Раздел пятый. Трансформация Подсознательного и Несознания
I
До тех пор, пока нет полного и завершенного супраментального изменения вплоть до подсознательного, нижняя природа всегда будет сохранять власть над некоторой частью существа.
* * *
Проблема подсознательного - это трудность сегодняшнего дня, потому что там сейчас происходит вся борьба в общей садхане. Именно в подсознательном и больше не в витале или в сознательном физическом сконцентрировалось все сопротивление.
* * *
Внутреннее существо не зависит от подсознательного, но внешнее - зависело от него на протяжении тысячей жизней, вот почему внешнее существо и привычка физического сознания отвечать подсознанию может быть огромным препятствием для развития садханы и это у большинства людей. Оно сохраняет повторение старых движений, всегда тянет сознание вниз, противодействует постоянному восхождению и приносит старую природу или же тамас (непросветленность и неактивность), пресекая нисхождение. Только если вы живете полностью и динамично во внутреннем существе и чувствуете внешнее как совершенно поверхностную вещь, тогда вы можете избавиться от препятствия или минимизировать его до той поры, пока не будет полной трансформации внешнего существа.
* * *
Подсознание - это темная и невежественная область, поэтому вполне естественно, что затемненные движения природы здесь должны иметь большую силу. В действительности, это так со всеми нижними частями природы, от нижнего витала и ниже. Но оно посылает вверх также и хорошие вещи, хотя и более редко. В ходе садханы оно должно быть просветленно и сделано поддержкой высшего сознания в физической природе вместо того, чтобы быть основой инстинктивных нижних движений.
* * *
Подсознание должно быть пропитано светом и сделано разновидностью краеугольного камня истины, хранилищем правильных впечатлений, правильных физических откликов на Истину. Короче говоря, оно вовсе не будет подсознанием, но неким видом банка истинных знаний, готовых к использованию.
* * *
Работа [садханы в подсознательном] является всеобщей по природе, не индивидуальной, но необходимо, чтобы каждый здесь в некоторой степени был затронут ей. Если сознание и свет не принесены в подсознание, то там не может быть изменения. Ибо именно в подсознании находятся семена всех старых нижних витальных инстинктов и движений, и как бы сильно они ни были вычищены в самом нижнем витале, они могут снова давать ростки снизу. Подсознание также является тайной основой телесного сознания. Подсознание должно впустить в себя высшее сознание и свет Истины.
* * *
Только если ум безмолвен, подсознание может быть пустым. Нужно извлечь из подсознания всю старую темную нейогическую субстанцию.
* * *
Если подсознание вычищено, то это будет означать, что вы вышли за пределы обычного сознания и само подсознание подготовлено, чтобы быть инструментом Истины.
* * *
[Первые эффекты от света, пропитывающего и изменяющего подсознание:]
1. Подсознание легче начинает показывать то, что находится в нем.
2. Вещи, поднимающиеся оттуда, осознаются умом прежде, чем они смогут затронуть или воздействовать на сознание.
3. Подсознание становиться все меньше прибежищем невежественных и затемненных движений, и все больше автоматическим откликом материального на высшее сознание.
4. Оно дает меньше убежища и прохода для внушений враждебных сил.
5. Более легко быть сознательным во сне и иметь высшие формы снов-переживаний. Враждебные сны - например сексуальные внушения, могут встречаться и останавливаться в самом сне и предотвращаются любые результаты, типа выделений.
6. Бодрствующая воля, наложенная на сонное состояние перед сном, становиться все более и более эффективной.
* * *
Сознательные части должны быть подготовлены первыми; до этого успешно иметь дело с подсознательным невозможно, за исключением [отдельных] моментов и деталей. Точно так же как музыкант должен сначала научиться правильному принципу и исполнению своей музыки, используя свое умственное и витальное (эстетическое) восприятие, и волю и научить свои пальцы исполнять её - впоследствии подсознание в его пальцах выучить работу и будет само играть правильно - например, касаться правильных клавиш, не глядя на них.
* * *
Это из-за того, что подсознательное находится сразу под физическим, просветленное физическое может воздействовать на него напрямую и более совершенно так, как не могут делать ум и витал и, используя это прямое действие, можно помочь освободить также ум и витал.
* * *
Не факт, что бесформенные вещи не могут иметь власти – все, что необходимо, так это, чтобы они несли в себе силу. Подсознание влияет на тело, поскольку все в теле выработано из подсознания и все в нем самом ещё только полусознательно и многое из его действий может быть названо подсознательным. Именно поэтому оно гораздо легче поддается воздействию подсознания, нежели воздействию сознательного ума и сознательной воли, и даже витального ума и витальной воли, кроме тех случаев, когда был установлен сознательный ментальный или витальный контроль, и само подсознательное приняло его. Если бы это было не так, то контроль человека над своими действиями и физическими состояниями был бы полным, не было бы болезней или, если бы и были, то они были бы сразу излечены ментальным действием. Но это не так. Для этого высшее сознание должно быть принесено вниз, тело и подсознание должны быть просветлены им и приучены подчиняться его контролю.
* * *
То, что вы пишите, правильно. Когда физическое сознание должно быть изменено, то это по сути работа в подсознаний, поскольку оно имеет огромное влияние на физическое, которое очень зависит от него. Естественно, что, когда с подсознанием начинают работать, то поначалу происходит потеря сознания. Вы должны быть осторожным, чтобы это не стало привычкой. Если вы воздействуете волей, чтобы изменить эту тенденцию (не нужно никакой борьбы), то со временем это пройдет.
* * *
Оно [витально-физическое подсознательное] вовсе не находится в контакте с психическим. Оно полно темноты, несознания, полностью невежественно.
* * *
Материальное по большей части подсознательно – в своем бодрствующем сознании оно зависит от тонких частей.
* * *
Это хорошо. Пустота и безмолвие сознания подготавливают существо, чтобы жить внутри, используя внешнее сознание только как средство связи и воздействия на физически мир, вместо того, чтобы жить исключительно во внешнем.
Как существует сверхсознание (нечто выше нашего нынешнего сознания) выше головы, откуда высшее сознание спускается в тело, также существует подсознание (нечто ниже нашего сознания) ниже ступней. Материя находиться под контролем этой силы, поскольку именно из него она была создана - вот почему материя кажется нам совершенно несознательной. По этой же самой причине физическое тело находится под очень большим влиянием этой силы; именно поэтому мы не осознаем по большей части того, что происходит в теле. Внешнее сознание уходит вниз в это подсознание, когда мы спим, и поэтому оно перестает осознавать того, что происходит в нас когда мы спим, за исключением небольшого количества сновидений. Многие из этих снов поднимаются из подсознания и созданы старыми воспоминаниями, впечатлениями и пр., собранные вместе непоследовательным образом. Ибо подсознание получает впечатления от всего, что мы делаем или переживаем в наших жизнях и хранит эти впечатления в себе, посылая их вверх, зачастую фрагментарно, во сне. Это очень важная часть существа, но мы не можем много сделать с ней сознательной волей. Именно высшая Сила, работающая в нас, естественным образом будет открывать себе подсознание и приносить в него свой контроль и свет.
Безмолвный ум - это все в порядке. Обычно, на этой стадии это помогает концентрации существа.
* * *
Сон, который был у вас, - это на самом деле было поднятием прошлых формаций или впечатлений из подсознания. Все, что мы делаем, чувствуем или переживаем в жизни оставляет впечатление, некую разновидность сущностной памяти о себе, в подсознании, и это может приходить во снах даже спустя долгое время, после того как чувства, движения или переживания, прекратились в сознательном существе, - и ещё больше, когда они были недавно и только сейчас или недавно выброшены из ума и витала. Поэтому долгое время, после того как прекращают думать о старых знакомых или родственниках, сны о них продолжают приходить из этого источника. Именно поэтому, когда секс или гнев больше не беспокоят сознательный витал, то могут все еще возникать сексуальные сны или сны о гневе и борьбе. И только когда подсознание очищено, они прекращаются; тем не менее, они не имеют большого значения (подготовленный, человек понимает чем они являются и остается незатронутым), если старым движениям не разрешают повторяться или оставаться в бодрствующем состоянии.
* * *
Это [неискренность в подсознательном витале] может быть опасным, только если бодрствующий ум принимает ее. Тем не менее, до тех пор пока это остается в подсознании, оно сохранят семя возможности - поэтому от него нужно полностью избавиться.
* * *
То, что сейчас происходит, это сильный наплыв из подсознания, в котором находятся семена и сильные остатки привычных трудностей природы. Но их характер является путаным и затемненным, без порядка или ясной ментальной или иной аранжировки - это смесь депрессий, слабости духа, неспособности развиваться - это чувства: что мы тут делаем? почему мы здесь? как мы можем продолжать? будет ли хоть что-то когда-то достигнуто? - вместе с их старыми трудностями, повторяясь в путаной случайной, но очень сильной депрессирующей манере.
Вы не можете «начать» снова - это было бы слишком трудной вещью в этой неразберихе. Вы должны вернуться назад к той точке, от которой вы отклонились. Если бы вы смогли вернуть покой, который приходил и с ним устремились бы к свободе и широте сознания Пуруши, формируя point d'appui (фр. отправная точка, основа действия) для разделения и отделения от всей этой путаницы подсознательной Природы, то вы бы получили твердую почву, чтобы встать на неё и продолжать движение. Но для этого вы должны твердо сделать свой выбор и отказываться быть расстроенным в каждое мгновение и не отклоняться от него.
* * *
В подсознании всегда есть большое количество дел. Но если вы как-то особенно чувствуете это [необходимость очищения в подсознании], то должно быть из-за того, что настало время по его очищению. Если другие части сохранять открытыми и восприимчивыми, то это не должно принести слишком много беспокойства.
* * *
Вероятно, все это вещи, поднимающиеся из подсознания, или, возможно, подсознание само повлияло на приход состояния света и покоя. Иногда оно входит в радостное состояние, иногда в нейтральное, иногда оно поднимет беспричинную печаль. Движения подсознания имеют место даже без причины, сами по себе, из-за врожденной привычки в Природе, вот почему существует горе без видимой причины. Это из-за того, что оно в подсознании, поэтому вы и не можете локализовать его. Когда приходит печаль, вы должны отделить себя от неё и отбрасывать её, не делая её своей собственной, до тех пор, пока она не прекратит приходить, и призывать вниз покой Матери и Ананду и её покой.
* * *
Это хорошо. Мы, конечно, будем помогать вам так, как вы просите нас. Что касается настроения, которое пришло к вам, то оно пришло из подсознания, куда погружаются вещи старой природы, когда они отвергнуты. Когда настроение поднимается подобным образом, вы должны оставаться спокойными и призывать Мать до тех пор, пока это не уйдет. Со временем, эта сила механического беспричинного повторения из подсознания истощится и исчезнет - тогда эти настроения больше не будут приходить.
* * *
Скорее всего, это нечто пришедшее со стороны и скрывшееся. Это случается на этой стадии, когда работа идет в физическом и в подсознании, поскольку природой этих частей является жизнь во внешнем, внутреннее существо скрыто некой естественной вуалью темноты. Поэтому, когда происходит открытие, прорыв этой вуали, то она имеет тенденцию возвращаться снова. Когда это происходит, нужно оставаться непотревоженным и призывать вниз Силу и Свет свыше, чтобы устранить препятствие. Это должно делаться до тех пор, пока открытие не станет постоянным и полным и никакие покровы будут невозможны.
* * *
Так происходит всегда с впечатлениями, оставшимися в подсознательном физическом. В один день они приходят блеклыми далекими вещами, без жизни в них, в другой, кажется, что они получили некую силу. Это зависит от того, захвачены ли они потоком силы из универсальной природы или же возникают сами по себе, без всякой силы, за исключением той, что осталась в них от прошлого.
* * *
Вероятно, произошло следующее: поскольку сейчас прорабатывается физическое сознание, то все прошлые впечатления (которые обычно остаются в подсознании и поднимаются время от времени и между делом незаметно влияют на мысли, действия и чувства) поднимаются массово и набрасывают себя на сознание. Обычно, это случается для того, чтобы садхак смог увидеть и отвергнуть их и стал бы полностью свободным (в подсознательной так же как и в сознательной частях) от своего физического прошлого. Вот почему вы почувствовали впоследствии чувство освобождения. Горло - это центр экстернализирующего ума (физического ума).
* * *
Скорее всего, это из подсознания. Когда возникают эти воспоминания с ними нужно иметь дело так, будто они возникают для того, чтобы быть растворенными и выброшенными с тем, чтобы в результате настойчивого их растворения не быть привязанными к прошлому через впечатления в подсознании (это механизм Кармы), но стать свободными для духовного не связанного ни с чем будущего.
Наилучшее, когда вы сможете получить истинное знание о них: почему они возникают и какой цели служат; тогда они легче уходят .
* * *
Этот пересмотр прошлого - хороший знак, поскольку он обычно приходит, когда происходит подготовка физического сознания и подсознания к изменению. Не нужно сожалеть об ошибках прошлого, но смотреть спокойно и понимать, ибо все приходит - включая промахи - как часть необходимого опыта, на котором существо учится и продвигается от ошибки к Свету и через несовершенства Природы к божественному совершенству.
* * *
То, что вы описываете, кажется, было по своей природе неконтролируемым выбросом подсознания, принявшим форму механического повторения старых мыслей, интересов или желаний, которыми обычно занят физический ум. Если бы это было все, то единственное, что нужно было бы сделать, чтобы отбросить их, это отделить себя и позволить им идти до тех пор, пока они не успокоятся. Но из того, что вы написали, я сделал вывод, что это атака - темная сила, использующая эти повторения, чтобы захватить и изводить ум и тело. Было бы полезно, если бы вы смогли дать точное описание основного характера тех мыслей, которые приходят, тех вещей и идей, которых они касаются и пр. Но, в любом случае, нужно делать только одно: открыться силе Матери через устремленность, через мысли о Матери или любым другим способом и позволить ей вытеснить атаку. Мы будем постоянно посылать Силу до тех пор, пока это не будет сделано. Будет лучше информировать нас примерно каждые три дня о том, как у вас движутся дела, ибо это поможет сделать действия Силы более точными.
* * *
Эти страсти и желания являются привычками физического, которые приходят к нему из универсальной Природы, и на которые оно соглашается и принимает как часть себя и своей жизни. Когда эти вещи отброшены в бодрствующем сознании, то они пытаются найти прибежище в подсознании или же в том, что можно назвать окружающем сознанием, и оттуда они давят на сознание, пытаясь восстановить свою власть или просто на время вернуться. Если они находятся в подсознании, то они поднимаются главным образом во снах, но они так же могут всплывать в бодрствующее сознание. Если они приходят из окружающего сознания, тогда принимают форму мысле-внушений или импульсов, или неясного беспокойного или волнующего давления. Вероятно, вы чувствовали именно это окружающее давление. Когда тело наполнится новым сознанием, Покоем и Силой одновременно, тогда это внешнее давление ощущается, но больше не может взволновать, и в конце оно отступает на расстояние (больше не давит непосредственно на физически ум или тело) и либо постепенно, либо быстро исчезает.
Под окружающим сознанием я имею в виду нечто, что каждый человек несёт вокруг себя, вне своего тела - даже если он не осознает этого - через которое он входит в контакт с другими людьми и универсальными силами. Именно через него мысли, чувства и пр. других проходят, чтобы войти в вас - именно через него также входят волны универсальной силы: желания, сек и т.п. и овладевают умом, виталом или телом.
* * *
Эти мысли, которые атакуют во сне или в состоянии между сном и бодрствованием, не принадлежат какой-либо части вашего сознательного существа, но приходят либо из подсознания, либо из окружающей атмосферы через подсознание. Если они являются мыслями, которые были у вас в прошлом и были вытолкнуты из вас, тогда то, что поднимается, должно быть является впечатлениями, оставленными ими в подсознании - ибо все вещи: мысли, чувства или переживания, оставляют такие впечатления, которые могут подниматься оттуда во сне. Или же, мысли могут выходить из вас в окружающее сознание, которое является атмосферой сознания, которое мы несем вокруг себя и через которую мы связаны с универсальной Природой, и оттуда они могут попытаться снова вернуться к вам. Так как для них трудно преуспеть в этом в бодрствующем состоянии, они используют преимущество отсутствия сознательного контроля во сне и появляются там. Если это что-то новое и не ваше, тогда это не может быть ни тем, ни другим, но является какой-то внешней Силой.
Ожидается, что, поскольку вы отвергли их, то они не придут снова, но если придут, тогда вы должны перед уходом ко сну приложить сознательную волю к тому, чтобы они не приходили. Такое внушение на подсознание часто бывает успешным, если не сразу, то со временем, ибо подсознание учится подчиняться воле, наложенной на него в бодрствующем состоянии.
* * *
Имело место стихание волны подсознательных мыслей и движений и их давления на ум, это как раз то, что и должно было произойти. Это не подавление и не выталкивание назад в подсознание; это изгнание из сознательного я, в котором они возникли. Да, это верно, что из подсознания может подняться что-то ещё, но это будет то, что ещё осталось там. То, что сейчас отвергнуто, если оно уходит куда-то и не разрушено, будет уходить не в подсознание, но в окружающее сознание, которое носят вокруг себя - в любом случае, однажды оказавшись там, оно больше не принадлежит вам, и, если оно пытается вернуться, то это будет уже как чужеродная вещь, которую больше не нужно принимать или давать разрешение ей. Это является двумя последними стадиями отвержения, через которое освобождаются от старых вещей природы: они либо уходят вниз в подсознание и должны быть выброшены оттуда, либо они уходят в окружающее сознание и больше не являются нашими.
Идея о том, что следует позволять тому, что поднимается из подсознания, продолжаться, повторяя себя вплоть до своего истощения - это не правильная идея. Поскольку это бы бесполезно продлевало состояние беспокойства и могло бы причинить вред. Когда поднимаются эти вещи их нужно рассмотреть, а потом выбросить, а не сохранять.
* * *
Шри Ауробиндо не мог ответить на ваше письмо раньше… Но эти ответы, представленные ниже пункт за пунктом, все же отправлены, поскольку он думает, что они могли бы быть полезны вам в вашей будущей садхане:
1. «Мерзкие сцены» и пр. -
Это должно быть нечто, поднимающееся из подсознания, в котором есть много странных вещей подобного рода - или же ещё это могут быть формации, подброшенные в нижнее витальное сознание из соответствующего плана универсальной Природы, где существуют силы, которые получают восторг от гадостей и уродства, и от всевозможных извращений. В любом случае, необходимой реакцией является упорное отделённое отвержение.
2. Нет возражений в использовании своей постели как асаны.
3. Сексуальное беспокойство -
Это совершенно обычное явление, когда прекращают сексуальную активность и отвергают её в сознательном уме и витале. Оно находит прибежище в подсознании, где ум не имеет прямого контроля и поднимается вверх в форме снов, являющихся причиной выделений. Это продолжается до тех пор, пока само подсознание не очищено. Иногда это можно сделать, накладывая сильную волю или, если возможно, сильный поток Силы на сексуальный центр перед сном с тем, чтобы эти вещи не происходили. Успех не всегда бывает сразу, но если это эффективно сделано, то это ведет сначала к снижению частоты повторения, а в конце - к их прекращению.
Эти вещи (скопление мочи, острая стимулирующая пища и пр.) являются предрасполагающими или вспомогательными причинами, или могут быть ими. Часто существует, как описано, ритм в этом подсознательном импульсе - это происходит в определенное время месяца или же спустя определенный период времени (неделя, 2 недели, месяц, 6 месяцев).
4. Классификация Самадхи в Веданте -
Для этой йоги эти деления не так важны.
5. Опыт Самадхи -
Он не обязателен на этой стадии; но если он приходит сам по себе, то ему можно позволить развиться. Но в этой йоге опыт в пробужденном состоянии более важен. Самадхи помогает достигнуть внутренних глубин сознания. Становятся способными более легко уходить через него вовнутрь, ниже поверхностного существа, чтобы вступить в прямой контакт с другими супрафизическими планами существования, чтобы переходить в другие миры и возвращаться, чтобы установить контакт с событиями, отдаленными в пространстве и времени, чтобы увидеть, что есть в супрасознании и войти в то, что супрасознательно для нашего ментального статуса.
6. Космическое Сознание; психическое -
С этими вещами нельзя иметь дело в узком смысле. Обычное сознание человека ограниченно его собственной индивидуальностью - он может войти в сознание других и в универсальное только косвенными средствами или с поверхностным и неполным пониманием, через чувственный опыт, контакты эмоциональной симпатии, ментальных концепций, аналогии со своими собственными движениями, умозаключениями. В йоге на определенном этапе эти ограничения взламываются, сознание расширяется, начинают напрямую осознавать Космическое Я и знать индивидуальное я, как единое с ним; осознавать Космическую Энергию и напрямую встречать действие космических сил, космического ума, жизни и материи и чувствовать сначала контакт своего индивидуального ума, жизни и тела с ними, а потом - единство, в котором своя собственная индивидуальная ментальность, витальность, физичность ощущается только как часть универсальной, волной океана, динамо-машиной, получающей и выражающей универсальные силы. В конце, индивидуальное вплавляется в космическое Сознание: весь мир ощущается в себе и себя, наполненного миром, вселенной - это есть Космическое Сознание: Ум, Жизнь, материальная Энергия, которая работает через индивидуальную функцию. Отдельное эго либо не существует, либо является только благоприятной возможностью для универсального Духа и его действия. Таково полное осуществление космического Сознания, но в своей полноте это не распространено, принадлежит, по сути, тому, что мы можем назвать надразумной реализацией, но постоянный частичный или растущий опыт ее или нарастающий контакт с космическим Сознанием - это обычная часть йоги.
Под психическим в этой йоге предполагается элемент души в природе, чистая психея, или божественное ядро, которое стоит позади ума, жизни и тела (это не эго), но которое мы лишь смутно осознаем. Она является частицей божественного и неизменна из жизни в жизнь, получая переживания жизни через свои внешние инструменты. По мере роста опыта она проявляет развивающуюся психическую персональность, которая всегда настаивает на добре, истине и красоте, в конце она становится готовой и достаточно сильной, чтобы повернуть всю природу к Божественному. Тогда она может выйти полностью вперед, прорываясь через ментальную, витальную и физическую завесу, чтоб управлять инстинктами и трансформировать природу. Природа больше не накладывает себя на душу, но душа, Пуруша, накладывает свои требования на природу.
* * *
Ваша практика психоанализа была ошибкой. Это, по крайней мере на время, сделало работу по очищению более сложной, а не наоборот. Психоанализ Фрейда - это последняя вещь, которую следует ассоциировать с йогой. Он поднимает определенную часть, самую темную, наиболее опасную и самую нездоровую часть природы, нижний подсознательный витальный уровень, выделяет некоторые из его наиболее нездоровых проявлений и приписывает ему и им действия, выходящие за рамки всех пропорций их истинной роли в природе. Современная психология - это младенческая наука, одновременно опрометчивая, неумелая и незрелая. Как и во всех младенческих науках в ней буйно разрастается всеобщая привычка человеческого ума брать частичную или локальную истину, незаконно обобщать её и пытаться объяснить всю Природу в своих узких терминах. Больше того, преувеличение важности подавленных сексуальных комплексов является опасной ложью и это может иметь отвратительные последствия и приводит к созданию ума и витала ещё более, а не менее, фундаментально нечистого, чем раньше.
Это верно, что сублиминальное в человеке является самой большой частью его природы и содержит в себе тайну невидимых динамизмов, которые объясняют его поверхностные активности. Но нижнее витальное подсознательное, которое, кажется, является всем, что знает этот психоанализ Фрейда - и даже из этого он знает лишь несколько едва освященных уголков - является не более, чем ограниченной и очень второстепенной частью сублиминального целого. Сублиминальное я стоит позади и поддерживает всего поверхностного человека; оно содержит в себе более обширный и более эффективный ум, более широкое и более мощное витальное позади поверхностного витала, более тонкое и свободное физическое сознание позади поверхностного телесного существования. И над ними оно открывается высшему сверхсознанию, также как и ниже них - к нижним подсознательным уровням. Если хотят очистить и преобразовать природу, то именно к силе этих высших уровней нужно открыться и подняться к ним и изменить ими и сублиминальное и поверхностное существо. Даже это следует делать осторожно, а не преждевременно или поспешно, следуя высшему руководству, всегда сохраняя правильную позицию; ибо в противном случае, сила, которая тянется вниз, может быть слишком сильной для затемненной и слабой структуры природы. Но начинать с открытия нижнего подсознания, рискую поднять вверх все болезненное и темное, что есть в нем - это уходить со своего пути, приглашая волнения и беспокойства. Сначала нужно сделать высший ум и витал сильными и твердыми, наполненными светом и покоем свыше; впоследствии можно открыть, и даже нырнуть, в подсознание с некоторым шансом на быстрое и успешное изменение.
Система избавления вещей через анубхаву (anubhava - переживание) также может быть опасной; ибо на этом пути можно легко ещё больше запутаться вместо того, чтобы достичь свободы. Этот метод имеет позади себя два хорошо известных психологических мотива. Первый, - мотив целенаправленного истощения - годится только в некоторых случаях, особенно когда некая естественная тенденция имеет слишком сильную власть или слишком сильно вбита в сознание, чтобы освободиться через викару (vicara - интеллектуальное размышление) или через процесс отвержения и замены его на истинное движение; когда это происходит чрезмерно, садхак иногда может даже вернуться назад к обычным действиям повседневной жизни, получая истинные переживания её с новым умом и волей позади, а затем вернуться к духовной жизни с просветленным препятствием, или же готовым к просветлению. Но этот метод преднамеренного потакания всегда опасен, хотя иногда и неизбежен. Он успешен только когда в существе есть сильная воля к реализации; ибо тогда потворство приносит сильное неудовлетворение и реакцию, вайрагью (vairagya - отвращение) и воля к совершенству может быть опущена в сопротивляющуюся часть природы.
Второй мотив для анубхавы более широко применим; ибо для того, чтобы отбросить что-нибудь от существа нужно сначала осознать это, иметь чистое внутреннее переживание его действия и обнаружить его действительное место в работах природы. Потом с этим можно работать, чтобы устранить его, если это полностью неправильное движение или трансформировать его, если это только деградация высшего и истинного движения. Именно это, или нечто подобное этому, пытались незрело, неправильно, с рудиментарным и недостаточным знанием сделать в системе психоанализа. Процесс поднимания вверх нижних движений в полный свет сознания для того, чтобы знать и иметь дело с этим, неизбежен, ибо без этого не может быть полного изменения. Но он может действительно преуспеть только когда высший свет и сила достаточно в работе, чтобы преодолеть рано или поздно силу тенденции, которую подняли для изменения. Многие под предлогом анубхавы не только поднимают вверх враждебное движение, но и поддерживают его свои согласием, вместо того, чтобы отбрасывать его, находят оправдания для его продолжения или повторения и поэтому продолжают играть с ним, потакая его возвращению, увековечивая его; впоследствии, когда хотят избавиться от него, оно приобретает такую власть, что они беспомощны в его тисках, и только ужасная борьба или вторжение божественной милости могут освободить их. Некоторые делают это из-за витальной искривленности или порочности, другие - по чистому неведению; но в йоге, как и в жизни, неведение не принимается Природой в качестве оправдания. Эта опасность всегда существует при любом неправильном обращении с невежественными частями природы; но ничто не является более невежественным, более опасным, более безрассудным и упрямым в возвращении, чем нижнее витальное подсознание и его движение. Поднимать его преждевременно или неправильным образом для анубхавы означает подвергать риску затопить так же и сознательные части его темной и грязной субстанцией и таким образом отравить всю витальную и даже ментальную природу. Поэтому всегда нужно начинать с позитивного, а не с негативного опыта, принося вниз что-то от божественной природы: покой, свет, ровность, чистоту, божественную силу в те части сознательного существа, которые должны быть изменены; только когда это успешно сделано и есть твердая позитивная основа, безопасно поднимать скрытые подсознательные враждебные элементы для того, чтобы разрушить и устранить их мощью божественного покоя, света, силы и знания. Даже тогда будет предостаточно нижней субстанции, поднимающейся самой по себе, чтобы дать вам столько анубхавы, сколько вам будет нужно для избавления от препятствий; но тогда с ними можно иметь дело, подвергаясь гораздо меньшей опасности и под высшим внутренним руководством.
* * *
Я нахожу трудным принимать этот психоанализ всерьез, когда они пытаются рассматривать духовные переживания в мерцании своих факелов, - хотя, наверно, следовало бы, ибо полузнание - это могущественная вещь и может быть большим препятствием для выхода вперед истиной Истины. Это новая психология кажется мне подобной ребенку, изучающему некий конспект и не зная достаточно адекватно алфавит, ликуя, складывая свои a-b-c-d подсознания и таинственное подземное суперэго вместе и, воображая, что их первая книга невежественных начал (c-a-t = cat, t-r-e-e = tree) - это само сердце истинного знания, они смотрят снизу вверх и объясняют высший свет нижней тьмой; но основа этих вещей вверху, а не внизу, upari budhna esam (их основа вверху [Риг Веда]). Сверхсознание, а не подсознание является истинной основой вещей. Значение лотоса нельзя найти, анализируя тайны грязи, из которой он вырос; его секрет должен быть найден в небесном прообразе лотоса, который вечно цветет в Свете наверху. Кроме того, самоизбранная сфера деятельности этих психологов убога, темна и ограниченна; вы должны знать целое, прежде чем вы сможете узнать часть и высочайшее - прежде, чем вы сможете истинно понять самое нижнее. Это лишь обещание более великой психологии, ожидающей своего часа, перед лицом которой эти нащупывания будут исчезать и сойдут на нет.
II
Существует другая причина общей неспособности к изменению, которая сейчас беспокоит садхаков. Именно потому, что садхана, как общее явление, сейчас и на долгое время спустилась в Несознательное; давление, призыв должны изменить в той части природы, которая напрямую зависит от Несознательного, фиксированные привычки, автоматические движения, механические повторения природы, непроизвольные реакции жизни, все то, что, кажется, принадлежит фиксированному характеру человека. Это должно быть сделано, если есть хоть какой-то шанс полного духовного изменения. Сила (всеобще, а не индивидуально) работает, чтобы сделать это возможным, её давление направлено к этому, - поскольку на других уровнях изменение уже сделано возможным (но не гарантировано каждому). Но открыть Бессознательное к свету - это Геркулесова задача; изменение на других уровнях гораздо легче. К тому же, эта работа только началась и не удивительно, что кажется, что там нет изменения в вещах или в людях. Это придет со временем, а не в спешке.
Что касается переживаний, то они хорошие, но проблема в том, что они, похоже, не изменяют природу, они только обогащают сознание - даже реализация Брахмана на уровне ума, кажется, оставляет природу почти там же, где она и была, за исключением немногих. Вот почему мы настаиваем на физической трансформации как на первой необходимости - ибо это изменяет природу - её главным инструментом является бхакти, самоотдача и пр.
* * *
Солнечным путем можно следовать только если психическое постоянно, или обычно, пребывает на переднем плане или если есть естественный дух веры и самоотдачи, или лик, обращенный по привычке к солнцу, или психическая предрасположенность (например, вера в свою духовную судьбу), или если достигли психического обращения. Это не означает, что солнечный человек не имеет трудностей; он может иметь их много, но он рассматривает их главным образом как «все в повседневной работе». Если он получает плохой удар, он способен сказать: «да, это было странное происшествие, но божественное, очевидно, в необычном настроении и, если это его способ делать вещи, то он, должно быть, правильный; да я и сам-то, конечно, ещё более странный приятель и это, я полагаю, было единственным средством, чтобы привести меня в порядок.» Но каждый не может занимать такую позицию и самоотдача, которая привела бы все в порядок, как вы говорите, затруднительна. По крайней мере, это трудно сделать полностью. Вот почему мы не настаиваем на полной сдаче сразу, но удовлетворены малым, для начала, с последующим ростом её по мере возможности.
Я объяснил вам, почему так много людей (и не в результате какого-то способа) находится в этом удрученном состоянии, тупом и подавленном. Это тамас, инерция Бессознательного, овладели ими. Но это также и маленький физический витал, который находит интерес только в маленьких тривиальных вещах обычной каждодневной общественной жизни и больше ни в чем. Раньше, когда садхана происходила на верхних уровнях (ум, высший витал и пр.) было много энергии и энтузиазма и интереса в тонкостях работы и жизни Ашрама так же, как и во внутренней жизни; физический витал был уносим в потоке. Но для многих это прекратилось; они живут в неудовлетворенном витально-физическом и находят все отчаянно скучным и мрачным, без интереса или с безысходностью. В их внутренней жизни тамас из Бессознательного создал блок, или пробку, и они не находят никакого выхода. Если могут сохранять правильное состояние или отношение, сильный интерес в работе или сильный интерес в садхане, тогда это успокаивается. Это болезнь. Средство от нее - сохранять правильное состояние и приносить постепенно, или, если можете, быстро, свет высшего стремления также и в эту часть существа, поэтому, какими бы ни были окружающие условия, это состояние можно сохранять, это так же является правильной позицией. Тогда солнечный путь, кажется, был бы более возможен.
* * *
Крайняя острота ваших трудностей обязана йоге, спустившейся вниз и столкнувшейся с коренной породой Бессознательного, которое является фундаментальной основой всего сопротивления в индивидууме и в мире победе Духа и Божественной Работы, которая ведет к этой победе. Сами по себе, трудности всеобщи и в Ашраме, и во внешнем мире. Сомнения, разочарования, спад, или утрата, веры, уменьшение витального энтузиазма по достижению идеала, растерянность и расстроенная надежда на будущее - это общие признаки трудности. Во внешнем мире симптомы гораздо хуже: всеобщее возрастание цинизма, отказ верить во что бы то ни было, снижение честности, безмерная коррупция, преобладание стремления к пище, деньгам, комфорту, удовольствиям и исключения высоких вещей, всеобщее ожидание всё худших и худших вещей, ожидающих мир. Все это, каким бы острым это ни было, является временным феноменом, к которому были подготовлены те, кто знает что-либо о работе мировой энергии и работах Духа. Я сам предвидел, что это худшее может прийти, тьма ночи перед рассветом; поэтому я не падаю духом. Я знаю что готовится позади тьмы и могу видеть и чувствовать первые признаки его [рассвета] прихода. Те, кто ищут Божественное, должны твердо упорствовать в своих поисках; со временем тьма будет растворяться, начнет исчезать и придет Свет.
* * *
Я знаю, что это время беспокойства для вас и для каждого. Это так и для всего мира. Путаница, беспокойство, беспорядок и огорчения везде - это общее состояние вещей. Лучшие вещи, которые должны прийти, подготавливаются, или растут, под вуалью, а худшие - рельефно проступают везде. Единственное, нужно продолжать и держаться до конца, пока не придет час света.
* * *
Я могу держаться до конца, но боюсь, что это слабое утешение - по крайней мере сейчас - для тех ваших корреспондентов, что сетуют на нынешнее состояние вещей. Дела плохи и становятся все хуже и могут в любое время стать ещё хуже, или хуже, чем худшее, если такое возможно, - но все, как бы ни было парадоксально, кажется, возможно в нынешнем взбаламученном мире. Наилучшим для них будет понять, что все это необходимо для того, чтобы смогли проявиться некоторые возможности для избавления от них, если новый и лучший мир вообще придет к существованию: это не может быть сделано, откладывая их на более позднее время. Это как в йоге, когда вещи активные или скрытые в существе должны быть приведены в движение в свете для того, чтобы их можно было ухватить и выбросить или проявиться из скрытого состояния из глубин для той же самой очистительной цели. Также они могут вспомнить изречение о том, что ночь темнее всего перед рассветом, и что приход рассвета неизбежен. Но они также должны помнить и то, что новый мир, приход которого мы предвидим, не должен быть сделан из той же самой текстуры, что и старый, и будет отличаться лишь по форме, и что он должен прийти, используя другие средства - изнутри, а не снаружи; поэтому наилучшим будет не слишком сильно быть озабоченным теми прискорбными вещами, которые происходят вовне, но самим расти внутри для того, чтобы они могли быть готовы к новому миру, какую бы форму он ни принял.
* * *
Оставайтесь твердыми во времена мрака; там есть свет, и он победит.
Конец пятого раздела.