Приём третий. От другого лица
Маленьким детям не надоедает слушать одни и те же сказки по сотне раз (в отличие от нас с вами). Мы ещё поговорим, откуда берётся такая страсть и чем она нам может быть полезна, а пока просто воспользуемся этим.
Обычно сказка ведётся от третьего лица, и автор более – менее нейтрален. Попробуйте сделать иначе: рассказать свою сказку от имени заинтересованных лиц, ну, тех, которые находятся в гуще событий.
Расскажите старую-знакомую сказку от имени какого-то сказочного героя.
Сказку «Лисица и волк», например, можете рассказывать от имени волка.
«…Вышел я на опушку леса, голо-одный! смотрю: сидит Рыжая и рыбку ест…»
Понятно, что Волк, который неудачно половил рыбку и остался без хвоста, расскажет о сказочных событиях не так, как, например, старик, который тоже остался без рыбки. А что получится, если эту же сказку рассказывает Лисица? Ясно, что и расскажет по-другому, и акценты расставит иные.
Это не просто забавный приём. Он ещё и полезный: рассказывая за разных героев, ребёнок как бы немножко перевоплощается в них. И учится. Учится смотреть на одни и те же обстоятельства с разных точек зрения. А заодно и понять, как по-разному могут развиваться события, если учитывать точку зрения другого.
Сказка с продолжением
Сказка – это условное название. На самом деле действие может быть совсем реальным. Нам больше нравится слово «рассказки». Так вот.
Согласитесь, что очень многие истории хочется начать с того места, на котором они обычно заканчиваются. Почему курочка Ряба больше никогда не снесет золотое яичко? как стала жить Золушка во дворце, если она только и умела, что полы натирать, готовить-стирать? Во дворце одного доброго характера мало.
Совет: пусть сочинит ваш подросток. А потом, если в продолжении истории всё кончается плохо, постарайтесь снова вернуться к этой (или подобной) истории. И придумать вместе дальше – когда всё идет хорошо.
Проигрывая такие разные ситуации, юный человек учится мыслить перспективно, вовремя прикидывать: что будет, если…
А это, в свою очередь, поможет ему учиться справляться с разочарованиями, искать варианты, искать выход – и находить его.
Думаем, принцип вы поняли, так что нам остаётся только подвести итог. Итак,
Берёте знакомую сказку. И…
1. Рассказываете, оставляете тот же сюжет, но запускаете туда нового героя.
2. Меняете всех героев (вместо зверей – рыбы, или цветы, или говорящие камни, или вовсе космические пришельцы)
3. Оставляете тех же героев, но переносите действие в другое место (козлик пошёл не «в лес погуляти», а в море «поплавати»)
4. Рассказываете известную сказку, но действует героически в ней ваш юный наследник.
5. Придумываете другое место и других героев, а сюжет – канва сказки – остаётся той же. (за молодильными яблоками царевич отправляется на другую планету, где живут, например, сплошные коньки – горбунки)
6. Волшебные предметы и волшебные герои ведут себя так, как им не положено по статусу (печка вредничает и ест пирожки сама, шапка – невидимка делает невидимыми только по понедельникам, или только какую-то часть тела)
7. Расскажите сказку от первого лица, «превращаясь» в одного из героев сказки. Тут могут случиться престранные вещи, и герой отрицательный (если на всё смотреть с его точки зрения) окажется не таким и плохим. (Волк не знал историю про колобка, просто хотел сесть на диету).
Небесполезные советы
Когда сочиняете сказку, неплохо помнить вот о чём:
• Если действие вашей сказки происходит в нашем, реальном мире,
в ней не должно быть ничего ужасающего.
Одно дело, когда ужасы происходят за тридевять земель, другое – когда рядом, во дворе собственном.
• Учитывайте возрастные своего ребёнка.
Лезть в учебники по психологии не обязательно. Достаточно обратить внимание на те народные и авторские сказки, которые он любит сейчас. Так, малыш не влюбится в «Дюймовочку», если ему годик,
а в полтора – два может испугаться вредных жаб и не понять, почему девочка прощается с солнышком.
• У детей такое богатое воображение, что они «видят» всё то, что
вы рассказываете.
Не изображайте слишком ярко и красочно (с подробностями) злого героя или бедствия. Малышу это может запасть в память, и он долго будет бояться – сам не понимая чего. Да и детям постарше не рассказывать сказки – страшилки перед сном (даже если клянётся, что «ничего не боюсь!»)
• Бывает, что ребёнок предпочитает (и требует рассказывать ему) однотипные сказки. (Только приключенческие, только повествовательные, бытовые, только «научно-технические»). Это неплохо, но рассказывайте (и сочиняйте с ним) разнообразные сказки, такие же разнообразные, как окружающий мир и наши взаимоотношения с ним.
• Если вам показалось, что ребёнок чего-то не понял, задавайте вопросы, давайте пояснения.
Но делайте это корректно, без поучительства, чтоб не разрушить сказочный настрой, поэзию волшебной сказки.
• Старайтесь, чтобы слушание было активным.
То есть – просите пересказывать, задавайте вопросы, тогда вы будете в курсе, в курсе ли ваш ребёнок. (не буду извиняться за каламбур: я каламбуры люблю)
• Если «отключаетеся» и не слушает – значит, или переполнен
информацией (обычно малыш) или ребёнку сейчас не до вас (обычно
тем, кто постарше).
Не одёргивайте. А оставьте в покое. И – думайте, думайте…
Палочка – выручалочка