Стимулирование человеческой деятельности.
Часто мотивация и стимулирование труда употребляются как синонимы. По мнению В. Шахового и С. Шапиро это разные понятия: мотивация – стратегия, стимулирование – тактика. Мотивация – это внутренний процесс, стимулирование – внешний. При этом в комплексе мотивационных факторов используются: материальное стимулирование и нематериальное стимулирование.
Как правило, стимулы делятся на материальные (заработная плата, бонусы, участие в прибыли, дополнительные выплаты, отсроченные платежи, участие в акционерном капитале) и нематериальные (скидки на покупку товаров фирмы, помощь в обучении, туристические поездки, выходные дни, медицинское обслуживание, грамоты).
В практике управления одной из самых распространенных форм стимулирования является материальное. Очень важно учитывать ситуацию, в которой материальное стимулирование осуществляется, и стараться избегать преувеличения его возможностей, так как человек имеет очень сложную и неоднозначную систему потребностей, интересов, приоритетов и целей.
Вопросы к семинарскому занятию по теме «Мотивация трудовой деятельности как элемент и функция управления персоналом. Базовые понятия трудовой мотивации»
1. Потребности человека.
2. Структура, функции и механизм трудовой мотивации.
3. Стимулирование человеческой деятельности.
Темы докладов
1. Влияние мотивации на успешность учебной деятельности. Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи.
Тестовые задания
1. Социальные потребности это(выделите три правильных ответа):
а) в пище;
б) в признании;
в) в сохранении жизни;
д) в общении;
е) в самовыражении;
ж) в одежде.
2. Потребность в обучении – это
а) естественная потребность;
б) врожденная потребность;
в) приобретенная потребность;
г) первичная потребность;
д) материальная потребность.
3. Осознанная потребность - это
а) ценность;
б) интерес;
в) знание;
г) необходимость;
д) цель.
4. Экономические стимулы могут быть прямыми и косвенными. Получение дополнительного свободного времени, позволяющего заработать в другом месте – это
а) прямой стимул;
б) косвенный стимул.
5. Выделите неэкономические стимулы (три правильных ответа)
а) зарплата;
б) карьера;
в) регулярная оценка;
г) премия;
д) предоставление санаторной путевки;
е) информированность об успехах.
6. Согласны ли Вы с утверждением, что на одинаковые стимулы разные люди реагируют одинаково и с равной степенью интенсивности.
а) да;
б) нет.
Терминология
Мотивация– процесс побуждения работника к деятельности для достижения определенных целей. Это процесс удовлетворения работниками своих потребностей в выбранной ими работе.
Мотив – это соображение, по которому субъект должен действовать, то, что может удовлетворить потребность человека. Как правило, мотив бывает интеллектуального порядка.
Потребность – то, в чем нуждается человек,предполагает отсутствие или нехватку чего-то нужного для равновесия организма (чаще всего нужда биологического порядка).
Поведение – действие человека в направлении предмета потребности.
Результат – удовлетворение или неудовлетворение потребности.
Вознаграждение – то, что работник считает ценным для себя. Вознаграждения делятся на внутренние (самовыражение) и внешние (премия). Внешнее вознаграждение возникает не от самой работы, а дается руководителем, организацией, коллегами.
Цель – непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие.
Интерес – это мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью (интерес к событию, новый предмет, слуховой или иной раздражитель).
Желание ассоциируется с ощущением потребности; это может быть потребность либо биологического порядка, связанная с жизнедеятельностью организма, либо чисто интеллектуального или эстетического порядка.
Побуждение является причиной действия или целью, ради которой оно было совершено. Поэтому побуждение можно установить только после того, как действие осуществилось.
Влечение – внутреннее состояние, заставляющее действовать оределенным образом.
Импульс – динамическое проявление инстинктивных или врожденных стремлений, то, что толкает индивидуума к действию.
Привязанность предполагает существование побудителя. В этом смысле привязанность учитывает силу, которая влечет к кому-то или чему-то.
Хотение – это осознание стремления к известному объекту.
Вдохновение проявляется в порыве, движении к данной цели, которая чаще всего принадлежит к высокому уровню.
Склонность включает в себя аффективное изменение. Имеется в виду вкус к предмету или к завершению данного дела.
Намерениезаключается просто в предложении своих услуг или в постановке перед собой определенной цели.
Иерархизированность – это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, одни диспозиции (мотивы, цели) сильнее других и возникают чаще, другие слабее и актуализируются реже.
Материальные потребности- совокупность материальных благ, имеющая вещественную форму и выступающая в качестве главного побудительного мотива трудовой деятельности человека. Разновидностями материальных потребностей являются жилье, мебель и оборудование, одежда и обувь, транспорт и средства связи, продукты питания, предметы культуры, отдых и развлечения.
Духовные потребности - совокупность духовных благ, имеющих информационную форму и необходимых для становления и развития личности человека. Разновидностями духовных потребностей являются получение профессионального образования, служебная карьера, научное и художественное творчество, культура и искусство, услуги массовой культуры (книги), кино, видео, театр.
Потребитель- человек, потребляющий продукты производства и сферы услуг для воспроизводства рабочей силы.
Потребительская корзина - сумма расходов, потребительский минимум, необходимый для поддержания жизненного уровня определенной категории потребителей (покупки продовольствия, товаров, оплаты услуг) в расчете на одного человека.
Денежные доходы населения включаютзарплату, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты, поступления от продажи продуктов сельского хозяйства, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов, доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, а также страховые возмещения, ссуды, доходы от продажи иностранной валюты.
Денежные расходы населениявключают расходы населения на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и разнообразные взносы, прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах.
Использованная литература (основная)
1. Аширов Д.А. Трудовая мотивация: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 448 с.
2. Иванова С.В. Мотивация на 100%: А где же у него кнопка? – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 288с.
3. Соломанидина Т.О., Соломанидин В.Г. Мотивация трудовой деятельности персонала. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 312 с.
4. Шаховой В.А., Шапиро С.А. Мотивация трудовой деятельности: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Альфа-Пресс». 2006. – 332 с.
Дополнительная литература
1. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1. - М.: «Мир», 1999. – 496с. С. 239-299.
2. Егоршин А.П. Управление персоналом.– 3-е изд. – Н.Новгород.: НИМБ, 2001. – 720 с.
3. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности. – Н.Новгород.: НИМБ,2003. – 320 с.
4. Орлов С.В. Человек и его потребности: Учебное пособие. – Спб.: Питер, 2006. – 160с.
5. Современная психология: Справочное руководство. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 688с. С. 304-576.