Приучать других обращаться с вами так, как вы хотите
Как к вам относятся люди? Кажется ли вам, что вас постоянно используют и обижают? Чувствуете ли вы чье-то превосходство и неуважение? Не кажется ли вам, что люди строят планы за вашей спиной и заставляют вас подчиняться? Попадаете ли вы в неприятные ситуации из-за того, что поступаете не так, как от вас ожидают?
Мне обычно приходится выслушивать большое количество подобных жалоб от своих клиентов и друзей, которые чувствуют себя закрепощенными в разнообразных ситуациях. И всегда я говорю таким людям: "Окружающие будут относиться к вам так, как вы их приучили".
Если вы чувствуете себя обиженным чьим-то отношением, присмотритесь к своему поведению и мыслям и спросите себя, почему вы допускаете такое отношение. Если вы не примете на себя ответственность за то, как вас воспринимают, то улучшить свое положение вы не сможете.
Римский философ Эпиктет высказал эту идею еще две тысячи лет назад: "Нас оскорбляет не обидчик, а наше отношение к обиде. Когда кто-то раздражает вас, вы сами в ответе за свое раздражение".
В этой главе я постараюсь доказать актуальность этих слов для современного общества. В них содержится один из самых важных уроков жизни. Ваша боль вызвана не действиями других, а вашим собственным отношением к этим действиям. Если вы перестанете жить в ожидании боли отовсюду, то обнаружите, что обиды просто прекратились, и вы избежали закрепощения.
Процесс "приучения"
По степени вашей терпимости другие определяют, как им обращаться с вами. Если вы просто "сносите все", и так продолжается уже давно, вы посылаете окружающим сигнал о том, что готовы стерпеть любое оскорбление.
Научиться противостоять этому несложно. Если вы покажете, что не собираетесь сносить обиды и подкрепите это разумным поведением, ваши обидчики не получат того, чего ожидали, и не смогут диктовать вам условия. Позволяя им манипулировать собой и не оказывая сопротивления, вы приучаете их относиться к себе, как к куче мусора.
Моя клиентка Гэйли пришла ко мне потому, что чувствовала себя угнетенной своим безжалостным мужем. Она жаловалась, что его оскорбительные слова и поступки заставляют ее ощущать себя тряпкой. У Гэйли было трое детей, но и они не проявляли к ней должного уважения. Она не знала, что делать, потеряла надежду и постоянно находилась в депрессии.
Когда я расспросил ее о прошлом, то услышал классическую историю, обычную для тех, кто с детства позволяет себя закрепощать. Родители всегда следили за ней и требовали объяснений любого ее поступка. Отец был чрезвычайным тираном и контролировал ее поведение с младенческих лет до самого замужества. Узнав поближе своего мужа, Гэйли обнаружила, что он "случайно" оказался таким же, как и отец, поэтому замужество оказалось для нее продолжением рабства. Все, что она знала в своей жизни, - это требования постоянного отчета, поучений и рыданий в укромном уголке, где ее никто не мог услышать.
Я объяснил Гэйли, что она сама приучила окружающих так обращаться с собой. Легко обвинять в своих несчастиях кого-то другого, но гораздо труднее понять, что большая часть вины лежит на тебе. Вскоре Гэйли поняла, что сама закрепостила себя, терпя все эти годы унижения и не пытаясь найти эффективный способ противостоять им. Когда она осознала, что решение всех проблем лежит внутри нее, я попытался научить ее нескольким защитным приемам, позволяющим заставить людей относится к ней по-другому. Это было что-то вроде "психологического каратэ" и выглядело примерно так:
Теория "психологического каратэ"
Вспомните тот день, когда муж оскорбил вас впервые: поднял голос, разозлился, ударил. Вспомните то, что вывело вас из равновесия.
Может быть, это событие случилось давно, еще до вашей свадьбы или появления детей. Вспомните все подробности этого прецедента. Первое проявление оскорбительного поведения со стороны будущего мужа тогда стало для вас сюрпризом.
Представьте теперь, что вместо того, чтобы обидеться, оказаться сбитой с толку или испугаться, вы размахиваетесь и сильно бьете его в живот, сопроводив свой поступок словами: "Я не собираюсь сносить от тебя такие оскорбления. У меня есть достоинство, и я не желаю терпеть ничьих пинков. Прежде чем поступить так в следующий раз, хорошенько подумай. Это все, что я хотела сказать". После этого вы, как ни в чем не бывало, продолжаете мирную беседу.
Такое поведение может показаться вам ужасным, но оно очень эффективно. Если при первой же попытке оскорбительного поведения со стороны партнера вы продемонстрируете свою силу и непримиримость, то он раз и навсегда запомнит, что вы ни на секунду не намерены мириться с подобными издевательствами.
Ваша реакция была, скорее всего, совершенно иной. Вы почувствовали боль и обиду, испугались, заплакали и дали понять своему супругу, что вам не нравится такое отношение, но вы готовы его терпеть. Однако важнее всего то, что таким образом вы научили его манипулировать вашими эмоциями.
Когда я изложил Гэйли свою теорию, она возмутилась: "Я никогда не смогла бы поступить так, как вы говорите!" Она попыталась отстоять свою личную уверенность в том, что только муж и дети виноваты в ее страданиях. Она хотела, чтобы я почувствовал жалость и стал союзником в ее несчастьях. Я объяснил Гэйли, что приверженность теории "психологического каратэ" не сводится к использованию насилия, физического или морального. Чтобы достичь желаемого эффекта, можно просто встать и выйти из комнаты, прекратить разговор или продемонстрировать свою нетерпимость иным способом. Она начала понимать то, о чем я говорил. Вскоре Гэйли согласилась с тем, что сама позволила окружающим относиться к ней как к ничтожеству, и твердо решила положить этому конец.
Новое поведение Гэйли было направлено на то, чтобы показать мужу и детям свое нежелание сносить их выходки. Для этого потребовалось время, закрепостители явно не собирались сразу сдавать свои позиции. Но она твердо стояла на своем и выиграла большинство сражений. Когда дети демонстрировали ей свое неуважение, Гэйли реагировала на это требованиями помнить о своих обязанностях, произнесенными очень громким голосом. Это было настоящим потрясением для детей - они никогда не слышали такого от своей мамочки. Она отказалась их возить куда-либо, предоставив позаботиться о себе самим. Если дети не могли куда-то попасть, они пользовались велосипедами или находили кого-нибудь, кто смог бы их подвезти. Словом, Гэйли заставила их проявлять активность.
Дети вскоре поняли, что мама больше не собирается быть их послушной жертвой. Но не истерические рыдания Гэйли научили их этому, а ее необычное поведение и решимость ставить детей на место всякий раз, когда это требовалось.
В отношениях с мужем Гэйли также стремилась показать, какого отношения к себе она потребует впредь. Одной из излюбленных привычек мужа было высказывание своего раздражения и недовольства женой в присутствии посторонних. Гэйли всегда боялась этого, она не хотела устраивать сцен и выносить сор из избы. Во время подобных выходок мужа она терялась, становилась смирной и послушной. Поэтому для начала Гэйли приучила себя громким голосом реагировать на все такие нападки и затем покидать комнату.
В первый раз, когда она сделала это, ее муж и окружающие были в шоке. Смирная крошка Гэйли показала зубки! Они не могли этому поверить. Муж попробовал прибегнуть к классическому обвинению: "Что подумают дети, увидев, как ты себя ведешь?"
После нескольких месяцев подобного поведения Гэйли радостно рассказала мне, что ее близкие стали относиться к ней совсем по-другому. Вначале они пытались воспрепятствовать ей, называя эгоисткой. Они часто повторяли: "Ты не должна так говорить, мамочка" или "Если бы ты любила нас, ты не была бы такой". Но Гэйли была очень внимательна к таким уловкам и оставляла их без внимания. Вскоре стенания бывших угнетателей прекратились.
Окружающие будут относиться к вам так, как вы их приучите - вот что поняла Гэйли. Сегодня, три года спустя, она очень редко ощущает неуважение или обиду. Особенно со стороны членов своей семьи.