Раздел третий. Трансформация Витального 9 страница
* * *
В действительности, все эти невежественные витальные движения рождаются вовне, в невежественной универсальной Природе; человеческое существо формирует в своих поверхностных частях существа, ментальном, витальном и физическом, привычку определенных ответов на эти волны со стороны. Именно эти ответы он принимает за свой собственный характер (гнев, желание, секс и т.д.) и думает, что он не может по-другому. Но это не так: он может изменить их. Глубже, внутри него, есть другое сознание, его истинное внутреннее существо, которое является его истинным я, но оно закрыто поверхностной природой. Этого обычный человек не знает, но йоги с развитием садханы начинают осознавать его. По мере того как в ходе садханы сознание внутреннего существа нарастает, поверхностная природа и ее отклики выталкиваются и от них можно полностью избавиться. Но невежественная универсальная Природа не хочет позволить уйти этому и набрасывает старые движения на садхака и пытается втолкнуть их снова внутрь; по-привычке поверхностная природа дает старые отклики. Если достигается твердое знание того, что эти вещи приходят извне и не являются реальной частью самого себя, тогда для садхака становится легче отвергать такие возвраты, или, если уж они овладели им, то он может быстрее от них избавиться. Вот почему я так часто говорю, что эти вещи возникают не в вас, но приходят со стороны.
* * *
Я думаю, что у вас всегда была идея о том, что дать выражение импульсу или движению - это наилучший способ, или даже единственный способ, избавиться от него. Но это ошибочная идея. Если вы даете выражение гневу, вы продлеваете или укрепляете привычку возвращения гнева; вы не уменьшаете, или не избавляетесь, от привычки. Самым первым шагом к ослаблению силы гнева в природе и впоследствии полное избавление от него является отказ от всякого выражения его в действии или речи. Потом можно продолжать с большими шансами на успех выбрасывать его также из мысли и чувства. И так со всеми неправильными движениями.
Все эти движения приходят со стороны из универсальной нижней Природы или внушены или наброшены на вас враждебными силами - враждебными вашему духовному развитию. Ваш метод принимать их как свои собственные - это опять же неправильный метод; поскольку, делая так, вы усиливаете их силу возвращения и овладения вами. Если вы принимаете их как свои собственные, это дает им некое право на существование в вас. Если вы чувствуете их не как свои собственные, тогда у них нет этого права и воля может развить большую силу, чтобы выдворить их прочь. Именно эту волю вы должны всегда иметь и чувствовать как свою собственную – это сила отказа давать согласие и принимать неправильное движение. Или, если уж это вошло, то иметь силу выдворить его прочь, не выражая его.
Конечно, наилучшим способом будет, если вы сможете сохранять больший контакт с Матерью и ее Светом и Силой, получать, принимать и следовать только тому, что приходит от этой высшей силы.
* * *
На самом деле, это просто повторение старой привычки природы. Взгляните на это и вы увидите как глуп тот случай возникновения этого гнева и его вспышки - он становится все более и более необоснованным - и абсурдность таких движений самих по себе. На самом деле, было не очень трудно избавиться от этого, если бы, когда это приходит, вы спокойно посмотрели бы на него, ибо абсолютно возможно отойти назад в одной части существа, наблюдая в отделённой ровности, даже тогда, когда гнев поднимается к поверхности - как если бы это был кто-то другой в вашем существе, кто гневался. Трудность в том, что вы встревожены и расстроены и это облегчает таким вещам овладеть вашим умом, чего ему не следовало бы делать.
Мы даем вам помощь - отойдите назад, чтобы почувствовать ее, а не эту осаду тех поверхностных движений.
* * *
Это правильная вещь, которая всегда должна происходить, когда возникает гнев или что-то еще. Психический ответ должен стать привычным, показывая, что этот гнев несправедлив и не полезен, а затем существо должно отойти назад от этих внешних вещей и занять позицию в своем внутреннем я, отделяясь от всех этих вещей и людей. Именно это отделение является первой вещью, которая должна быть достигнута садхаком - он должен прекратить жить в этих внешних вещах и жить в своем внутреннем существе. Чем сильнее это сделано, тем больше освобождение и покой. Потом, когда находятся в безопасности в этом внутреннем существе, начнет приходить правильное понимание вещей, которые нужно делать, правильный способ иметь дело с людьми и вещами.
* * *
Когда именно психическое руководит всеми движениями существа, тогда это [гнев] полностью исчезает, а также когда ровность высшего сознания полностью овладевает нижним виталом. До этого, можно установить контроль, уменьшить и снизить это до касания, которое не имеет никакого внешнего эффекта или волны, которая проходит без жизненного проявления.
* * *
Да, конечно. Бесконечный покой, универсальная любовь могут заменить гнев, если они полные и стабильные.
* * *
Да, это так, что гнев и борьба есть в природе человеческого витала и легко они не уходят; но важно иметь волю к изменению и ясное понимание того, что эти вещи должны уйти. Если есть эта воля и понимание, то в конце концов они уйдут. Самая важная помощь этому также здесь, поскольку психическое существо растет внутри, а это приносит определенную доброту, терпимость, милосердие ко всему, и человек уже больше не рассматривает все с точки зрения своего собственного эго, его боли или удовольствия, нравится или не нравится. Вторая помощь - это рост внутреннего покоя, который внешние вещи не могут обеспокоить. Вместе с покоем приходит тихая безбрежность, в которой воспринимают все как самого себя, всех существ, как детей Матери и Мать, живущую в самом себе и во всем. Это то, к чему будет продвигаться ваша садхана, поскольку это те вещи, которые приходят с ростом психического и духовного сознания. Тогда эти беспокойные реакции на внешние вещи больше не будут приходить.
* * *
Действительно, когда покой спускается сверху или выходит из психического, тогда витал наполняется им или добротой и доброжелательностью. Именно поэтому сначала внутреннее психическое спокойствие, а затем покой сверху должны занять все существо. Иначе такие вещи как гнев в витале могут контролироваться, но трудно полностью избавиться от них без этого пропитывания внутренним спокойствием и высшим покоем. То, что вы должны зависеть от Матери в садхане - это наилучшая позиция, поскольку, на самом деле, это ее Сила делает садхану в вас.
* * *
Такие вещи как гнев, грубая речь и т.п. - это привычки, сформированные витально-физическим сознанием и, поскольку они поддерживаются подсознанием, очень трудно меняются. Если могут победить или изменить их силой воли или ментальным или духовным контролем, то тем лучше. Но если не могут сделать это сразу, не нужно расстраиваться или думать о своей непригодности. Для многих легче реализовать Божественное или войти в психическое сознание, чем изменить эту часть природы; но как только психическое сознание начинает руководить или нисходит высшее сознание, тогда становится гораздо легче сделать так, чтобы это ушло. Поэтому вам не нужно падать духом из-за их повторения и упорства, но стараться всегда отходить назад во внутреннее спокойствие и, если они приходят, позволить им уйти, как облаку через свет. Со временем в итоге с этими вещами будет иметь дело Сила.
* * *
На самом деле, это очень хороший признак, когда приходящий гнев краток и подчинен и больше не проявляется вовне, ибо это всегда очень характерная стадия отвержения природой чего-то нежелаемого. Это еще приходит, но не имеет больше былой силы, продолжительности, силы, завершенности. Внешние условия часто используются, чтобы продемонстрировать или протестировать сделанный прогресс в внешней природе, поскольку, когда находятся полностью внутри, то эти внешние движения остаются успокоенными, поэтому степень, до которой они были изменены, не так легко может быть измерена. Но, конечно, именно уход внутрь больше всего помогает в освобождении природы.
* * *
Если гнев не приходит, то это должно быть из-за того, что витальная сила атаки уменьшается, и она наверно больше действует в физическом уме и внешнем (физическом) витале. У вас есть большая сила к действию, что до внутреннего роста и развития садханы, то там у вас тоже есть сила, психическая и витальная - и именно внешнее существо встречает эти трудности на своем пути и либо мгновенно преодолевает их, либо находится под их влиянием. Когда хотят развития в садхане, то эти вещи всегда встречаются на пути, но, в конце концов, если искренни в своем стремлении, то эти беспокойства помогают подготовить победу души над всем, что ей противостоит.
Иногда превалирует внутренняя воля, иногда на время она не может этого. Это совершенно нормально. Это зависит от определенных условий, которых физический ум не видит. Когда растут в знании, то начинают осознавать эти невидимые условия и лучше понимать что же происходит.
Огонь - это всегда огонь очищения - он очень красный, когда воздействует на витал; когда витал больше не закрывает психическое, тогда розовый цвет психического выходит все больше и больше.
Дом, который вы видели, - это новое построение природы, особенно в витале, которое готовится в ходе садханы.
* * *
Причиной того, почему спокойствие еще не установлено и возвращается гнев, является то, что вы разрешаете вашему физическому уму стать активным. Относительно садханы он начинает думать, что в вас есть тот или этот недостаток, и поэтому садхана не становится мгновенно эффективной и совершенной. Это делает витал нервным или подавленным и в этом отчаянии возникает состояние раздражительности и гнева. В то же самое время, этот ум становится активным, каким он стал по отношению к Х. или начинает судить и критиковать, и это тоже ведет к нервозности и раздражительности. Эти вещи принадлежат вашему старому уму, который вы пытаетесь оставить и поэтому стоят на пути концентрации и спокойствия. Они должны пресекаться на корню через отвержение внушений физического ума, как только они начинаются. Приходит новое сознание, основанное на внутреннем безмолвии и спокойствии. Вы должны тихо ожидать пока оно не разовьется. Истинное знание, истинное восприятие людей и вещей придет в это новой безмолвное сознание. Взгляд ума на людей и вещи неизбежно будет либо ограниченным и недостаточным, либо ложным и ошибочным - продолжать рассуждать им - это сейчас напрасная трата времени. Подождите до тех пор пока разовьется новое сознание и покажет вам все в новом и истинном свете. Тогда склонность к гневу, которая возникает из этого ума и является страстной нетерпимостью ума к тем вещам, которые не нравятся уму и виталу, совсем не будет иметь основы для возникновения, или же, если он возникнет без причины, то может быть более легко отброшен. Полагайтесь в своей садхане на милость Матери и её Силу, самим же помнить, чтобы сохранять две вещи: спокойствие и доверие. Что до вещей и людей, то оставьте их также Матери: также как и вы, они имеют свои трудности в природе и, чтобы иметь дело с ними, нужна проницательность и интуиция, сострадание и терпение.
Что касается привязанности к вещам, то физическое отвержение их - это не самый лучший способ избавиться от нее. Принять то, что дается вам, просить то, что нужно и больше не думать от этом - привязанность не имеет значения, используйте их, когда имеете, и не беспокойтесь, если не имеете. Это наилучший способ избавиться от привязанности.
* * *
Если вы посмотрите внимательно, то увидите, что все эти вещи: грубость одних, гнев других - являются весьма незначительными вещами, которые следует воспринимать безразлично, ровно. Не позволять им так сильно беспокоить вас. Единственная вещь, которая имеет высочайшую важность - это ваша садхана и ваш духовный рост. Не позволяйте касаться или мешать этому.
* * *
Очерки о Гите объясняют обычную Кармайогу, как она изложена в Гите, в которой делаемая работа - это обычная работа человеческой жизни, только лишь с внутренним изменением. Применяемое там насилие тоже не является личным насилием, созданным эгоистическими мотивами, но часть упорядоченной системы социальной жизни. Ничто не может духовно оправдать индивидуальное насилие и жестокость, сделанную в гневе или в страсти, или по другому витальному мотиву. В нашей йоге целью является подняться выше обычной жизни людей, и здесь насилие должно быть полностью оставлено.
* * *
Внутреннее психическое или духовное изменение не осуществляется насилием. Нужно не изменять поведение садхаков, но сделать такое изменение, чтобы душа и дух управляли бы умом, виталом и телом, а не наоборот. Насилие сильно противоречит этому; оно создает ментальный эгоизм и витальную страсть, и ярость или же жестокость правителей. Насилие в обычной Природе не оправдывает насилие в духовной работе.
* * *
Во всех вещах должен быть контроль за мыслями и речью. Но хотя раджасичное насилие недопустимо, иногда необходима, там, где нужна строгость, спокойная убедительная строгость мысли и речь.
XII
Если вы хотите делать йогу, то вы должны избавиться от страха. Йога и страх не могут идти вместе.
* * *
Да, это правильно, что то, чего боятся, имеет тенденцию приходить, до тех пор, пока не смогут взглянуть этому в лицо и преодолеть это. Нужно научиться основываться на Божественном и преодолеть страх, полагаясь на помощь, которая пронесет через все вещи, даже неприятные и враждебные. Есть Сила, которая работает с искателем даже через них и несет его к цели.
* * *
Да, страх создает воображаемые ужасы - даже если есть реальная опасность, то страх не помогает: он затуманивает интеллект, лишает ума и мешает увидеть ту правильную вещь, которую нужно сделать.
Позвольте возрастать работающей Силе до тех пор, пока она полностью не очистит смешанное сознание.
* * *
Ошибочно полагать, что через страх и несчастье вы сможете развиваться. Страх - это чувство, которое всегда должно отбрасываться, ибо то, чего вы боитесь, является как раз той вещью, которая, похоже, приходит к вам: страх привлекает объект страха. Состояние несчастья ослабляет силу и приводит к большей открытости причинам несчастья.
Можно быть тихим, счастливым, жизнерадостным, не будучи всем эти в легкой или поверхностной манере - и счастье не обязательно приносит какую-либо витальную реакцию. Вам нужно только быть внимательным, бдительным и осторожным, чтобы вы могли не давать согласия неправильным движениям или возвращению старых чувств, темноты, путаницы и т.п. Если вы остаетесь бдительными, то с возрастанием Силы, поддерживающей вас, придет сила самоконтроля, сила видеть и отвергать неправильную склонность или неверную реакцию, когда она приходит. Страх и состояние несчастья не дадут вам этого. Это может прийти только в результате этой бдительности, сопровождаемой открытием к поддерживающей и направляющей Силе. То, что вы описываете как способность к правильному выбору и чувству силы или энергии, которая может прекратить неправильное движение и принять правильное, как только она распознает их, как раз и является этим контролем и бдительностью. Именно в результате этого контроля и бдительности, поддержанных Силой, вы также можете обезопасить любовь и обожание от смешения или замещения эгоистическими желаниями и загрязнениями. Чем больше вы открываетесь, тем больше эта сила будет возрастает в вас.
* * *
Вам нужно отбросить страх, также как и гнев и спокойно продолжать ваш путь, полагаясь на веру в Мать.
* * *
[Способы устранения страха:] Через привнесение вниз в нижний витал (область ниже пупка) силы и покоя. А также, когда возникает страх, путем наложения на систему воли и тишины. Это можно сделать одним из способов или обоими вместе.
* * *
В высшей Природе нет страха. Страх - это творение витального плана, инстинкт неведения, чувство опасности с сильной витальной реакцией, которая замещает и обычно мешает или искажает понимание вещей. Его можно рассматривать почти как вторжение враждебных сил.
XIII
Ревности там не должно быть, если для нее нет основы, ибо тогда это абсурдно и бессмысленно, но даже, когда есть причина для этого, согласно общепринятым стандартам, то ее тоже не должно быть, поскольку это чувство нехватки благородства и великодушия и совершенно нейогично.
Что касается избавления от лобха (lobha - жадность, скупость, алчность), то, конечно, с вами будет вся помощь Матери.
* * *
Конечно, это старая реакция - безусловно, там есть ревность, иначе вы бы не почувствовали этой сильной печали. То, что она еще существует в укромных уголках и возникает с такой силой показывает как глубоко укоренилось это движение в вашем физическом сознании. Вы не можете вырвать это с корнем, так как, когда это приходит, вы полностью ассоциируете себя с ним и предаетесь его протесту и неистовству. Вы должны найти силы, чтобы встать позади него в той части вашей природы, которая свободна - только тогда вы сможете оттолкнуть его от себя; и только если оно выталкивается из вас всякий раз, когда возникает, оно согласится исчезнуть и больше не возвращаться. Что до нашей поддержки и помощи, то они всегда существуют, но вы должны продолжать осознавать их - и вы не должны позволять никаким ложным мыслям, подобным тем, которые были этим утром, уменьшать чувство единства и контакта с Матерью.
* * *
Я не понимаю, почему вы делаете такое большое различие между ссорами и ревностью по отношению к другой женщине и ссорами и ревностью по отношению к другим влечениям несексуального характера. Они все возникают из того же самого первичного импульса, инстинкта обладания, который лежит в основе обычной витальной любви. В последнем случае, поскольку часто сексуальная ревность невозможна, ум поддерживает себя другими мотивами, которые кажутся ему совершенно резонными и законными - он может не осознавать, что подталкивается виталом, но ссоры и оживленное несогласие там - это то же самое. Имели вы или нет обе эти формы, не очень существенно и не делает вещи лучше или хуже. Имеет значение только освобождение от инстинкта, как такового, будь то с психологической точки зрения, или с точки зрения духовного изменения.
Единственная вещь, которая имеет какое-то значение, - это факт, что старая личность, которую вы отбрасываете, на время вновь заявляет о себе, как вы сами видите. Это смущает ваш ум, иначе вы бы не задавали вопроса, находится ли оно все еще там и как это согласуется с моим описанием вашего стремления и проблеска полного обращения к Матери как к чему-то истинному и реальному. Конечно, они были истинны, реальны и искренни, и они все еще там, даже если на время затуманены. Сейчас вы достаточно хорошо знаете, что все существо не является единым блоком так, чтобы, изменив одну часть, все в то же самое время чудесным образом изменяется. Что-то от старых вещей может находиться в погруженном состоянии и возникает вновь, если ослабевает давление и твердое решение избавиться от них. Я не знаю на что вы ссылаетесь, когда говорите об утверждении, что «Свет и Тьма, Истина и Ложь не могут жить вместе»; но, конечно, это может означать только то, что в духовном стремлении нельзя позволять им обитать вместе, - Свет, Истина должны быть сохранены, Тьма, ложь и заблуждение - полностью отторгнуты. Это, конечно, не означает, что в человеческих существах может быть либо только свет, либо только тьма и тот, кто имеет в себе какую-то слабость, не имеет света, искреннего стремления, истины в своей природе. Если бы это было так, то никакая йога была бы невозможна. Всех садхаков в Ашраме можно было бы обвинить в неискренности и в лживости садханы, ибо кто тут есть, у кого нет тьмы и движения неведения?
Если вы выпали из сознания, которое у вас было, то это из-за того, что вместо того, чтобы забыть спор с Х., как мимолетное мгновение, вы начали размышлять над ним и продлевать неправильный поворот, который он дал. Нет пользы сохранять чувства, которые он создал в вас. Вы должны делать только то, что я вам пытался сказать. Отойти назад от них и наблюдать за тем, что есть в природе, отпустите их спокойно и снова повернитесь к истинному сознанию, открывая себя, чтобы снова получить Истину, которая создает вас заново, и позвольте ей спуститься вниз во всю вашу природу.
Конец раздела три.