Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15. 13 страница
в. Метод опорных слов
г. Заучивание
8. В каком случае наиболее эффективным методом запоминания будет метод опорных слов?
а. Вы хотите запомнить лица людей
б. Вы хотите запомнить имена людей
в. Вы хотите запомнить список из десяти предметов
г. Вы хотите запомнить список из пятидесяти предметов
9. Если вы хотите воспользоваться методом loci для запоминания списка, что вы сделаете в первую очередь?
а. Выучите стихотворение «Один — господин...»
б. Пройдете по дому и запомните несколько мест на своем пути
в. Разобьете список на две смысловые группы
г. Будете все время повторять список вслух
10. Допустим, вам надо запомнить пятьдесят слов. Слова какого типа запоминаются легче всего?
а. Слова на незнакомом иностранном языке
б. Слова, являющиеся частью бессмысленного текста
в. Слова, являющиеся частью бессмысленного текста, написанного на иностранном языке
г. Слова, являющиеся частью осмысленного текста
11. Женщина забыла, куда положила ключи. Последний раз она видела их в замке зажигания машины, когда ехала с работы домой. Какое из следующих предложений вы считаете самым полезным для того, чтобы найти ключи?
а. Воспользоваться методом loci
б. Воспользоваться методом опорных слов
в. Попробовать поискать ключи, воспользовавшись алфавитным методом
г. Снова пройти путь от машины до дома
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отвечая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы перейти к чтению следующих разделов этой главы.
ЗАБЫВАНИЕ
Забывание часто приводит к неловким ситуациям, неудобствам и неприятностям. Почему мы забываем что-либо? На этот вопрос есть несколько возможных ответов. Во-первых, мы могли вообще не знать о данном явлении или событии. Сведения о нем могли не поступить в нашу сенсорную память. Но такого рода проблемы обычно не называют забыванием, поскольку мы фактически не получили нужной информации. Во-вторых, могло случиться так, что, хотя мы и получили какие-то данные, мы не передали их в кратковременную и долговременную память. Как было видно из рис. 4.1, многие события и воспоминания являются преходящими и мимолетными и не сохраняются ни в кратковременной, ни в долговременной памяти. Но психологи больше всего занимаются третьей возможной причиной забывания: трудностями, возникающими при извлечении информации, которая уже хранится в долговременной памяти. Забывание можно объяснить многими причинами. Среди них основными являются вытеснение, подавление, амнезия, угасание за ненадобностью, искажение, интерференция и результат приема некоторых лекарственных препаратов.
Упражнение 4.4
Вы могли что-либо забыть по трем причинам: 1) ваши органы чувств не получили этой информации; 2) вы получили информацию и владели ею в течение доли секунды, но не сохранили ее в долговременной памяти; 3) вы сохранили информацию в долговременной памяти, но не можете извлечь ее оттуда. Определите причину забывания в каждом из следующих примеров и отметьте ее номером 1), 2) или 3).
а. Вчера вечером Гвидо выучил наизусть стихотворение, а теперь не может вспомнить его третью строчку. __________________________
б. Вчера вечером Глэдис смотрела новости, где передавали прогноз погоды, но она в это время мечтала о предстоящем летнем отпуске. Теперь она не может вспомнить, ожидается ли сегодня дождь. _________________
в. Мэйбл так обрадовалась, когда узнала, что выиграла в лотерею, что забыла о стоящем на плите кофе. В результате кофе пригорел. ___________
г. Билл явился на прием без галстука, поскольку забыл его надеть, и все над ним смеялись. Но ему никто не говорил, что вечер будет официальным.
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.
Вытеснение
Одной из возможных причин, объясняющих, почему люди иногда не могут извлечь из памяти необходимую информацию, является вытеснение. Вытеснение — это забывание, мотивированное неосознаваемыми причинами. Человеческое подсознание блокирует страшные или несущие в себе угрозу воспоминания. Извлечение из долговременной памяти воспоминаний о травмирующих событиях или вызывающих тревогу людях и ситуациях часто связано с болезненными переживаниями. Каждый человек в какой-либо форме вытесняет некоторые воспоминания. Если человеку трудно вспомнить неприятное происшествие, то это тоже один из видов вытеснения. По мнению Фрейда, вытеснение является способом защиты от тяжелых воспоминаний. Мысли, которые человеку трудно переносить, остаются глубоко в подсознании, и их можно обнаружить только с помощью гипноза или в сновидениях.
Дети, пострадавшие от сексуального насилия, часто боятся рассказать о случившемся. Воспоминания об этом бывают столь болезненными, что они вытесняются, но обычно вновь всплывают на поверхность уже во взрослом возрасте. Возвращение вытесненных воспоминаний может быть вызвано просмотром фильма об инцесте, повторными сексуальными посягательствами или встречей с насильником.
Несмотря на то что вытеснение бывает иногда причиной забывания, с его помощью можно объяснить далеко не все случаи забывания. Вытесняются только крайне неприятные эмоциональные переживания. Но люди часто забывают и приятные или нейтральные переживания. Кроме того, изучение вытеснения проводилось в основном путем наблюдения за пациентами больниц. Ощущается явная нехватка экспериментальных данных по этому вопросу.
Подавление
Есть ли у вас воспоминания, которые вам хотелось бы забыть? Возможно, вы когда-нибудь совершили неприличный или глупый поступок, воспоминания о котором вам хочется подавить. Подавление — это сознательные усилия, направленные на то, чтобы не думать о каком-либо событии. Подавление отличается от вытеснения тем, что вы вполне сознаете, что событие произошло.
Например, женщины, подвергшиеся насилию, отчаянно стараются избегать воспоминаний о нем. Многие из них даже не желают признавать себя жертвами и подавляют мысли об этом месяцами, а то и годами. К сожалению, подавление болезненных мыслей не избавляет человека от эмоциональных последствий, к которым относятся преувеличенные страхи, фобии и депрессия.
Амнезия
Амнезия — это расстройство, представляющее из себя самую крайнюю форму вытеснения. Тема амнезии широко используется в романах, фильмах и мыльных операх, поскольку производит весьма драматическое впечатление. Симптомы амнезии заключаются в потере личных воспоминаний. Жертвы амнезии забывают, кто они такие, откуда родом и почти всю остальную информацию о себе. Примечательно, что у них сохраняются прочие основные знания и умения. Они помнят, как складывать, вычитать, читать, писать, одеваться и готовить пищу.
Вытеснение: забывание, вызванное бессознательной блокировкой пугающих или угрожающих мыслей или событий.
Подавление: сознательный уход от неприятных мыслей и воспоминаний.
Существует несколько форм амнезии. Наиболее широко известна и популярна истерическая амнезия. Эта форма амнезии не вызвана никакими органическими или физиологическими причинами. Истерическая амнезия обычно возникает после травмирующего события и, как правило, носит временный характер.
Амнезия может быть вызвана физиологическими причинами. Среди них алкоголизм, наркомания, заболевания, травмы, недостаточное или неправильное питание и повреждения мозга. Амнезия, вызванная физиологическими причинами, может быть как временной, так и постоянной и называется органической амнезией.
Для третьего вида амнезии, глобальной деменциальной амнезии, характерны рассеянность и забывчивость в повседневной жизни. Такая форма амнезии часто встречается у очень старых, дряхлых больных, которые отлично помнят свое прошлое, но с трудом ориентируются в настоящем. Чаще всего такая форма амнезии бывает постоянной.
Амнезию, как и вытеснение, нельзя считать основной причиной забывания. Она встречается далеко не так часто, как показывают в средствах массовой информации, и с ней связан лишь небольшой процент всех случаев забывания.
Истерическая амнезия: амнезия, не имеющая органических или физиологических причин; обычно возникает после физической или психической травмы и носит временный характер.
Органическая амнезия: амнезия, обусловленная физиологическими причинами.
Глобальная деменциальная амнезия: форма амнезии, при которой человек рассеян и забывает события самого недавнего прошлого.
Упражнение 4.5
Студент Принстонского университета рассказывал, как однажды, прогуливаясь по университетскому городку, встретил Альберта Эйнштейна. Несколько минут они стояли и разговаривали, а потом студент пригласил Эйнштейна вместе пообедать. Альберт Эйнштейн спросил, в каком направлении он шел, когда встретился со студентом. После того как студент показал ему направление, Эйнштейн заявил, что уже ел, и вежливо поблагодарил за приглашение.
а. Какая форма амнезии была у Эйнштейна?.
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.
Угасание и искажение
Имеются данные, свидетельствующие о том, что невостребованные воспоминания со временем угасают. Возможно, именно этим и объясняется забывание информации, хранящейся в кратковременной памяти. Тем не менее угасание не является основной причиной забывания сведений, находящихся на долговременном хранении. Как ни странно, люди часто забывают очень важную информацию и помнят совершенно бесполезные вещи.
Однако некоторые эксперименты (Loftus, 1975. Loftus and others, 1978) показывают, что воспоминания со временем могут подвергаться искажениям. Новые поступающие в память сведения изменяются в соответствии с уже имеющейся информацией. По мере поступления нового материала с ним смешивается старая информация. Испытуемым показывали слайды и фильмы о несчастных случаях, когда машины сбивали пешеходов или сталкивались друг с другом. На одном из слайдов была видна проезжавшая мимо места происшествия зеленая машина. Экспериментатор спрашивал испытуемых, был ли у проезжавшей синей машины на крыше багажник для лыж. Когда после этого испытуемым задавали вопрос, какого цвета была проезжавшая машина, большинство из них вспоминали, что она была синяя, а не зеленая. При беседе с испытуемыми из контрольной группы синий цвет не упоминался. Когда их спрашивали о цвете проезжавшей машины, они вспоминали, что она была зеленая.
В другой ситуации испытуемых просили оценить скорость машины, которая «врезалась» в другую машину. Эти испытуемые сильно преувеличивали скорость машины. Испытуемые из контрольной группы, которых спрашивали о скорости машины, «столкнувшейся» с другой машиной, оценивали скорость довольно точно.
Упражнение 4.6
Попытайтесь на основе того, что вы узнали об искажении воспоминаний, объяснить смысл выражения «Не полагайтесь на показания свидетелей!»
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.
Интерференция
Чаще всего забывание объясняется интерференцией. Интерференция — это особого рода искажение информации. Человек забывает потому, что новая информация смешивается с уже имеющимися воспоминаниями. Согласно теории, объясняющей забывание за счет интерференции, запоминанию мешают факторы двух типов: проактивная интерференция и ретроактивная интерференция.
Проактивная интерференция. Прилагательное «проактивная» означает «действующая по направлению вперед». Проактивная интерференция происходит, когда воспроизведение новых данных, недавно поступивших в память, блокируется старыми воспоминаниями. Если вам никак не запомнить, как по-французски будет «до свидания», потому что в памяти засела выученная раньше немецкая фраза, то вам мешает именно проактивная интерференция: вы не можете запомнить «au revoir» из-за того, что уже помните «auf wiedersehn». Или, предположим, ваша новая преподавательница по психологии, профессор Кассель, очень напоминает вам вашу старую подругу Флору Белл. Тогда вам, возможно, будет трудно запомнить настоящую фамилию профессора и будет все время хотеться назвать ее Флорой Белл. Таким образом, при проактивной интерференции старые знания мешают запоминанию новых.
Проактивная интерфе-ренция: забывание новой информации из-за того, что она перепутывается с ранее полученным материалом.
Рис. 4.3. Проактивная и ретроактивная интерференция
Ретроактивная интерференция. Прилагательное «ретроактивная» означает «действующая по направлению назад». Ретроактивная интерференция происходит в тех случаях, когда новые знания блокируют воспроизведение старых воспоминаний. Если, выучив наконец французское выражение «au revoir», вы не сможете вспомнить немецкое «auf wiedersehn», то вам мешает ретроактивная интерференция. Появление новых знаний приводит к ухудшению вашей способности воспроизводить старые. Если, встретив свою старую подругу Флору Белл, вы с трудом вспомните ее имя и будете все время пытаться называть ее «профессор», то это результат вмешательства ретроактивной интерференции. Забывание за счет проактивной и ретроактивной интерференции иллюстрирует рис. 4.3.
Ретроактивная интерференция: забывание, вызванное смешиванием старой информации со вновь полученным материалом.
Упражнение 4.7
Укажите, какие из следующих ситуаций являются примерами проактивной, а какие — ретроактивной интерференции.
а. Вам трудно читать книги XVIII века, поскольку вы никак не можете запомнить, что представляют собой все эти вершки, аршины, сажени и версты.
б. Вам трудно научиться плавать брассом, поскольку вы уже умеете плавать кролем и все время возвращаетесь к старым движениям ногами, вместо того чтобы толкаться «ножницами». _________________________
в. Прочитав книгу «Унесенные ветром», вы пошли на фильм с тем же названием. Теперь вам трудно вспомнить, что было в книге, потому что вы все время думаете о фильме. ________________________________
г. Вы учились вождению на машине с ручным переключением скоростей. Последние пять лет вы водите автомобиль с автоматической коробкой передач. Когда вас попросили сесть за руль машины с ручной передачей, вы все время ловите себя на том, что забываете пользоваться сцеплением и управляете машиной так, как будто у нее автоматическая коробка передач.______
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. «
Роль последовательности в запоминании
Знаете ли вы песню «В лесу родилась елочка»? Наверняка вы сможете вспомнить несколько первых строчек. Но если вас попросят спеть дальше, могут возникнуть затруднения. Однако заключительную строчку — «И много-много радости ребятам принесла» — вы, скорее всего, тоже вспомните. Точно так же маленькие дети обычно без всяких затруднений поют первую строчку песенки про алфавит «А, В, С, D» и радостно завершают пение звонким «X, Y, Z». Средние же строчки песенки они часто путают.
Психологи считают, что первая часть материала запоминается легче из-за эффекта первичности. Когда вы только начинаете что-либо учить, вам не мешает никакая проактивная интерференция. Первые несколько тактов услышанной мелодии, картинка на обложке журнала, первое свидание — такие вещи запоминает большинство людей. Последнюю часть выученного материала вспомнить тоже проще. Знания еще свежи в вашей памяти и не искажены ретроактивной интерференцией. Это называется эффектом свежести.*
* Эти эффекты называют также «эффектами края». (Прим. науч. ред.)
Эффект первичности: более легкое запоминание того материала, с которого начинается изучение.
Эффект свежести: более легкое запоминание заключительной части изучаемого материала.
Вспомните последнюю из вечеринок, которые вы посетили. Если вы запомнили только тех людей, с которыми познакомились, как только вошли, и тех, с которыми разговаривали перед самым уходом, то это произошло именно из-за эффектов первичности и свежести. Многие студенты находят, что им несложно запомнить первую часть заданного материала. Конец главы вспомнить тоже легко. Труднее всего дается запоминание середины, поскольку здесь нет ни эффекта первичности, ни эффекта свежести. Кроме того, на запоминание средней части материала воздействуют одновременно как проактивная, так и ретроактивная интерференция. Поэтому на ее изучение студенты обычно отводят больше времени.
Упражнение 4.8
Предположим, вас попросили выступить с приветственной речью на собрании группы местных активистов. Друзья пришли к вам на помощь и написали для вас прекрасную речь на пяти страницах. Теперь вам надо запомнить ее, чтобы во время выступления слушателям казалось, что речь — ваша собственная. На основе ваших знаний об интерференции и последовательности в запоминании предложите стратегию для запоминания речи. При составлении стратегии особо учтите, какие части запоминаются легко, а какие — с трудом.
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.
Лекарственные средства
Недавние исследования показали, что некоторые лекарства при правильной дозировке улучшают память. Maкго (McGaugh, 1983) сообщает, что память улучшается при приеме гормонов эпинефрина и норэпинефрина. Существуют также данные (McGaugh, 1970), свидетельствующие о том, что некоторые широко распространенные вещества, такие как никотин и кофеин, ускоряют размещение информации в долговременной памяти. Однако при отсутствии тщательного контроля за дозировкой даже эти обычные вещества могут вызвать разрушение памяти и отравление.
От большинства лекарств, как правило, память ухудшается. Сильное отрицательное влияние на память оказывают, например, транквилизаторы. Недавние исследования показали, что транквилизатор диазепам фактически блокирует работу памяти в течение шести часов после приема.
Согласно результатам многих исследований (Birnbaum and others, 1978. Dar-ley and others, 1973). Miller and others, 1978. Nahas, 1979. Peterson, 1984. Relman, 1982. Wetzel and others, 1982) можно сделать вывод о том, что как марихуана, так и алкоголь вредно влияют на память. Сильнее всего при этом страдает механизм передачи информации из кратковременной в долговременную память. После нескольких порций спиртного или курения марихуаны люди обычно могут поддерживать разговор, а также вспоминать и воспроизводить информацию, касающуюся прошлого. Они также могут на несколько секунд запоминать новые сведения. Однако при формировании прочных воспоминаний обычно возникают проблемы. Наутро после вечера, проведенного «под кайфом», многие не могут вспомнить даже собственного поведения.
После приема спиртного или курения марихуаны запоминание новой информации протекает труднее, чем извлечение старой. Эксперименты показывают, что непьющие испытуемые могут воспроизводить информацию из прошлого как в трезвом, так и в нетрезвом виде. Но если испытуемый был нетрезв при получении информации, то в трезвом состоянии он мало что сможет вспомнить (Parker, Birnbaum & Noble, 1976)). В нетрезвом состоянии воспроизведение улучшается. Такую ситуацию иногда называют «зависимость от состояния». Самое хорошее воспроизведение имеет место тогда, когда человек находится в том же состоянии, что и при запоминании информации. Студент, который во время подготовки к экзамену любит выпить пару бутылок пива, возможно, сдаст его лучше, если во время экзамена тоже будет потягивать пиво. Но имейте в виду, что память лучше всего работает тогда, когда вы вообще не пьете и не курите марихуану. Примерно у 10 % людей, обращающихся за помощью по проблемам, связанным с алкоголем, обнаружены серьезные поражения мозга и ослабление памяти (NIAAA, 1982).
Контрольные вопросы
Пользуясь следующими вопросами, проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал данного раздела главы. Найдите и отметьте единственный правильный ответ на каждый вопрос.
12. Какую из перечисленных причин забывания психологи рассматривают наиболее пристально?
а. Трудности с восприятием информации
б. Трудности с обработкой материала в кратковременной памяти
в. Трудности с извлечением материала из долговременной памяти
г. Трудности с извлечением материала из кратковременной памяти
13. Что такое вытеснение?
а. Бессознательная блокировка болезненных воспоминаний
б. Сознательное извлечение из памяти приятных воспоминаний
в. Метод припоминания снов под гипнозом
г. Клинический метод наблюдения за пациентами, страдающими амнезией
14. Как сопоставить вытеснение и подавление?
а. И то и другое происходит бессознательно.
б. И то и другое происходит сознательно.
в. Подавление происходит сознательно, а вытеснение — бессознательно.
г. Вытеснение происходит сознательно, а подавление — бессознательно.
15. В каком случае вероятнее всего возникновение истерической амнезии?
а. После травмы мозга
б. После чрезмерного употребления алкоголя
в. После травмирующих переживаний
г. В старческом возрасте
16. Какой из следующих причин чаще всего объясняется забывание?
а. Вытеснение
б. Амнезия
в. Угасание
г. Интерференция
17. Студентка закончила чтение заданного материала по социологии и взяла учебник по психологии. Ей трудно читать книгу по психологии, так как она продолжает думать о социологии. Что ей мешает?
а. Проактивная интерференция
б. Ретроактивная интерференция
в. Эффект первичности
г. Эффект свежести
18. Танцор-чечеточник говорит, что легко запоминает первые несколько па любого танца, но затем начинает сбиваться. Почему у него не возникает затруднений при разучивании начала нового танца?
а. Действует эффект свежести
б. Действует эффект первичности
в. Менее сильно влияние вытеснения
г. Имеет место зависимость от состояния
19. Шелли приняла таблетку валиума, чтобы меньше волноваться во время экзамена по истории. Что с ней, скорее всего, произойдет?
а. Она не будет волноваться и вспомнит весь выученный перед экзаменом материал.
б. Она не будет волноваться, но память у нее совершенно не будет работать.
в. Она будет волноваться, но память будет работать прекрасно.
г. Она будет волноваться, и ей захочется выпить.
20. После несколько порций мартини Уолли познакомился с симпатичной девушкой по имени Элени. На другой день он не мог вспомнить ни ее имени, ни адреса. В каком из перечисленных ниже случаев у Уолли больше всего шансов вспомнить имя и адрес девушки?
а. Выспавшись
б. Выпив несколько порций мартини
в. Выпив несколько чашек кофе
г. Покурив марихуаны
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отвечая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы перейти к чтению заключительного раздела этой главы.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Вполне вероятно, что у вас возник вопрос: как использовать то, что вы узнали о запоминании и забывании, чтобы лучше учиться? Универсальных методов, которые годились бы для всех, не существует. Разным людям помогают различные системы учебных занятии. Тем не менее существует несколько общих соображений, которые, как считают психологи, полезны для большинства людей. Для совершенствования умения сосредоточиваться, для более лучшего распределения учебного времени и повышения эффективности подготовки к контрольным и экзаменам было разработано несколько методов.
Составление учебного графика
Одно из важнейших умений, которому можно научиться в колледже, — это умение планировать свое время, необходимое для успешной учебы. Лучшими студентами совершенно не обязательно становятся самые умные. Очень часто это те, кто научились организовывать свое время и подчиняться самодисциплине. Большинство из нас испытывали стресс, который возникает, когда дел много, а времени мало. По правде говоря, на все дела времени не хватает почти никогда. Но если вы сумеете выделить приоритеты и тщательно спланировать свое время, то стресс будет не столь сильным и ваши оценки, вероятно, станут выше.
Согласно одной из систем организации времени, необходимо вести планирование на трех уровнях (Quinn and Daughtre, 1988). Во-первых, намечаются долгосрочные планы на всю четверть. Во-вторых разрабатываются краткосрочные планы на неделю. И наконец, составляются ближайшие планы — списки дел на каждый день.
Долгосрочные планы. Купите или сделайте сами календарь-ежедневник, где на каждый день отводится много места для записей. Вы будете пользоваться этим календарем весь семестр. Сначала отметьте каникулы и праздники, чтобы выделить промежутки свободного времени. Затем заполните дни, когда вы работаете и выполняете семейные и другие обязанности. Как только преподаватели сообщат вам учебные планы по своим предметам, отметьте даты контрольных работ, сроки сдачи курсовых проектов или докладов и даты экзаменов за семестр. Потом добавьте основные общественные события — концерты, танцы и спортивные соревнования.
После этого внесите в план сроки, которые вы устанавливаете для себя сами. Не забывайте о том, как важно разбить большие задания на части. Устанавливая для себя сроки, оставляйте себе немного времени до официального последнего срока. Это поможет вам избежать стресса, вызванного нехваткой времени. Придумайте какой-нибудь способ, чтобы отличать официальные сроки от тех, что вы установили сами: например, пишите чернилами разного цвета или отмечайте официальные сроки печатными буквами, а собственные — письменными.
Составив для себя график, вы сможете избежать откладывания дел со дня на день. Если курсовую работу надо сдать через десять недель, то можно разделить ее на недельные задания. Вы можете потратить первую неделю на изучение возможных вариантов тем. На следующей неделе можно выбрать тему. Затем отведите две недели на чтение литературы и сбор материала по теме. На пятой неделе вы можете составить план вашей работы. Тогда у вас останутся четыре недели на то, чтобы ее написать, и неделя на исправления и редактирование. Окончательный план на семестр дает ясную картину предстоящей вам деятельности. Повесьте его на видном месте, например над рабочим столом или на дверце шкафа.
Краткосрочные планы. Когда план на семестр готов, вам легко будет спланировать каждую неделю. Многие считают, что лучше всего разрабатывать план на неделю в воскресенье. Опять лучше сначала внести в план обязательные дела: часы работы и учебы и время, необходимое на дорогу. При этом желательно придерживаться того же способа выделения установленных сроков, которым вы пользовались при составлении долгосрочного плана.
Начиная планировать часы для самостоятельных занятий, учитывайте, в какое время дня у вас самая высокая работоспособность. Многие люди замечают, что работают с наибольшей эффективностью в определенное время суток. Для одних это утро, а для других дневные или вечерние часы. Некоторые одинаково работоспособны в течение всего дня. Полезно заниматься всегда в самое лучшее для себя время.
При планировании учебного графика следует помнить несколько важных общих принципов. Чтобы избежать интерференции, заниматься лучше непосредственно перед уроками в классе или сразу же после них. В большинстве случаев занятия, распределенные по времени, более эффективны, чем сплошные. Это означает, что лучше заниматься по полчаса ежедневно в течение десяти дней, чем просидеть над книгами пять часов подряд. Это замечание особенно актуально, если изучаемый предмет кажется вам неинтересным и скучным. Если изучаемый материал вас интересует и увлекает, то его дробление не так важно.
Сначала отведите время для самых трудных для вас предметов. Обязательно включите в план какие-нибудь развлечения и оставьте для себя свободное время.
Ближайшие планы. Если вечером вы не сильно утомлены, то можно посвятить десять-пятнадцать минут составлению плана на завтра, в противном случае отложите планирование на утро. Составьте для себя список задач на день или просто памятку с перечислением необходимых дел. Вы можете снова отделить обязательные дела от необязательных (но желательных), пользуясь чернилами разного цвета или печатными или письменными буквами.
Упражнение 4.9
Миссис Л. — работающая мать семейства, которая, кроме того, посещает курсы по двум предметам в муниципальном колледже. В последнее время она испытывает стресс, поскольку в ближайшие три дня ей необходимо сдать две курсовые работы и два экзамена за семестр. Хотя сейчас уже поздно исправлять допущенные ошибки, опишите три типа планов, которые могли бы помочь миссис Л. эффективнее использовать оставшееся у нее время.
а. _________________________________________
б. _________________________________________
в. ___________________________________________
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.
Концентрация внимания
Если вы похожи на большинство студентов, то у вас бывают дни, когда вы, уставившись в книгу, скользите взглядом по строчкам и переворачиваете страницы, так ничего и не прочитав. Все это время вы мечтаете о чем-нибудь другом. Чаще всего это происходит при изучении предмета, который вас не интересует. Вас так и тянет отвлечься, посмотреть в окно или прислушаться к посторонним звукам. Как можно избежать такого рода «занятий»? В большинстве методов, направленных на повышение сосредоточения, делается попытка свести к минимуму отвлекающие факторы и поддерживать постоянный интерес к изучаемому материалу.