Характеристика рабочих команд: размер, роли участников.
В большинстве случаев идеальный размеркоманды - 7 человек. Впрочем, число участников может варьироваться от 5 до 12, что никак не сказывается на результатах. Такие команды достаточно велики, чтобы обладать разнообразными навыка ми, позволяют членам свободно выражать все свои эмоции (и положительными и отрицательные) и агрессивно искать решения проблем. В то же время они достаточно малы, чтобы участники чувствовали особую близость.
В рамках команды имеются свои роли.
Специалист по решению задач – главное – рабочее задание, человеческие потребности игнорируются; Важная роль, но если в команде преобладают специалисты, остаются не удовлетворенными социальные потребности участников.
Социально-эмоциональная поддержка – главное – потребности людей, задачи команды не столь важны. Важная роль, но в случае преобладания – снижается производительность.
Двойная роль – главное – и цели, и люди, ее исполнитель может быть лидером команды, Важная, но не главная роль, особенно в тех случаях, когда в команде есть и специалисты и социально-эмоциональная поддержка.
Сторонний наблюдатель – не прилагает особых усилий ни к выполнению задач команды, ни к удовлетворению потребностей ее членов. Второстепенная роль, но если ее исполняют много членов группы, команда разваливается.
Цели создания команды
Еще в конце 80-х гг. на Западе пришли к выводу, что командообразование (team-building) является важным фактором, обеспечивающим лучшее качество услуг и в то же время сохраняющим здоровую конкуренцию. Командообразование становится одной из прогрессивных стратегий управления организацией, Команда - это нечто большее, чем простая группа отдельных людей. Если люди работают вместе, они могут произвести работу, которая превосходит по объему либо радикально отличается по качеству от работы отдельно трудящихся индивидуумов.
В настоящий момент интенсивно пропагандируется идея отказа от старых способов управления и перехода к новым методам, позволяющим обеспечивать "больше, но теми же силами". Развитие новых информационных технологий привело к уменьшению численности сотрудников во многих организациях, а значит, оставшиеся должны брать на себя большую ответственность. Соответственно повышаются и требования к сотрудникам: они должны иметь разнообразные навыки работы (быть компетентными во многих областях), быть способными самостоятельно принимать решения. В этой ситуации командная работа, где ответственность за конечный результат принимается всеми членами группы, видится как один из реальных способов выжить на рынке.
Начиная с 1994 г. командообразование использовалось в 40 % всех программ по организационному развитию. В настоящее время проводятся исследования и опросы успешности внедрения и эффективности командной организации работы. Опрос компаний о причинах внедрения командной организации труда показал следующее:
повышение качества (38 %);
увеличение производительности (22 %);
уменьшение эксплуатационных расходов (17 %};
удовлетворение работой (12 %); реструктуризация (5 %);
другие (6%).
Выгоды для организации и ее работников от командной организации труда очевидны:
Что получает организация: | Что получают члены команды: |
1. Повышение эффективности и производительности труда | 1. Полномочия делать то, что является правильным и необходимым в данный момент |
2. Улучшение качества услуг и продуктов | 2. Больше информации, знаний и возможности принимать решения |
3. Производство продукции мирового класса | 3. Способность более эффективно решать актуальные проблемы |
4. Более качественное обслуживание заказчика - быстрее, более ответственно | 4. Способность вводить изменения, выступать с рационализацией процесса производства |
5. Постоянное усовершенствование структуры процессов производства | 5. Персональная гордость за качество товара или услуги |
6. Улучшение процесса принятия решения - успех на рынке, победа в конкурентной борьбе | 6. Чувство значимости и поддержки команды |
7. Максимальная реализация умственных способностей, творческого потенциала и ответственности каждого сотрудника | 7. Вознаграждения, связанные с повышением производительности |
8. Улучшение связей внутри организации, интеграции связей между руководством и подчиненными, между подчиненными | 8. Индивидуальный рост и развитие профессиональных навыков, эффективное обучение |
9. Постоянный рост и развитие организации и ее людей | 9. Ситуативное лидерство |