна запутавшейся в эмоциях личности.
В своих ранних статьях я представил все это в виде «шкалы дифференциации Я». Таким образом я хотел проиллюстрировать общую мысль, что людям свойственны все градации дифференциации Я и что жизненный стиль людей, находящихся на одном уровне дифференциации, существенно отличается от жизненных стилей людей, находящихся на других уровнях дифференциации. Была
предложена шкала с делениями от 0 до 100, где 0 означал нижнюю точку проявления этого феномена, а 100 — гипотетически наивысшую степень совершенства, которого человек может достичь, если его эволюция пойдет в этом направлении. Нужна была достаточно широкая шкала, отражающая весь диапазон возможностей. Чтобы проиллюстрировать тот факт, что люди отличаются друг от друга по параметру эмоционально-интеллектуального функционирования, я описал личностные профили людей, попадающих по шкале дифференциации Я в диапазоны 0-25, 25-50, 50-75 и 75-100 баллов. Сейчас, 10 лет спустя, эти профили продолжают удивлять своей точностью. В одной из этих ранних статей было также изложено представление о функциональных уровнях дифференциации, которые могут либо иногда смещаться в ту или иную сторону, либо почти всю жизнь оставаться практически неизменными. Были также описаны некоторые факторы, влияющие ка смену уровней, что должно было упростить понимание этого понятия и сделать его более наглядным. Использование схематических форм описания и термина «шкала» привело к тому, что нами были получены сотни писем, авторы которых просили выслать им экземпляры «шкалы». Большинство писавших так и не усвоили ни самого понятия, ни факторов, управляющих функциональными уровнями дифференциации. Эти письма заставили меня повременить с созданием более строгой шкалы для клинической практики. Первостепенное значение имело здесь именно теоретическое понятие. Оно устраняет границы между шизофренией, неврозами и нормой. Оно нейтрально по отношению к таким категориям, как гений, социальный класс, этнокультурные различия. Оно применимо к любой форме жизни людей. Возможно, оно применимо также и к дочеловеческим формам жизни, только мы мало об этом знаем. Овладение понятием «дифференциация Я» позволяет сделать следующий шаг и перейти к разработке разного рода исследовательских инструментов, но попытка применения шкал без усвоения соответствующих теоретических основ приводит к полному хаосу.
Другой важный аспект представления о дифференциации Я — это выделение уровней «твердого Я» и «псевдо-Я».
В периоды эмоциональной близости людей их псевдо-Я сливаются друг с другом, при этом один теряет свое Я, которое переходит к другому и увеличивает его Я. Твердое Я не участвует в этом акте слияния. В любой конкретной ситуации оно говорит: «Вот это я, я в это верю, на том стою, это буду делать, а этого не буду». Твердое Я слагается из четко определенных представлений, убеждений и жизненных принципов. Они попадают в Я из жизненного опыта через процесс интеллектуального рассуждения и в результате тщательного отбора. Совершая выбор, человек становится ответственным за себя и за последствия своих действий. Каждое убеждение, каждый жизненный принцип сочетается со всеми другими, и твердое Я будет действовать в соответствии со своими принципами даже в самой жесткой и тревожной ситуации.
Псевдо-Я создается под давлением эмоций и под давлением эмоций же может быть модифицировано. Любая эмоциональная единица, будь то семья или целое сообщество, осуществляет давление на членов своей группы с целью подчинения идеалам и принципам группы. Псевдо-Я слагается из широкого круга принципов, верований, философий и знаний, которые считаются «правильными» и усваиваются потому, что этого требует группа. Поскольку эти принципы приобретаются под давлением, они бывают случайными и не сочетаются один с другим, хотя индивид и не подозревает об их противоречивости. Псевдо-Я является придатком Я в отличие от твердого Я, которое входит в Я после тщательного логического размышления. Псевдо Я — это притворное Я. Оно формируется для того, чтобы соответствовать окружению. Оно состоит из множества разнородных принципов, которые как будто находятся в гармонии с различными социальными группами, учреждениями, бизнес-сообществом, политическими партиями, религиозными группами, при этом Я не подозревает, что эти группы несовместимы друг с другом. Объединение групп происходит скорее на основе систем отношений, нежели на основе принципов. Человек может «чувствовать», что с некоторыми из этих групп «что-то не так», но не отдавать себе в этом отчета на уровне интеллекта. Твердое Я ухватывает несовместимость групп на уровне интеллекта, и решение
присоединиться к ним или держаться в стороне — это результат интеллектуального процесса, состоящего в тщательном взвешивании всех достоинств и недостатков.
Псевдо-Я — это актер, оно может быть представлено многими разными Я. Список ролей обширен. Оно может прикинуться более важным или менее важным, более сильным или более слабым, более привлекательным или менее привлекательным, чем на самом деле. Для большинства людей несложно определить явное притворство, но, поскольку каждый из нас немного актер, бывает весьма трудно определить тонкое притворство. Вместе с тем хороший актер может быть настолько реалистичным, что без детального знания особенностей функционирования эмоциональных систем и ему самому, и окружающим его людям бывает просто невозможно разграничить твердое Я и псев-до-Я . Это утверждение относится и к психотерапевтам, специалистам по психическому здоровью, и к исследователям, которые могут попытаться определить уровень дифференциации у себя или у других. Уровень твердого Я стабилен. Псевдо-Я нестабильно и реагирует на множество разных видов социального давления и стимулов. Псевдо-Я создается по образу и подобию системы отношений, и оно является предметом обмена в системе отношений.
На основании своего опыта работы с этими понятиями я убедился, что у всех нас количество твердого Я меньше, а псевдо-Я гораздо больше, чем думает большинство из нас. В процесс слияния вовлечено именно псевдо-Я, и именно оно множеством способов отдает и заимствует, получает, обменивает и разменивает частички Я. При любом обмене человек отрывает и отдает частичку самого себя другому человеку, который прирастает ровно на ту же величину. Лучшим примером здесь служит любовь, когда каждый стремится быть таким, каким его хочет видеть другой и, в свою очередь, хочет немного изменить другого. Это и есть актерская игра и обмен своими псевдо-Я. В браке два Я сливаются в Мы, в котором один из партнеров доминирует при принятии решений или берет на себя инициативу.
Доминирующий супруг приобретает добавку к своему Я за счет другого, который столько же теряет. Этот другой,
адаптирующийся к своему супругу, может делать это добровольно, либо эта уступка является результатом определенного торга. Чем легче и активнее супруги способны меняться этими ролями, тем успешнее будет брак. Обмен своими Я может происходить на кратковременной или на долговременной основе. Заимствования и обмены Я могут происходить автоматически внутри производственной группы, когда эмоциональный процесс заканчивается тем, что один из работников оказывается в позиции, уменьшающей его Я, а другие приобретают добавку к своим Я. Такой обмен своими псевдо-Я имеет форму автоматического эмоционального процесса, возникающего в результате того, что люди постоянно манипулируют друг другом, используя слабости жизненных позиций другого человека. Эти обмены могут быть краткосрочными, например, когда критика с чьей-то стороны на несколько дней выбивает вас из колеи. Это может быть также длительный процесс, например, когда один из супругов с течением времени настолько теряет свое Я, что вообще перестает принимать какие-либо решения, за чем часто следует коллапс и обезличивание, дисфункция в виде психоза или другого психического заболевания. Эти механизмы гораздо менее интенсивны при высокой степени дифференциации или низкой тревожности. Однако процессы передачи и приобретения Я в рамках эмоциональных отношений настолько сложны, а диапазон сдвигов по уровням настолько широк, что оценить функциональные уровни дифференциации можно лишь в процессе длительного наблюдения за движением индивида по своему жизненному пути.
Профиль личности для низких уровней дифференциации Я. К этой группе относятся люди, имеющие уровень дифференциации в самом низком диапазоне, ранее обозначенном мной как «от 0 до 25 баллов». Эмоциональное слияние здесь настолько велико, что управляющие им факторы выходят за пределы недифференцированной эго-массы семьи в недифференцированную эго-массу социума. Тонкости слияния и дифференциации гораздо более отчетливо проявляются у людей, находящихся на среднем уровне шкалы, где удается точнее определить динамику разных процессов. Нижние уровни, однако, характеризуются
некоторыми на удивление четкими общими признаками. Люди с низким уровнем дифференциации живут в мире, где доминируют чувства, где невозможно отделить переживания от фактов. Они целиком ориентированы на отношения. На поиск любви и одобрения со стороны окружающих и на удержание отношений на определенном уровне гармонии у них уходит столько энергии, что ее уже не остается на другие жизненно важные цели. Когда им не удается добиться одобрения, эти люди могут прекратить какие-либо социальные контакты или посвятить себя борьбе с той системой отношений, от которой им не удалось добиться одобрения. Интеллектуальное функционирование у них запрятано настолько глубоко, что они не могут сказать: «Я думаю, что...» — или: «Я считаю...» В ситуациях, где более уместно было бы высказать мнение или убеждение, они говорят: «Я чувствую, что...» Они считают более правдивым и искренним сказать: «Я чувствую...», а выражение своего мнения считают чем-то неискренним, лживым. Важные жизненные решения они принимают на основе ощущения, что так «будет правильно»; они проводят свою жизнь в ежедневной борьбе за поддержание равновесия в отношениях или за достижение состояния покоя и освобождения от тревоги. Они не способны к постановке долговременных целей, кроме самых расплывчатых: «Хочу добиться успеха, быть счастливым, иметь хорошую работу, чувствовать себя защищенным». Они становятся зависимыми придатками своих родителей, а затем ищут других таких же зависимых отношений, из которых они черпают силы для своего функционирования. Личность, не имеющая Я, стремящаяся только к тому, чтобы «потрафить» своему боссу, может оказаться лучшим работником, чем те, кто имеет свое Я. Эта группа состоит из людей, озабоченных сохранением гармонии в своих зависимых позициях, людей, переходящих из кризиса в кризис, и людей, которые отказались от безуспешных попыток приспособиться к жизни. На самых нижних уровнях стоят люди, которые просто не могут жить вне защитных стен медицинского или исправительного учреждения. Такая группа является носителем большей части медицинских, финансовых и социальных проблем общества. Адаптация к жизни для
13 Теория
них — в лучшем случае огромный труд, а когда они терпят неудачу, то болезни или «чреда невезений» приобретают хронический характер. Они чувствуют удовлетворение от результатов терапии, если она приносит им хоть чуточку душевного покоя.
Профиль личности для средних уровней дифференциации Я. К этой группе относятся люди, имеющие уровень дифференциации в среднем диапазоне, ранее обозначенном мной как «от 25 до 50 баллов». Входящие в эту группу люди характеризуются начальной степенью дифференциации эмоциональной и интеллектуальной систем, при этом большая часть Я выражает себя как псевдо-Я. Жизнь этих людей тоже направляется эмоциональной системой, но их жизненные стили более гибки, чем у находящихся на нижних уровнях дифференциации. Эта гибкость позволяет увидеть более четкое взаимодействие эмоциональности и интеллекта. При низком уровне тревоги функционирование схоже с тем, что происходит у людей с достаточно высоким уровнем дифференциации, при высоком уровне тревоги оно больше напоминает низкий уровень дифференциации. Жизнь этих людей ориентирована на отношения, большая часть энергии уходит на поиски любви и одобрения со стороны окружающих. Свои чувства они выражают более открыто, чем группа с низкой дифференциацией. Их жизненная энергия в основном направлена на оценку того, что думают о них другие, на поиск друзей и одобрения со стороны окружающих, а не на целенаправленную деятельность. Самооценка зависит от мнения окружающих. Она может буквально взлететь от комплемента и низко упасть от услышанного критического замечания. Обучение в школе ориентировано на усвоение правил поведения и на старание сделать приятное учителю, а не на усвоение знаний. Успеха в бизнесе или общественной жизни они стараются достичь за счет угождения боссу или лидеру социальной группы, т. е. тем, кто реально может обеспечить им определенный статус в системе отношений, а не за счет конкретных результатов своей работы. Их псевдо-Я представляет собой набор противоречивых принципов, верований, философий и идеологий, которые они используют для создания видимости «своего человека» в разных систе-
мах отношений. Им недостает твердого Я, и они обычно говорят: «Я чувствую, что...», когда пытаются выразить философию своего псевдо-Я. Они избегают выражений типа: «Я считаю, что...», «Я уверен», прибегая к авторитету другого лица или к апелляции к какой-то другой области знания для утверждения своей позиции. Испытывая недостаток в твердых убеждениях, они говорят: «Согласно правилам...», «Ученые доказали...» и т. п., вырывая информацию из контекста, когда им надо изложить свою точку зрения. Их интеллект бывает достаточно независим, когда имеет дело с академическими знаниями о безличных вещах. Однако в личных делах их интеллект недостаточно свободен, их личная жизнь весьма хаотична.
Псевдо-Я таких людей может принимать обличье правоверного ученика, безоговорочно следующего какой-нибудь философии или набору принципов, или же, напротив, в состоянии фрустрации может принять позу революционера, бунтарской личности. Бунтарь не имеет своего Я. Позиция его псевдо-Я — это всего лишь противопоставление себя точке зрения большинства. Такой революционер выступает против доминирующей системы, но ничего не предлагает взамен.
Люди со средним уровнем дифференциации наиболее открыты в проявлении своих чувств. Ориентация на отношения делает их особо чувствительными к другим людям и обеспечивает непосредственность при выражении чувств. Всю свою жизнь они стремятся к идеальным отношениям и эмоциональной близости с другими людьми, к открытому обмену переживаниями. Находясь в непосредственной эмоциональной зависимости от других, они способны легко понять их настроения, мимику и позы, и реагировать на все открыто, действуя в экспрессивной или импульсивной манере. Всю свою жизнь они стремятся к идеальным близким взаимоотношениям. Однако когда идеальная близость достигнута, это приводит к почти полному эмоциональному слиянию, на которое они реагируют отдалением и отторжением, что может стимулировать следующий цикл сближения. Если близости достичь не удалось, они могут замкнуться и впасть в депрессию либо начать искать близости в других отношениях.
13»
Если система взаимоотношений не уравновешенна, у них могут проявиться негативные симптомы и возникнуть житейские проблемы. Люди из этой группы достаточно часто испытывают серьезные трудности, включая полный спектр физических заболеваний, эмоциональных расстройств и социальных дисфункций. Для них характерны такие эмоциональные расстройства как внутренняя невро-тизация, депрессия, нарушение характера и поведения. Они прибегают к неумеренному употреблению алкоголя и медицинских препаратов для снятия сиюминутного беспокойства. Социальные отклонения в этой группе включают всевозможные виды импульсивного и безответственного поведения.
Профиль личности 3jih хорошего уровня дифференциации Я. К этой группе относятся люди, имеющие уровень дифференциации от 50 до 75 баллов. Для них характерна достаточно фундаментальная дифференциация эмоциональной и интеллектуальной систем, обеспечивающая возможность их совместного, кооперативного функционирования. Интеллектуальная система развита в такой степени, что может действовать автономно, не допуская доминирования эмоциональной системы при возрастании тревоги. У людей, чей уровень по шкале дифференциации не превышает 50 баллов, предписывает интеллектуальной, что думать и что говорить, какие решения принимать в критической ситуации. Их интеллект — это «притворившийся» интеллект. Когда это не связано с принятием принципиальных совместных решений, влияющих на стратегию жизненного пути, позволяет интеллекту «пойти в угол и подумать о дальнейших планах». У людей, чей уровень по шкале дифференциации превышает 50 баллов, интеллектуальная система достаточно развита для принятия некоторых самостоятельных решений. Известно, что чаще всего позволяет эффективно поддерживать спокойное движение по жизненному пути, но в критических ситуациях автоматические эмоциональные решения могут стать для человека источником долговременных осложнений. Интеллекту для его верховодства над эмоциональной системой требуется определенная дисциплина,
но долгосрочная выгода от того стоит затрачиваемых усилий. У людей на уровне выше 50 баллов твердое Я развито достаточно хорошо. В спокойные периоды они прибегают к логическому мышлению для формирования своих убеждений, принципов, верований, которые затем используют для подавления эмоциональной системы в ситуациях тревоги и паники. Дифференциация между эмоциями и интеллектом имеет много тонких градаций. Люди из нижней части этой группы знают, что возможен лучший путь, но-их интеллект недостаточно сформирован, и они кончают тем, что идут по жизненному пути, похожему на путь людей, находящихся на уровне ниже 50 баллов.
Люди из верхней части этой группы имеют более сформированное твердое Я. Личности с хорошо функционирующей интеллектуальной системой не являются пленниками мира эмоций и переживаний. Они способны к более свободной жизни, включая и эмоциональную жизнь в рамках эмоциональной системы. Они могут полностью погружаться в эмоциональную жизнь, зная, что смогут в любой момент использовать свое логическое мышление и, в случае необходимости, выйти из ситуации. У них могут быть периоды расслабления, когда они позволяют автопилоту эмоциональной системы полностью управлять ими, но, если начинает развиваться неблагоприятная ситуация, они могут переломить ее ход, успокоиться и избежать жизненного кризиса. Люди с более высоким уровнем дифференциации менее ориентированы на взаимоотношения и более способны к достижению своих собственных целей. Конечно, они отдают себе отчет в существующей системе отношений, но свой жизненный путь в большей степени определяют сами, не полагаясь целиком на мнение других. Они достаточно хорошо отдают себе отчет в различии между эмоциями и интеллектом, им удается спокойно излагать свои взгляды и убеждения, не осуждая при этом взгляды других людей. Они более точно оценивают себя по отношению к другим, не пытаясь притворяться. В браке они выбирают партнеров со сходным уровнем дифференциации, поскольку испытывают эмоциональную несовместимость с жизненным стилем супруга, находящегося на другом уровне Дифференциации. Брак для них — это функциональное
партнерство. Супруги в состоянии испытывать всевозможные проявления эмоциональной близости без того, чтобы один из них лишался своего Я в пользу другого. Они могут сохранять автономность Я. Жена может быть полноценной женщиной, а муж — полноценным мужчиной без бесконечных споров о преимуществах и недостатках той или иной социальной и биологической роли. Супруги с высокой степенью дифференциации могут позволить своим детям развивать свои собственные Я, не проявляя ненужной тревоги и не пытаясь сформировать детей по своему образу и подобию. Родители и дети демонстрируют больше ответственности за себя, не перекладывая вину за свои неудачи на других и не приписывая другим свои успехи. Люди с более высоким уровнем дифференциации успешно функционируют как во взаимодействии с другими, так и в одиночку — как того требует ситуация. Их жизнь более упорядочена, они в состоянии справиться с более широким спектром житейских ситуаций, и им удается избегать довольно многих жизненных проблем.
В предыдущих статьях я описал также уровень дифференциации от 75 до 100 баллов, который является в значительной степени гипотетическим конструктом и который породил ложное представление о феномене человека у тех, кто думает слишком конкретно и ищет какой-то другой способ оценки человеческого функционирования. Поэтому я не буду здесь рассматривать гипотезу о самых высших уровнях дифференциации, а вместо этого попробую обобщить свои соображения относительно дифференциации. Частой ошибкой является отождествление хорошо дифференцированной личности с «закоренелым индивидуалистом». Я считаю закоренелый индивидуализм высшей степенью притворства личности, которая борется против эмоционального слияния. Дифференцированная личность всегда отдает себе отчет в существовании вокруг нее других людей и определенной системы отношений. Существует такое множество действующих и противодействующих сил и столько специфических особенностей дифференциации, что здесь необходим более широкий, панорамный взгляд на человека. Как только становится возможным разглядеть этот феномен, он открывается во всей своей полноте,
со всей степенью наглядности. Только после этого становится возможным применить понятие дифференциации к сотням разнообразных жизненных ситуаций. Пытаться применять его без понимания — бесполезное занятие.
Терапия, основанная на дифференциации, не является психотерапией в обычном смысле слова. Она настолько же отличается от обычной психотерапии, насколько наша теория отличается от общепринятой теории. Главная цель такой терапии состоит в том, чтобы помочь члену семьи выбраться из эмоциональной слитности, которая связывает всех нас. Инстинктивная сила, действующая в направлении дифференциации, встроена в организм точно так же, как и эмоциональные силы, которые ей противостоят. Таким образом, цель заключается в том, чтобы помочь заинтересованному в этом члену семьи сделать маленький шажок в сторону лучшей дифференциации, несмотря на силы эмоционального слияния, которые этому противостоят. Когда одному из членов семьи это, наконец, удастся, другие члены семьи сделают свои шаги автоматически. Силы совместности так стараются сохранить статус-кво, что любой маленький шаг в сторону дифференциации наталкивается на решительное неодобрение со стороны группы. В этот момент психотерапевт или наставник наиболее необходим. Без его помощи человек, делающий шаг в сторону дифференциации, неминуемо вернется к слитности , чтобы сохранить эмоциональную гармонию. Обычная психотерапия направлена на то, чтобы разрешить, или «выговорить» конфликт. Это позволяет снизить уровень конфликтности момента, но может свести на нет слабую попытку индивида достигнуть чуть большей дифференциации от семейной слитности. На пути к дифференциации существует много подводных камней. Если индивид предпринимает такую попытку без определенной внутренней убежденности, слепо следует совету психотерапевта, он снова попадает в ловушку слитности, но теперь уже слитности с психотерапевтом. Я считаю, что уровень дифференциации в значительной степени определен к тому моменту, когда человек покидает родительскую семью и пытается жить собственной жизнью. Далее он пытается воспроизвести стиль жизни своей родительской семьи во всех своих последующих