Тема 5. Неконтролируемый стресс и депрессия
Лекция 8. Условия неконтролируемости. Виды неконтролируемых стрессорных ситуаций. Биологические особенности неконтролируемого стресса. Субъективность понятия «контролируемость стресса». Социально-психологическое значение неконтролируемого стресса. Отличия тревоги и депрессии. Постравматический синдром. Виды депрессии. Эндогенная и реактивная депрессии. Роль генетических и средовых факторов развития депрессии. Особенности биологических изменений при депрессии.
Неблагоприятным для организма является неконтролируемый стресс. Неконтролируемый стресс вызывает любое воздействие к которому организм не может: 1) приспособиться, или 2) избавиться от которого, или 3) предсказать его возникновение. Любое из этих условий делает стресс неконтролируемым. Если стрессогенный стимул характеризуется двумя, или тремя признаками, то его патогенное влияние усиливается. Самые тяжёлые последствия вызывает непредсказуемость возникновения стрессогенной ситуации.
Неконтролируемый стресс в эксперименте воспроизводится стимуляцией одновременно двух животных. При этом одно животное может регулировать предъявление стимула (например, нажимая на педаль для появления воды из бутылки, или прекращения электрического раздражения кожи), а другое животное не может регулировать предъявление стимула. Оно получает раздражение (или действие болевого стимула заканчивается) только тогда, когда на педаль нажмёт соседняя особь. В результате два животных получают раздражение равное по физическим характеристикам (силе, длительности, частоте предъявления). Единственным различием является чисто психологическая характеристика стимуляции – контролируемость. Одно животное может контролировать ситуацию, а другое – нет. Изменения в поведении, физиологических и биохимических реакциях значительно сильнее выражены и сохраняются дольше у животных, подвергавшихся воздействию в неконтролируемых условиях, чем у получавших ту же стимуляцию, но, имевших возможность контроля ситуации.
Проблема неконтролируемого стресса интенсивно изучается потому что состояние выученной беспомощности, которое формируется в результате неконтролируемого стресса, является адекватной моделью депрессивного расстройства человека. Животные с выученной беспомощностью демонстрируют все основные симптомы депрессии человека. У них подавлена эмоциональная, двигательная и когнитивная функции. Физиологические и биохимические изменения тоже соответствуют симптомам депрессии человека. Таким образом, выученная беспомощность является отличной моделью для изучения механизмов формирования депрессии и поиска методов её терапии.
Поскольку депрессия чаще всего формируется в результате стрессогенных воздействий на человека, то логично искать причину депрессии в активности стрессорных систем. Однако анализ психотропных эффектов стрессорных гормонов показал, что ни один из них не вызывает симптомов депрессии, ни при остром, ни при хроническом введении в организм. В настоящее время принято считать, что депрессия развивается при длительной активации основной гормональной системы стресса – КРГ-АКТГ-кортизол. Это мнение подтверждается, в частности высокой частотой депрессии у людей придерживающихся безуглеводной диеты. Дефицит глюкозы в организме ведёт к активации системы КРГ-АКТГ-кортизол, необходимой для мобилизации процессов синтеза глюкозы из жиров и белков. Таким образом, ограничивая поступление глюкозы в наш организм с диетой, мы увеличиваем риск развития депрессии.
Депрессия – один из трёх, так называемых, «больших психозов». Кроме того, депрессивный синдром встречается в структуре огромного множества других психических и соматических заболеваний. Частота депрессивных расстройств растёт в последние десятилетия. Проблема депрессии актуальна ещё и потому, что только треть больных чувствительна к фармакологическим препаратам, другая – к немедикаментозной терапии, а треть больных не поддаётся лечению. Тем не менее, в случаях, когда депрессивные расстройства ещё не достигли степени, при которой необходима госпитализация, сам человек может облегчить своё состояние, повысить своё настроение, «разогнать тучи». Для этого бывает достаточно изменить своё поведение.
Ведущую роль при этом играют эндогенные опиаты. Поскольку их секреция увеличивается при стрессе, то умеренные стрессогенные ситуации повышают настроение человека. Простейшим способом являются мышечные нагрузки, несколько превышающие привычную двигательную активность. Любой умеренный стресс сопровождается повышенной секрецией эндогенных опиатов. Поскольку мощнейшим срессогенным стимулом является кровопотеря, то вполне ожидаемо повышенное настроение отмечается у доноров после сдачи крови. Если анальгетический эффект эндогенных опиатов наблюдается только несколько минут после прекращения действия стимула, то эйфорический эффект сохраняется несколько часов.
Другая простая антидепрессивная процедура – груминг (см. раздел «стресс»). При груминге, особенно – области головы, увеличивается секреция эндогенных опиатов, а также других гормонов, улучшающих субъективное самочувствие: АКТГ и окситоцина (гормона, синтезируемого в гипоталамусе и секретируемого в заднем гипофизе). Окситоцин усиливает секрецию молока при лактации, но, помимо этой висцеральной функции он усиливает дружелюбие при социальных контактах и снижает тревогу не только у женских, но и мужских особей, причём не только у экспериментальных животных, но и у человека. Поэтому полезно умываться по утрам: интенсивный груминг лица улучшает настроение и самочувствие.
Ещё один способ связан с торможением секреции мелатонина – гормона эпифиза. Эпифиз прямо связан со зрительным нервом. Секреция мелатонина увеличивается с уменьшением освещённости и снижается, когда освещённость растёт. Помимо других функций (регуляции суточных ритмов), мелатонин подавляет синтез и секрецию гипоталамического гормона гонадолиберина. Этот гормон стимулирует активность периферических половых желёз (яичников и семенников), но, кроме того, он является эндогенным антидепрессантом. В экспериментах на животных показано, что введение гонадолиберина ослабляет симптомы выученной беспомощности. Эмоциональные расстройства у женщин после менопаузы тоже связаны с прекращением выработки гонадолиберина. Таким образом, уменьшая секрецию мелатонина, человек увеличивает секрецию гонадолиберина и повышает тем самым собственное настроение. Снижение секреции мелатонина достигается искусственной бессонницей («не спать!») и ярким светом.
Одним из предшественников синтеза мелатонина является серотонин. Поэтому обнаружена положительная корреляция между хорошим настроением и концентрацией серотонина в крови. Чем больше серотонина выделяется в кровь, тем меньше его остаётся для синтеза мелатонина. Но искусственное повышение концентрации серотонина в крови никак не может повлиять на синтез мелатонина и, следовательно, на настроение человека. Серотонин не проникает в мозг, благодаря ГЭБ. Не говоря о том, что серотонин, вырабатываемый в периферических тканях, усиливает воспаление. Таким образом, расхожая фраза «серотонин – гормон счастья» является ложным утверждением.
Неконтролируемый стресс имеет огромное практическое значение ещё и потому, что одно из проявлений когнитивно-аффективного дефицита – это торможение волевых качеств. Человек с выученной беспомощностью становится значительно более управляемым. Поэтому в человеческом обществе, с древнейших времён до наших дней, неконтролируемые ситуации искусственно создаются для повышения управляемости отдельных личностей и коллективов различной величины.
Контрольные вопросы
1. Чем отличается «неконтролируемая» стрессорная ситуация от «неизбегаемой»? Приведите примеры.
2. Какие гормоны отражают наличие выученной беспомощности?
3. Почему к смертным грехам относят тоску (уныние) — ведущий симптом при депрессии? Другие симптомы психических заболеваний к смертным грехам не относят (например, эмоциональную холодность при шизофрении, или дурашливость при слабоумии).
4. Чем отличаются понятия «страх», «депрессия» и «тревога»?
5. Какие факторы делают стрессор неблагоприятным для организма?
6. Какие гормоны вызывают депрессию?
7. Какие гормоны вызывают тревогу?
8. Какие гормоны отражают состояние депрессии?
9. Какие гормоны отражают состояние тревоги?
10. Что такое «фактор контролируемости»? При ответе используйте термины, описывающие структуру поведенческого акта.
Рекомендуемая литература
1. Тополянский В. Д., Струковская М. В. Психосоматические расстройства. — М.:, Медицина, 1986
2. Эверли Дж. С., Розенфельд Р. Стресс. Природа и лечение. — М.,: Медицина, 1985
Тема 6. Психосоматотипы
Лекция 9. Теория Кречмера и Шелдона. Поведенческие типы А и Б. Адаптивные преимущества типов А и Б. Типы социального поведения r- и К-. Типы поведения М и Ж.
Все люди различны. Каждый человек не похож на других. Для того, чтобы как-то разбираться в бесконечном многообразии человеческих личностей, люди стали создавать классификации психологических типов. В их основе лежит постулат о сцепленности отдельных признаков человека. Например, если некто любит общаться, он вряд ли легко согласится выполнять монотонную работу, не задавая при этом вопросов. Сцепленными являются не только отдельные поведенческие проявления психики человека и животных, но и признаки психические, с одной стороны, и соматические – с другой. Исходя из такого допущения, люди стали создавать психосоматические классификации личности (система Кречмера – Шелдона).
Поскольку индивидуальность человека наиболее ярко проявляется в состоянии стресса, одна из простых классификаций основана на реакции человека, или животного на стрессогенный стимул. Внутри популяции каждого вида можно выделить группы особей которые реагируют на стрессогенный стимул противоположными реакциями. Одна группа будет стремиться вернуть изменившиеся параметры среды к исходным значениям, другая – будет стараться приспособиться к изменившимся условиям (см. определение «Поведенческий акт» в соответствующем разделе). Первый тип реагирования называют «поведенческий тип А», вторую – «поведенческий тип Б». Хотя, часто у животного и человека есть возможность выбора поведенческой стратегии, но в условиях стресса, т.е. в новой ситуации, и в условиях дефицита времени для детального анализа обстановки и оценки эффективности каждой из имеющихся в его репертуаре программ поведения, каждая особь ведёт себя, как правило либо по типу А, либо по типу Б. Носители типа А демонстрируют мозаичную активность, много суетятся. Носители типа Б затаиваются, демонстрируют реакцию замирания.
В экспериментах на животных показано, что склонность к поведению А, либо Б – это признак с высокой наследуемостью. Вместе с тем, этот признак наследуется аддитивно, т.е. он является количественным. «Чистый» тип А или Б – это абстракция, которая не встречается в реальном мире. Всех особей одного вида можно представить себе в виде точки на оси, которая ограничена идеальными А и Б. Большинство людей (поскольку нас интересуют, в первую очередь, люди) представляют собой некий промежуточный тип, лишённый явных признаков типа А или Б.
Кардиологи Фридман и Розенман характеризовали людей типа А как: агрессивных, амбициозных, социально активных. Люди, которые относятся к поведенческому типу Б демонстрируют противоположные свойства поведения. Эти исследователи показали, что представители типа А страдают ишемической болезнью сердца – основной причиной смерти в развитых странах – в несколько раз чаще, чем люди, демонстрирующие поведение типа Б.
Отметим здесь, что агрессия в биологии определяется не как «причинение вреда, или угроза такого причинения», поскольку биология изучает внутреннюю жизнь своих объектов (см. раздел «Введение»), в частности, мотивов поступков. В биологии агрессия – это сокращение дистанции, а мерой агрессии является скорость, с которой одна особь сокращает д истанцию контакта с другой. Например, использование термина «агрессивный груминг» означает не то, что одна кошка намерена причинить вред другой, вылизывая её шерсть, а то, что первая при груминге удерживает вторую лапой, тогда как вторая пытается вырваться.
Дистанция общение может измеряться не только расстоянием в физическом пространстве. Две собаки, разделённые забором, могут яростно лаять друг на друга, как они лают, разделённые большим расстоянием. Если убрать этот забор, то они, скорее всего, бросятся наутёк друг от друга. «Дистанция» существует и метафизическом пространстве. Агрессивность в человеческом обществе часто называют бесцеремонностью. Бесцеремонные люди, едва познакомившись, быстро переходят с собеседником на «ты», рассказывают о себе и задают вопросы на темы, которые относятся к интимной сфере человека (интимный – буквально, «внутренний»).
Поведенческие типы А и Б различаются не только разным риском инфаркта миокарда. У людей типа А, по сравнению с носителями поведения типа Б, в несколько раз выше секреция адреналина при стрессе. Для типа Б характерен адренокортикальный тип стрессорной реакции. Т.е. у них происходит интенсивное выделение кортизола из коркового слоя надпочечников.
Кортизол обеспечивает реакцию замирания, не только у представителей типа Б, но у всех животных в популяции. Замирание присутствует в поведенческом репертуаре практически всех особей, но у представителей типа А замирание занимает в несколько десятков раз меньшее место в стрессорной реакции, чем у представителей типа Б. После удаления коры надпочечников реакция замирания исчезает у всех оперированных животных. Искусственное повышение уровня кортизола путём инъекции, или подшивания таблетки с медленно рассасывающимся препаратом не изменяет частоту и длительность проявления замирания. Резкое снижение времени замирания отмечается и у животных с разрушенным гиппокампом – основным органом-мишенью глюкокортикоидных гормонов в головном мозге.
Если кортизол обеспечивает замирание, то вазопрессин – гормон, выделяющийся из задней доли гипофиза – модулирует эту стрессорную реакцию, увеличивая время неподвижности.
Такая сложная регуляция реакции замирания сама по себе даёт основание предполагать большое приспособительное значение этой формы поведения и, следовательно, большой приспособительный потенциал особей с поведенческим типом Б. Наиболее отчётливо достоинства поведенческого типа Б проявляются в условиях неконтролируемого стресса. Животные подвергнутые такой процедуре демонстрируют стойкое снижение эмоционального фона, двигательной активности и когнитивных функций. Они находятся в состоянии выученной беспомощности (см. раздел «Неконтролируемый стресс и депрессия»). Среди экспериментальных животных, подвергнутых стрессогенной процедуре в неконтролируемых условиях, как правило, некоторая часть особей демонстрирует значительно меньший когнитивный дефицит, чем средний по группе. Эти резистентные к неконтролируемому стрессу животные являются представителями поведенческого типа Б. У них не только мало меняется поведенческий репертуар, но и не отмечается важных физиологических изменений. В частности, у таких резистентных особей сохраняется регуляция функции коркового слоя надпочечников по механизму отрицательной обратной связи.
Нарушение обратной связи в регуляции коркового слоя надпочечников характерно не только для экспериментальных животных с выученной беспомощностью, но и для больных депрессией. Это нарушение является не только диагностическим признаком, но и одним из механизмов патогенеза депрессии. Регуляция по обратной связи является единственным механизмом торможения стрессорного подъёма секреции глюкокортикоидов корковым слоем коры надпочечников (см. раздел «Стресс»). При его нарушении даже слабый стимул вызывает стойкое повышение синтеза и секреции КРГ, АКТГ и кортизола, что приводит к депрессии (см. раздел «Неконтролируемый стресс и депрессия»). Депрессия потому и поддаётся лечению с таким большим трудом, что образуется положительная обратная связь: депрессия вызывает постоянную активность системы КРГ-АКТГ-кортизол, а эта активность поддерживает депрессивное состояние.
Помимо поведенческих типов А и Б существует ещё одна классификация по типу поведения тесно связанная с гормонами – это стратегии социального поведения r- и K-.
Признак, по которому происходит выделение этих поведенческих типов – стабильность социальных связей. Ярче всего он проявляется в родительском поведении. Животные со стратегией К- демонстрируют выраженное родительское поведение, даже самцы. А у r-стратегов, мать проводит с выводком минимальное время, а самец не интересуется ни детьми, ни матерью. Эти два типа поведения называются стратегиями, поскольку эти типы поведения являются генетически детерминированными. При перекрёстном воспитании, когда новорожденных животных двух помётов меняют матерями, во взрослом состоянии обнаруживают поведение генетических родителей, а не приёмных.
У животных К-стратегов обнаружена повышенная активность окситоцина и вазопрессина. Окситоцин увеличивает привязанность к «своим», а вазопрессин увеличивает враждебность к чужим.
Роль окситоцина сейчас интенсивно изучается. Частично это обусловлено тем, что он влияет на поведение не только животных, но и человека. Причём усиливает дружелюбие при введении в нос, что значительно улучшает перспективы его использования на практике. Академический интерес к окситоцину обусловлен тем, в частности, что в пятифакторной модели личности выделен такой фактор как «доброжелательность». Возможное участие окситоцина в детерминации этой характеристики личности представляет большой интерес.
Ещё одна пара поведенческих типов, различие в которой, вне всякого сомнения, связано с гормонами – это мужчина и женщина. Они будут рассмотрены в соответствующем разделе.
Контрольные вопросы
1. Какие гормоны определяют психологический тип?
2. Какие гормоны характеризуют психологический типы?
3. Какие гормоны определяют адаптивные преимущества психологического типа А?
4. Какие гормоны определяют адаптивные преимущества психологического типа Б?
5. Приведите пример поведенческих типов А и Б среди литературных героев, персонажей кинофильмов, телеведущих.
6. Что такое «психологический тип»?
7. Как определить психологический тип у незнакомого человека?
8. Какой психологический тип лучше приспособлен к стрессу — А или Б?
9. Что такое «субъективно контролируемая ситуация»?
10. Какой тип поведения является оптимальным в условиях неконтролируемого стресса?
Рекомендуемая литература
1. Купер К. Индивидуальные различия. — М.: Аспект-Пресс, 2000
2. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. — М.: Универс, 1993
3. Лучинин А.С. Психогенетика. — М.: ВЛАДОС- ПРЕСС, 2005
4. Равич-Щербо И. В., Марютина Т. М., Григоренко Е. Л. Психогенетика. — М.: Аспект-Пресс, 1999
5. Харрисон Дж., Уайнер Дж., Тэннер Дж., Барникот Н., Рейнолдс В. Биология человека. — М.:, Мир, 1979