Сильным стимулом для коммуникации

Библиотерапия — используется как вспомогательный метод при

Психотерапии и консультировании. Терапевтический эффект достига-

Ется за счет того, что клиент идентифицирует себя с литературным

Героем и переживает вместе с ним все, что происходит в книге.

Арттерапия — методики терапии искусством основываются на

предположении о том, что внутреннее «-Я» человека отражается в ви-

Зуальных формах с того момента, когда он начинает спонтанно писать

Красками, рисовать или лепить.

Танцетерапия — соединяет в себе идеи как телесно-

Ориентированного подхода, так и терапии искусством. Танец — это

Психотерапевтическое средство, которое дает возможность через эмо-

Циональное и телесное участие в танцевальном действии ощутить ра-

Нее не осознаваемые переживания.

Психогимнастика — предмет взаимодействия строится на осно-

ве двигательной экспрессии, мимики, пантомимы. Цели: уменьшение

Напряжения, сокращение эмоциональной дистанции участников груп-

Пы, выработка умения выражать свои чувства, мысли, желания и по-

Нимать все это, выраженное другими.

а) «Гимнастика с запаздыванием» — вся группа выполняет дви-

Жения вслед за ведущим, отставая на одно движение.

б) «Передача ритма по кругу» — поочередно хлопают в ладоши,

Повторяя ритм.

в) «Передача движения по кругу» — действия с воображаемым

Предметом.

г) «Зеркало» — повтор движения своего партнера.

Д) Изображение радости, гнева, обиды, чтобы научить понимать,

Какое чувство хотел изобразить человек (например, такие упражне-

ния, как «чувства к членам группы», «скульптура», «моя семья»,

«преодоление трудностей», «запретный плод», по Г. С. Абрамовой).

Взаимодействие между помогающим и тем, кому оказывается

Помощь, предполагает субъект-субъектные отношения, характери-

Зующиеся абсолютно положительным принятием друг друга.

К. Роджерс выделяет необходимые факторы для успешности пси-

хологического взаимодействия:

- естественность в отношении к клиенту: осознание собственных

Чувств, своего отношения, выражение того, что существует в кон-

Сультанте;

- принятие клиента (это помогает создать те отношения, кото-

Рыми клиент может воспользоваться); готовность до конца принять и

Понять клиента;

- желание понимать и глубоко сочувствовать каждому пережи-

Ванию клиента, установление глубоко личностного контакта.

Взаимодействие при оказании психологической помощи может

быть трех видов:

Тема 2

Процесс психологического взаимодействия

1.Ha равных: обозначены роли, психолог помогает, ответствен-

Ность за решения и изменения лежит на клиенте, достижение конгру-

Энтности с клиентом (К. Роджерс) — недирективный подход.

2. Взаимодействие с позиции «сверху»: психолог воздействует на

клиента, оценочно к нему относится, предлагает свои варианты жизни

И решения проблем — директивный подход.

3. Позиция «снизу»: клиент манипулирует психологом (Э. Шост-

Ром) — это псевдофилософия жизни, направленная на то, чтобы кон-

Тролировать себя и других людей.

Результат взаимодействия между клиентом и консультан-

том измеряется степенью изменения в психическом мире клиента:

- снижением остроты переживания;

- решением проблем, не затрагивающих механизма саморегу-

Ляции;

- формированием новообразований (коммуникативные навыки),

Которые делают клиента независимым, то есть способным самостоя-

Тельно решать свои проблемы.

Стадии психологического взаимодействия в процессе кон-

Сультирования.

Консультирование можно рассматривать как диалектический

Процесс, включающий ряд стадий.

Я с т а д и я . Заключение контракта между клиентом, от которо-

Го поступает добровольный заказ на консультацию, и консультантом,

Дающим согласие оказать помощь, обеспечивая безопасность и под-

Держку в ходе консультирования.

Я с т а д и я . Прояснение запроса и анализ проблемной ситуа-

Наши рекомендации