При проведении оценки безопасности необходимо обеспечить получение
Изучение первичной информации
Первичная информация, поступающая в уполномоченную службу (организа-цию), как правило, не является достаточно полной и точной. Заявители могут бытьмало знакомы с ребенком и его семьей, не знают, что интересует специалистов в пер-вую очередь, возможно, не желают раскрывать конфиденциальную информацию, не-
верно оценивают характер и динамику жестокого обращения с ребенком или в силуразных причин пытаются оговорить родителей. Сотрудники, принимающие информа-цию, должны знать критерии, свидетельствующие о случаях жестокого обращения и
неудовлетворения основных жизненных потребностей, а также уметь «разговорить»заявителя, чтобы он сообщил как можно больше важной информации в ходе первогоконтакта, который, как правило, ограничивается кратким телефонным разговором.
Для того чтобы получить больше информации, «разговор» с заявителем дол-жен состоять из простых прямых вопросов, позволяющих удостовериться в уместно-сти и точности сведений, на основании которых специалист будет решать, что делать
дальше. Эти вопросы обеспечат выявление важнейших, очевидных факторов риска,и задавать их нужно в определенном порядке, чтобы в итоге специалист мог принятьпредварительное решение о сроках реагирования.Свидетельством того, что ребенку угрожает опасность, и необходимо незамед-лительное вмешательство органов защиты детства, являются утвердительные ответына следующие вопросы:
Ребенок получил серьезные травмы?
Ребенок нуждается в срочной медицинской помощи?
Ребенок не достиг возраста 7 лет?
Ребенок является инвалидом или имеет особенности психофизического раз-
вития?
Ребенок стал объектом чрезмерно жестокого или необычного наказания, или
насилия?
Органы защиты детства располагают сведениями о прошлых случаях жесто-
кого обращения с детьми в семье?
Предполагаемый виновник имеет неограниченный доступ к ребенку?
3. Первичное расследование: оценка безопасности
При первом контакте с семьей специалист должен оценить, насколько ситуация
опасна для ребёнка. Эта процедура называется оценкой безопасности. Ее цель –
определение уровня непосредственного риска причинения детям серьезного вреда
(речь в данном случае идет о нескольких следующих часах или днях) и незамедли-
тельное принятие защитных мер по обеспечению безопасности детей, если уровень
риска окажется высоким.
Оценка безопасности детей в своих семьях требует быстрого и точного выяв-
ления особых факторов серьезной опасности. Эти факторы обычно называют угро-
зами безопасности. В этой связи специалистов, проводящих расследование, должно
интересовать следующее:
серьезные случаи жестокого обращения с ребенком, которые имели место
в недавнем прошлом или продолжаются в настоящее время;
ситуации, в которых действие или бездействие родителей можно охаракте-
ризовать как насилие над детьми или неудовлетворение их основных жиз-
ненных потребностей;
неконтролируемое семейное насилие;
неспособность родителей и родственников ребенка защитить его от се-
рьезного вреда;
крайне опасные условия жизни и другие обстоятельства, подвергающие
ребенка риску причинения ему серьезного вреда.
Выявление любой из этих угроз достаточно для того, чтобы оценить ситуацию
как потенциально опасную, а вероятность причинения ребенку серьезного вреда в
ближайшем будущем как высокую.
При проведении оценки безопасности необходимо обеспечить получение
информации от следующих людей:
ребенок, относительно которого поступила жалоба о жестоком обращении/
неудовлетворении основных жизненных потребностей;
его братья и сестры;
родители/ опекуны ребенка;
сожитель родителя/ опекуна;
дети сожителя, живущие в доме;
другие дети, живущие в доме;
другие взрослые (родственники или лица, не состоящие в родственных свя-
зях), проживающие в доме и оказывающие помощь в уходе за ребенком и его
братьями и сестрами (например, кормление, купание и т.д.).
Получение информации от вышеперечисленных лиц требует личного контак-
тадля проведения бесед с ними. При невозможности личной встречи при первом по-
сещении семьи, специалист должен предпринять попытку встречи с отсутствующи-
ми членами семьи в течение 3-4 последующих рабочих дней(см. раздел «Методы
сбора информации»).
Для того чтобы установить, был ли причинен ребенку вред, специалист дол-
жен проверить, имеются ли у ребенка физические, эмоциональные и поведенческие
признаки жестокого обращения (см. Приложение 1 «Признаки жестокого обращения
и неудовлетворения основных жизненных потребностей»). Специалист обязан уви-