Неважно, какая карта лежит сверху. Важно, сколько тузов у вас в колоде.
Жизнь символа
Как только символ укоренился в подсознании, он начинает жить своей жизнью. Яркие грани становятся еще ярче, тусклые стираются окончательно. Вы легко можете представить себе цветок розы и его аромат. А вот как выглядят листья, стебель, плоды, а тем более корни этого кустарника, вы вряд ли вспомните. Хотя с ближайшим родственником розы — шиповником — все наоборот. Вкус и вид плодов мы помним, а вид и запах цветков — нет.
Именно поэтому птиц на гербах по правилам геральдики положено изображать без ног. Почему? Представьте: едет рыцарь на боевом коне, весь в железе с головы до ног. И конь весь в железе от ушей до хвоста. А на груди у рыцаря орел на тонких лапках. Такой символ скорее вызовет жалость, а не страх.
Символ не только вызывает нужное состояние, но может и изменять его в нужном направлении. Можно сказать, что белка на дереве — это символ живой природы. Одни чувства. А можно сказать, что это — символ Родины. Другие чувства.
Как только белка переселится на герб, она начнет выполнять другие обязанности, олицетворяя не конкретное утро, а некоторый образ жизни, мыслей и даже жизненное предназначение. Вот как высоко забралась наша белка!
Значки, гербы, логотипы — это все инструменты, позволяющие вызывать те или иные чувства. Их сила в том, что они влияют прямо на подсознание, минуя рассудок.
Символы живут очень долго, часто переживая своих владельцев, а иногда и целые империи.
Двуглавый орел появился еще в древнем государстве Шумер. Потом он стал символом Священной Римской империи. Когда Римская империя развалилась, орел перелетел в Византийскую империю. А когда и она рухнула, полетел на Русь и стал символом Российской империи. В 1917 году его согнали с насиженного места. Он полетал, полетал, а теперь вернулся и опять сидит.
Срабатывание символа
Зная, что символы запускают автоматическое поведение, можно легко понять самые разные людские проблемы.
Откуда у людей избыточный вес? В эксперименте Низбета испытуемым предлагалось поесть. Они заходили в комнату, где стояли стол и холодильник.
В первом варианте опыта на столе лежал один бутерброд. Испытуемым говорили, что они могут взять из холодильника столько еды, сколько нужно. Вторую группу на столе ждали три бутерброда. Условие было то же: хочешь еще — возьми в холодильнике.
Эксперимент показал любопытное различие в поведении людей с разной массой тела. Люди с нормальнымвесом в обеих группах либо оставляли бутерброды несъеденными, либо брали еще из холодильника.
А вот слишком полные люди вели себя на первый взгляд странно: они съедали все,что лежало на столе, но никогда не брали из холодильника еще.
Почему? Потому что при виде еды у них автоматическизапускается чувство голода. И они съедают все, что видят. За дверцей холодильника еду не видно, и автоматическая реакция «увидел — съел» не запускается.
У тучных людей Громозека постоянно высматривает и вынюхивает вокруг что-нибудь съедобное. А найдя, тут же командует: «Сожри!» И человек не может сопротивляться, это бесполезно. Процесс пожирания неотвратим, каклавина.
Вид еды становится кнопкой,которая меняет поведение человека. Показал ему жирное шоколадное пирожное — и делай с ним что хочешь.
Срабатывание кнопки порождает в человеке неосознаваемое намерение что-либо сделать, и он тут же начинает его реализовывать. Ведь поведение полностью определяется подсознанием. Пока кнопка срабатывает автоматически, человека нельзя считать рационально мыслящим существом. Что толку, если он все понимает, но поделать ничего не может?
Кстати, подсознательным механизмом объясняется и тот известный факт, что любаядиета приводит к кратковременному уменьшению веса. Этот факт трудно объяснить рациональными причинами, ведь среди сотен разнообразных диет львиную долю составляют бессмысленные с точки зрения физиологии советы. Но они работают!
Ларчик открывается просто. В то время когда человек осваивает новую диету, он сознательно контролирует процесс приема пищи. Поэтому он и ест столько, сколько нужно. А как только диета стала привычной, то он опять начинает слушаться подсознания, которое радостно кричит: «Вот оно, вкусное! Ешь давай!» И человек опять начинает расти вширь, как на дрожжах.
Калейдоскоп настроений
Зайдите на кухню. Посмотрите, что варится на плите, откройте холодильник, ощутите запахи, попробуйте на вкус. Как вы себя чувствуете?
Это зависит от того, насколько вы голодны. Если только что поели, то все это не произведет никакого впечатления. А вот если не ели пару дней… Тогда произойдет совсем другое. Вам понравится не только вкус и запах пищи. Сама обстановка кухни, вид ножей, вилок, тарелок будет вам приятен, будет доставлять наслаждение. Ведь все это связано с едой.
А теперь загляните на кухню шикарного ресторана. Здесь обилие поваров в белых колпаках и официантов с бабочками, блеск посуды и разнообразие продуктов произведет на вас совсем другое впечатление. Вам захочется чего-то изысканного, необычного, экзотического.
Предметы на кухне или в ресторане имеют не только практическое значение. Они служат символами, создающими соответствующий настрой. Каждое помещение создает свое настроение.
Энергичная атмосфера тренажерного зала — гантели, снаряды, стук железа, бодрая музыка —вызывает физический подъем. Хочется рвануть к ближайшему тренажеру и бодро взметнуть вверх стопку металлических болванок.
Полумрак библиотеки, мягкий свет настольных ламп, тишина, шорох перелистываемых страниц вызывают желание углубиться в толстенный фолиант и узнать какую-нибудь тайну Вселенной.
Настроение формируется внешними символами. Хотите научиться управлять настроением — научитесь понимать значение символов вокруг себя.