Сильным стимулом для коммуникации
Библиотерапия — используется как вспомогательный метод при
Психотерапии и консультировании. Терапевтический эффект достига-
Ется за счет того, что клиент идентифицирует себя с литературным
Героем и переживает вместе с ним все, что происходит в книге.
Арттерапия — методики терапии искусством основываются на
предположении о том, что внутреннее «-Я» человека отражается в ви-
Зуальных формах с того момента, когда он начинает спонтанно писать
Красками, рисовать или лепить.
Танцетерапия — соединяет в себе идеи как телесно-
Ориентированного подхода, так и терапии искусством. Танец — это
Психотерапевтическое средство, которое дает возможность через эмо-
Циональное и телесное участие в танцевальном действии ощутить ра-
Нее не осознаваемые переживания.
Психогимнастика — предмет взаимодействия строится на осно-
ве двигательной экспрессии, мимики, пантомимы. Цели: уменьшение
Напряжения, сокращение эмоциональной дистанции участников груп-
Пы, выработка умения выражать свои чувства, мысли, желания и по-
Нимать все это, выраженное другими.
а) «Гимнастика с запаздыванием» — вся группа выполняет дви-
Жения вслед за ведущим, отставая на одно движение.
б) «Передача ритма по кругу» — поочередно хлопают в ладоши,
Повторяя ритм.
в) «Передача движения по кругу» — действия с воображаемым
Предметом.
г) «Зеркало» — повтор движения своего партнера.
Д) Изображение радости, гнева, обиды, чтобы научить понимать,
Какое чувство хотел изобразить человек (например, такие упражне-
ния, как «чувства к членам группы», «скульптура», «моя семья»,
«преодоление трудностей», «запретный плод», по Г. С. Абрамовой).
Взаимодействие между помогающим и тем, кому оказывается
Помощь, предполагает субъект-субъектные отношения, характери-
Зующиеся абсолютно положительным принятием друг друга.
К. Роджерс выделяет необходимые факторы для успешности пси-
хологического взаимодействия:
- естественность в отношении к клиенту: осознание собственных
Чувств, своего отношения, выражение того, что существует в кон-
Сультанте;
- принятие клиента (это помогает создать те отношения, кото-
Рыми клиент может воспользоваться); готовность до конца принять и
Понять клиента;
- желание понимать и глубоко сочувствовать каждому пережи-
Ванию клиента, установление глубоко личностного контакта.
Взаимодействие при оказании психологической помощи может
быть трех видов:
Тема 2
Процесс психологического взаимодействия
1.Ha равных: обозначены роли, психолог помогает, ответствен-
Ность за решения и изменения лежит на клиенте, достижение конгру-
Энтности с клиентом (К. Роджерс) — недирективный подход.
2. Взаимодействие с позиции «сверху»: психолог воздействует на
клиента, оценочно к нему относится, предлагает свои варианты жизни
И решения проблем — директивный подход.
3. Позиция «снизу»: клиент манипулирует психологом (Э. Шост-
Ром) — это псевдофилософия жизни, направленная на то, чтобы кон-
Тролировать себя и других людей.
Результат взаимодействия между клиентом и консультан-
том измеряется степенью изменения в психическом мире клиента:
- снижением остроты переживания;
- решением проблем, не затрагивающих механизма саморегу-
Ляции;
- формированием новообразований (коммуникативные навыки),
Которые делают клиента независимым, то есть способным самостоя-
Тельно решать свои проблемы.
Стадии психологического взаимодействия в процессе кон-
Сультирования.
Консультирование можно рассматривать как диалектический
Процесс, включающий ряд стадий.
Я с т а д и я . Заключение контракта между клиентом, от которо-
Го поступает добровольный заказ на консультацию, и консультантом,
Дающим согласие оказать помощь, обеспечивая безопасность и под-
Держку в ходе консультирования.
Я с т а д и я . Прояснение запроса и анализ проблемной ситуа-