Типовые контрольные задания или иные материалы
1) Экзаменационные вопросы
- Предмет, метод феминологии. Проблемы становления феминологии в России и за рубежом.
- Исторические и социальные предпосылки развития феминизма. Основные этапы развития феминизма и феминистского движения за рубежом.
- Становление и развитие женского движения за рубежом и в России: направления, цели, этапы, социально-экономические итоги.
- Экономический статус женщины в российском обществе: проблема трудовой занятости, оплаты труда, безработицы, феминизации бедности.
- Различия между мужчинами и женщинами по властным позициям (иерархии отношений в сфере политического и экономического влияния).
- Мотивация политической деятельности женщин. Причины низкой политической активности женщин.
- Трудовое законодательство и права женщин. Законодательные льготы женщинам и их двойственный характер.
- Брачно-семейное законодательство и интересы женщин.
- Многофункциональная роль женщины в семье. Проблема «двойной занятости» и ролевого конфликта работающей женщины.
- Основные этапы развития феминизма и гендерных исследований.
- Социальные предпосылки возникновения гендерных исследований.
- Многомерность понятия «гендер». Отличие понятий «пол» и «гендер».
- Исследования гендерных различий между в когнитивной, мотивационной, эмоциональной сферах.
- Основные направления гендерной теории: биосоциальные, социальные и психологические.
- Гендерная идентичность, ее место и роль в структуре Я-концепции личности. Факторы, обусловливающие гендерную идентичность.
- Теория идентификации о формировании гендерной идентичности.
- Формирование гендерной идентичности в теории гендерной типизации.
- Теория самокатегоризации о формировании гендерной идентичности.
- Теория гендерной схемы об усвоение половых ролей.
- Концепция андрогинии С.Бэм. Психологические измерения маскулинности-фемининности. Сущность понятия андрогинии.
- Теория гендерной социализации личности. Этапы гендерной социализации личности.
- Семья как институт первичной гендерной социализации личности. Внесемейные источники (агенты) гендерной социализации личности.
- Гендерные стереотипы, их функции и механизмы возникновения. Позитивные и негативные эффекты действия гендерных стереотипов.
- Сущность понятия гендерной системы и гендерного контракта. Анализ гендерных отношений на макроуровне: «общество-группа, личность», «культура – группа, личности».
- Гендерные отношения в контексте социокультурной организации общества. Типы гендерных контрактов в России, их трансформация.
- Гендерные аспекты руководства и лидерства. Различия в профессиональной карьере, стилях руководства и лидерства мужчин и женщин.
- Дискриминация и сексизм. Принцип нондискриминации в социальной работе.
- Гендерные аспекты насилия, его формы и причины проявления.
- Кросс-культурные исследования гендера: разделение труда, обусловленное полом; дифференциация гендерной социализации; различия в статусных и властных позициях. Этические и эмические характеристики гендера.
- Кросскультурные исследования гендерных ролей и стереотипов поведения.
- Основные методы гендерных исследований, возможности их использования.
- Гендерная политика Российской Федерации, ее сущность, цели, задачи принципы, направления.
- Гендерная стратегия Российской Федерации как направление государственной политики. Основные положения, перспективы осуществления.
- Гендерная проблематика в деятельности социального работника: гендерная сегрегация и гендерная ассиметрия в профессии, гендерный подход в практике социальной работы с клиентами.
- Гендерные аспекты социальной политики РФ в сферах социальной защиты, образования, занятости, политики.
- Гендерные проблемы социального обеспечения.