Типовые контрольные задания или иные материалы

1) Экзаменационные вопросы

  1. Предмет, метод феминологии. Про­блемы становления феминологии в России и за рубежом.
  2. Исторические и социальные предпосылки развития феминизма. Основ­ные этапы развития феминизма и феминистского движения за рубежом.
  3. Становление и развитие женского движения за рубежом и в России: направления, цели, этапы, социально-экономические итоги.
  4. Экономический статус женщины в российском обществе: проблема трудовой занятости, оплаты труда, безработицы, феминизации бедности.
  5. Различия между мужчинами и женщинами по властным позициям (иерархии отношений в сфере политического и экономического влияния).
  6. Мотивация политической деятельности женщин. Причины низкой политической активности женщин.
  7. Тру­довое законодательство и права женщин. Законодательные льготы женщинам и их двойственный характер.
  8. Брачно-семейное законодательство и интересы женщин.
  9. Многофункциональная роль женщины в семье. Проблема «двойной занятости» и ролевого конфликта работающей жен­щины.
  10. Основные этапы развития феминизма и гендерных исследований.
  11. Социальные предпосылки возникновения гендерных исследований.
  12. Многомерность понятия «гендер». Отличие понятий «пол» и «гендер».
  13. Исследования гендерных различий между в когнитивной, мотивационной, эмоциональной сферах.
  14. Основные направления гендерной теории: биосоциальные, социальные и психологические.
  15. Гендерная идентичность, ее место и роль в структуре Я-концепции личности. Факторы, обусловливающие гендерную идентичность.
  16. Теория идентификации о формировании гендерной идентичности.
  17. Формирование гендерной идентичности в теории гендерной типизации.
  18. Теория самокатегоризации о формировании гендерной идентичности.
  19. Теория гендерной схемы об усвоение половых ролей.
  20. Концеп­ция андрогинии С.Бэм. Психологические измерения маскулинности-фемининности. Сущность понятия андрогинии.
  21. Теория гендерной социализации личности. Этапы гендерной социализации личности.
  22. Семья как институт первичной гендерной социализации личности. Внесемейные источники (агенты) гендерной социализации личности.
  23. Гендерные стереотипы, их функции и механизмы возникновения. Позитивные и негативные эффекты действия гендерных стереотипов.
  24. Сущность понятия гендерной системы и гендерного контракта. Анализ гендерных отношений на макроуровне: «общество-группа, личность», «культура – группа, личности».
  25. Гендерные отношения в контексте социокультурной организации общества. Типы гендерных контрактов в России, их трансформация.
  26. Гендерные аспекты руководства и лидерства. Различия в профессиональной карьере, стилях руководства и лидерства мужчин и женщин.
  27. Дискриминация и сексизм. Принцип нондискриминации в социальной работе.
  28. Гендерные аспекты насилия, его формы и причины проявления.
  29. Кросс-культурные исследования гендера: разделение труда, обусловленное полом; дифференциация гендерной социализации; различия в статусных и властных позициях. Этические и эмические характеристики гендера.
  30. Кросскультурные исследования гендерных ролей и стереотипов поведения.
  31. Основные методы гендерных исследований, возможности их использования.
  32. Гендерная политика Российской Федерации, ее сущность, цели, задачи принципы, направления.
  33. Гендерная стратегия Российской Федерации как направление государственной политики. Основные положения, перспективы осуществления.
  34. Гендерная проблематика в деятельности социального работника: гендерная сегрегация и гендерная ассиметрия в профессии, гендерный подход в практике социальной работы с клиентами.
  35. Гендерные аспекты социальной политики РФ в сферах социальной защиты, образования, занятости, политики.
  36. Гендерные проблемы социального обеспечения.

Наши рекомендации