Корпоративная ответственность
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО КУРСУ
ЭТИКА БИЗНЕСА
Для студентов направления подготовки: 43.03.02 Туризм
Утверждено
На заседании кафедры
Философии
Протокол № от
Ялта - 2016
Планы семинарских занятий по курсу «Этика бизнеса»: предназначены для студентов дневной формы обучения направления подготовки 43.03.02 Туризм.
Ялта: КФУ, 2016. - 15 с.
Составитель:
кандидат философских наук, доцент Шевченко О.К.
Планы семинарских занятий по курсу «Этика бизнеса» утверждены на заседании кафедры Философии и социальных наук
Протокол № от
Заведующий кафедрой _____________Т.П. Разбеглова
Утверждено ученым советом института филологии, истории и искусств
Протокол № от
Ó Шевченко О.К. 2016 г.
Общие замечания по технике подготовки к семинарским занятиям.
Наряду с общими требованиями при изучении курса «Этика бизнеса» имеются некоторые особенности. В рамках учебного процесса студент должен продемонстрировать теоретическую подготовку и готовность ее осуществления на практике. Освоив курс «Этика бизнеса», студент обязан овладеть предметом философии, знать условия востребованности философского знания, его возможности и целесообразность, а так же место и роль философии в жизни общества и отдельно взятого человека.
Наряду с лекциями, семинары являются той активной формой работы, когда информация, полученная на лекциях, а также в пределах самостоятельной работы с рекомендованной литературой, превращается в собственное знание. Это знание трудно переоценить, и более того иначе как в рамках кропотливой семинарской работы его просто не откуда получить.
Неотъемлемой частью семинара является его подготовка, которая предполагает планомерность и системность, а также неформальное отношение к заданиям.
1. Планомерность позволяет оптимально распределить время между учебными дисциплинами;
2. системность обеспечивает постоянное приращение знания;
3. неформальность исключает возможность превращения учебы в псевдоработу и самообман.
Как показывает практика, к семинару по «Этике бизнеса» надо начинать подготовку после лекции, пока свежи в памяти лекционный материал, реплики, замечания, вопросы и ответы преподавателя, его рекомендации. Полученная на лекции информация позволяет искать и читать литературу по заявленной проблеме осознанно, с пониманием «что есть что».
Подготовка к семинару предполагает изучение рекомендованной литературы и конспектирование; обоснование значимости рассматриваемой проблемы; анализ литературы по рассматриваемому вопросу; осмысление собственной задачи и составление плана ее решения; формулировки тезисов своего сообщения и выдвижение своей версии обоснования и доказательства решения заявленной проблемы. Подготовку желательно завершить за 1-2 дня до семинара, чтобы осталось время еще раз посмотреть «отлежавшийся» материал подготовленного сообщения с целью его редактирования, следуя правилу: «ничего не потерять нужного и ничего не оставить лишнего».
В ходе подготовки к семинарам осваивается язык этики бизнеса, формируется этическая культура, складывается особая методологическая культура рассмотрения и решения проблемных ситуаций, формируется способность не только смотреть, но и видеть проблемную ситуацию и пути ее решения.
Дисциплина ориентирует на необходимость:
1. осмыслить заявленную проблему (рассматриваемый вопрос);
2. подвергнуть сомнению имеющиеся варианты ее решения;
3. связать проблему с наработанной теорией и практикой;
4. уяснить ее социокультурную и личностную обусловленность;
5. выработать свою точку зрения. Она может и не совпадать с позицией преподавателя, с мнением других участников семинара. Поэтому свою позицию нужно обстоятельно аргументировать.
Изучая материал по заявленной проблеме, студент может столкнуться с разными версиями ее решения. Знакомство с разными подходами требует принять один из них, выстроив свою точку зрения, логичную, непротиворечивую и аргументированную.
Подготовка к семинару предполагает рассмотрение всех заявленных вопросов, что не исключает, а даже предполагает особое внимание к вопросу, который вызвал любопытство, а после и интерес. Этот вопрос и станет предметом подготовки оригинального сообщения. Ему уделяется особое внимание, что находит свое выражение в поиске дополнительной литературы, её анализу, выработке своего мнения и построения своей позиции, которая может быть выражена в форме сообщения или доклада на конференции, найти свое отражение в форме тезисов или статьи.
Работа на семинаре: методика и методология.
Работа на семинаре это тяжкий и трудный вид труда. Он связан преимущественно с устной речью. Перед семинаром желательно подготовить удобный конспект, чтобы его оперативно использовать на семинаре.
Работать надо активно, включаться в дискуссии давать ответы и ставить вопросы. Любая работа, даже с места на семнарском занятии приветствуется и оценивается. Ошибиться или дать неверный ответ – не страшно. Ведущий семинара поправит, выявит причину ошибки и вновь предложит ответить с учетом новой информации.
Как особый, исключительный способ работы на семинаре выступает сообщение (защита ИТЗ). Это особый жанр научного творчества. Оно имеет свою структуру:
1. обоснование значимости заявленного вопроса;
2. изложение существующих версий его рассмотрения;
3. изложение своей позиции с аргументированным обоснованием;
4. заключение и выводы.
Сообщение на семинаре должно быть ориентировано на 5-10 минут. Затем следуют вопросы участников семинара, ответы докладчика и общие выводы руководителя семинара.
Обсуждение проблем на семинаре является не только дополнением лекции, но и подготовкой к экзамену. Экзамен требует демонстрации того, что студент не только обладает информацией, но и владеет ею, Она стала его достоянием, его знанием.
Семинар 1.
Природа и сущность этики бизнеса
Цель: формирование у студента представления о свойствах учебной дисциплины: «Этика бизнеса».
Ключевые термины: этика, нравственность,мораль, бизнес, прибыль.
ПЛАН
1. .Цель и задачи этики бизнеса.
2. "HOMO ECONOMICUS" и его параметры.
3. Формы соотношения бизнеса и морали, бизнеса и нравственности.
Литература
1. Бизнес-энциклопедия [Электронный ресурс]/ Р.С. Голов [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2012.— 776 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/4557.
2. Кузеванова А.Л. Взаимодействие бизнеса и культуры. История и современность [Электронный ресурс]: монография/ Кузеванова А.Л.— Электрон. текстовые данные.— Волгоград: ПринТерра, Волгоградский институт бизнеса, 2008.— 144 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19175.
3. Кузеванова А.Л. Культура бизнеса [Электронный ресурс]/ Кузеванова А.Л.— Электрон. текстовые данные.— Волгоград: ПринТерра, Волгоградский институт бизнеса, 2008.— 144 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19181
Семинар 2.
Этика бизнеса от Античнгости до наших дней
Цель: развитие знаний студентов в области становления и трансформации теорий этики бизнеса.
Ключевые термины: история этики, история бизнеса.
ПЛАН
1. Зарождение этики бизнеса в Антирчности и Средневековье.
2. Концепции этики бизнеса в эпоху Вощрождения и Нового времени.
3. Ключевые идеи этики бизнеса в 19 — начале 20 вв.
4. Этика бизнеса в веке 20.
5. Перспективы трансформации этики бизнеса в 21 веке.
Литература
1. Заславская М.Д. История экономики [Электронный ресурс]: учебное пособие для бакалавров/ Заславская М.Д.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 294 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24789.
2. Любецкий В.В. История экономики и экономических учений (в таблицах и схемах) [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Любецкий В.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 97 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26249.
3. Толмачева Р.П. Словарь по экономической истории [Электронный ресурс]: термины, понятия, имена, хронология/ Толмачева Р.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2010.— 184 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14093.
4. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Тимошина Т.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: Юстицинформ, 2012.— 504 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13416.
5. Якунин В.И. Цивилизационно-ценностные основания экономических решений [Электронный ресурс]: монография/ Якунин В.И., Багдасарян В.Э., Сулакшин С.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Научный эксперт, 2008.— 160 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/5745.
Семинар 3.
Корпоративная ответственность.
Цель: приобретение студентом опыта практического умения анализа главных проблем макроетики глобального экономического середовища в условиях знаниевого и инофрмацийного общества. Особое внимание уделяется цепочке: ответственность-права-руководство.
Ключевые термины: корпорация, рынок, социальная ответственность, совесть и коропоративна мораль, руководство и этика.
ПЛАН
1. Эволюция концепции социальной ответственности бизнеса
2. Дискуссиы в социальной ответственности.
3. Главные подходы:
Рыночный подход
·Подход с позиции государственного регулирования
·Подход с позиции корпоративной совести
·Подход с позиции "заинтересованных лиц"
Темы рефератов
1. Рынок в измерении морали.
2. Корпорация как носитель етикы бизнесс.
3. Социальная ответственность и прибыль.
Литература
1. Кузеванова А.Л. Взаимодействие бизнеса и культуры. История и современность [Электронный ресурс]: монография/ Кузеванова А.Л.— Электрон. текстовые данные.— Волгоград: ПринТерра, Волгоградский институт бизнеса, 2008.— 144 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19175.
2. Кузеванова А.Л. Культура бизнеса [Электронный ресурс]/ Кузеванова А.Л.— Электрон. текстовые данные.— Волгоград: ПринТерра, Волгоградский институт бизнеса, 2008.— 144 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19181
3. Социальная ответственность менеджмента [Электронный ресурс]: учебник/ В.Я. Горфинкель [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.— 287 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16439
4. Бизнес-энциклопедия [Электронный ресурс]/ Р.С. Голов [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2012.— 776 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/4557.
Семинар 4.