Ненавистная музыкальная школа

ВИТАЛИЙ СОЛОМИН. ВКУС К ЖИЗНИ

Заканчивается Год Российского кино...

Виталий Соломин (12.12.1941- 27.05. 2002) - народный артист РСФСР, лауреат премии Москвы, член Союза театральных деятелей и Союза кинематографистов России.

Фильмография актера насчитывает несколько десятков картин, принесших Виталию Мефодьевичу огромную популярность и любовь миллионов зрителей. В 1977 году за роль в спектакле «Любовь Яровая» Виталий Соломин был удостоен Золотой медали имени А.Д. Попова. В 1999 году был награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени. Удостоился приза «ТЭФИ» за лучшую мужскую роль в фильме «Пан или пропал».

Виталий Соломин про­жил яркую жизнь, сы­грал десятки незабывае­мых ролей. Но наибольшую популярность актер получил как исполнитель роли доктора Ватсона в советском телесериале о Шерлоке Холмсе. Эта роль стала его звездной карточкой. Среди многочисленных пар Холмсов и Ватсонов, которых в истории набралось несколько десятков, сами англичане признают только своих собственных и... русских: ливановский Холмс и соломинский Ватсон стали лучшими в мировом кино.
И по сей день Виталий Соломин и Василий Ливановявляются наиболее известными исполнителями этого детективного тандема.

Соломин и в жизни большую часть времени был таким же сдержанным, как доктор Ватсон. Но иногда наружу прорывалась гусарская часть его души, и тогда он закатывал грандиозные банкеты для друзей, заваливал жену цветами и устраивал феерические розыгрыши. Последний, смертельный удар он тоже встре­тил как настоящий актер - на сцене. Еще до начала спектакля почувство­вал: сил почему-то совсем нет, голова кружится. Пер­вый акт доиграл до конца, а потом потерял сознание. Со сцены артиста унесли на руках...

Известно, что популярные люди очень не любят, когда кто-то вмешивается в их личную жизнь. Однако хотят они этого или нет, такое вторжение - естественный элемент их звездной жизни. Это своего рода расплата за популярность. Даже во времена СССР, когда такого явления, как светская жизнь, официально не существовало, публику все равно больше всего интересовала не творческая сторона жизни известного человека, а личная: кто из звезд на ком женат, сколько детей имеет и какую зарплату получает.

В советские времена средства массовой информации эти подробности никогда не афишировали, и это побуждало людей довольствоваться самыми невероятными слухами и сплетнями. Сегодня с этим стало проще: пресса мало пишет о творчестве, зато светскую жизнь звезд освещает со всеми подробностями. Как ни странно, но даже избыток информации не решил проблему окончательно: по поводу личной жизни многих российских звезд продолжают ходить самые невероятные слухи.

Мне не хочется уподобляться желтой прессе и вторгаться в личную жизнь Виталия Соломина. Но в преддверии 75-летия со дня рождения любимого артиста, теплого, умного и интеллигентного человека, хочется чуть ближе познакомить читателей с теми фактами, о которых советский и российский актёр театра и кино сам не успел рассказать при жизни.

Итак.

Ненавистная музыкальная школа

Актерская судьба нашла Виталия сама: ему даже не пришлось ехать из дале­кой Читы в Москву, чтобы поступить в театральный ВУЗ. В 1959 году, когда он за­кончил школу, Щепкинское училище набирало курс в его родном городе. За не­сколько лет до этого стар­ший брат Юрий поступил в то же училище, а после окончания стал работать в Малом театре. Виталий тоже подумывал об актер­ской профессии, но если бы не выпавший шанс, он, возможно, выбрал бы дру­гой путь.

Родители видели Вита­лия пианистом и отдали в музыкальную школу, где он пять лет играл гаммы и разучивал пьесы. Мальчик с первого дня всей душой возненавидел фортепи­ано и мечтал только о том, чтобы оно сгорело в пожаре или развалилось на части от старости. В конце концов, родители осознали, что второго Бетховена из сына не по­лучится, и разрешили бро­сить музыкальную школу. Это был самый счастли­вый день в его жизни. Те­перь он мог делать все, что захочет!

Виталий пооче­редно записывался во все секции и кружки родной Читы, ему хотелось попро­бовать как можно больше разных занятий. Задер­жался только в секции бокса. Настоящий мужской спорт пришелся подростку по душе, и он с остервене­нием боксировал по груше. Вот только ударить чело­века во время боя для него оказалось проблемой.

Любовная лодка разбилась о быт…

На сцену Виталий начал выходить еще в студенче­стве и нисколько не тушевался рядом с признан­ными «зубрами» Малого театра. Актерский талант сразу заговорил в нем в полную силу. Соломин и в кино снимался, хотя ру­ководство ВУЗа этого не одобряло. Бегал на съемки тайком, играл в массовке и эпизодах: старался набраться опыта.

Невероятно обаятель­ный, высокий, с неотра­зимой улыбкой, Виталий смог покорить даже при­знанную красавицу Малого театра Наталью Рудную. Влюбленные решили долго не ждать и через пару ме­сяцев отправились в загс.

Соломин думал, что со­вместная жизнь - это уют, вкусные обеды, вечера вдвоем... Но у жены были другие представления о семейном быте. Начинаю­щая актриса пропадала на съемках, любила шумные компании. Молодой муж надеялся, что со временем все изменится, даже купил кооперативную квартиру на первые крупные гоно­рары за фильмы. Уютного гнезда не получилось: Ви­талий узнал, что у жены появился другой мужчина. Не говоря ни слова, он со­брал чемодан и ушел. Не стал даже претендовать на квартиру - имуществен­ные дрязги актер считал ниже своего достоинства.

После этого Соломин решил больше никогда не жениться, и все силы на­правил на актерскую ка­рьеру. А она потихоньку двигалась в гору.

Отелло и ангел

Режиссеры работали с Виталием с удоволь­ствием. Только один раз его сняли с роли - в фильме «Городской романс». Виталий попал на съемки этой картины благодаря актрисе, игравшей главную героиню. Когда режиссер Петр Тодоровский спро­сил, кого бы она хотела видеть своим партнером, та сразу назвала Виталия Соломина.

На самом деле Маша Леонидова,студентка текстильного института, не была профессиональной актрисой. В кино она по­пала в буквальном смысле с улицы: ассистентка Тодо­ровского подошла к ней и пригласила на съемки «Городского романса». Мария сразу покорила режиссера - он заявил, что будет снимать только ее.

Виталий влюбился в Ма­рию Леонидову с первого взгляда, да и невозможно было не потерять голову от этого юного ангела с огромными наивными глазами. Он надеялся, что за время съемок они смо­гут узнать друг друга по­ближе, но... ему объявили, что он не подходит для этой неоднозначной роли - слишком положительная внешность.

Соломин по­нимал, что неопытная красавица, только что по­павшая в мир кино, - это легкая добыча для иску­шенных сердцеедов. У са­мого Соломина намерения были самые серьезные. «Я сразу понял, что такую, как она, больше никогда не встречу», - признавался актер впоследствии.

Он начал атаку: цветы, рестораны, признания, стихи и песни под гитару. Устоять она не смогла. А как же быть с зароком больше не жениться? Ви­талий решил внести в него поправку - не жениться на актрисе. Маше сразу ска­зал: если хочешь быть со мной, забудь об актерской карьере. Та согласилась.

Соломин обожал свою жену: она подарила ему душевное тепло, семейный уют и двух замечательных дочек. При этом Виталий был ревнив. Однажды он ударил пылкого кав­казца, который говорил его супруге слишком фри­вольные комплименты. В другой раз чуть не набро­сился на Александра Абду­лова - ему показалось, что его поцелуй после банкета был не совсем дружеским. А однажды, когда Мария пришла домой позже обе­щанного, просто не пустил ее ночевать.

Мария никогда не жа­лела, что выбрала обыкно­венное женское счастье. Характер у мужа был не­простой, но она принимала и любила его таким, какой он есть. Он никогда не обижал ее, даже не повы­шал голос. Брак Соломиных длился 32 года. Он оборвался в связи со смертью артиста.

«Папа нас совершенно не воспитывал»

- Витя был потрясающим отцом, - вспоминал Стас Тыркин,- никакой дистанции не сохранял. Его младшая дочь Лизамне однажды сказала: «Поразительно, но папа ведь нас совершенно не воспитывал. Однако все понятия о жизни, от простых до самых сложных - о добре и зле, что хорошо и что плохо, - пришли только через него».

Как он умудрился это сделать, не знаю. Морали он дочкам никогда не читал. И никогда их не наказывал. Даже когда Лиза стала ходить по разным клубам. Со старшей, Настей, они таких проблем не знали. А тут появилась вся эта ночная жизнь – совершенно неизвестный для них пласт жизни. Вечером ребенок исчезал в очередном ночном клубе. Виталий, конечно, не мог уснуть: очень боялся.

Жена Мария иногда просила его: «Ты поговори с ней серьезно, как отец. Объясни, что так нельзя». Он всякий раз обещал поговорить. Но вот приходила дочь, он ее по голове погладит, какие-то две-три нежные фразы скажет и - все… Он был удивительно мягок с детьми, нежен и совершенно необъективен. При своей жесткости по отношению к другим людям дочерей он не мог даже отругать…

Рукотворные праздники

Частенько у Соломина случались периоды погруженности в себя, когда он неделями отчуж­денно молчал, готовясь к новой роли, и предавался размышлениям. Его коллеги тоже знали об этой особенности и не обижались. Если он про­ходил мимо, не отвечая на приветствия, значит, снова ушел в свои мысли.

Зато когда Виталий «воз­вращался», начинался на­стоящий праздник. Он мог повести труппу в ресторан или купить всем дамам цветы. Праздник - это целый ритуал. Соломину не нужно было никакой нарочитой роскоши. Главное, чтобы все было душевно, с любовью, с фантазией.

Поэтому премьер его спектаклей ждали все - и не только ради самих спектаклей, но и ради банкетов. Что-нибудь Виталий Мефодьевич всегда придумывал - то раздобудет гигантского осетра, который не помещается в печку и которого надо запекать в два прием, а в зал вносить ввосьмером, то фейерверк устроит. Лишь бы вкус жизни не пропадал...
Од­нажды он устроил Новый год... в апреле. В Малом театре до сих пор вспоминают этот праздник, потому что после таких событий людям становилось немного легче жить. И не беда, что на следующий день Соломину ничего не стоило, погрузившись в свои мысли, снова забыть поздороваться со вчерашними товарищами по празднику жизни... Коллеги в театре легко прощали ему и рассеянность, и подчас тяжелый нрав.

Доктор Ватсон и другие


В театральной жизни актера были разные периоды - менялись режиссеры, руководство театра, были перерывы, даже по несколько лет. Спасали съемки в кино. Виталий Соломин прославился быстрее своего брата Юрия - фильмы с его участием вышли раньше, чем «Адъютант его превосходительства».

Первым фильмом, в котором дебютировал Виталий Соломин в небольшой роли, стала картина «Улица Ньютона, дом 1». Потом последовали «Председатель» и фильм «Женщины», где актер сыграл главную роль - романтич­ного влюбленного юноши Жени. Картина была прекрасно встречена специалистами, имела огромный успех у зрителей.

В киноленте «Старшая сестра» он исполнил роль Кирилла. Его партнерами стали замечательный Михаил Жарови несравненная Татьяна Доронина. В дальнейшем Виталий также часто и успешно снимался.
Чувство благодарности Виталий Соломин испытывал к режиссеру Игорю Масленникову, в фильмах которого сыграл ведущие роли. Любимая, принесшая актеру настоящую популярность - доктор Ватсон в сериале о Шерлоке Холмсе.

Сам Соломин считал:

-Ватсон - это «чтиво», всего лишь детектив, хорошо и стильно сделанный хорошим оператором и режиссером, талантливыми актерами. Но Конан Дойль - это же не Чехов, не Грибоедов и не Сухово-Кобылин! Театральные роли намного интереснее! Только в классике актер может продемонстрировать, на что он способен.

Впоследствии Игорь Масленников пригласил актера сыграть в «Пиковой даме», а в процессе съемок «Шерлока Холмса…» актер познакомился и на всю жизнь подружился с Василием Ливановым. В одной из серий по рассказу «Пестрая лента» Соломин даже разрешил сняться жене. По требованию мужа Мария Соломина несколько лет отказывалась от режиссерских предложений.
Большой успех принес Виталию Соломину психологический фильм «Зимняя вишня». Это был остроумный художественный эксперимент, поставленный режиссером над отдельно взятым индивидом мужского пола. Соломин и Калныньш играют двух разных мужчин, которые сражаются за сердце одной и той же женщины.
Виталий Соломин играет то, что случилось бы с героем, если бы в отношениях с любимой женщиной он поступил бы так-то и так-то, а Ивар Калныньш - если бы он поступил наоборот, вот так и вот эдак. Кто победит - флегматик Соломин или супермен Калныньш?..
- В жизни мужчины-актера бывает всякое. Творческий человек всегда должен находиться в состоянии любви - и те, кто считает, что это любовь к чему-то абстрактному, очень ошибаются. Актеры влюбляются в партнершу по сцене, а вовсе не в пейзаж за окном, - откровенно признавался Соломин. - Вживаться в роль всегда трудно, это только на экране все смотрится легко и просто.

В жизни Виталий Соломин меньше всего был похож на своего персонажа из «Зимней вишни» - человека слабовольного, нерешительного, склонного к вечным компромиссам. Хотя сам актер считал, что между ними все же есть нечто общее: - - Любовь к двум женщинам сразу - это не так уж и ненормально, только очень тяжело.

Впрочем, его собственная семейная лодка благополучно миновала и эти рифы. Маша оказалась на редкость понимающей женой

Очень дорога была Соломину работа в фильме «Даурия»: действие романа разворачивается в Сибири, Забайкалье, родных для актера местах.
Виталий Соломин любил музыку, хотел петь, танцевать, был даже период записи песен на радио, к сожалению, небольшой. С удовольствием он снимался в музыкальных фильмах «Сильва» и «Летучая мышь». Одной из последних работ стал многосерийный фильм «Пан или пропал».
Виталий Соломин пробовал себя и в качестве кинорежиссера, сняв полнометражный фильм «Охота». Действие фильма происходит в конце XVIII в. Костюмы для него - расшитые камзолы и платья - делались мастерами по специальной технологии.

Свой круг на Земле

Как-то Виталий Соломин спросил свою старшую дочь Настю, что такое жизнь. Она ответила: «Это наш круг на Земле».

«Свой круг» для Виталия Соломина - это и не только семья, сцена Малого театра и те места, где его встречали с любовью, но и жизнь на даче. Он купил старую, 37-го года, с огромными яблонями в саду, березами, зарослями малины, смородины, черемухи. Там какие-то закоулочки, старые скамейки, сараи, а в них - старинные лампы, пишущие машинки конца XIX века, оплетенные бутылки - красивые творения человеческих рук. Во всем этом было ощущение присутствия людей, и атмосфера была очень плотной.

Чтобы научить внука Кирилла чувствовать эту атмосферу, Виталий Мефодьевич трудился над обустройством специального сарая - с инструментами, верстаком, а главное - с колесом наподобие того, что крутили Тимур и его команда: чтобы все звенело, дребезжало, жило...

А чтобы Кирилл знал, что такое земля и как на ней что-то произрастает, Виталий Мефодьевич, совершенно равнодушный к садоводству и огородничеству, поставил парник для огурцов. Вскапывали землю вдвоем с Кириллом - оба по пояс голые, чумазые, рыжеволосые, курносые, упрямые...

Рядом с Соломиными купил дом и его друг Матякин. И не важно, что поселок расположен слишком близко от аэропорта Шереметьево, а рев самолетов не дает заснуть. Зато близко к другу! А дружили они тридцать (!) лет. Виталий Соломин официально отпраздновал это событие - организовал несколько костров, пригласил симпатичных людей...

Справлять тридцатилетие дружбы - это тоже «свой круг» на Земле..

Последний спектакль

В конце 1980-х годов у актера впервые в жизни наступил период застоя. Ролей не предлагали ни в кино, ни в театре. В такие моменты даже семейное благополучие не могло компенсировать ощуще­ние ненужности. К счастью, этот период продлился недолго. Знаменитая «Зим­няя вишня» получила два продолжения, появились и другие фильмы, где тре­бовался талант Виталия Со­ломина.

Работы было много: съемки, спектакли, препо­давание во ВГИКе. Виталий занимался любимым де­лом, не обращая внимания на тревожные симптомы: у него все чаще болела голова, отдавая в виски, поднималось давление.

К концу жизни он производил впечатление загнанной лошади - человека, работающего на износ - и потому что не может жить без актерской профессии, и потому что она его кормит.

- У меня, народного артиста, работающего в старейшем национальном театре страны, зарплата меньше, чем у уборщицы! - возмущался он. - Мы тут с моим старинным другом, известным хирургом, читаем иногда объявления о приеме на работу уборщиц и каждый раз поражаемся: все-таки зарплата у них повыше будет! Я не призываю понизить жалованье уборщицам, я бы хотел, чтобы его повысили врачам и актерам.

Знаете, сколько я получаю за работу в спектакле «Свадьба Кречинского»? 30 долларов! А спектакль сложнейший - мюзикл, три часа идет. Я ставил его, чтобы доказать, что актеры Малого могут играть все - и драму, и мюзикл. И продолжаю играть его не из-за денег, а потому что нравится!

В апреле 2002 года, прямо на сцене, 60-летнего актера сразил инсульт. Целый месяц артист находился между жизнью и смертью, то впадая в кому, то снова приходя в сознание. Жена и дочери до последнего мо­мента не теряли надежды, что он выкарабкается.

Чуда не случилось... Виталий Мефодьевич Соломин скончался 27 мая 2002 года.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Раззаков В.Нежность/Федор Раззаков.- М.: «ЭКСМО», 2010.

2. Филимонова Л.Виталий Соломин. Ватсон с характером//Лина Филимонова// Дарья-Биография. - 2016. -№5. - Стр. 10-11.

3.12.16. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Тольяттинская библиотечная корпорация» e-mail:[email protected]; Страница группы Вконтакте http://vk.com/library_foliant

Наши рекомендации